Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 13:37, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть налоговую преступность и налоговую ответственность в России.
Цель реализуется посредством решения следующих задач:
1.Дать характеристику налоговой преступности
2.Дать характеристику налоговой ответсвенности
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3
Глава 1. ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОЙ ПРЕСТУПНОСТИ 6
1.1 Налоговая преступность 6
1.2 Налоговые преступления в Налоговом и Уголовном кодексах России 14
Глава 2. НАЛОГОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ 18
2.1 Налоговая ответственность: общие положения 18
2.2 Принцип законности налоговой ответственности 25
2. 3 Принцип однократности налоговой ответственности 31
2. 4 Принцип ответственности за вину 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….. 40
Налоговая ответственность наступает не просто за сам факт совершения противоправного деяния, повлекшего в качестве результата те или иные вредные последствия, но именно за виновное совершение такого деяния. Отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения является обстоятельством, исключающим привлечение его к налоговой ответственности (п. 2 ст. 109 НК РФ). Следовательно, необходимость установления вины налогоплательщика для привлечения его к ответственности прямо предписана НК РФ.28
В частности, виновным может быть признано только вменяемое лицо, которое может отдавать себе отчет в своих действиях и руководить ими. "Основанием для привлечения к ответственности всегда служит то, что правонарушитель сознательно избрал вариант поведения, вредный для общества, нарушающий норму права и справедливость" . Именно отсутствие свободной воли является главным критерием при формулировании обстоятельств, исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения и, как следствие, при наличии которых лицо не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения. Согласно ст. 111 НК РФ к таким обстоятельствам относятся:
1)
непреодолимая сила, то есть совершение
деяния, содержащего признаки
2)
невменяемость, то есть
3)
добросовестное заблуждение - выполнение
письменных разъяснений по
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В работе были рассмотрены проблемы налоговой преступности и налоговой ответственности в Российской Федерации. Как неоднократно отмечалось в работе, тема данного исследования актуальна, т.к. правовой институт уголовного права, регламентирующий критерии уголовной ответственности за налоговые преступления защищает одну из самых важных сфер общественных отношений – сферу налоговых отношений.
Уплата налогов играет для России да для любого государства существенную роль, т.к. из них формируется доходная часть бюджета. Необходимость борьбы с налоговыми преступлениями диктуется обеспечением экономической безопасности государства. Так по данным министерства Финансов РФ, налоговые сборы составляют 75 % доходной части бюджета России. Соответственно, неуплата налогов ведёт к снижению притоков в бюджет денежных средств, что влечёт за собой недофинансирование расходных статей бюджета. Как правило, это статьи социальной направленности. Следовательно, не повышается зарплата работникам бюджетной сферы, пенсий, что подрывает авторитет государственной власти и ведёт к правовому нигилизму.
Любой специалист в области налогообложения скажет, что с преступностью лучше не бороться, а заниматься её профилактикой. Такой профилактикой в сфере налоговых преступлений может стать приведение налогового законодательства в такое состояние, когда неуплата налогов становиться экономически невыгодной по сравнению с санкциями за налоговые преступления.
Подводя итоги, можно сформулировать предложения, которые способствовали бы повышению уплаты налогов и исключили налоговую преступность.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
Предупреждение налоговой преступности на общесоциальном уровне неразрывно связано с проведением комплекса мер, направленных на развитие нормальных экономических рыночных отношений. Важнейшей задачей в этом направлении является сбалансированное развитие экономики, укрепление государственных институтов власти, поворот к решению назревших социальных проблем, постоянное внимание к воспитанию подрастающего поколения, формирование государственной идеологии. Данные задачи являются основными направлениями общекриминологического предупреждения преступности в сфере налогообложения. В числе мер общекриминологического предупреждения налоговой преступности на общесоциальном уровне в первую очередь необходимы:
– стабилизация политической ситуации в России, укрепление и повышение авторитета политической власти, выработка стратегии и тактики налоговой и уголовной политики, а также политики идеологического воздействия на общество в целом;
– стабилизация экономической ситуации, равенство и добросовестность всех субъектов экономических отношений, обеспечение их экономической свободы, которая способствует осуществлению предпринимательской деятельности на законных основаниях, добросовестной конкуренции; эффективность деятельности правоохранительных органов; устойчивость российской валюты, укрепление кредитно-денежной системы государства как важнейшего института экономики;
– формирование системы налогообложения, которая бы создавала баланс публичных и частных интересов, а именно удовлетворяла бы потребности государства и в то же время минимизировала вызванные уплатой налогов негативные последствия для их плательщиков.
Для
ликвидации социальной основы такого
оправдательного мотива уклонения
от уплаты налогов, каким является
сохранение у себя средств, которые государство
может нерационально использовать, необходимо
обеспечить доверие к действиям правительства
по использованию полученных в виде налогов
средств. Для решения этой проблемы необходима
прозрачность расходов государства (налогоплательщик
должен знать, на что идут уплаченные им
налоги), а также открытая публикация о
размерах собранных налогов и расходовании
их бюджетами всех уровней.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно
– правовые акты
Общая и учебная литература
Статьи