Налоговая преступность

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 13:37, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть налоговую преступность и налоговую ответственность в России.
Цель реализуется посредством решения следующих задач:
1.Дать характеристику налоговой преступности
2.Дать характеристику налоговой ответсвенности

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3
Глава 1. ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОЙ ПРЕСТУПНОСТИ 6
1.1 Налоговая преступность 6
1.2 Налоговые преступления в Налоговом и Уголовном кодексах России 14
Глава 2. НАЛОГОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ 18
2.1 Налоговая ответственность: общие положения 18
2.2 Принцип законности налоговой ответственности 25
2. 3 Принцип однократности налоговой ответственности 31
2. 4 Принцип ответственности за вину 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….. 40

Работа содержит 1 файл

НАЛОГОВАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ -курсовой готов.doc

— 199.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3
Глава 1. ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОЙ ПРЕСТУПНОСТИ 6
1.1 Налоговая преступность 6
1.2 Налоговые преступления в Налоговом и Уголовном кодексах России 14
Глава 2. НАЛОГОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ 18
2.1 Налоговая ответственность: общие положения 18
2.2 Принцип законности налоговой ответственности 25
2. 3 Принцип однократности налоговой ответственности 31
2. 4 Принцип ответственности за вину 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 38
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….. 40
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

    Актуальность  темы курсовой работы «Налоговая  преступность и налоговая ответственность», определяется, прежде всего, тем, что, во-первых, уровень налоговой преступности зависит от политических процессов, происходящих в государстве. Однако в настоящее время наметилась определенная стабильность в политической жизни страны.

    Во-вторых, налоговая политика является составной частью экономической политики государства и во многом определяется уровнем его экономического развития. С помощью налоговых рычагов государство осуществляет регулирование рыночной экономики и ее социальную ориентацию.

    Поскольку рыночная экономика обладает достаточной степенью гибкости, варианты развития общественных отношений в налоговой сфере находятся в полной зависимости от частой смены экономического курса государства. В целях регламентации указанных отношений федеральные и региональные органы государственной власти, органы местного самоуправления осуществляют ряд скоординированных действий, направленных на создание нормативной основы налогового регулирования и реализацию на практике положений законов и подзаконных актов через элементы механизма налогообложения, – планирование, регулирование, контроль - эти меры и составляют правовое содержание налоговой политики.

       Главным направлением деятельности по предупреждению налоговой преступности и ответственности следует признать повышение уровня налоговой культуры населения, что, прежде всего, предполагает широкое информирование населения о налоговом законодательстве и его применении.

    Как правило, все налоговые преступления совершаются умышленно, т. е. лицо знает, что уклоняется от уплаты налога, установленного законом, и желает этого. Кроме того, налоговые преступники, как правило, обладают хорошими знаниями налогового законодательства либо хорошо ориентируются в нем. Об этом, в частности, свидетельствует проявляемая ими изобретательность в разработке различных схем уклонения от налогов.

Знание  налогового законодательства является необходимым, но недостаточным условием для обеспечения правомерного поведения. Известно, что содержание человеческого поступка определяется сложной системой факторов. Правовая информация, адресованная гражданину, влияет на поведение в тесной взаимосвязи с иной разнообразной социальной информацией, проходящей через призму его мировоззрения и культуры, через его потребности и интересы, индивидуальные черты психики и т. п.

    Поскольку невозможно воспитать взрослого человека, и тем более сформировавшуюся личность, каковым является налогоплательщик. Следует формировать у налогоплательщика убеждение в необходимости платить налоги. Убеждение должно осуществляться по следующим направлениям:

    1) налогоплательщик должен знать  значение и роль налогов для  государства и экономики;

    2) понимать общественную опасность уклонения от уплаты налогов для общества и государства;

    3) налогоплательщик должен быть  убежден, что риск, связанный с неуплатой налога очень велик, а экономическая выгода может быть нивелирована угрозой штрафных санкций;

    4) налогоплательщиком должна осознаваться неотвратимость наказания за налоговые преступления. Представляется, что в идеале убеждение должно быть направлено на формирование социально ответственного налогоплательщика, а в ближайшей перспективе – законопослушного.

