Налоговые правонарушения

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2012 в 13:54, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования темы настоящей работы заключается в том, что понимание сущности юридической ответственности, знание ее основных принципов позволяет налогоплательщикам, в том числе и не являющимся профессиональными юристами, успешно разрешать сложные конфликтные ситуации и избегать неоправданных финансовых потерь.

Содержание

Введение 4
1. Понятие и состав налогового правонарушения. 6
1.1. Объект налогового правонарушения. 6
1.2. Объективная сторона налогового правонарушения. 7
1.3. Субъект налогового правонарушения. 9
1.4. Субъективная сторона налогового правонарушения. 10
2. Меры ответственности за совершение налогового правонарушения 15
2.1. Применение налоговых санкций. 15
2.2. Обстоятельства, отягчающие ответственность. 17
2.3. Обстоятельства, смягчающие ответственность. 18
3. Правонарушения в сфере налогов и сборов и ответственность
налогоплательщика за них. 20
4. Налоговая система.
4.1. «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы» 26
Заключение 31
Библиография 34

Работа содержит 1 файл

курсовая налоговое.docx

— 59.35 Кб (Скачать)

       Принятие  же нового КоАП РФ положило конец данной практике по той причине, что во всех составах административных правонарушений в области налогов и сборов (ст.15.3-15.11 вышеуказанного Кодекса) предусмотрен специальный субъект - должностные лица организаций, то есть налогоплательщики и налоговые агенты - физические лица не несут ответственности в соответствии с новым КоАП РФ. Таким образом, КоАП РФ установил принцип однократности привлечения виновного лица к административной ответственности.

       Принимая  во внимание все вышесказанное об отличиях налоговой ответственности  от административной, необходимо отметить, что налоговая ответственность  является по своей природе ответственностью карательной, штрафной, на что указывает  характер налоговых санкций и  практика их применения. Так, налоговой  санкцией является штраф. В большинстве  случаев его размер зависит от степени общественной опасности  налогового правонарушения, за которое  он установлен, и он не связан с причиненным  таким правонарушением вредом. Целью  налоговой санкции является предупреждение совершения налогового правонарушения в будущем; кроме того, она преследует фискальную цель, являясь одним из налоговых доходов бюджетов. Учитывая также то обстоятельство, что само налоговое правонарушение - это нарушение  в области государственного управления, поскольку препятствует деятельности налоговых органов по организации  взимания налогов и сборов, следует  признать, что налоговая ответственность  является либо разновидностью административной ответственности, либо явлением, равнопорядковым  с ней, и поэтому рассматриваемые виды юридической ответственности не могут применяться одновременно за одно и то же правонарушение в отношении одного и того же лица.

       КоАП  РФ также предполагает за административные правонарушения в области налогов  и сборов наложение только одной  разновидности административного  наказания - штрафа, во взыскании которого выражается карательная сущность административной ответственности в целом.

       Предваряя рассмотрение отдельных составов налоговых  правонарушений и административных правонарушений в области налогов  и сборов, необходимо сделать общее  замечание о том, что законодатель избежал дублирования налоговых  правонарушений в КоАП РФ, что устраняет  правовые коллизии между НК РФ и  КоАП РФ. КоАП РФ удачно восполняет пробелы  в законодательстве о налогах  и сборах, устанавливая ответственность  должностных лиц налогоплательщиков, налоговых агентов и кредитных  организаций.

       Для наглядности при сравнении положений  налогового и административного  законодательства о правонарушениях  в сфере налогов и сборов целесообразно  избрать табличную форму изложения  материала (См. приложение). Отметим, что  в таблице нами будут рассмотрены  не все, а лишь некоторые налоговые  правонарушения и ответственность  за их применение.

