Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2011 в 22:58, курсовая работа
"Налоговая система" - один из центральных разделов экономической теории,
точнее, ее раздела, посвященного теории финансов.
Налоговая система - неотъемлемый элемент общественного воспроизводства, -
обеспечивающий возможность выполнения государством целого ряда
воспроизводственных функций, создающих условия эффективной деятельности всех
субъектов общественного производства, представляющих все формы собственности.
б) сложная - при которой доходы делятся на части, каждая из которых
облагается своей ставкой. Повышенные ставки действуют не для всего объекта, а
для части, превышающей предыдущую.
5. Определение
сроков уплаты налогов в
предусматриваются особо по каждому налогу.
6. Налоговые льготы,
означающие полное или
Налоговые льготы предусматриваются в законах о соответствующих налогах: в
Законе о налоге на прибыль, в Законе о налоге на добавленную стоимость и т.д.
Основными формами предоставления налоговых льгот являются:
- установление
необлагаемого налогом
Например, минимальная зарплата не облагается налогом;
- изъятие из
обложения определенных
Например, прибыль, используемая на инвестиции, вычитается из налогооблагаемой
прибыли;
- освобождение
от уплаты налогов
Например, малых предприятий, инвалидов и т.д.;
- вычет из налогового платежа за определенный период;
- понижение налоговых ставок;
- целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочка взимания
налоговых платежей).
Налоговые льготы используются для стимулирования различных видов
хозяйственной деятельности, различных экономических процессов
(инвестирования, развития новых производств и др.), а также различных
категорий плательщиков.
Объединение налоговых платежей в систему позволяет их классифицировать по
различным признакам. Это дает возможность лучше уяснить сущность и механизм
их действия.
Классификация налогов представляет собой их группировку по различным
принципам или основаниям. Налоги классифицируются следующим образом:
- по субъектам платежей, что означает, что они разделяются на налоги,
взимаемые с юридических лиц и на налоги, уплачиваемые физическими лицами. В
то же время есть ряд налогов общих для юридических и физических лиц
К ним относятся земельный налог, налоги в дорожные фонды;
- по методам взимания. По этому признаку различают прямые и косвенные налоги.
К прямым налогам относятся налоги на доход и на имущество. При прямом
налогообложении фактически является юридическое или уплачивающее налог.
Косвенные налоги отличаются от прямых, выплачиваемых с дохода или имущества,
тем, что включаются в виде надбавки в цену товара или тарифа на услуги.
Юридически обязанность внесения косвенных налогов возлагается на предприятие,
производящее товары или услуги или предприятие, реализующее их. Но данные
предприятия не являются фактическими налогоплательщиками применительно к
косвенным налогам. В связи с тем, что они включаются в цены товаров или
услуг, фактическим налогоплательщиком является их потребитель, поскольку
именно он приобретает их по ценам, повышенным на сумму налога.
В группу косвенных налогов входят налог на добавленную стоимость, акцизы,
таможенные пошлины и др. Платежи во внебюджетные фонды также относятся к
косвенным налогам, но включаются они не в цену, а в себестоимость продукции.
Но, в конечном счете, повышение себестоимости увеличивает цену.
Сочетание прямых и косвенных налогов позволяет государству полнее
использовать как фискальную, так и стимулирующую функции налогов. В этом
случае под налоговым воздействием оказываются и материальные ресурсы и
рабочая сила, и доход,
- в зависимости от территориального уровня, на котором они взимаются. Закон
"Об основах налоговой системы" вводит подразделение налогов на три вида в
зависимости от их территориального уровня: федеральные (общероссийские),
субъектов Федерации, местные налоги.
К федеральным налогам относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы на
отдельные группы товаров, налог на доходы банков, налог на доходы от
страховой деятельности, налог на операции с ценными бумагами, налог на
прибыль, подоходный налог с физических лиц, налоги, зачисляемые в дорожные
фонды, налог на имущество, переходящее в порядке наследования. Кроме налогов
к федеральным платежам относятся: государственная пошлина, таможенная
пошлина, гербовый сбор, плата за пользование ресурсами и др.