    Цель  курсовой работы – рассмотреть налоговую преступность и налоговую ответственность в России.

    Цель  реализуется посредством решения  следующих задач:

    1.Дать  характеристику налоговой преступности

    2.Дать  характеристику налоговой ответсвенности

    Объект  исследования: система научных положений и методик разрабатываемых на их основе применения налогового законодательства в области налоговых преступлений и налоговой ответственности за совершение налоговых преступлений.

     Предметом исследования является изучение объективных  закономерностей, которые возникают при исследовании налоговых преступлений .

    В России вопросами налоговой преступности и налоговой ответственности занимались такие ученые – практики как: А.В. Бадаев, В.П.Дьяконов, Ю.М.Лермонтов, В. Тюнин и др.

     Нормативную базу исследования составляют положения Конституции Российской Федерации, Налогового Кодекса, Административного Кодекса, Уголовного Кодекса и действующее уголовное и уголовно-процессуальное законодательство, ведомственные нормативно-правовые акты, относящиеся к теме исследования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 1. ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

    1.1 Налоговая преступность 

    Понятие «налоговая преступность» в отечественной  научной литературе стало использоваться с середины 90-х гг. ХХ в. в связи  с ростом количества преступлений, выражающихся в уклонении от уплаты налоговых платежей1. Характерно, что уголовное законодательство СССР не знало уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов. Первый налоговый состав – ст. 162.1 «Уклонение от подачи декларации о доходах» в УК РСФСР ознаменовал собой существенно новый этап развития законодательства о налоговых преступлениях. В нем предусмотрены уже две статьи за уклонение от уплаты налогов (ст. 198 «Уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды»; ст. 199 «Уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организации»)2. В своей первоначальной редакции УК РФ, вступившей в силу 1 января 1997 г., налоговым преступлением признавалось только уклонение от уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей, этому посвящались ст. 194 «Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица» и вышеупомянутые ст. 198, 1993

    ФЗ  от 25.06.1998 г. данные статьи были изложены в новой редакции . В декабре 2003 г. в текст ст. 194 УК РФ были внесены изменения , ст. 198 и 199 были изложены по-новому. Более того, текст УК РФ был дополнен двумя новыми статьями, предусматривающими ответственность за неисполнение обязанностей налогового агента (ст. 199.1) и сокрытие денежных средств либо имущества, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов (ст. 199.2). Причина этих перемен кроется в необходимости приведения норм УК РФ в соответствие с изменениями, произошедшими в законодательстве о налогах и сборах и в развивающихся общественных отношениях. Текст действующей редакции УК РФ не только более полно обеспечивает уголовную защиту налоговых правоотношений (например, путем введения уголовной ответственности налоговых агентов), но и не содержит положений, затрудняющих практическое применение уголовных норм (исключено упоминание об «иных способах» совершения налоговых преступлений). Налоговые преступления отнесены к группе экономических преступлений (в действующем УК РФ налоговые преступления рассматриваются в гл. 22 «Преступления в сфере экономической деятельности»). По мнению А.П. Зрелова4, в действующем УК РФ содержатся пять статей, посвященных непосредственно налоговым преступлениям: 194 «Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица»; 198 «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица»; 199 «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации»; 199.1 «Неисполнение обязанностей налогового агента»; 199.2 «Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов». Таким образом, согласно его позиции, в уголовном законодательстве России в настоящее время криминализировано три вида налоговых преступлений: уклонение от уплаты налоговых платежей (ст. 194, 198 и 199); нарушение обязанностей по удержанию и перечислению налоговых платежей (ст. 199.1); воспрепятствование принудительному взысканию налоговых платежей (ст. 199.2). Вместе с тем мнения специалистов-правоведов относительно того, какие составы преступлений являются налоговыми, остаются диаметрально противоположными и сегодня.