       Указанная таблица позволяет сделать следующие  выводы:

       1) КоАП РФ восполняет законодательство  о налогах и сборах в части  установления административной  ответственности в отношении  непосредственных виновников нарушения  налогового законодательства, а  именно: должностных лиц организаций-налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых  агентов, сборщиков налогов и  сборов, а также кредитных организаций;

       2) КоАП РФ устанавливает ответственность  не за все нарушения законодательства  о налогах и сборах, а только  за те из них, родовым объектом  которых является государственное  управление в сфере налогообложения;

       3) ответственность не за все  налоговые правонарушения, предусмотренные  НК РФ, носит административный (карательный)  характер. Совершение ряда налоговых  правонарушений, объектом которых  являются бюджетные доходы, влечет  не взыскание штрафа, а уплату  пени, что свидетельствует о правовосстановительном (финансовом) характере юридической  ответственности, установленной  за совершение таких правонарушений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       4. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА

       4.1.  «Каждый обязан платить законно  установленные налоги и сборы» 

       Налоговые отношения являются обязательственными. Суть обязательства состоит в  уплате налога: ” Каждый обязан платить  законно установленные налоги и  сборы “.

       Следовательно, в сферу налогового регулирования  должны включаться отношения, связанные  с возникновением, изменением и прекращением налогового обязательства.

       Невыполнение  налогового обязательства состоит  в неуплате или неполной уплате налога. Это является сутью любого нарушения  налогового законодательства. В недополучении  бюджетом причитающихся ему сумм выражен ущерб, причиненный правонарушением.

       Ст. 13 Закона Российской Федерации «  Об основах налоговой системы  в Российской Федерации » устанавливает  ответственность налогоплательщика  за нарушение налогового законодательства в виде финансовых санкций и предусматривает, что должностные лица и граждане, виновные в нарушении налогового законодательства, привлекаются в установленном  законом порядке к административной, уголовной и дисциплинарной ответственности.

       Однако  вызывает сомнение утверждение, что  за налоговые правонарушения может  наступать дисциплинарная ответственность. Ответственность дисциплинарную и  материальную лицо понесет перед  предприятием, понесшим ущерб в результате уплаты штрафов и пени. Данные отношения  лишь косвенно связаны с налоговыми, но налоговым правом не регулируются. За нарушения налогово-правовых норм наступает ответственность трех видов – административная, уголовная  и налоговая.

       В настоящее время вопрос о конкретных видах и размерах ответственности  участников налоговых отношений  решается в целом ряде нормативных  актов. Прежде всего, это Закон РФ « Об основах налоговой системы  в Российской Федерации » (ст. 13,15), Таможенный кодекс РФ (ст.124 « Взыскание  таможенных платежей и меры ответственности  »). Две статьи, предусматривающие  ответственность за нарушение налогового законодательства, содержатся в Уголовном  кодексе РФ (ст. 198 « Уклонение  гражданина от уплаты налога », ст. 199 «  Уклонение от уплаты налогов с  организаций »).

       Налоговый кодекс РФ вводит понятие налогового правонарушения (ст. 119), налоговой санкции (ст. 128) и закрепляет права налоговых  органов и налогоплательщиков едиными  процессуальными нормами. Под налоговыми санкциями понимаются штрафы. Употребляя в Кодексе термин «ответственность за налоговое нарушение» законодатель не называет, к какому виду юридической  ответственности она относится, и это затрудняет определение  правовой природы предусмотренных  налоговых правонарушений. В целом  выделение специальной ответственности  за совершение налоговых правонарушений в виде налоговых санкций оправдано, поскольку административная ответственность  в этих случаях недостаточна и  к тому же не применима в отношении  юридических лиц.

       Однако  налоговая санкция в виде штрафа не является единственной мерой ответственности  за совершение налоговых правонарушений. Так, ст.13 Закона РФ «Об основах налоговой  системы в Российской Федерации» предусматривает четыре вида санкций  за нарушение налогового законодательства. Это – взыскание всей суммы  сокрытого или заниженного дохода (прибыли), штраф, пеня, взыскание недоимки.

