Налог на имущество физических лиц: порядок

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 20:48, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы – исследовать порядок исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц. В соответствии с указанной целью решаются следующие задачи:

- рассмотреть сущность понятия налога на имущество физических лиц;

- дать характеристику объектов и субъектов налога на имущество физических лиц;

- изучить порядок исчисления налога (ставки налога, льготы);

- исследовать правовой режим взимания и уплаты налога.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ 5
1.1. Сущность понятия налога на имущество физических лиц 5
1.2. Объекты и субъекты налога на имущество физических лиц 10
2. ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ 18
2.1. Порядок исчисления налога (ставки налога, льготы) 18
2.2. Правовой режим взимания и уплаты налога 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 36

Работа содержит 1 файл

Курсовая. Налог на имущество ФЛ.doc

— 200.00 Кб (Скачать)

     Налог на имущество физических лиц полностью  зачисляется в доходы местных  бюджетов. Поступления от налогов на недвижимость мало подвержены колебаниям в рамках экономических циклов. Эта стабильность особенно важна для местных властей, которые должны обеспечивать свое население многими жизненно важными услугами, нужда в которых постоянна. Поскольку недвижимость трудно скрыть, избежать уплаты налога на недвижимость куда сложнее, чем в случае с другими налогами.

     В настоящее время три имущественных  налога (налог на имущество физических лиц, налог на имущество юридических  лиц и земельный налог) дают 7% поступлений в консолидированный  бюджет регионов. При этом в общей структуре имущественных налогов доля налога на имущество физических лиц составляет 2%, юридических лиц - 79%, земельный налог - 19%. Налог на имущество физических лиц налог составляет 0,1-0,4% налоговых доходов местных бюджетов3.

     Столь незначительная доля объясняется низкими ставками, а также оценкой налоговой базы по инвентаризационной стоимости, а не по рыночной, как это принято в других странах. В случае если расчет налога будет производиться по рыночной стоимости, только значительные изменения экономической конъюнктуры или экологической ситуации в районе расположения недвижимости могут существенно повлиять на поступления налога. В случае обложения строений по рыночной стоимости местные органы власти заинтересованы в росте цен на недвижимость, что стимулирует администрацию предпринимать усилия, направленные на развитие инфраструктуры населенного пункта. Поступления от налога на имущество физических лиц могут идти на финансирование функций, выполняемых за счет местного бюджета, которые имеют непосредственное отношение к самой недвижимости. В этом случае налог в некотором смысле приближается к плате за оказанные услуги, поскольку объем предоставления многих муниципальных услуг примерно соответствует стоимости недвижимости, расположенной на тех или иных участках обслуживания. Бремя налога ложится на жителей соответствующей территории, и налогоплательщики могут реально сопоставлять стоимость услуг с их полезностью.

      Таким образом, налог на имущество физических лиц является прямым налогом, обращенным к находящемуся в собственности недвижимому имуществу, расположенному на территории РФ. Согласно ст.12 и ст. 15 НК РФ данный налог относится к местным налогам. Местный налог – это обязательный индивидуально-определенный, безвозмездный платеж, устанавливаемый и вводимый нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с требованиями федерального закона, носящий публичный характер, уплачиваемый организациями и физическими лицами на территории муниципального образования, зачисляемый в местный бюджет для финансового обеспечения деятельности муниципального образования. Налог на имущество физических лиц до сих пор не включен отдельной главой в часть вторую НК РФ. Его правовое регулирование осуществляется Законом РФ от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налоге.

1.2. Объекты и субъекты  налога на имущество  физических лиц

 

     Плательщиками налогов  на имущество физических лиц являются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства (далее - физические лица), имеющие на территории РФ в собственности имущество, признаваемое Законом РФ "О налогах на имущество физических лиц" объектом налогообложения.

     Документом, удостоверяющим гражданство РФ, является паспорт гражданина РФ или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица. Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина РФ, определяются федеральным законом. (ст.10 Закона РФ "О гражданстве Российской Федерации"1). Иностранный гражданин - лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства; лицо без гражданства - лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства (ст.3). 

     Поскольку гражданская правоспособность возникает с фактом рождения и сопутствует гражданам на всем протяжении жизни, дети (в том числе несовершеннолетние), а также и граждане преклонного возраста, недееспособные, ограниченно дееспособные в равной степени являются плательщиками всех видов налогов с физических лиц, в том числе и налога на имущество. При этом такие категории физических лиц, как малолетние, не достигшие четырнадцатилетнего возраста, несовершеннолетние в возрасте до восемнадцати лет, недееспособные граждане, признанные судом недееспособными вследствие психического расстройства, ограниченно дееспособные граждане, ограниченные судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами, привлекаются к уплате налогов и сборов на общих основаниях через своих представителей на основании п. 1 ст. 26 НК РФ, которым установлено, что налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено НК РФ.

     Законными представителями налогоплательщика - физического лица в соответствии с п. 2 ст. 27 НК РФ признаются лица, выступающие  в качестве его представителей в  соответствии с гражданским законодательством  РФ. Законными представителями несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет (малолетних), и несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет являются их родители, усыновители или попечитель.

