Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 20:48, курсовая работа
Цель настоящей работы – исследовать порядок исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц. В соответствии с указанной целью решаются следующие задачи:
- рассмотреть сущность понятия налога на имущество физических лиц;
- дать характеристику объектов и субъектов налога на имущество физических лиц;
- изучить порядок исчисления налога (ставки налога, льготы);
- исследовать правовой режим взимания и уплаты налога.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ 5
1.1. Сущность понятия налога на имущество физических лиц 5
1.2. Объекты и субъекты налога на имущество физических лиц 10
2. ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ 18
2.1. Порядок исчисления налога (ставки налога, льготы) 18
2.2. Правовой режим взимания и уплаты налога 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 36
Пересмотр неправильно исчисленных налогов за прошлые годы производится не более чем за три года в таком же порядке.
В случае неуплаты налогов в установленные сроки начисляется пеня за каждый календарный день просрочки в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 17.12.96 № 20-П установлено, что по смыслу ст. 57 Конституции РФ2 налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом. Неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодательно добавляется дополнительный платеж пеня как компенсация потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога.
В соответствии с НК РФ пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Исходя из изложенного, неуплата налога или уплата налога с нарушением установленных сроков влечет за собой в любом случае и уплату пени, которая рассматривается и как способ обеспечения исполнения обязательства по уплате налога, и как компенсация потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога.
В случае неуплаты налогов на имущество физических лиц в установленные сроки к физическим лицам применяются меры налоговой ответственности в соответствии с законодательством о налогах и сборах. Неуплата или неполная уплата гражданами налогов на имущество физических лиц в соответствии с п. 1 ст. 122 НК РФ может квалифицироваться как другие неправомерные действия (бездействия), что влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога. В соответствии с нормами НК РФ принудительное взыскание налога, пеней и налоговых санкций с физических лиц производится в судебном порядке.
За неуплату или уплату налога с нарушением срока физические лица, могут быть привлечены к налоговой ответственности с шестнадцатилетнего возраста. Такое деяние является налоговым правонарушением. Под налоговым правонарушением понимается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, за которое НК РФ установлена ответственность.
Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, установлены ст. 109 НК РФ. В перечень этих обстоятельств входит и то, что физическое лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если к моменту совершения деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическое лицо не достигло шестнадцатилетнего возраста. Однако независимо от того, применена ли ответственность за налоговое правонарушение, выразившееся в неуплате того или иного налога, физическое лицо либо их законные представители не освобождаются от обязанности уплаты причитающихся сумм налога.
Кроме того, в случае совершения налогового правонарушения могут также применяться способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. Так, согласно ст. 72 НК РФ исполнение обязанности по уплате налогов может обеспечиваться следующими способами: залогом имущества, поручительством, пеней, приостановлением операций по счетам в банке и наложением ареста на имущество налогоплательщика.
Таким образом, исчисление налогов производится налоговыми органами. Органы, осуществляющие регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы технической инвентаризации обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 1 января текущего года. При переходе права собственности на строение, помещение, сооружение от одного собственника к другому в течение календарного года налог уплачивается первоначальным собственником с 1 января этого года до начала того месяца, в котором он утратил право собственности на указанное имущество, а новым собственником - начиная с месяца, в котором у последнего возникло право собственности. При возникновении права на льготу в течение календарного года перерасчет налога производится с месяца, в котором возникло это право. В случае несвоевременного обращения за предоставлением льготы по уплате налогов перерасчет суммы налогов производится не более чем за три года по письменному заявлению налогоплательщика. Платежные извещения об уплате налога вручаются плательщикам налоговыми органами ежегодно не позднее 1 августа. Уплата налога производится владельцами равными долями в два срока - не позднее 15 сентября и 15 ноября. Лица, своевременно не привлеченные к уплате налога, уплачивают его не более чем за три предыдущих года. Пересмотр неправильно произведенного налогообложения допускается не более чем за три предыдущих года.
Налог на имущество физических лиц является прямым налогом, обращенным к находящемуся в собственности недвижимому имуществу, расположенному на территории Российской Федерации. Согласно ст.15 НК данный налог относится к местным налогам Налог на имущество физических лиц регулируется Законом РФ от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц". Ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости. Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям. Ставки налога устанавливаются в следующих пределах: до 300 тыс. рублей - до 0,1%; от 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей - от 0,1 до 0,3%; свыше 500 рублей - от 0,3 до 2,0%.
