Налоговая система Украины

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 12:05, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение налоговой системы государства, её становления и развития. При этом необходимо выполнить такие задачи:
1. Рассмотреть сущность налогов и налоговой системы.
2. Определить принципы налоговой системы государства.
3. Исследовать развитие налоговой системы Украины.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 152.50 Кб (Скачать)

     ВВЕДЕНИЕ 

     Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство  воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

      Применение  налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. С помощью налогов государство получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций. За счет налогов финансируются также расходы по социальному обеспечению, которые изменяют распределение доходов. Система налогового обложения определяет конечное распределение доходов между людьми.

     Налоговая система Украины начала создаваться  одновременно с перестройкой самостоятельного государства. Это само по себе порождало определенные трудности. Учитывая, что не было создано системы налогообложения на государственном уровне и, исходя из официального отношения к налогам в то время, исследования в этом направлении не велись, создать национальную систему налогообложения оказалось слишком сложно.

      Несовершенство  налоговой системы приводит к  снижению налоговых поступлений  в бюджет, увеличивает вероятность  налоговых правонарушений, нарушается баланс межбюджетных отношений и, в  конечном результате, порождает социальную напряженность в обществе.

     В Украине нужно привести систему  налогообложения в соответствие с приоритетами государственной  политики социально-экономического развития страны, внести изменения в налоговое  законодательство и упростить его, изменить методы администрирования налогов на более эффективные, создать открытую и подотчетную обществу систему.

     Целью данной курсовой работы является рассмотрение налоговой системы государства, её становления и развития. При  этом необходимо выполнить такие задачи:

     1. Рассмотреть сущность налогов  и налоговой системы.

     2. Определить принципы налоговой  системы государства.

     3. Исследовать развитие налоговой системы Украины. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     РАЗДЕЛ 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ

     НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ 
 
 

     1.1. Экономические аспекты налоговой системы 

     Налоговая система возникла и развивалась  вместе с государством. На самых  ранних стадиях государственной  организации формой налогообложения  можно считать жертвоприношение, которое далеко не всегда было добровольным, а являлось неким неписаным законом.

      По  мере развития государства возникла «светская» десятина, которая взималась  в пользу влиятельных князей наряду с церковной десятиной. В то же время в древнем мире имелось  и серьезное противодействие  прямому налогообложению. В Афинах, например, считалось, что свободный гражданин не должен платить прямых налогов. Другое дело - добровольные пожертвования. Но когда предстояли крупные расходы, то совет или народное собрание города устанавливали процентные отчисления от доходов.

      Многие  стороны современного государства  зародились в Древнем Риме. Определение  суммы налога осуществлялось каждые 5 лет избранными чиновниками-цензорами. Граждане Рима делали цензорам заявление  о своем имущественном состоянии  и семейном положении. Таким образом, закладывались основы декларации о доходах.

     Несколько позже стала складываться финансовая система Руси. Основным источником доходов княжеской казны была дань. Князь Олег после своего утверждения  в Киеве занялся установлением  дани с подвластных племен. Дань взималась двумя способами: «повозом», когда она привозилась в Киев, и «полюдъем», когда князья или княжеские дружины сами ехали за нею.

      После татаро-монгольского нашествия основным налогом стал «выход», взимавшийся  сначала баскаками - уполномоченными хана, а затем самими русскими князьями.

     Уплата  «выхода» была прекращена Иваном III (1440-1505) в 1480 г., после чего вновь началось создание финансовой системы Руси. В качестве главного прямого налога  Иван III ввел «данные» деньги с черносошных крестьян и посадских людей. Затем последовали новые налоги: «ямские», «пищальные» - для производства пушек, сборы на строительство укреплений и пр. Иван IV  также ввел дополнительные налоги.

     В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов.

     Налоги являются основным источником формирования бюджета. Они представляют собой часть валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в процессе производства при помощи человеческого труда, капиталов и природных ресурсов. Государство, как правило, обладает незначительной собственностью на средства производства, поэтому формирование бюджета происходит за счет изъятия части ВВП у других участников производственного процесса. Таким образом, изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога. Взносы осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта:

      - работники, своим трудом, создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход;

      - хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие в сфере предпринимательства.

     За счет налоговых взносов, сборов, пошлин и других платежей формируются финансовые ресурсы государства. Поэтому экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями, которые складываются между хозяйствующими субъектами и гражданами, с одной стороны, и государством, с другой стороны, по поводу формирования государственных финансов. Налоги в этих условиях становятся для государства главным методом мобилизации части национального дохода. Аккумулируя посредством налогов денежные средства, государство влияет на экономику, стимулируя или сдерживая развитие отдельных отраслей, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

     Налоговая система представляет собой совокупность разных видов взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, носящих налоговый характер, в построении и методах, исчисления которых реализуются определенные принципы [42, c.184]. 

