Налоговая система Украины

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 00:06, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, целью данной курсовой работы является рассмотрение налоговой системы государства, её становления и развития. При этом необходимо выполнить такие задачи:

1 рассмотреть сущность налогов и налоговой системы;

2 определить принципы и концепции налоговой системы государства;

3 исследовать развитие налоговой системы Украины;

4 развитие налоговой системы зарубежных стран.

Содержание

Вступление
Сущность налоговая система и история её становления в Украине.
Современная налоговая система Украины и её принципы.
Общегосударственные налоги и сборы в Украине.
Местные налоги и сборы.
Налоговая система зарубежных стран.

Заключения

Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 93.38 Кб (Скачать)

 

Содержание

 

Вступление

  1. Сущность налоговая система и история её становления в Украине.
  2. Современная налоговая система Украины и её принципы.
  3. Общегосударственные налоги и сборы в Украине.
  4. Местные налоги и сборы.
  5. Налоговая система зарубежных стран.

Заключения

Список  использованных источников

 

Вступление

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием  налоговой системы. Через налоги, льготы и финансовые санкции, а также обязанности и ответственность, выступающие неотъемлемой частью системы налогообложения, государство предъявляет единые требования к эффективному ведению хозяйства в стране.

В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Применение налогов является одним  из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. С помощью налогов государство получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих общественных функции. Система налогового обложения определяет конечное распределение доходов между людьми.

Налоговая система Украины начала создаваться  одновременно с перестройкой самостоятельного государства. Это  само по себе порождало определенные трудности. Учитывая, что не было создано  системы налогообложения на государственном уровне и, исходя из официального отношения к налогам в то время, исследования в этом направлении не велись, создать национальную систему налогообложения оказалось слишком сложно.

Несовершенство налоговой системы  приводит к снижению налоговых поступлений  в бюджет, увеличивает вероятность  налоговых нарушений, нарушает баланс межбюджетных отношений и, в конечном результате, порождает социальную напряженность  в стране.

Таким образом, целью данной курсовой работы является рассмотрение налоговой  системы государства, её становления  и развития. При этом необходимо выполнить такие задачи:

1 рассмотреть сущность налогов  и налоговой системы;

2 определить принципы и концепции  налоговой системы государства;

3 исследовать развитие налоговой  системы Украины;

4 развитие налоговой системы  зарубежных стран.

 

1.Сущность налоговая  система и история её становления  в Украине

Налоги являются основным источником формирования бюджета. Они представляют собой часть валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в процессе производства при помощи человеческого труда, капиталов и природных ресурсов. Государство, как правило, обладает незначительной собственностью на средства производства, поэтому формирование бюджета происходит за счет изъятия части ВВП у других участников производственного процесса. Таким образом, изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога. Взносы осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта:

  • работники, своим трудом, создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход;
  • хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие в сфере предпринимательства.

За счет налоговых взносов, сборов, пошлин и других платежей формируются ф. ресурсы государства. Поэтому экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями, которые складываются между хозяйствующими субъектами и гражданами, с одной стороны, и государством, с другой стороны, по поводу формирования государственных финансов. Налоги в этих условиях становятся для государства главным методом мобилизации части национального дохода. Аккумулируя посредством налогов денежные средства, государство влияет на экономику, стимулируя или сдерживая развитие отдельных отраслей, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

Налоговая система представляет собой совокупность разных видов взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, носящих налоговый характер, в построении и методах исчисления которых реализуются определенные принципы. Состоит из прямых и косвенных налогов; прямые устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, вторые включаются в виде надбавки в цену товара (тарифа на услугу) и оплачиваются потребителем. В составе косвенных налогов выделяют: акцизы, фискальные монополии, таможенные пошлины.

Налоговая система – это наиболее важная составная часть бюджетного механизма без которой государство не сможет эффективно влиять на экономические и социальные процессы. Переход на рыночные формы хозяйствования послужил основанием для преобразования существовавшей до этого времени налоговой системы.

Налоговую систему можно определить как совокупность элементов, взаимосвязь которых иллюстрируется рисунком 1:

а) налогов и сборов, взимаемых государством;

б) принципов, форм и методов их установления;

в) форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушение налогового законодательства.

 

другие  платежи, налогового характера


Платежи в  бюджет:

налоги

сборы

пошлины

формы, методы, принципы установления и исчисления

ГОСУДАРСТВО

Формы и методы налогового контроля

Формы и методы налогового контроля


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1. Взаимосвязь элементов налоговой системы

 

Налоговая система, ее разнообразие зависят от типов и субъектов хозяйственной деятельности и их организации. В большинстве стран выделяют четыре сектора, которые различаются между собой не только способом ведения хозяйственно-экономической деятельности, но и особенностями налогового регулирования:

  • государственный сектор;
  • коммерческий сектор (частные фирмы, корпорации, общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества);
  • финансовый сектор (банки, страховые общества, ф. компании, биржи);
  • население.

