Налоговые сборы

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 01:44, курсовая работа

Описание работы

Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит в рассмотрении налоговых органов.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:

1. рассмотреть роль и значение налоговых органов в обеспечении экономической безопасности государства;

2. рассмотреть правовую основу деятельности налоговых органов;

3. рассмотреть права и обязанности налоговых органов РФ.

Работа содержит 1 файл

нп курсовая.docx

— 71.58 Кб (Скачать)

Предмет контроля налоговых органов:

• правильность исчисления налогов;

• полнота уплаты налогов;

• своевременность уплаты налогов.

Деятельность налоговых органов как участников налоговых правоотношений регулируется многочисленными нормативными актами, основными среди которых можно назвать следующие.

Конституция Российской Федерации. Конституция  РФ является актом высшей юридической  силы и потому ее положения обязательны  к исполнению всеми государственными органами и должностными лицами.Деятельность налоговых органов должна соответствовать конституционным нормам, в том числе и тем из них, которые прямо налоговые отношения не регулируют. Например, Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 17 декабря 1996 г. № 20-П1 признал неконституционным взыскание налоговыми органами сумм штрафов с налогоплательщиков во внесудебном порядке. Вывод Суда был основан на ст. 35 Конституции РФ, согласно которой право частной собственности охраняется законом и никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

Налоговый кодекс Российской Федерации. НК РФ, часть первая которого вступила в силу с 1 января 1999 г., содержит нормы, устанавливающие основные права  и обязанности налоговых органов  и их должностных лиц. НК РФ закрепляет формы и методы налогового контроля, детально его регламентирует: устанавливает  порядок проведения налоговых проверок, оформления их результатов, производства по делу о налоговом правонарушении и др. (гл. 14 НК РФ).

Закон РФ от 21 марта 1991 г. № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации». Этот Закон является единственным актом законодательства, специально посвященным регулированию различных аспектов деятельности налоговых органов. Наряду с общими принципами и задачами Закон перечисляет права и обязанности налоговых органов, а также предусматривает социальные и имущественные гарантии их работникам. Следует,однако, иметь в виду, что отдельные нормы данного Закона, не соответствующие НК РФ — основному акту налогового законодательства, применению не подлежат.

Указ Президента РФ от 31 декабря 1991 г. № 340 «О государственной налоговой службе Российской Федерации». Данным Указом утверждены Положение о Государственной налоговой службе Российской Федерации, Гарантии правовой и социальной защиты работников Государственной налоговой службы Российской Федерации и Положение о классныхчинах работников Государственной налоговой службы Российской Федерации.

Приказы и письма Министерства Российской Федерации по налогам и сборам. Отдельные вопросы деятельности налоговых органов регулируются подзаконными актами. Среди них прежде всего назовем акты МНС России (ранее — Госналогслужба России). Они конкретизируют и разъясняют положения НК РФ и налоговых законов. Так, приказом МНС России от 31 марта 1999 г. № ГБ-3-16/662 утверждена Инструкция «О порядке составления акта выездной налоговой проверки и вынесения  решения по результатам рассмотрения ее материалов», а приказом МНС России от 5 мая 1999 г. № ГБ-3-15/120 — Положение  об информировании налогоплательщиков по вопросам налогов и сборов.

 

3.   Организация деятельности налоговых  органов

 

Во всех современных  государствах контроль за уплатой налогов  находится в компетенции специальных  государственных органов — налоговых  служб, организационные структуры  которых существенно различны. В  большинстве стран налоговые  ведомства включены в состав министерств  финансов и имеют иерархическое  строение по территориально-административному  признаку. Например, в Великобритании существует 600 налоговых районов в 15 налоговых округах, а в США центральному аппарату Службы внутренних доходов подчинены 7 региональных и 58 окружных налоговых управлений5.В некоторых странах приняты иные методы организации работы налоговых органов. В Дании, например, существует принцип закрепления за каждым предприятием группы работников налоговой службы. Такая группа курирует предприятие от возникновения до ликвидации. Группа решает все, что связано с налогообложением предприятия— от проверки до взыскания платежей. Существуют группы поддержки, в которых работают самые опытные специалисты налоговой службы. Эти подразделения используются для решения сложных вопросов налогообложения и могут быть приданы любой группе, непосредственно работающей с налогоплательщиком6. В России налоговые органы с 1991 года представляют собой единую централизованную систему, отделены от финансовых органов и имеют собственную структуру, в которую входят:

• федеральный орган исполнительной власти — Министерство Российской Федерации по налогам и сборам. МНС России подчинено Президенту РФ, Правительству РФ и возглавляется  министром, назначаемым Президентом  РФ;

• управления МНС России по субъектам  Федерации и межрегиональные  инспекции МНС России, непосредственно  подчиняющиеся МНС России. Начальники управлений и инспекций этого  уровня назначаются министром по налогам и сборам;

• инспекции МНС России по районам, районам в городах, городам без  районного деления, а также инспекции  МНС России межрайонного уровня с  непосредственным подчинением управлениям  МНС России в субъектах Федерации. Начальники инспекций данного уровня назначаются начальниками управлений по субъектам Федерации по согласованию с МНС России.

