Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 09:21, курсовая работа
Итак, цель данной курсовой работы – исследовать платежи за природные ресурсы. Исходя из поставленной цели, ставим перед собой следующие задачи:
- исследовать экономическую природу и роль природоресурсных платежей в доходы бюджета;
- выделить нормативно-правовые акты, регламентирующие платежи за природные ресурсы;
- проанализировать динамика поступлений платежей за природные ресурсы;
- рассмотреть контроль налоговых органов за взиманием платежей за природные ресурсы;
- обобщить зарубежный опыт платежей за природные ресурсы;
- обозначить направления совершенствования механизма взимания и уплаты платежей за природные ресурсы;
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические аспекты платежей за природные ресурсы 5
1.1. Роль природоресурсных платежей в доходы бюджета 5
1.2. Динамика поступлений платежей за природные ресурсы 8
2. Концепции и зарубежный опыт платежей за природные ресурсы. 11
2.1. О совершенствовании правового регулирования системы 11
платежей за пользование природными ресурсами 11
2.2. Обобщение зарубежного опыта платежей 21
за природные ресурсы 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27
Надлежит
определить наиболее значимые элементы
системы природоресурсных платежей
в целях обеспечения эколого-
Например, введение в часть вторую НК РФ гл.26 "Налог на добычу полезных ископаемых" повлекло за собой отмену платежей за пользование недрами при добыче полезных ископаемых, отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и акциза на нефть и стабильный газовый конденсат.
Это способствовало выявлению правовых особенностей налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых1 на федеральном уровне.
Несмотря на то, что налог на добычу полезных ископаемых - это специальный налог, направленный на изъятие природной ренты, образующейся при разработке месторождений полезных ископаемых, в настоящее время данный налог представляет собой некую разновидность акциза: он не дифференцирован по месторождениям, для всех нефтяных месторождений установлена единая ставка, что увеличивает налоговую
1Ялбулганов А.А. Комментарий законодательства "О природоресурсных платежах" – М.: Фонд «Правовая культура», 2000.
нагрузку на нефтяной сектор. Соответственно, при использовании налога на добычу полезных ископаемых может иметь место как неполное изъятие ренты (на "благополучных" месторождениях), так и изъятие части дохода, превышающего бухгалтерскую прибыль1.
Кроме того, в соответствии с общей логикой изменения межбюджетных отношений большая часть отчислений от указанного платежа будет поступать в пользу федерального бюджета в ущерб региональным бюджетам. Осталась нерешенной и наиболее важная проблема: рациональное использование собираемых средств для развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации и проведения единой государственной политики в области охраны окружающей среды.
Рассмотрение
сущности отдельных видов
В этих целях необходимо определить правовую природу тех видов платежей, принципы установления и взимания которых вызывают различные споры, а также выявить принципиальные расхождения относительно характера данных платежей в правоприменительной практике. Например, требует разрешения вопрос о правом статусе платы за загрязнение окружающей среды, поскольку внесение этой платы не связано с извлечением природного ресурса для использования в хозяйственной деятельности.
Соответственно, указанную плату нельзя отнести к сборам, так как сбор представляет собой единовременный платеж, а плата за загрязнение природной среды вносится ежеквартально в течение срока действия разрешения на сброс, выброс загрязняющих веществ, размещение отходов.
1Колесник М. Текущее состояние и перспективы рентного налогообложения в России // Вопросы экономики, 2003, N 6. С. 42.
Плата за пользование природными ресурсами обладает признаками обязательности, индивидуальной безвозмездности и отчуждается в пользу государства, однако, как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 10 декабря 2002 г., плата за загрязнение окружающей среды имеет ярко выраженный компенсационный характер, поскольку плательщики вправе загрязнять окружающую среду только в пределах установленных нормативов.
Разумно
вернуться к ранее
Формирование единой системы экологических фондов будет способствовать увеличению бюджетных ассигнований, выделяемых на финансирование мероприятий по охране окружающей среды, и окажет существенное влияние на процессы формирования системы налоговых платежей на федеральном, региональном и местном уровнях.
В процессе преобразования системы природоресурсных платежей введение необходимых налогов, связанных с использованием минерального сырья, возможно в форме долговых обязательств, способствующих наиболее полному изъятию доходов в бюджет. Для этих целей:
Предложенный механизм может использоваться наиболее эффективно в лесопромышленном комплексе, а равно в других природоэксплуатирующих секторах, например в минерально-сырьевом секторе. В результате циркулирующие в экономике долговые обязательства будут абсорбировать ренту, а затем эта система долговых обязательств может быть заменена на систему природоресурсных платежей (роялти).
Доходы от погашения долговых обязательств, продажи непогашенных обязательств, залогов могли бы расходоваться на следующие нужды1:
Плата
за природные ресурсы, как форма
реализации экономических отношений
между собственником природных
ресурсов и их пользователем, занимает
центральное место в
В зарубежных странах доходы от эксплуатации природных ресурсов, как правило, изымаются через систему налогов, ориентированных на изъятие ренты у пользователя природных ресурсов. В государствах, богатых естественными ресурсами, практикуются такие налоги, как роялти, налог суверена, специальные налоги на прибыль добывающих компаний, дифференцированные рентные платежи, земельный налог и т.д. Кроме того,
1Голуб А.А., Струкова Е.Б. Экономика природных ресурсов: Учебное пособие. М., 2001. С. 78.