Однако, изучая пути становления налоговой системы в различных странах мира, можно определить основные факторы, влияющие на ее структуру:

  • уровень экономического развития (развития производительных сил);
  • общественно-экономическое устройство общества (сочетание рынка и государства);
  • господствующая в обществе экономическая доктрина (нейтральность налоговой системы или активное вмешательство в экономику страны);
  • государственное устройство стран (федеративное или унитарное государство).

Поскольку государство воздействует на экономику и формирует свои доходы посредством налогов и сборов, то классификация налогов на небольшие группы позволяет применить научный подход при решении той или иной задачи.

Существуют  два вида налоговой системы –  шедyлярная и глобальная.

В шедyлярной налоговой системе весь доход, получаемый налогоплательщиком, делится на части – шедyлы. Каждая из этих частей облагается налогом особым образом. Для разных шедyл могут быть установлены различные ставки, льготы и другие элементы налога, перечисленные выше.

Что касается глобальной налоговой системы, то в  ней все доходы физических и юридических  лиц облагаются одинаково. Такая  система облегчает расчет налогов  и упрощает планирование финансового  результата для предпринимателей. Глобальная налоговая система широко применяется в Западных государствах

Вся совокупность законодательно установленных налогов, сборов, пошлин и других платежей подразделяется на группы по определенным критериям, признакам и особым свойствам.

По способу обложения и взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные. Прямые налоги подразделяются на реальные и личные. В зависимости от объекта обложения выделяют следующие виды личных налогов: на доходы физических лиц, на прибыль организаций.

Налоговую систему формируют и специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать специальные налоги, и освобождать от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов. К ним относятся система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, система налогов при выполнении соглашений о разделе продукции.

Классификация по плательщикам включает три группы налогов: с юридических лиц (налог на прибыль организаций и др.), физических лиц (налог на доходы физических лиц, на наследование или дарение и др.), с юридических и физических лиц (транспортный налог и др.).

По объекту налогообложения налоги классифицируются на следующие группы: налоги на доходы (налог на прибыль организаций, на доходы физических лиц), налоги на имущество (налог на имущество организаций, физ. лиц), налоги на действия (сбор за использование объектов животного мира, уплата стоимости лицензий).

По назначению можно выделить налоги общие, специальные и чрезвычайные. Общие налоги обезличиваются и поступают в бюджеты разных уровней в зависимости от устройства государства. Специальные налоги имеют строго определенную направленность и предназначены для формирования централизованных целевых фондов (например, дорожные фонды). Введение чрезвычайных налогов связано с конкретными событиями или с конкретным этапом развития страны.

Учетно-экономическая целесообразность диктует иную группировку налогов, взимаемых с предприятий, организаций:

  • налоги, относимые на издержки производства и обращения (единый социальный налог, земельный налог, транспортный налог и т.д.);
  • налоги, включаемые в продажную цену продукции (работ, услуг): НДС, акцизы;
  • налоги, относимые в дебет счетов «Продажи» и «Прочие доходы и расходы» (до налогообложения прибыли, например налог на имущество организаций, на рекламу);
  • налоги на прибыль и за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (лицензия на реализацию подакцизных товаров и т.д.).

Если рассматривать функции  налогообложения как проявления его сущности и свойств, то в первую очередь необходимо отметить, что  в налогах непосредственно реализуется  их социальное назначение как инструмента  стоимостного распределения и перераспределения  доходов государства'. В то же время  необходимо отметить, что на практическом уровне налогообложение выполняет  несколько функций, в каждой из которых  реализуется то или иное назначение налогов. Взаимодействуя, данные функции  образуют систему.

Рассматривая современную систему  налогообложения, можно сделать  вывод о том, что на данном этапе  налоги выполняют следующие основные функции: фискальную, регулирующую, стимулирующая

Фискальная функция является основной функцией налогообложения. Посредством данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства, а также аккумулирование в бюджете средств для выполнения общегосударственных или целевых государственных программ. Все остальные функции налогообложения можно назвать производными от фискальной. Во всяком случае, наряду с чисто финансово-фискальными целями налоги могут преследовать и другие, например экономические или социальные. Иначе говоря, финансовые цели, будучи самыми существенными, не являются исключительными.

Регулирующая функция направлена в первую очередь на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач налоговой политики государства.

Стимулирующая функция направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д.

Информация о работе Налоговая система Украины