Налоговая нагрузка и методы ее оценки

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 23:53, курсовая работа

Описание работы

Под налоговой нагрузкой хозяйствующего субъекта понимается относительный показатель, характеризующий долю начисленных налогов в брутто-доходах, рассчитанных с учетом требований налогового законодательства по формированию различных элементов налога. Тяжесть налогообложения учитывает не только налоговое бремя, но и прочие косвенные факторы, снижающие или повышающие налоговое бремя.

Работа содержит 1 файл

черновик.глава1.docx

— 429.26 Кб (Скачать)

 

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СУЩЬНОСТИ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ И МЕТОДОВ ЕЁ ОЦЕНКИ

 

1.1.Понятие и сущность налоговой нагрузки

Под налоговой  нагрузкой хозяйствующего субъекта понимается относительный показатель, характеризующий долю начисленных  налогов в брутто-доходах, рассчитанных с учетом требований налогового законодательства по формированию различных элементов  налога. Тяжесть налогообложения  учитывает не только налоговое бремя, но и прочие косвенные факторы, снижающие  или повышающие налоговое бремя.

Таким образом, можно сказать, что налоговая нагрузка – это  система абсолютных и относительных  показателей влияния государственной  налоговой политики на финансово  – хозяйственную деятельность предприятия.

Налоговая нагрузка является составной частью финансового управления. Цель формирования эффективной модели налоговой нагрузки в настоящее время ставит перед собой практически каждый налогоплательщик. Такая необходимость диктуется как объективными (существование возможности выбора режима налогообложения, потребность планирования финансовых потоков), так и субъективными (желание плательщиков оптимизировать налоговые платежи) причинами.

  1. Налоговая нагрузка в настоящее время является предметом пристального изучения. Существует множество ее трактовок. В основном все объединяют «налоговую нагрузку» с «налоговой оптимизацией», предполагая, что «…это уменьшение размера налоговых обязательств посредством целенаправленных правомерных действий налогоплательщика, включающих в себя полное использование всех предоставленных законодательством льгот, налоговых освобождений и других законных приемов и способов» [1,стр.5].

Другие считают, что налоговая нагрузка– это эффективное управление собственными финансовыми ресурсами без привлечения заемного капитала за счет оптимизации налогооблагаемой базы с применением законодательно допустимой возможности уменьшения налоговых обязательств.

Налоговое планирование –  это многостадийный процесс, который  включает в себя следующие элементы:

выбор налоговых режимов;

формирование и анализ объектов налогообложения;

формирование элементов  учетной политики;

анализ налоговых последствий  тех или иных сделок и хозяйственных  операций;

анализ сложившейся налоговой  нагрузки.

Дистанция между существующей и критической налоговой нагрузкой  вынуждает налогоплательщиков анализировать  действующую систему налогообложения. В этой связи под налоговым  планированием следует понимать способ выбора оптимального сочетания  инструментов, снижающих налоговую нагрузку в рамках действующего налогового законодательства, учитывая существующие возможности в процессе управления налоговыми платежами.

Практика становления  и развития налоговой системы, как  в зарубежных странах, так и в  Беларуси показывает, что введение новых налогов или изменение порядка уплаты действующих автоматически вызывает ответную реакцию налогоплательщиков, направленную на снижение налоговой нагрузки.

Данная зависимость имеет  объективные причины существования, среди которых можно выделить две, наиболее значимые:

1) чем меньше сумма  налогов, тем больше финансовых  ресурсов остается в распоряжении  налогоплательщиков;

2) чем ближе к установленному  сроку платежа уплачены налоги, тем дольше денежные средства  находятся в обороте хозяйствующих  субъектов.

Как результат, снижение налоговой  нагрузки оказывает прямое влияние  на увеличение прибыли и финансовых ресурсов налогоплательщика. Поэтому  можно говорить о необходимости  анализа уровня налоговой нагрузки в процессе налогового планирования.