     При отсутствии у них родителей, усыновителей или при лишении судом родителей  родительских прав, а также в случаях, когда такие граждане по иным причинам остались без родительского попечения (в частности, когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов), над несовершеннолетними устанавливается опека и попечительство в целях защиты их прав и интересов. Опека устанавливается над малолетними, а попечительство - над несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет. Над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства, устанавливается опека. Опекуны являются законными представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки. Над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами, устанавливается попечительство1.

     Опекуны и попечители выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в  том числе в судах, без специального полномочия. Попечители дают согласие на совершение тех сделок, которые граждане, находящиеся под попечительством, не вправе совершать самостоятельно. Попечители оказывают подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.

     Однако  несовершеннолетний в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет может приобрести дееспособность в полном объеме в  соответствии с п. 1 ст. 27 ГК РФ1 в случае, когда несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится: по решению органа опеки и попечительства- с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя; при отсутствии такого согласия - по решению суда. Кроме того, в случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения восемнадцати лет, гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак. Эмансипированный несовершеннолетний, достигший шестнадцатилетнего возраста, а также граждане, не достигшие восемнадцатилетнего возраста, но вступившие в брак, начиная с шестнадцатилетнего возраста, выступают в качестве налогоплательщиков самостоятельно и в полном объеме имеют права, установленные НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах, а также в полной мере несут обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

     Если  ребенок не имеет самостоятельного источника дохода, налоги за него уплачивают родители, усыновители, опекуны или  попечители. В случае если несовершеннолетний ребенок, которому принадлежит имущество  на праве собственности, находится  на полном государственном обеспечении, налог за него уплачивает администрация воспитательного, лечебного учреждения или учреждения социальной защиты.

     Если  имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой  собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе. В аналогичном порядке определяются налогоплательщики, если такое имущество находится в общей долевой собственности физических лиц и предприятий (организаций). Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, они несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства. При этом плательщиком налога может быть одно из этих лиц, определяемое по соглашению между ними.

     Рассмотрим подробнее объект налогообложения налога на имущество физических лиц. Объектами налогообложения признаются следующие жилые и нежилые строения, помещения и сооружения:

     - жилые дома, квартиры, дачи, гаражи  и гаражные боксы, магазины, кафе  и другие нежилые строения, помещения  и сооружения (торговые, бытовые,  коммунальные, складские и т.п.), принадлежащие  физическим лицам на праве  собственности на основании государственной регистрации перехода права собственности по договорам купли-продажи, мены, ренты, дарения, в порядке наследования и другим основаниям (например, в ходе приватизации жилых помещений);

     - квартиры в домах жилищных  и жилищно-строительных кооперативов; дачи в дачно-строительных кооперативах; садовые домики в садоводческих товариществах; гаражи и гаражные боксы в гаражно-строительных кооперативах, принадлежащие физическим лицам на праве собственности на основании внесенного паевого взноса в соответствующий кооператив в полном объеме.

     В соответствии с главой 18 ГК РФ к самостоятельным объектам жилища относятся: непроходная, изолированная жилая комната, имеющая сообщение с местами общего пользования квартиры, жилого дома, улицей, двором, придомовым земельным участком; квартира; одноквартирный или многоквартирный жилой дом (при этом необходимо отметить, что в гражданском праве понимание жилища иное, чем в уголовном и иных отраслях законодательства). В приведенном перечне жилой дом (одноквартирный или многоквартирный) является единой, цельной, но одновременно и делимой вещью, а квартира, комната составляют лишь его часть.

     Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, фундаментально связанное с  землей, в котором вся или не менее половины полезной площади занята жилыми помещениями, конструктивно предназначенными для постоянного проживания граждан. Жилой дом обладает общими и особенными потребительскими свойствами. Как общее свойство дом принадлежит к недвижимому имуществу. Его видовые свойства: жилой дом должен отвечать по своим санитарным, техническим и иным потребительским характеристикам, производным от основной функции, цели постоянного проживания людей. Этим он отличается от других зданий, в том числе от дач, даже имеющих фундаментальную строительную конструкцию1.

     Обобщающим  понятием объекта права собственности  и других вещных прав в сфере удовлетворения жилищных потребностей граждан ГК РФ выбрано понятие "Жилое помещение" вообще, а не жилой дом. Жилое помещение - обобщающее понятие, охватывающее и  дом, и квартиру, и комнату. Части (комната, квартира) целого (квартиры, жилого дома) представляют целое в уменьшенном виде, которые могут принадлежать разным субъектам на праве собственности, а общее имущество (коммунальная квартира, многоквартирный дом) образует общее имущество этих субъектов (граждан, юридических лиц, государства, муниципального образования). Изолированная комната, имеющая сообщение с местами общего пользования квартиры или дома, - последняя самостоятельная ячейка жилого помещения, деление которой возможно лишь на ряд самостоятельных комнат, сохраняющих и воспроизводящих функциональное назначение и потребительские свойства жилого дома как целого. Собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.  

     Размещение  в жилых домах промышленных производств  не допускается. Размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое. Перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определяемом жилищным законодательством.

       Жилые помещения и вещные права на них подлежат государственной регистрации, равно как обременения (ограничения) на них и сделки с названными объектами. Датой государственной регистрации возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав является день внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Информация о работе Налог на имущество физических лиц: порядок