Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 22:49, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение действующей налоговой системы в Российской Федерации. Для достижения данной цели я ставила перед собой ряд задач. Основной задачей, стоящей передо мной, было рассмотрение основ действующей в Российской Федерации налоговой системы и определения её основных целей. Во-первых, изучение сущности налогов, его классификацию, функции, а так же правовой механизм налога и его элементы.
Введение……………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Основы налоговой системы Российской Федерации
1.1. Понятие налогов…………………………………………………………………………4
1.2. Виды налогов и способы их классификации...……………………....……………...5
1.3. Функции налогов………………………………………………………………………...7
1.4. Правовой механизм налога и его элементы…………………………………………9
1.5. Принципы налогообложения…………………………………………..……………..11
Глава 2. Налоговая система РФ
2.1. Понятие налоговой системы………….………………………………………………...…….13
2.2. Система налогов и сборов в РФ………………………….…...……………………..14
2.3. Федеральные налоги…………………………………………….…………………….15
2.3.1 Налог на добавленную стоимость…………………………..………….…15
2.3.2. Акцизы……………………………………………………………………......18
2.3.3. Налог на доходы физических лиц……………………………………..…19
2.3.4. Единый социальный налог…………………………………………….......21
2.3.5. Налог на прибыль организаций……………………………………….24
2.3.6. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов…………………………………………….…26
2.3.7. Водный налог…………………………………………………………..27
2.3.8. Государственная пошлина………………………………………………..30
2.4. Региональные налоги…………………………………………………………………31
2.4.1. Налог на имущество организаций……………………………………….31
2.4.2. Налог на игорный бизнес………………………………………………….33
2.4.3. Транспортный налог…………………………………………………….…34
2.5. Местные налоги…………………………………………………………………….....36
2.5.1. Земельный налог…………………………………………………………....37
Заключение………………………………………….………………………………………....….39
Список литературы……………………………
г) внебюджетные – налоги, поступающие в определённые внебюджетные фонды.
5. В зависимости от характера использования:
а) налоги общего значения – используемые на общие цели, без конкретизации мероприятий или затрат, на которые они расходуются. Таковыми являются большинство налогов, взимаемых в РФ;
б) целевые налоги – зачисляемые в целевые внебюджетные фонды или выделяемые в бюджете отдельной строкой и предназначенные для финансирования конкретно-определённых мероприятий (например, земельный налог).
6. В зависимости от периодичности взимания
а) разовые – налоги, уплачиваемые один раз в течении определённого периода при совершении конкретных действий (например, налог на наследование или дарение);
б) регулярные – налоги, взимаемые систематически, через определённые промежутки времени и в течении всего периода владения или деятельности плательщика (например, налог на доходы физических лиц, налог на имущество организаций и др.).
Перечисленные критерии классификации налогов не являются исчерпывающими, но вместе с тем достаточны для юридической характеристики всех действующих ныне налогов и сборов в РФ. [2]
1.3 Функции налогов
Функции налогов – это проявление сущности налогов, способ выражения их свойств. Функции налогов показывают, каким образом реализуется их общественное назначения как инструмента распределения и перераспределения государственных доходов.
Выделяют четыре функции налогов: фискальная, распределительная, регулирующая и контрольная.
Фискальная функция – собственно изъятие средств налогоплательщиков в бюджет. Это основная функция налогообложения. Именно по средствам фиска выполняется предназначение налогов по наполнению государственного бюджета для выполнения общегосударственных и целевых государственных программ. С помощью фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов – формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для оборонных, социальных, природоохранных и других функций.
Распределительная функция налогов выражает их сущность как особо централизованного инструмента распределительных отношений. Распределительная функция иначе называется социальной, поскольку состоит в распределении общественных доходов между разными категориями граждан: от состоятельных к неимущим, что обеспечивает, в конечном счете, гарантию социальной стабильности общества. Социальные функции выполняют, в частности, акцизы, устанавливаемые на отдельные виды товаров. Ту же цель преследует механизм прогрессивного налогообложения, связанный с возрастанием налоговых ставок по мере роста величины доходов плательщика.