 В Республики Беларусь не существует единого термина, характеризующего влияние налоговой системы на хозяйственную деятельность предприятия и его финансовое состояние. В современной отечественной экономической литературе ученые по-разному подходят к определению налоговой нагрузки. Единство авторов в терминологии отсутствует, так как до сих пор не существует общепринятого термина, характеризующего влияние налогообложения на предприятие. Наряду с налоговой нагрузкой используется множество синонимов - таких, как "налоговое бремя", "налоговый гнет", "налоговый пресс", "налоговое давление" и т.п. В экономической литературе для характеристики влияния налогов чаще прочих используют понятия "налоговая нагрузка" и "налоговое бремя". Лексический анализ понятий "налоговая нагрузка" и "налоговое бремя" позволил сделать вывод о приоритете понятия "налоговая нагрузка", так как налоги являются обязательным условием легальной деятельности предприятий на территории государства. Налоги - это не подавляющий развитие организации обременяющий фактор, а обязательная плата государству за понятную, эффективную экономическую систему, в которой осуществляет свою деятельность организация. Поэтому следует отдавать предпочтение термину "налоговая нагрузка"[2,с.98].

Если налогоплательщик рассчитывает работать и в перспективе, то ему необходимо организовать систему  налогового планирования как одного из способов управления налогами, одним  из элементов которой является анализ сложившегося уровня налоговой нагрузки и выявление возможных путей  ее оптимизации [3, c. 8].

Исследованию налоговой  нагрузки на микроуровне посвящено  множество работ современных  экономистов, которые предлагают различные  определения налоговой нагрузки предприятия. Все трактовки можно  разделить на четыре группы.

Первая группа ученых-экономистов рассматривает налоговую нагрузку предприятия как долю доходов отдельного субъекта, взимаемую в бюджет в виде налогов и сборов, или как общий объем налоговых платежей. При этом количественная характеристика налоговой нагрузки сводится к одному универсальному показателю - усредненному и недостаточно информативному. Такой точки зрения придерживаются Миляков Н.В., Пансков В.Г., Майбуров И.А., Юрченко В.Р., Горский И.В, Крейнина М.Н., Бабленкова И.И., Пасько О.Ф., Брызгалин А.В., Теслюк Б.А., Лукаш Ю.А. Например, И.А. Майбуров определяет налоговое бремя как "важнейший фискальный показатель налоговой системы страны, характеризующий совокупное воздействие налогов на ее экономику в целом, отдельный хозяйствующий субъект или иного плательщика, определяемый как доля их доходов, уплачиваемая государству в форме налогов и платежей налогового характера" [2,c.80]. Современный экономический словарь дает следующее определение: "Налоговое бремя - это мера, степень, уровень экономических ограничений, создаваемых отчислением средств на уплату налогов, отвлечением их от других возможных направлений использования. Количественно налоговая нагрузка может быть измерена отношением общей суммы налоговых изъятий за определенный период к сумме доходов субъекта налогообложения за тот же период" [4,c.8].

Вторая группа авторов определяет налоговую нагрузку как комплексную характеристику влияния налогообложения на хозяйствующий субъект. Количественно налоговую нагрузку предлагается измерять не одним, а несколькими показателями. К этой группе экономистов относятся Сабанти Б.М., Чипуренко Е.В., Кудрина О.Ю. Так Е.В. Чипуренко использует термин "налоговая нагрузка"

Представители третьей группы ученых рассматривают налоговую нагрузку как часть совокупной финансовой нагрузки предприятия. Так, А.Н. Цыгичко под налоговой нагрузкой понимает "часть совокупной финансовой нагрузки, ограничивающей ресурсы расширения и модернизации предприятий" [5,с.43]. Он считает, что налоговая нагрузка должна рассматриваться во взаимосвязи с прочими составляющими финансового давления - инфляцией, ставкой по кредитам, тарифами естественных монополий и т.п. Действительно, кроме обязательных платежей в пользу государства, на предприятие законодательно возложена обязанность уплачивать страховые взносы и другие обязательные платежи в пользу негосударственных организаций.

К четвертой группе следует отнести авторов, рассматривающих налоговую нагрузку как инструмент налогового менеджмента, анализа или налогового планирования на предприятии. Так, О.С. Салькова говорит о возрастающей роли "налоговой нагрузки как инструмента контроля и планирования многих параметров финансово-хозяйственной деятельности"[6,с.35].

Проанализировав существующие подходы к определению налоговой  нагрузки на микроуровне, считаем, что  налоговая нагрузка предприятия - это величина, характеризующая влияние регулярных обязательных платежей налогового характера, взимаемых в пользу государства, на финансовое положение предприятия и определяемая с помощью отдельных показателей или их совокупности.

Определяя налоговую нагрузку предприятия, предлагается учитывать  не только определенные действующим  законодательством налоги, но и иные платежи, которые обладают отличительными чертами налогов. Платежи налогового характера обладают следующими, присущими  налогам, признаками:

- тесная связь с государством, для которого налоги являются  основным источником доходов;

- принудительный характер  платежей;

- без эквивалентное изъятие;

- денежная форма;

- безвозмездный характер;

- относительная регулярность.

