Налоговая нагрузка и методы ее оценки

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 23:53, курсовая работа

Описание работы

Под налоговой нагрузкой хозяйствующего субъекта понимается относительный показатель, характеризующий долю начисленных налогов в брутто-доходах, рассчитанных с учетом требований налогового законодательства по формированию различных элементов налога. Тяжесть налогообложения учитывает не только налоговое бремя, но и прочие косвенные факторы, снижающие или повышающие налоговое бремя.

Работа содержит 1 файл

черновик.глава1.docx

— 429.26 Кб (Скачать)

Таблица 2- Величина и структура налоговой нагрузки на экономику

Республики Беларусь в первом квартале 2010-2011 гг.

 

 

Показатели 

1 квартал 2010 г.

1 квартал 2011 г.

Отклонение, п.п., (+/-)

в % к ВВП

 

Налоговая нагрузка

в том числе:

31,0

30,0

-1,0

косвенные налоги

14,0

11,7

-2,3

прямые налоги

7,5

10,2

2,7

смешанные налоги

2,9

2,6

-0,3

прочие налоговые доходы, сборы, пошлины

6,6

5,5

-1,1


Примечание. Источник[16]

В структуре налоговой нагрузки наибольший удельный вес в ВВП  сохранился за косвенными налогами и  сборами, однако по сравнению с первым кварталом 2010 года он снизился на 2,3 процентного пункта, доля смешанных сократилась на 0,3 процентного пункта, прочих налогов, сборов, пошлин – на 1,1 процентного пункта. Одновременно удельный вес прямых налогов и сборов в ВВП возрос на 2,7 процентного пункта, что связано с изменением порядка исчисления и уплаты налога на прибыльОбъем поступлений в бюджет косвенных налогов и сборов, которые по своей экономической природе являются надбавкой к цене реализуемых товаров, работ, услуг, сократился на 7,2 процента, а их доля в ВВП уменьшилась с 14 до 11,7 процента. В общей сумме платежей этого вида 74 процента приходится на налог на добавленную стоимость. Структура косвенных налогов и сборов приведена на рисунке 7. Также, темп роста поступлений НДС составил 95,2 процента, удельный вес в ВВП снизился с 10,1 до 8,7 процента.  Отменены ограничения по принятию к вычету уплаченных сумм НДС при приобретении основных средств и нематериальных активов, не принятых к вычету в предыдущих налоговых периодах.Кроме того, в 2011 году отменена обязанность плательщиков уплачивать НДС периодическими платежами при превышении суммы налога за месяц 40 тысяч евро, а также всем плательщикам независимо от размера выручки предоставлено право ежеквартальной уплаты налога.

 

 

 

Рисунок 7-Структура косвенных налогов  и сборов

Примечание. Источник[16]

Более 19 процентов общего объема косвенных  налогов формируют акцизы. Их поступления  сократились на 15,5 процента, а удельный вес в ВВП – с 2,9 до 2,2 процента. Основной причиной такой динамики явилась  отмена периодических платежей по акцизам.

По единому налогу для производителей сельскохозяйственной продукции платежи  снизились на 17,2 процента, а их удельный вес в ВВП – с 0,2 до 0,1 процента по причине снижения в 2011 году ставки налога с двух до одного процента в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь.

Кроме того, с 2011 года отменен налог  на услуги, удельный вес которого в  первом квартале 2010 года составлял 0,1 процента в ВВП.

В то же время налога при упрощенной системе налогообложения уплачено на 32,4 процента больше, чем в аналогичном периоде 2010 года, что связано с расширением сферы применения этого режима налогообложения. Так, количество плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, возросло на 20 процентов. В результате удельный вес этого налога в ВВП увеличился с 0,5 до 0,6 процента.

По остальным косвенным налогам  и сборам, к которым относятся  консульский, гербовый и курортный  сборы, средства от реализации контрольных (идентификационных) знаков, поступления  также выросли на 20,3 процента, а их удельный вес в ВВП сохранился на уровне 2010 года – 0,1 процента.

 

Удельный вес прямых налогов  и сборов, объектами обложения  которыми являются доходы и собственность, составил 10,2 процента в ВВП, темп роста  поступлений – 150,4 процента. Структура  прямых налогов и сборов приведена на рисунке 8.

 

 

Рисунок 8-Структура прямых налогов и сборов

Примечание. Источник[16]

В разрезе прямых налогов и сборов наибольший удельный вес – более 54 процентов – занимает налог  на прибыль. Поступления его возросли в 1,8 раза, а доля в ВВП – с 3,4 до 5,5 процента.

Не менее значимым доходным источником является подоходный налог с физических лиц, который занимает 41 процент  в группе прямых налогов. Темп роста  поступлений составил 137,2 процента, удельный вес увеличился с 3,4 до 4,2 процента в ВВП.

В общей сумме прямых налогов  и сборов 12,5 процента принадлежит  имущественным налогам – налогу на недвижимость и земельному налогу, поступления которых увеличились соответственно на 29,8 и 23,8 процента.

Также выросли платежи по налогу на доходы (темп роста 134,8 процента) и налогу на игорный бизнес (111,7 процента). Вместе с тем их доля в ВВП сохранилась на прошлогоднем уровне и составила соответственно 0,2 и 0,1 процента. 

Отрицательная динамика поступлений  сложилась только по единому налогу с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц – снижение на 5,7 процента. Это связано в основном с сокращением количества плательщиков единого налога.

