Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 09:21, курсовая работа
Итак, цель данной курсовой работы – исследовать платежи за природные ресурсы. Исходя из поставленной цели, ставим перед собой следующие задачи:
- исследовать экономическую природу и роль природоресурсных платежей в доходы бюджета;
- выделить нормативно-правовые акты, регламентирующие платежи за природные ресурсы;
- проанализировать динамика поступлений платежей за природные ресурсы;
- рассмотреть контроль налоговых органов за взиманием платежей за природные ресурсы;
- обобщить зарубежный опыт платежей за природные ресурсы;
- обозначить направления совершенствования механизма взимания и уплаты платежей за природные ресурсы;
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические аспекты платежей за природные ресурсы 5
1.1. Роль природоресурсных платежей в доходы бюджета 5
1.2. Динамика поступлений платежей за природные ресурсы 8
2. Концепции и зарубежный опыт платежей за природные ресурсы. 11
2.1. О совершенствовании правового регулирования системы 11
платежей за пользование природными ресурсами 11
2.2. Обобщение зарубежного опыта платежей 21
за природные ресурсы 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27
во-вторых, необходимостью построения взаимовыгодных партнерских отношений со странами Европейского союза и США, что потребует кардинального изменения налогового и природоресурсного законодательства в соответствии со сложившейся мировой практикой.
Федеральной целевой программой "Экология и природные ресурсы России (2002 - 2010 гг.)", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2001г., общим недостатком функционирования природно-ресурсного комплекса России на сегодняшний день признано несовершенство экономических механизмов и законодательной базы, регулирующих его использование. Поэтому формирование правового режима эксплуатации основных видов первичных природных ресурсов (минеральных, земельных, лесных, водных и т.д.) и финансового
1Валентей С., Нестеров Л. Россия в меняющемся мире: внешние и внутренние вызовы // Вопросы экономики, 2002, N 3. С. 63.
регулирования охраны окружающей среды будет способствовать реализации государственной стратегии устойчивого развития.
Концепция устойчивого развития строится на принципе экологизации хозяйственной деятельности, что предполагает возможность сохранения природоресурсного потенциала в целях удовлетворения общественных потребностей. Основным элементом финансового механизма реализации этого принципа должна стать платность природопользования и возмещение ущерба населению и окружающей среде.
Согласно ст.3 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, осуществляется с учетом принципа платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде. Несмотря на то, что ряд федеральных законов1 ("О плате за землю", "О недрах", "О континентальном шельфе Российской Федерации", "О животном мире") конкретизирует принцип платности природопользования применительно к отдельным видам природных ресурсов, этот принцип отсутствует в ст.3 НК РФ, устанавливающей основные начала законодательства о налогах и сборах.
Предусмотренный действующим законодательством порядок взимания природоресурсных платежей носит публично-правовой характер, однако особенности установления большинства из них не соответствуют требованиям Налогового кодекса. Это связано со спецификой данной группы платежей, определяемой необходимостью изъятия природной ренты у хозяйствующих субъектов, использующих природные ресурсы в процессе занятия предпринимательской деятельностью2.
1Чаплыгин Б. Плата за землю, пользование природными ресурсами и водными объектами // Финансовая газета. Региональный выпуск, 2000, №31. С. 14.
2Федоров А.С. Фискальные системы при пользовании природными ресурсами // Налоговая политика и практика, 2003. С. 27.
Разработка
оптимальной концепции развития
системы платежей за пользование
природными ресурсами позволит разрешить
ряд проблем соотношения
Концепция реформирования системы платежей, взимаемых за пользование природными ресурсами
1. В мировой практике выработано четыре подхода к обеспечению платности природопользования:
Следует отметить, что в большинстве стран мира изъятие природной ренты осуществляется с помощью налогового механизма (США, страны Европейского союза), а также путем использования смешанных фискальных систем (страны Ближнего Востока).
Вместе
с тем реализовать первый из указанных
подходов в условиях сложившихся
экономических отношений в
-
рыночные преобразования и
- согласно п.5 ст.3 НК РФ, ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Налоговым кодексом признаками налогов и сборов, не предусмотренные данным Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено Кодексом. Данное положение, содержащее требование о полном отражении в нормах налогового законодательства особенностей установления и взимания налоговых платежей, не даст возможность в достаточной мере учитывать различные аспекты экологического регулирования и осуществлять с необходимой периодичностью дифференциацию изъятий по объектам природопользования;
-
в настоящее время
В свою очередь, предоставление природных ресурсов в пользование на договорной основе позволит детально регламентировать процесс разработки различных объектов (участков лесных фондов, месторождений полезных ископаемых и т.д.), что будет способствовать дальнейшему формированию системы рационального природопользования и наиболее полному обеспечению доходной части государственного бюджета.
Предполагается, что указанные контракты на пользование государственным имуществом будут заключаться на длительный срок с возможностью согласования всех условий между государством и инвестором, юридического равенства сторон и возможностью расторжения договора только по решению суда.
Однако введение данной системы сопряжено с рядом трудностей. Так, согласно ст.1027 гл.56 Гражданского кодекса РФ1 (далее – ГК РФ) сторонами по договору коммерческой концессии могут быть коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. Поскольку в качестве одной из важнейших сторон договора коммерческой концессии должно выступать государство в лице квалифицированных специалистов, то использование нормативных положений гл.56 ГК РФ становится проблематичным. В связи с этим создание указанной договорной системы потребует:
Применение смешанной фискальной системы основано на принципе
1Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 2 / Федеральный закон Российской Федерации от 26 января 1996 г. №14-ФЗ (с изменениями на 14.07.2008 г.) // СЗ РФ.-1996.-№5.
наиболее
полного изъятия природной
Однако формирование подобной системы в Российской Федерации потребует оптимизации налогообложения, значительного упорядочения и сокращения налоговых и неналоговых платежей, взимаемых за пользование природными ресурсами, а также прогнозирование результатов деятельности субъектов экономических отношений и перспектив пополнения доходной части федерального бюджета.
В число федеральных налогов и сборов входят платежи за пользование природными ресурсами, зачисляемые в федеральный бюджет, в республиканский бюджет республики в составе Российской Федерации, в краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и районные бюджеты районов в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации; а также плата за пользование водными объектами 1.
1 Миляков Н.В. Налоги и налогообложение. – М.: Кнорус, 2006. С. 69.
Следует
отметить, что существующая система
природоресурсных платежей в силу своей
хаотичности и противоречивости
не способствует созданию эффективного
механизма регулирования в
Поэтому реформирование данной системы должно осуществляться постепенно и на основе принципа обязательного компенсационного характера природоресурсных платежей, установленного нормами экологического законодательства и направленного на возмещение вреда, причиненного окружающей среде.
Важно обратить внимание на рентную составляющую налогообложения, которая должна образовывать основу указанной системы.
Экономическая рента с природных ресурсов (нефти, газа, лесных и сельскохозяйственных территорий) позволила бы существенно пополнить доходную базу бюджетов всех уровней, поскольку в отличие от традиционных налогов рента не вносит искажений в соотношение цен, и наряду с этим осуществить постепенный переход к системе неналоговых природоресурсных платежей.
Широкое использование природоресурсных платежей при формировании системы налогов и сборов направлено на изменение ее содержания, а также реализацию целей поддержания благоприятной экологической обстановки в стране и экономического стимулирования необходимого поведения субъектов хозяйственной деятельности.
В таком случае данная система в переходный период будет включать различные виды неналоговых и налоговых платежей:
Информация о работе Концепции и зарубежный опыт платежей за природные ресурсы