доходы от эксплуатации природных ресурсов могут перераспределяться на основе договоров о разделе продукции и другими способами.
Рассмотрим такие платежи в зарубежных странах на примере пользования недрами1. Во Франции система налогообложения разведочной и добычной деятельности включает три налога (налог на прибыль, налог на минеральные ресурсы, представляющий собой прогрессивный налог на годовой оборот компании, взимаемый центральным правительством, налог на добычную деятельность в пользу местных органов власти). Ставки и база налогообложения устанавливаются ежегодно парламентом, включая и местный налог. По отзывам специалистов, французская система налогообложения в области недропользования считается наиболее эффективной в мире.
В Германии установлена специальная система платежей за пользование недрами: налог на рудное поле, налог на горные разработки. В особую систему выделена плата за пользование недрами для добычи углеводородов. Следует отметить, что в последние годы в Великобритании, Дании, Норвегии, Нидерландах также введены специальные налоги на добычу углеводородов.
В США в области недропользования действуют три основных налога: налог на недвижимость (горные предприятия, оцениваемые по рыночной стоимости), налог на добытую продукцию и подоходный налог.
Платежи недропользователей в форме арендной платы учитывают как арендную плату за землю, так и аренду участка недр.
Платежом, зависящим от объемов извлекаемых предприятием полезных ископаемых (или их стоимости), является роялти. Роялти выплачивается независимо от прибыльности компаний, выплачивается с самого начала производства, поэтому легко контролируется.
1Перов А.В. Налоги и международные соглашения России. М.: ЮРИСТ, 2000. С. 39.
Величина роялти в большинстве стран мира находится в пределах от 12,5 до 20 процентов стоимости добытой нефти.
В системе недропользования и разовые платежи, которые относятся к категории бонусов. Их размер является предметом переговоров и соответствующих соглашений.
Опыт многих государств показывает, что механизмы взимания налогов достаточно разнообразны. С учетом специфических особенностей России нами могут быть заимствованы различные элементы налоговых систем, применяемых в странах с развитой рыночной экономикой, или неналоговые методы изъятия рентных доходов (например, договора о разделе продукции), используемые в странах с формирующимися рыночными отношениями.
Анализ зарубежных налоговых инструментов показывает, что существует два основных типа платежей. Во-первых, платежи за природные ресурсы, предназначенные для перераспределения (изъятия) ренты, возникающей у пользователей природных ресурсов в процессе их эксплуатации. При их определении исходят из величины рентного дохода и ориентируются на ту его долю, которая должна быть изъята у пользователя природного объекта.
Во-вторых, платежи, направленные на поддержание существующей системы управления природопользованием. Они являются инструментом сбора средств, необходимых для покрытия административных расходов по контролю за эксплуатацией природных ресурсов и некоторых инфраструктурных затрат (всевозможые лицензионные сборы и т.п.). Дополнительные платежи взимаются за услуги, связанные с оценкой природных ресурсов (лабораторный анализ, геологические и топографические исследования территорий, регистрация и сертификация документов и т.д.). Эти платежи идут не в общий, а в специальный фонд, предназначенный для улучшения качества соответствующих услуг. Как уже отмечалось, при перераспределении ренты в зарубежной практике предпочтение отдается налогам, взимаемым непосредственно с пользователей природных ресурсов, то есть прямым способом. Однако существуют и косвенные налоги, посредством которых изымается избыточный доход, полученный за счет перераспределения ренты с потребителей природного сырья. К наиболее важным прямым налогам на природные ресурсы относятся следующие. Арендная плата (или земельная рента), налог на доступ к природному ресурсу, налог на добычу и разведку и т.п. - это плата за право пользования природными ресурсами. Она рассчитывается на единицу арендованной территории. Подобный налог стимулирует геологоразведочные и эксплуатационные работы. Однако понятно, что цель налога - предотвращение спекуляций и сверхинтенсивной эксплуатации природных ресурсов, а не сбор средств в государственную казну.
Это достигается путем получения дифференциальной ренты или налога с доходов. Арендная плата устанавливается на номинальном уровне па первые годы эксплуатации природного ресурса, но затем постепенно увеличивается с тем, чтобы побудить арендатора развивать свое производство. Роялти - это платеж государству за право использовать истощаемый природный ресурс. Он рассчитывается исходя из валовой выручки производителя, а не его чистой прибыли.
Система платежей за природные ресурсы может обеспечивать либо изъятие доходов рентного происхождения с целью передачи их от пользователя к собственнику, либо так называемую административную плату, то есть покрытие расходов на контроль за использованием природных ресурсов, оформление их передачи собственнику и т.д. В первом случае речь идет о налогах на природные ресурсы, а во втором - о плате за предоставление лицензии или налоге на недвижимость.
Наряду с налоговыми на практике используются и неналоговые методы изъятия доходов. Прежде всего, это договор о разделе продукции между государством в лице государственной компании и заинтересованной компанией-подрядчиком использования минерально-сырьевых ресурсов.
В завершение работы сделаем обобщающие выводы:
Специфическими
особенностями природно-
Целесообразно при выборе отечественной концепции платного природопользования отдать предпочтение системе компенсационных неналоговых платежей, имеющих целевой характер. Для успешной ее реализации необходимо решить ряд задач:
-
во-первых, обеспечить приоритет
экологических потребностей
-
во-вторых, обеспечить реализацию
и сочетание фискальной и
Информация о работе Концепции и зарубежный опыт платежей за природные ресурсы