     Налоговая система – это наиболее важная составная часть бюджетного механизма, без которой государство не сможет эффективно влиять на экономические и социальные процессы [42, c.184].

     Налогообложение — это система распределения доходов между юридическими или физическими лицами и государством, а налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных потребностей [6, с.117]. 
 
 

     1.2. Элементы налоговой системы государства 

      Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которые устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, то есть определяют конкретные элементы налогов, к которым относятся:

     Объект  налогообложения указывает на то, что именно облагается тем или иным налогом. Нормальная налоговая работа возможна только в случае четко определенного объекта налогообложения. Объект налогообложения должен быть стабильный, поддаваться четкому учету, непосредственно касаться плательщика, отображать именно его (а не посторонних физических и юридических лиц) влияние на данный объект.

     Объект  налогообложения – это доходы, стоимость определенных товаров, отдельные  виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование  природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами, которые служат базой для исчисления налога [33, с. 140].

     Нередко название налога вытекает из объекта налогообложения, например налог на прибыль, налог на имущество, земельный налог и т.д. Объект налогообложения неразрывно связан с всеобщим исходным источником налога — валовым внутренним продуктом (ВВП), поскольку вне зависимости от конкретного источника уплаты каждого налога все объекты налогообложения представляют собой ту или иную форму реализации ВВП.

     Субъект налога, или налогоплательщик —  это то лицо (юридическое или физическое), которое обязано в соответствии с законодательством уплатить налог. В некоторых случаях налог может быть переложен плательщиком (субъектом налога) на другое лицо, являющееся тем самым конечным плательщиком, или носителем налога. Это имеет место в основном при взимании косвенных налогов. Если налог нельзя переложить, то субъект налога и носитель налога совпадают в одном лице [33, с. 139].

     Источник  налога - резерв, используемый для уплаты налога. Существуют только два источника, за счет которых может быть уплачен  налог, - доход и капитал налогоплательщика. Например, объектом налога с транспортных средств является право собственности на транспортное средство, а предметом - конкретное транспортное средство. Источником этого налога может быть либо доход, полученный от использования транспортного средства, иной доход налогоплательщика, средства, вырученные от продажи этого транспортного средства или другого имущества. Налог может быть уплачен и из заемных средств, однако заём погашается либо за счет дохода, либо за счет выручки от реализации имущества. Если налог постоянно будет уплачиваться за счет капитала, то, в конце концов, капитал иссякнет и исчезнет возможность уплаты налога. Поэтому налог должен уплачиваться из доходов налогоплательщика и не затрагивать капитал. Лишь в экстраординарных ситуациях, когда возникает угроза существованию производственной базы как таковой, обращение налога на капитал является обоснованным. Так, в условиях стихийного бедствия или войны в целях сохранения части имущества, приносящего доход, может быть изъята другая часть этого имущества. В противном случае угроза уничтожения может грозить всему капиталу, а, следовательно, и возможности получения доходов в будущем.

     Налоговая ставка (норма налогового обложения) — это величина налога на единицу  измерения налоговой базы. В зависимости от предмета (объекта) налогообложения налоговые ставки могут быть твердыми (специфическими) или процентными (адвалорными), пропорциональными или прогрессивными, регрессивными [33, с. 141].

     Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размеров доходов или прибыли. Они применяются обычно при обложении земельными налогами, налогами на имущество.

     Процентные  ставки устанавливаются к стоимости  объекта обложения и могут  быть пропорциональными, прогрессивными и регрессивными.

     Пропорциональные  ставки действуют в одинаковом проценте к объекту обложения.

     Прогрессивные ставки построены таким образом, что с увеличением стоимости  объекта обложения увеличивается  и их размер. При этом прогрессия ставок налогообложения может быть простой и сложной. В случае применения простой прогрессии налоговая ставка увеличивается по мере роста всего объекта налогообложения. При применении сложной ставки происходит деление объекта налогообложения на части, каждая последующая часть облагается повышенной ставкой.

     Регрессивные  ставки налогов уменьшаются с  увеличением дохода.

     Налоговая льгота — частичное или полное освобождение налогоплательщиков (физических и юридических лиц) от налогов.

     Налоговые льготы являются одним из элементов  налоговой политики и преследуют социальные и экономические цели. Во внешнеэкономической сфере налоговые льготы наиболее широко применяются для поощрения иностранных инвестиций.

     Наиболее  распространены следующие виды налоговых  льгот:

     1. Необлагаемый налогом минимум  дохода;

     2. Налоговые скидки (для отдельных предприятий или отраслей);

     3. Изъятие из основного дохода  некоторых расходов (представительских  расходов, безнадежных долгов);

     4. Возврат ранее уплаченных налогов;

     5. Налоговая амнистия;

     6. Полное освобождение от уплаты  некоторых налогов (обычно на какой-то срок для вновь созданных предприятий) и т. д.

Информация о работе Налоговая система Украины