Центральный аппарат в дополнение к тем функциям, которые выполняет  местное звено налогового органа, обладает следующими полномочиями:

– организует, координирует  и контролирует  работу Инспекций МНСРФ;

– осуществляет аналитическую и  статистическую деятельность;

– разрабатывает и издает инструктивные  и методические указания и другие документы по применению налогового законодательства;

– осуществляет контроль за актами, связанными с налогообложением, издаваемыми  министерствами, ведомствами и другими  организациями;

– участвует в выработке налоговой  политики, подготовке проектов законодательных  актов и международных договоров  о налогообложении;

– решает вопросы международного сотрудничества.

Региональное звено МНС РФ выполняет  функции, присущие нижнему звену, а  также ряд функций, присущих высшему  звену, - по организации, координации  и контролю деятельности нижестоящих  налоговых инспекций, обобщению  практики.

Налоговый кодекс РФ устанавливает  способ осуществления функций налоговых  органов, с одной стороны, путем  реализации полномочий, под которыми понимаются права произвести какие-либо действия (ст. 31 и 34 Кодекса), и с другой - методом исполнения обязанностей ( ст. 32, 33, 34 Кодекса, а также соответствующие  статьи федеральных законов, определяющих порядок организации и деятельности налоговых органов).

Система налоговых органов построена  в соответствии  с  административным   и  национально-территориальным делением,  принятым    в  Российской   Федерации. Основным элементом  в этой системе  являются инспекции МНС РФ  по  районам,  городам без  районного деления  и  районам  в  городах.  Второе  звено включает  в  себя  управления МНС РФ  по субъектам РФ, и межрегиональные  инспекции   МНС  РФ.

Возглавляет систему  налоговых  органов - Министерство Российской Федерации по налогам и сборам.

Районные   (городские) налоговые инспекции  выполняют  основную  нагрузку по непосредственному  контролю  за исполнением  налогового законодательства  всеми  физическими   и   юридическими  лицами  на обслуживаемой  территории. В  соответствии с Положения   о Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам  они обеспечивают своевременный   и  полный  учет  плательщиков  налогов, сборов и других обязательных  платежей, правильность начисления  платежей гражданам  Российской Федерации,  иностранным  гражданам и лицам  без гражданства, а также поступление  этих платежей  в  бюджет; контролируют своевременность представления плательщиками  бухгалтерских  отчетов  и   балансов, налоговых   расчетов, отчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением  и уплатой  платежей в  бюджет, а также проверяют  достоверность  этих  документов  в части правильности  определения прибыли,  дохода, иных объектов обложения и исчисления налогов, сборов и иных обязательных платежей; производят осмотр, фиксацию, содержание и изъятие у организаций документов, свидетельствующих о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или иных объектов от налогообложения; получают от предприятий, учреждений, организаций, финансовых органов и банков документы, на основании которых ведут оперативно-бухгалтерский учет по каждому плательщику и виду платежа сумм доходов и других платежей, подлежащих уплате и фактически поступивших в бюджет, а также сумм финансовых  санкций      и административных штрафов; приостанавливают операции предприятий, организаций, учреждений и граждан по расчетам и другим счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях в случаях непредставления (или отказ представлять) налоговым органам и их должностным лицам бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, сборов и иных  обязательных платежей в бюджет.     

 К компетенции  районных  (городских) инспекций МНС РФ относятся применение  финансовых  санкций, предусмотренных законодательством Российской Федерации   и  ее субъектов за нарушение обязательств перед бюджетом; административных штрафов  за  эти  нарушения, допущенные должностными лицами организаций  и гражданами; возврат излишне  взысканных  и  уплаченных   налогов, и других  обязательных  платежей  в бюджет  через  банки  и  иные   кредитно-финансовые    учреждения; учет, оценка и реализация конфискованного, бесхозяйного имущества и имущества, принадлежащего  по  праву  наследования государству, а  также    кладов.      Они  вправе предъявлять в суд и  арбитражный  суд    иски о ликвидации организаций любой  организационно-правовой формы по  основаниям,  установленным законодательством Российской Федерации, о признании  регистрации предприятия недействительной в  случаях    нарушения установленного порядка создания организации или несоответствия учредительных документов требованиям  законодательства и  взыскании  доходов, полученных  в   этих  случаях; о  признании   сделок недействительными  и  взыскании в  доход  государства   всей  полученной прибыли  по  таким  сделкам; о  взыскании   неосновательно приобретенного  не  по  сделке, а  в   результате других незаконных действий.