Плательщиками данного налога являются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие на территории РФ в собственности следующее имущество: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения. Главным критерием при определении плательщиков налога является наличие права собственности на имущество.
Налоговые льготы устанавливаются
как федеральным
Исчисление налога на имущество физических лиц производится налоговыми органами. Лица, имеющие право на льготы, самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы. Налог исчисляется на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.
Платежные извещения об уплате налога вручаются плательщикам налоговыми органами ежегодно не позднее 1 августа. Уплата налога производится владельцами равными долями в два срока - не позднее 15 сентября и 15 ноября.
Минфин РФ подготовил и направил на согласование в Минэкономразвития поправки к законопроекту о введении местного налога на недвижимость, который был принят Госдумой в первом чтении в 2004 году. Налог на имущество физических лиц и земельный налог с 2012 года, заменит налог на недвижимость.Предполагается, что налогоплательщиками нового налога станут организации и физические лица, являющиеся собственниками недвижимости. Однако при этом для организаций будет сохранен налог на имущество в отношении имущества, которое не относится к жилым помещениям и земельным участкам. Названные объекты будут облагаться новым налогом на недвижимость. Что касается физических лиц, то объектами налогообложения для них станут здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, а также земельные участки. Налоговой базой для налога будет служить кадастровая стоимость объекта недвижимости на 1 января нового налогового периода. При этом для физических лиц будут введены стандартные и социальные вычеты, уменьшающие налогооблагаемую базу. Вычеты будут зависеть от средней стоимости квадратного метра жилья. В частности, стандартные вычеты предполагается ввести для таких льготных категорий граждан, как инвалиды I и II групп, пенсионеры, "чернобыльцы", семьи военнослужащих и другие. Социальные вычеты предполагается распространить на членов семей льготных категорий граждан.
На федеральном уровне планируется установить максимальный размер налоговой ставки на уровне 0,1%, а конкретные ставки будут утверждаться на местном уровне. Для введения налога будет предусмотрен трехлетний переходный период, который должен быть завершен к 2015 году. С этого момента утратят силу положения законодательства, касающиеся налога на имущество физических лиц и земельного налога.
Налог на недвижимость будет вводиться в регионах по мере подготовки кадастровой оценки недвижимости.
6. Письмо Минфина от 8 сентября 2009 г. N 03-05-06-01/157.//Консультант плюс
7. Письмо Минфина от 28 сентября 2009 г. N 03-05-06-01/234). //Консультант плюс
8. Постановление Правительства РФ "О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства" (вместе с "Положением об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства") от 04.12.2000 N 921 (ред. от 30.04.2009) //Собрание законодательства РФ, 11.12.2000, N 50, ст. 4901.
9. Приказ Госстроя РФ "Об утверждении порядка представления уполномоченными организациями технической инвентаризации в налоговые органы сведений об объектах недвижимого имущества" N 36, МНС РФ N БГ-3-08/67 от 28.02.2001//Российская газета, N 84, 28.04.2001.
10. Приказ Минстроя РФ "Об утверждении порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности" от 04.04.1992 N 87 //Консультант плюс
11. Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 28.06.2009) //Российская газета, N 100, 05.06.2002.
12. Богуславская Н. Налог на имущество физических лиц: проблемы и пути совершенствования // Вестник ХГАЭП.– 2006.– №2 (23).– с. 56-62.
13. Евстигнеев Е.Н. Налоги и налогообложение. 4-е изд.– СПб.: Питер, 2007.
14. Ильин Д. И. Законодательство о недвижимости: проблемы содержания употребляемых понятий // Журнал российского права.–2005.– №8.– с.144.
15. Клюкович З.А., Крамсков А.С. Роль и место прямых и косвенных налогов в практическом механизме налогообложения регионов России// Российский экономический интернет-журнал - М.: АТиСО, 2007.
16. Косов М. Е. Налогообложение физических лиц. –М.: Юнити-Дана, 2008.
17. Миляков И.В.Налоги и налогообложение: Учеб. пособие.– М.: КНОРУС, 2006..
18. Финансовое право: Учебник для вузов / Под ред. О.Н. Горбуновой -М.:Юристъ, 2007.
19. Черник Д.Г. Налоги и налогообложение – М.: МЦФЭР, 2006.
Информация о работе Налог на имущество физических лиц: порядок