В состав обязательных платежей налогового характера входят: совокупность налогов, страховые взносы в Пенсионный фонд РБ, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования и взносы по обязательному страхованию от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, уплачиваемые хозяйствующим субъектом.

Кроме того, при определении  налоговой нагрузки учитываются  штрафы и пени, связанные с отчислением  платежей налогового характера.

Таким образом, платежи налогового характера - это регулярные обязательные платежи в денежной форме в пользу государства, не предусматривающие какой-либо встречной выгоды для плательщика, т.е. безвозмездные.

К таким платежам не относятся  сборы и таможенные пошлины по следующим причинам:

- платежи не носят регулярный  характер;

- сборы предусматривают  возмездный характер платежей, т.е.  являются одним из условий  совершения в отношении плательщика  юридически значимых действий;

- организации могут избегать  уплаты таможенных пошлин в  случае, если у импортируемого  товара существует российский  аналог.[7,с.30] 

В современной литературе можно также встретить термины "фискальная нагрузка" и "совокупная финансовая нагрузка", которые отождествляются  с понятием "налоговая нагрузка". Эти понятия следует разграничивать, руководствуясь логикой возникновения  обязанности плательщика, периодичности  и государственной принадлежности обязательных платежей.

Так, в состав налоговой  нагрузки входят только платежи налогового характера. Например, общий режим  налогообложения предусматривает  уплату следующих налогов: налог  на прибыль организации, НДС, налог  на имущество организаций, платежи  во внебюджетные фонды и др.

В состав фискальной налоговой  нагрузки входят, помимо налоговой  нагрузки, сборы и таможенные пошлины. Таким образом, фискальная нагрузка отражает влияние совокупности обязательных платежей в пользу государства.

Финансовая нагрузка, помимо фискальной (государственной) нагрузки, включает обязательные платежи, закрепленные законодательством РБ. К ним относятся платежи в саморегулирующие организации (СРО) и обязательное страхование (например, ОСАГО).

Сравнительная характеристика совокупной финансовой, фискальной и  налоговой нагрузок по различным  признакам представлена в таблице 1.

Таблица1-Характеристика совокупной финансовой, фискальной и налоговой нагрузок по различным признакам.

Примечание. Источник:[3,с.15,табл 1]

  Исходя из таблицы  мы видим ,что налоговая нагрузка отличается от фискальной, тем что включает в себя другие платежи включаемые в состав  нагрузки.

 Взаимосвязь налоговой,  фискальной и совокупной финансовой  нагрузок предприятия, а также  влияние на них формальной (законодательной)  и неформальной (коррупционной) сред  экономико-правовых отношений представлены  на рис. 1.

 

 

 

 

Рисунок 1-Место налоговой  нагрузки предприятия в системе  обязательных платежей.

Примечание. Источник: [4,с.78]

 

Налоговая нагрузка тесно  связана с налоговым потенциалом. Если налоговая нагрузка выражает желание  государства получить определенную сумму налоговых доходов, то налоговый  потенциал характеризует возможности  предприятия безболезненно платить  налоги. Исследование налогового потенциала позволит обосновать уровень устанавливаемой  налоговой нагрузки.

Налоговый потенциал предприятия  следует определять как максимальный совокупный объем финансовых ресурсов, подлежащий изъятию на законодательной  основе у хозяйствующего субъекта в  виде обязательных платежей налогового характера за определенный период. В качестве ограничений налогового потенциала организации выступают  законодательно закрепленные виды налогов, ставки налогов и т.п., а также  финансовые, производственные, трудовые и прочие ресурсы, доступные каждой отдельной организации.

Следует различать налоговый  потенциал и налоговые ресурсы. На макроуровне под налоговыми ресурсами  региона понимают совокупность налоговых  баз применяемых в регионе налогов[8,с45-48].

Тогда налоговые ресурсы  на микроуровне возможно определять как совокупность налоговых баз  тех налогов, по которым предприятие  является налогоплательщиком. Налоговые  ресурсы учитывают недоимки и  льготы по налогам. Таким образом, налоговые ресурсы показывают ту часть финансовых ресурсов хозяйствующего субъекта, которая подлежит отчуждению в пользу государства в виде платежей налогового характера по состоянию на определенный момент времени.  

Информация о работе Налоговая нагрузка и методы ее оценки