Сотрудники районной (городской) налоговой  инспекции  составляют,  анализируют и   представляют вышестоящим налоговым   органам    установленную отчетность, а  районным  и  городским  финансовым   органам  —   ежемесячные   сведения  о фактически  поступивших  суммах  налогов  и  других   платежах в бюджет. Часть  этих  функций  реализуется в  повседневной   деятельности инспекторским составом, часть — руководителем или  его заместителем.

Структура  и штатная численность районной (городской)  налоговой инспекции  утверждается ее начальником    на  основании    социально-демографических, экономических  и географических характеристик района, объема   выполняемой   работы  и   других  факторов, учитываемых  при  определении количества сотрудников и создании  внутриструктурных подразделений, в пределах установленного им  фонда оплаты  труда. В крупных  городских и   районных   (в городах) налоговых  инспекциях  могут быть  созданы отделы  и группы   по  видам   взимания   налогов. Их   работа строится по отраслевому принципу. Принцип  зональной организации работы может  быть составным  элементом отраслевого принципа. Например, в отделе по налогам с физических лиц  один инспектор  осуществляет  контроль  за  соблюдением   налогового  законодательства жителями одного микрорайона города,  другой  инспектор -контролирует  налогоплательщиков  другого микрорайона и  т.д.    Согласно  штатной  численности и  структуре районной  (городской) налоговой инспекции   в ее  состав  входят начальник, заместители начальника, начальники  отделов, где они есть,  главные налоговые инспекторы,  старшие налоговые инспекторы, налоговые  инспекторы, специалисты, работники  бухгалтерии  и  вспомогательного  аппарата.

Руководитель инспекции,  его  заместители  и  начальники отделов  назначаются и  освобождаются  от  должности начальником  вышестоящей   налоговой  инспекции.  Прием   и   увольнение  на   работу  других  сотрудников районной (городской) налоговой инспекции  производится по согласованию с руководителем инспекции. Он  несет персональную  ответственность за  подбор   и  расстановку   кадров,  повышение  их  квалификации. Вновь  принятые  работники  представляются  к  классному  чину инспектора  налоговой службы III ранга при наличии высшего  или  среднего специального образования и стажа  работы  в  налоговых органах не менее  одного года.

В отдельных  случаях за примерное исполнение служебных обязанностей  и  высокие   показатели  в  работе  руководитель  вышестоящей  налоговой  инспекции  вправе присвоить  классный чин  и до  истечения  этого срока. Районная  (городская) налоговая инспекция является юридическим лицом,  имеет свой текущий   счет и печать с изображением Государственного герба РФ.   

В  Положении  о Министерстве РФ по налогам и сборам нормативно  не определяется организационное  устройство налоговых  органов субъектов Российской Федерации.  Также   как   и   для  районной   (городской) инспекции,  структура  и   штатное  расписание  этих звеньев системы  утверждаются руководством соответствующей  налоговой инспекции  в пределах установленного им  фонда  оплаты труда.    Необходимо   подчеркнуть, что  структурная  схема  межрегиональной  налоговой инспекции строится с учетом  региональных  особенностей: размеров  территории и его экономического потенциала, количества налогоплательщиков и  их социально-демографических  характеристик, других обстоятельств. Все   различия  в организационном   построении связаны,  в   конечном  счете, с созданием  такой рабочей  модели,   которая в конкретных условиях будет наиболее эффективно решать  стоящие  перед  налоговыми органами задачи.  

Однако если районная  (городская) налоговая инспекция   непосредственно контролирует полноту  и  своевременность  внесения  налоговых   платежей,  правильность   исчисления  налогов, то межрегиональные инспекции МНС РФ решают  эти  задачи в большей  степени   путем реализации  организационно-методических функций.

На  них  возлагаются: организация работы, нижестоящих   налоговых  инспекций   по   осуществлению   контроля за соблюдением законодательства о налогах, сборах и   других  платежах  в  бюджет;  обобщение   и  анализ   отчетов  налоговых инспекций  о   проделанной  работе,   подготовка на их  основе  методических рекомендаций   по  совершенствованию практики  налогового контроля;   организация взаимодействия  налоговых  инспекций   с   другими  правоохранительными  органами по усилению   контроля за соблюдением законодательства о налогах и   других платежах; комплексные и тематические проверки   нижестоящих   налоговых   инспекций;  обобщение   и   внедрение  в налоговую  практику  передового опыта;   проведение мероприятий  по  профессиональной подготовке и переподготовке кадров; осуществление мер по   созданию  информационных   систем,  автоматизированных рабочих  мест и  других средств автоматизации и   компьютеризации работ  в налоговых органах;. координация  работы   по   взаимодействию   с  районными   (городскими)  органами   власти  и  управления   по   вопросам  обеспечения инспекций МНС РФ служебными   помещениями,  транспортом, вычислительной техникой,   другими  материально-техническими средствами, а  их   работников —  жильем,  дошкольными    и  школьными   учреждениями  в порядке, установленном Правительством Российской  Федерации  и исполнительными органами субъектов Российской  Федерации.

Информация о работе Налоговые сборы