       Налогоплательщик, нарушивший налоговое законодательство, в установленных законом случаях  несет ответственность в виде:

       а) взыскания всей суммы сокрытого  или заниженного дохода (прибыли) либо суммы налога за иной сокрытый или неучтенный объект налогообложения  и штрафа в размере той же суммы, а при повторном нарушении  – соответствующей суммы и  штрафа в двукратном размере этой суммы. При установлении судом факта  умышленного сокрытия или занижения  дохода (прибыли) приговором либо решением суда по иску налогового органа или  прокурора может быть взыскан  в федеральный бюджет штраф в  пятикратном размере сокрытой или  заниженной суммы дохода ( прибыли );

       б) штрафа за каждое из следующих нарушений: за отсутствие учета объектов налогообложения  и за ведение учета объекта  налогообложения с нарушением установленного порядка, повлекшие за собой сокрытие или занижение дохода за проверяемый  период; за непредоставление или несвоевременное  предоставление в налоговый орган  документов, необходимых для исчисления, а также для уплаты налога;

       в) взыскания пени с налогоплательщика  в случае задержки уплаты налога. Взыскание  пени не освобождает налогоплательщика  от других видов ответственности;

       г) взыскание недоимки по налогам и  другим обязательным платежам, а также  сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных  законодательством, производится с  юридических лиц в бесспорном порядке, а с физических лиц в  судебном. Взыскание недоимки с юридических  и физических лиц обращается на полученные ими доходы, а в случае отсутствия таковых – на имущество этих лиц.

       Наиболее  характерной санкцией, применение которой  и выражается рассматриваемый вид  правовой ответственности, является взыскание  недоимки по налогам (принудительное осуществление  обязанности, невыполненной правонарушителем – принудительное изъятие).

       Термин  « взыскание налога » вписывается  только в правовую конструкцию института  ответственности – в случае неуплаты налога добровольно (наступает ответственность) взыскивается недоимка по налогу.

       Принудительное  изъятие не уплаченных в срок сумм налогов, применяемых в бесспорном порядке в отношении юридических  лиц, можно назвать мерой налоговой  ответственности, понимая ответственность  в ее наиболее традиционном понимании, то есть как меру принуждения. Одновременно с взысканием недоимки налагается и  штраф на лицо, совершившее правонарушение, то есть возлагается дополнительное обременение.

       Взимание  налога с правовой точки зрения следует  расценивать как обязанность  государства по сбору налога в  целях защиты прав и законных интересов  граждан. В случае добровольной уплаты налогоплательщиком налога он взимается  государством, в случае же неуплаты его в срок, государством взыскивается недоимка по налогу. Следует также  иметь в виду, что обязанность  по обеспечению исполнения обязательства, как правило, лежит на должнике, а  не на кредиторе, которым является государство, взимающее налог.

       Институт  « обеспечение исполнения обязательств » является институтом гражданского права, который хотя и предусматривает  пеню в форме неустойки как  способ обеспечения исполнения обязательств, но неустойка в гражданских правоотношениях  традиционно применяется как  мера ответственности.

       В постановлении Конституционного Суда РФ от 17 декабря 2008 г. отмечено, что по смыслу ст. 57 Конституции РФ налоговое  обязательство состоит в обязанности  налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом. Неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением  ущерба, понесенного государством в  результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж – пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в  срок в случае задержки уплаты налога.

       Специфической мерой воздействия налоговой  ответственности является налоговый  штраф, который налагается одновременно с взысканием недоимки. Эта санкция  сходна с одноименной мерой административной ответственности, но имеет и ряд  особенностей. Она применяется в  соответствии с действующим законодательством  без учета вины налогоплательщика  не только в отношении физических, но и юридических лиц. Штраф невозможно заменить иным взысканием. Наложение  штрафа, как и такая мера налоговой  ответственности, как взыскание  всей суммы сокрытого или заниженного  дохода, носит карательный характер.

       Экономические преобразования в современной России и реформирование отношений собственности  существенно повлияли на реализацию государством своих экономических  функций и закономерно обусловили реформирование системы налогов. На пути к рыночной экономике налоги становятся наиболее действенным инструментом регулирования новых экономических  отношений. В частности, они призваны ограничивать стихийность рыночных процессов, воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры, укрощать инфляцию.

Информация о работе Налоговые правонарушения