Регулирующая функция налогов стала осуществляться с тех пор, как государство начало активно участвовать в организации хозяйственной жизни страны. Эта функция направлена на достижение определённых целей государства посредством налогового механизма. Налоговое регулирование выполняет три подфункции:
- стимулирующая подфункция направлена на развитие определённых социально-экономических процессов; реализуется через систему льгот, исключений, преференций (предпочтений);
- дестимулирующая подфункция препятствует развитию определённых социально-экономических процессов путем увеличения налогового бремени. Как правило, действие этой подфункции связано с установлением повышенных ставок налогов. Следует, однако, помнить, что налоговые отношения, как и всякие другие экономические отношения, должны воспроизводиться. Налоги должны взиматься и сегодня, и завтра, поэтому, эксплуатируя дестимулирующую подфункцию, нельзя допустить подрыва основы налогообложения, а тем более ликвидации источника налога. В противном случае в дальнейшем налоги не из чего будет взимать;
- подфункция воспроизводственного назначения реализуется с помощью установления платежей, например за пользование природными ресурсами. Эти налоги имеют четкую отраслевую принадлежность и предназначены для привлечения средств, используемых в дальнейшем на воспроизводство (восстановление) эксплуатируемых ресурсов.
Контрольная функция налогообложения означает, что государство посредствам налогов контролирует финансово-хозяйственную деятельность юридических лиц и граждан. Одновременно осуществляется контроль за источниками доходов и направлениями расходования средств. В конечном счете контрольная функция позволяет обеспечивать минимум налоговых поступлений в бюджет, который тем не менее достаточен для выполнения государством своих конституционных функций.[3]
Каждая функция показывает, каким образом реализуется публичное назначение налогов, но все функции налогов действуют в системном режиме. В процессе правового регулирования налоговых отношений они взаимосвязаны, взаимодействуют и не редко взаимопроникают, отражая специфику финансово-правового воздействия на налоговую сферу.
1.4 Правовой механизм налога и его элементы
Налоговые правоотношения содержат собственную специфику, не свойственную иным правовым институтам, которая заключается в наличии особых оснований и особого механизма лишения прав собственности налогоплательщиков. Наличие механизмов, допускающих в ряде случаев внесудебное лишение (ограничения) права частной собственности, требует создания особых гарантий соблюдения прав налогоплательщиков. Подобные гарантии осуществляются за счет наличия особого механизма определения суммы, подлежащеё внесению в бюджет в качестве налога. Подобное возможно в силу наличия особой структуры налоговой обязанности, особого состава налога.[4]
В ст.17 НК РФ определено, что налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:
- объект налогообложения;
- налоговая база;
- налоговый период;
- налоговая ставка;
- порядок исчисления налога;
- порядок и сроки уплаты налога.
В необходимых случаях при установления налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Система элементов правового механизма налога состоит из обязательных и факультативных элементов. Обязательные элементы включают две группы.
Первая группа - основные элементы, которые определяют фундаментальные, сущностные характеристики налога, формирующие основное представление о содержании налогового механизма. К основным элементам правового механизма налога и сбора относятся: плательщик налога или сбора, объект налогообложения, ставка налога или сбора.
Вторая группа – дополнительные элементы правового механизма налога, детализирующие специфику конкретного платежа, создают завершённую и полную систему налогового механизма. К дополнительным элементам правового механизма налога относятся: налоговые льготы; предмет, база, единица налогообложения; источник уплаты налога; методы, сроки и способы уплаты налога; особенности налогового режима; бюджет или фонд поступления налога (сбора); особенности налоговой отчетности.
Как основные, так и дополнительные элементы носят обязательный характер, без которого невозможно закрепление соответствующего налогового механизма. Дополнительность элемента подчеркивает не его необязательность, а особенности регулирования (возможность делегирования компетенции и т.д.).
Иначе обстоит дело с факультативными элементами. В отдельных случаях специфика налога требует выделения в его механизме особенных элементов, характерных исключительно для данного налога. Факультативные элементы могут быть задействованы в налоговом механизме, а могут и не использоваться.
Одним из основных элементов правового механизма налога выступает объект налогообложения - это имущество или доход, подлежащие обложению, измеримые количественно, которые служат базой для исчисления налога.
