Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2011 в 22:58, курсовая работа
"Налоговая система" - один из центральных разделов экономической теории,
точнее, ее раздела, посвященного теории финансов.
Налоговая система - неотъемлемый элемент общественного воспроизводства, -
обеспечивающий возможность выполнения государством целого ряда
воспроизводственных функций, создающих условия эффективной деятельности всех
субъектов общественного производства, представляющих все формы собственности.
субъектов Федерации, местные).
Регулирование налогообложения - комплексное понятие, означающее, во-первых,
деятельность работников финансового и налогового аппарата по формированию
денежных фондов, образуемых за счет налогов.
Во-вторых, в процессе регулирования осуществляется контроль над сбором
налогов, управление налогово-финансовыми органами (органы системы Минфина,
Государственной налоговой службы, Департамент налоговой полиции,
Государственный таможенный комитет РФ).
В процессе изменения экономической ситуации в стране регулирование налоговой
системы постоянно модифицируется. Особо значение налоговое регулирование
приобретает в условиях рыночной системы как один из основных методов
косвенного регулирования экономики.
Основные задачи налогового регулирования: - формирование централизованных
бюджетных и внебюджетных фондов путем мобилизации налоговых поступлений;
- составление программ (краткосрочных и долгосрочных) поступления налогов;
- разработка принципов
формирования и учета
Правильное определение налогооблагаемой базы -ключевой момент механизма
исчисления налогов;
- осуществление
контроля над налоговыми
юридических лиц, привлечение к ответственности налогоплательщиков,
уклоняющихся от уплаты налогов.
Налоговая политика государства представляет систему мероприятий и является
составной частью финансовой политики. Характер и цели налоговой политики
обусловливаются экономической ситуацией в стране, характером использования
механизма налогообложения и принципов налогообложения.
Различают два типа налоговой политики: дискреационную и недискреационную или
автоматическую.
Дискреционная налоговая политика заключается в более частом изменении
налоговых ставок и размеров государственных расходов с целью влияния на
масштабы объемов производства и занятость, то есть на экономическое развитие
в интересах стабилизации экономики. В различных экономических ситуациях
используются разные варианты дискреционной политики с целью стабилизации
экономической ситуации
с помощью налогов и
В период спада
возникает потребность в
которая предполагает снижение налогов, увеличение государственных расходов,
сочетание того и другого. Увеличение государственных расходов и сокращение
налогов - меры, способствующие образованию бюджетного дефицита. В периоды
спада производства дефицит госбюджета выполняет позитивную функцию, поскольку
создает определенные условия для инвестирования.
Правительство может способствовать сокращению дефицита госбюджета двумя
методами. Один из них - размещение правительственных займов на денежном
рынке, увеличение процентных ставок за кредиты, сокращение инвестиций. Другой
- денежная эмиссия,
которая не препятствует
инфляцию.
В периоды избыточного спроса, когда возникает инфляция, более
предпочтительной является сдерживающая фискальная политика, направленная на
сокращение спроса. Ее методы - увеличение налогов, уменьшение
правительственных расходов, сочетание этих двух подходов.
.В период борьбы
с инфляцией в отличие от
периода, характеризующегося
производства, фискальная политика должна ориентироваться на положительное
сальдо государственного бюджета.
Недискреационная фискальная политика предполагает использование мер, которые
автоматически способствуют увеличению дефицита госбюджета в период спада
производства или увеличению его положительного сальдо в период инфляции. В
процессе реализации недискреационной налоговой политики правительственные
расходы принимаются заданными, постоянными. Кроме того, не принимается
никаких специальных шагов по изменению налогов: налоговые поступления
возрастают автоматически по мере роста чистого национального продукта.
Поступление налогов
формирует тенденцию к
созданию бюджетного излишка.
В тех случаях, когда чистый национальный продукт сокращается в период спада
производства, налоговые
поступления автоматически
сокращение смягчает экономический спад.
Сокращение налогов способствует возникновению бюджетного дефицита. Как видно,
в случае использования недискреационной фискальной политики бюджетные излишки
и бюджетные дефициты возникают автоматически.
Недискреационная политика не в состоянии полностью предотвратить
нежелательные изменения величины чистого национального продукта.
Автоматические стабилизаторы в состоянии лишь ограничить степень его
изменений, сгладить их, но не избежать. Поэтому в условиях существенного
спада производства или существенной инфляции более эффективной является
дискреационная политика, то есть
изменение по мере необходимости налоговых ставок и государственных расходов.
НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА И НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА В СТРАНАХ С РАЗВИТОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКОЙ
Система налогообложения является механизмом аккумуляции доходов госбюджета и
воздействия на общественное производство: на его структуру, его размещение,
на темпы научно-технического развития. Налогами можно ограничивать или
стимулировать деловую активность. Иногда налоги используются для решения
довольно частных проблем. Так в Германии в начале века, с целью прекращения
расходования вина на производство уксуса был введен налог на уксусную
кислоту. Денежные доходы от налога едва покрывали расходы по его взиманию, но
поставленная задача была решена. В той же Германии налоги используются для
решения социальных задач. В частности, после резкого увеличения акциза на
табак некурящих в Германии стало значительно меньше. Налогообложение
используется также для решения проблем экологии. Дифференцированные налоги на
автотранспорт, учитывающие
экологическую чистоту
применяются в США.
Как и в других странах, формирование и движение бюджетных средств занимает
центральное место в реализации экономической политики американского
государства.
Налоги, дающие наиболее стабильные и крупные поступления, направляются в
федеральный бюджет. На его долю приходится примерно 70% государственных
доходов и расходов. Структура доходов федерального бюджета США
характеризуется следующими данными:
- подоходный налог с физических лиц - 41%;
- отчисления на социальное страхование - 34%;
- налог на доходы корпораций - 10%;
- акцизные сборы - 3%;
- заемные средства - 8%;
- прочие доходы, включая налог на имущество, переходящее в порядке
наследования или дарения и негосударственные пошлины - 4%.
Как видим, наиболее крупной статьей дохода является подоходный налог с
физических лиц. Он взимается по прогрессивной шкале. Имеется необлагаемый
минимум доходов. В начале 90-х годов он составлял 2000 долларов в год.
Налогом облагается либо отдельный человек, либо семья. В последнем случае
суммируются все виды доходов членов семьи за год. По подоходному налогу с
физических лиц предоставляются налоговые льготы: чистый доход уменьшается на
необлагаемый минимум, взносы в благотворительные фонды, налоги, уплачиваемые
властям штата, местные налоги, проценты, полученные от ценных бумаг
правительства штатов и местных органов управления, суммы алиментов, расходы
на медицинское обслуживание (в размерах, не превышающих 15% облагаемой
суммы). В результате
перечисленных вычетов
граждан США. До 1986 г. в США действовало 14 ставок подоходного налога,
величина которых варьировалась с 11 до 50%.
Второй по величине статьей доходов федерального бюджета США являются
отчисления на социальное страхование от фонда зарплаты. Они уплачиваются как
работодателем, так и наемным работником. В отличие от других европейских
стран (в том числе и России), где основную часть данного взноса делает
работодатель, в США он делится пополам, между работодателем и работником.
Ставка отчислений меняется ежегодно при формировании бюджета. В начале 90-х
годов общая ставка была равна 15,02% фонда зарплаты. Работодатель и работник
вносили по 7,51%. При этом облагается не весь фонд зарплаты, а только первые
48,6 тыс. долларов в год в расчете на каждого занятого.
Налог на доходы от корпораций занимает третье место в доходах федерального
бюджета США. Основная налоговая ставка - 34% дохода корпораций. Имеют
прогрессивный характер: за первые 50 тысяч долларов налогооблагаемого дохода
взимается 15%, за следующие 25 тысяч долларов - 25%. Налог на оставшуюся
сумму равен 34%. Такой подход к налогообложению имеет большое значение для
средних и малых предприятий.
По налогу на доходы корпораций предоставляются налоговые льготы. Из числа
дохода корпораций вычитаются: штатные и местные налоги на доходы, 100%
дивидендов от дочерних компаний, находящихся в полной собственности
корпораций, проценты по ценным бумагам местных властей и штатов, взносы в
благотворительные фонды, ускоренная амортизация, льготы на инвестиции и
научно-исследовательские работы, налоговые скидки на использование
альтернативных источников энергии (солнечная энергия или энергия ветра и
др.). В то же время, в некоторых случаях взимается налог на сверхприбыль. В
начале 80-х годов был введен налог на сверхприбыль от нефти в связи со
снятием контроля за внутренними ценами на нефть.
Федеральные акцизные сборы занимают скромное место в доходах федерального
бюджета: всего 3%. Акцизные сборы установлены на алкогольные и табачные
изделия, 10% бензин, дорогие автомобили, меха, драгоценности, личные самолеты
и др. Кроме того, в США акцизные сборы установлены на дороги и воздушные