    Чаще  всего в науке к собственно налоговым преступлениям относят  лишь те деяния, которые непосредственно посягают на отношения, возникающие в связи с уплатой налогов и сборов в бюджет и государственные внебюджетные фонды. Такие преступления находят свое воплощение в неисполнении налогообязанными лицами своих обязанностей по исчислению, уплате или перечислению налогов и сборов в бюджетную систему РФ. Таким образом, большинство ученых относит к налоговым преступлениям лишь деяния, предусмотренные следующими статьями УК РФ: 198 («Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица»); 199 («Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации»); 199.1 («Неисполнение обязанностей налогового агента»); 199.2 («Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов»).5 По мнению В.А. Кинсбургской и А.А. Ялбулганова6, с большой долей условности в российской правовой литературе к деяниям, связанным с нарушением законодательства о налогах и сборах, можно отнести так называемые преступления против порядка налогообложения, посягающие на установленный порядок деятельности налоговых органов по осуществлению налогового контроля и привлечению виновных к ответственности. Под этот критерий подпадают, в частности, преступления, заключающиеся: в умышленном занижении размеров платежей за землю (ст. 170 УК РФ); в создании коммерческой организации без намерения осуществлять предпринимательскую или банковскую деятельность, имеющей целью освобождение от налогов (ст. 173 УК РФ – «Лжепредпринимательство»). Данная группа правоведов категорически не согласна с позицией А.П. Зрелова и М.В. Краснова о необоснованном расширении перечня налоговых преступлений путем включения в него иных уголовно наказуемых деяний, например, уклонения от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст. 194). В целом, однако, это преступление имеет отношение к сфере налогообложения, если учесть, что налоги, взимаемые в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, входят в общую систему налогов и сборов. Но объект посягательства в данном случае отличен от объекта посягательства налоговых преступлений – им являются отношения, возникающие в сфере таможенного дела, а не в сфере налогообложения. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации», принятый 21.11.2003 г. и подписанный Президентом РФ 8 декабря 2003 г., значительно изменил ранее действовавшие нормы о налоговых преступлениях и дополнил Уголовный кодекс двумя новыми статьями об ответственности за налоговые преступления.

    Прежде  всего, обращает на себя внимание унификация диспозиций, описывающих составы преступлений (ст. 198 и 199). Произошло расширение правового поля их действия за счет включения в предмет преступлений денежных средств, которые поступают в бюджеты различных уровней в виде сборов. Законодатель отказался от специального, предусмотренного для налоговых преступлений, случая освобождения от уголовной ответственности. Новая редакция ст. 198 УК РФ позволяет привлекать к уголовной ответственности за уклонение от уплаты всех видов налогов, уплачиваемых физическими лицами, включая индивидуальных предпринимателей: налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на доходы физического лица, единого социального налога, единого сельскохозяйственного налога, единого налога, налога с продаж, налога на имущество и др. Способы уклонения от уплаты налогов частично совпадают с теми, что были предусмотрены и ранее. Это непредставление декларации или иных документов либо представление указанных документов, содержащих ложные сведения. Законодатель отказался в диспозиции ст. 199 УК РФ от указания на такой способ совершения преступления, как «включение в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах». Новые редакции статей не содержат указания на «иной способ» совершения преступлений. Несмотря на сходство способов совершения преступления, имеются некоторые особенности, связанные с характером документов, представляемых в налоговые органы. В ст. 198 и 199 УК РФ говорится и об иных документах, представляемых в соответствии с законодательством о налогах и сборах. К ним, в частности, относятся расчеты по уплате налога, например, по единому социальному налогу (первый квартал, полугодие и девять месяцев). Как отмечает И.И. Кучеров7, ответственность за уклонение от уплаты налогов в том случае, если законом не предусмотрен порядок предоставления документов в налоговые и иные органы, невозможна. Вместо слов «доходы или расходы» новая редакция статей содержит термин «ложные сведения». Представляется, что он полнее отражает содержание сведений, которые должны характеризовать хозяйственное и финансовое положение налогоплательщика и не требует расширительного толкования. Ложные сведения, о которых сказано в ст. 198 и 199 УК РФ, могут касаться различных аспектов хозяйственной деятельности налогоплательщика. Характер сведений зависит от позиций, которые должны быть отражены в документах, представляемых в налоговые органы. Физические лица, уплачивающие налог на доходы физического лица (п. 4 ст. 229 НК РФ), указывают в декларации доходы, источники их выплаты, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей, суммы налога подлежащие уплате (доплате) или возврату по итогам налогового периода.

Информация о работе Налоговая преступность