Отличительными чертами федеральных налогов являются: их обязательное
установление государственным законодательным актом, их взимание на всей
территории Российской Федерации. Они могут быть зачислены частично в
федеральный бюджет, частично - в бюджеты других уровней (подоходный налог с
физических лиц, налог на прибыль).
К налогам субъектов Федерации относятся: налог на имущество предприятий,
зачисляемый в бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты, лесной налог,
плата за воду, забираемую промышленными предприятиями. Кроме того, субъекты
Федерации имеют право вводить транспортный налог с предприятий (кроме
бюджетных предприятий) и разовые сборы за право торговли товарами народного
потребления.
Часть налогов
субъектов Федерации
законодательными актами. Часть - законодательными актами самих субъектов.
В группу местных налогов входят: налог на имущество физических лиц, налог на
строительство объектов промышленного назначения в курортных зонах,
на перепродажу автомобилей, на содержание жилого фонда и др. Некоторые
местные налоги устанавливаются законодательными актами субъектов Федерации.
Другая часть -
решениями местных органов
- в зависимости
от характера использования
общего и целевого значения.
Налоги общего значения зачисляются в бюджет соответствующего уровня
(государственный, субъектов Федерации, местный) и используются как денежный
фонд, общий для расходов исполнительной власти на различные цели.
Целевые налоги зачисляются в государственные внебюджетные целевые фонды для
строго целевого использования: пенсионный фонд, фонд социального страхования,
фонд обязательного медицинского страхования, фонд занятости, земельный фонд.
Процесс установления налогов представляет собой введение платежей в пределах
определенной территории
с указанием круга
налогообложения, размеров и сроков уплаты, предоставляемых льгот по налогу.
Процесс установления налогов предполагает использование определенного
механизма налогообложения, элементами которого являются ставки налога, сроки
уплаты налога, объекты налогообложения, субъекты налогообложения, льготы и
т.д.
Поскольку по своему экономическому содержанию налогообложение связано с
процессом воспроизводства, с выполнением государством его экономических
функций, с реализацией политики, направленной на регулирование экономических
пропорций, постольку процесс налогообложения не может осуществляться
произвольно. Он также регулируется государством. Практика налогообложения,
исчисляемая столетиями, выработала систему фундаментальных принципов
построения налоговой системы, некоторые из которых впервые были
сформулированы еще в прошлом веке:
- принцип равномерности
обложения, который
государства принимали материальное участие в расходах государства соразмерно
своим доходам. Часто данное правило называют принципом справедливости,
предполагающим более жесткое обложение для лиц с высокими доходами и щадящее
- для социально
слабо защищенных категорий
- принцип определенности,
означающий необходимость
размера налога и соответственно исключающий его произвольный характер.
Плательщику должны быть точно известны время, способ и сумма платежа;
- налоговый платеж должен быть приурочен ко времени получения дохода.
Кроме этих классических правил налогообложения с течением времени сложился
комплекс требований, предъявляемых к нему как со стороны государства, так и
со стороны плательщиков налога. Эти требования нашли отражение в новых общих
принципах налогообложения,
соблюдение которых считается
принципам можно отнести:
- принцип универсализации
или всеобщности
необходимость
- одинакового подхода к исчислению величины налога, независимо от источника
полученного дохода;
- принцип однократности обложения одного и того же объекта за определенный
период. Один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один
раз за определенный законом период;
- стабильность и устойчивость ставок налогообложения в течение длительного
времени. Реализация этого принципа играет стимулирующую роль;
- принцип оптимальности
налоговых изъятий,
в виде налога, которая позволяет плательщику налога иметь доход,
обеспечивающий ему нормальное развитие.
Предельная граница ставок зависит от множества факторов в каждом конкретном
случае. Зарубежные ученые называют предельную ставку налогообложения в 50%
дохода;
- принцип дифференциации
налоговых ставок в
Целью дифференциации налоговых ставок являются: социальная защита малоимущих
граждан, стимулирование развития реального сектора, повышение эффективности
налогообложения. При реализации данного принципа необходимо иметь в виду, что
дифференциация не должна доводиться до индивидуализации ставок налога,
поскольку такой подход снижает стимулирующую роль налога;
- использование
системы налоговых льгот,
реализующих принцип социальной справедливости;
- разделение налогов по уровням государственного управления (федерального,