Следует отметить, что с 2011 года отменен  такой местный платеж как сбор на развитие территорий, который в  первом квартале 2010 года составлял 0,2 процента в ВВП, а также исключена из состава налоговых доходов бюджета  плата за размещение наружной рекламы.

 

Что касается смешанных налогов, сборов, отчислений, то к ним относятся платежи, имеющие признаки как косвенных, так и прямых налогов. По аналогии с косвенными эти налоги участвуют в процессе ценообразования как элемент себестоимости и, соответственно, оплачиваются потребителями товаров, работ, услуг. Им также присущи признаки прямых налогов, поскольку имеется конкретный объект обложения, непосредственно не связанный с объемами и результатами хозяйственной деятельности.

Доля смешанных налогов в  ВВП составила 2,6 процента, темп роста – 97,5 процента, их структура приведена на рисунке 9.

Рисунок 9-Структура смешанных налогов, сборов, отчислений.

Примечание. Источник[16]

В общей сумме смешанных налогов  почти 71 процент приходится на отчисления в инновационные фонды, темп роста  которых составил 77,2 процента, причем их доля в ВВП сократилась с 1,2 до 0,8 процента. Снижение платежей обусловлено уменьшением нормативов отчислений по отдельным плательщикам Министерства связи и информатизации, Министерства энергетики, Министерства промышленности и концерна «Белнефтехим». Кроме того, с 2011 года отменена обязанность уплаты отчислений в инновационный фонд Министерства архитектуры и строительства негосударственными организациями, осуществляющими деятельность в области строительства и промышленности строительных материалов.

Почти 23 процента принадлежит экологическим  платежам, поступления которых снизились  на 36,1 процента. Сокращение поступлений  связано с изменением законодательства в части исключения из объектов налогообложения  экологическим налогом переработки  нефти и нефтепродуктов, перемещения  по территории республики нефти и  нефтепродуктов магистральными нефтепроводами и нефтепродуктопроводами транзитом 

За счет прочих налоговых доходов, сборов, пошлин сформировано 5,5 процента ВВП, их поступления уменьшились  на 6,9 процента. Структура данной группы приведена на рисунке 10.

 

 

Рисунок 10-Структура прочих налоговых доходов, сборов, пошлин.

Примечание. Источник[16]  

Преобладающую часть в структуре прочих платежей – почти 90 процентов – занимают налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности (ввозные и вывозные таможенные пошлины). Их поступления сократились на 3 процента, а удельный вес в ВВП снизился с 5,6 до 4,9 процента. Отрицательная динамика обусловлена изменением в 2011 году порядка уплаты таможенных пошлин.Что касается отмененных налогов и сборов прошлых лет, то их удельный вес в ВВП снизился с 0,8 до 0,4 процента.  [17,с.37-39].

 

 

 

 

 

3.ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СНИЖЕНИЮ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ НА ЭКОНОМИКУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.

 

В последние годы в Беларуси проделана  большая работа по совершенствованию  налоговой системы и снижению налоговой нагрузки. Такая работа будет продолжаться и в дальнейшем.

Основной источник бюджета формируется  в Республике Беларусь за счет налоговых  поступлений, контролируемых налоговыми органами. А это, ни много ни мало, а порядка 70% от общего количества всех доходов бюджета республики. по предварительным  данным в бюджет Беларуси поступило 20,5 трлн.руб., контролируемых налоговой службой. Из них в том числе в республиканский бюджет направлено 7,8 трлн.руб., в местные бюджеты – 12,7 трлн.руб.По-прежнему центральное место в структуре доходов, контролируемых налоговыми органами, занимает налог на добавленную стоимость (НДС). В первом полугодии 2011 года его поступления составили 4,4 трлн.руб., или около 22% от всех доходов бюджета, налога на прибыль уплачено более чем на 4 трлн.руб., подоходного налога с физических лиц – 3,7 трлн.руб. 
В национальной налоговой системе предусмотрено дальнейшее снижение налоговой нагрузки на экономику путем уменьшения налогового давления на прибыль и фонд заработной платы. А также самым главные вопросом остаётся снижение налога на добавленную стоимость(НДС). 
Кроме того, предлагается снизить налоговую нагрузку по налогу на недвижимость.Предлагается упростить налоговое администрирование по земельному налогу.Ввести ограничение имущественного налогового вычета до 100 млн.руб.

В частности, предлагается отменить чрезвычайный налог в размере 3%, исчисляемый  из фонда заработной платы. Так как  этот налог потерял свою актуальность. Также предлагается отменить отчисления в фонд содействия занятости, составляющие 1%.  Потому что проблема занятости  сейчас в Беларуси стоит не столь  остро, как ранее. Остатки средств, которые есть в фонде, позволят профинансировать мероприятия по содействию занятости.

в целях упрощения механизма  исчисления налогов также предлагается отказаться от целевых сборов, которые  уплачиваются из прибыли предприятий  после вычета налога на прибыль и  НДС.

Следует отметить, что программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы предусмотрены очередные меры по дальнейшему снижению налоговой нагрузки, среди которых расширение сферы применения упрощенной системы налогообложения, введение для целей налогообложения по налогу на прибыль механизма переноса убытков, полученных при осуществлении текущей деятельности, на будущие периоды, оптимизация налоговых льгот.       Последовательное реформирование налоговой системы позволит к концу текущего пятилетия сократить величину налоговой нагрузки на экономику до 26 процентов в ВВП. [18,с 42-48].

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Налоговая нагрузка и методы ее оценки