Наличие у лица какого-либо объекта налогообложения означает возникновение налоговой обязанности.
Налоговая база – это стоимостная или физическая характеристика объекта налогообложения. Налоговая база исчисляется налогоплательщиками самостоятельно на основе данных бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтверждённых данных об объектах, подлежащих налогообложению или связанных с налогообложением.
Налоговый период – календарный год или иной период времени, применяемый к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащего уплате.
Налоговая ставка — величина налоговых отчислений с единицы объекта налога. Ставка определяется либо в виде твердой ставки, либо в виде процента и называется налоговой квотой.
Порядок исчисления налога представляет собой процессуальное действие, согласно которому налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащею уплате за налоговый период. Сумма налога исчисляется на основе налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
Срок уплаты налога — срок в который должен быть уплачен налог и который оговаривается в законодательстве, а за его нарушение, не зависимо от вины налогоплательщика, взимается пени в зависимости от просроченного срока. Порядок и сроки уплаты налога устанавливаются в соответствии с нормами НК РФ применительно к каждому налогу.
В практике налоговой деятельности применяются три способа уплаты налогов: кадастровый, у источника и по декларации. Кадастровый способ применяется при слабом развитии правового механизма налогового регулирования. При этом способе устанавливается средняя доходность объекта обложения по внешним признакам. Второй способ – у источника – означает уплату налога до получения налогоплательщиком дохода (обычное автоматическое удержание, осуществляемое безналичным способом). Способ уплаты по декларации предполагает перечисление налога после получения дохода владельцем.
Дополнительным элементом правового механизма налога являются налоговые льготы - полное или частичное освобождение плательщика от налога. Налоговые льготы могут устанавливаться только законодательством о налогах и сборах.
Таким образом, правовой механизм налога и его элементы, зафиксированные в ст. 17 НК РФ, отражают конституционный принцип уплаты законно установленных налогов (ст. 57 Конституции РФ).
1.5 Принципы налогообложения
Принципы налогообложения – это комплекс устоявшихся правил, положений, которые определяют проведение налоговой политики и реализуются при построении налоговой системы с целью осуществления фискального, регулирующего назначения налогов, а также социальной их функций.
Впервые, принципы налогообложения были сформулированы А. Смита, который считал основными принципами налогообложения справедливость, определённость, удобство для налогоплательщика и экономию на издержках налогообложения. Эти классические принципы были сформулированы в вышедшей в 1776 году книге «Исследование о природе и причинах богатства народов», автором которой был Смит. Их суть в том, что как бы ни были велики потребности государства на покрытие «мыслимых и немыслимых» расходов налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности.
В НК РФ в настоящее время сформулированы следующие принципы налогообложения:
принцип справедливости, означающий, что подданные государства должны его поддерживать соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства;
принцип определённости, требующий, чтобы налог был не произвольным, а точно определённым по сроку, сумме и способу платежа;
принцип удобства уплаты, предполагающий, что каждый налог должен взиматься в то время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
принцип экономии, заключающийся в сокращении издержек взимания и в рационализации системы налогообложения.[5]
Глава 2. Налоговая система РФ
2.1 Понятие налоговой системы
Под системой понимается сложноорганизованное целое, включающее в себя отдельные элементы, объединенные разнообразными связями и взаимоотношениями. Элемент – это составная часть сложного целого. Следовательно, система предполагает внутреннее строение, структуру, связь и дифференциацию. В то же время система есть единое целое, состоящее из отдельных элементов, упорядоченных по определённым законам или принципам.
Налоговая система России представляет собой основанную на определённых принципах систему урегулированных нормами права складывающихся в сфера налогообложения общественных отношений субъектов права.
Элементами (подсистемами) налоговой системы РФ называют не только налоги и сборы, но и налогооблагающих субъектов, действующие от их имени налоговые (финансовые, таможенные) органы, органы государственных внебюджетных фондов. Сборщиков налогов, органов налоговой полиции, налогоплательщиков и налоговых агентов, их права и обязанности. Кроме того, к элементам налоговой системы относят принципы ее организации и функционирования, а также нормы налогового права.