Фискальная политика республики государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 23:11, реферат

Описание работы

Ныне экономисты самых различных школ безоговорочно признают, что фискальная политика оказывает сильнейшее воздействие на любую экономическую систему.
Целью моей работы является подробное рассмотрение современной фискальной политики Республики Казахстан, изучение путей ее развития и совершенствования.
Рассмотрим глубже, что же представляет собой бюджетно-налоговая политика.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….2
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1. Сущность фискальной политики..................................................................................................................4
1.2. Инструменты и виды фискальной политики..................................................................................................................9
1.3.Государственное регулирование фискальной политики и ее эффективность.......................................................................................................14
II. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
2.1 Анализ социально-экономического состояния РК в разрезе положений стратегического плана министерства финансов на 2010 – 2014 годы.............................................................................................................................19
2.2. Анализ бюджетной системы РК............................................................................................................................22
III. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
3.1. Совершенствование принципов бюджетного планирования и межбюджетных отношений в Республике Казахстан…………………………………………………………………………29
3.2. Перспективы обеспечения устойчивого экономического роста Казахстана………………………………………………………………………..35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...............................................

Работа содержит 1 файл

Фискальная политика Республики Казахстан.doc

— 304.50 Кб (Скачать)

    Необходимо  в ближайшее время ввести и  закрепить в действующих нормативных  правовых актах ответственность  соответствующих должностных лиц, администраторов бюджетных программ за формирование и исполнение доходов  бюджетов всех уровней, использование бюджетных средств, определение понятий нецелевого или неэффективного их использования, правовые и финансовые последствия их отзыва, усиление роли комитетов казначейства и финансового контроля Министерства финансов Республики Казахстан, ведомственного финансового контроля.

  1. В зарубежной практике высшие государственные аудиторские и контрольные учреждения играют главную, а в ряде стран судебную роль в контроле и проверке правительственных счетов и операций, а также в содействии развитию надежного управления государственными финансами.

    В Республике Казахстан в соответствии с Конституцией, Конституционным  законом “О Президенте Республики Казахстан” Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета  нa основании проводимых проверок и контрольных мероприятий, анализа получаемой в установленном порядке информации представляет ежеквартальные доклады Президенту Республики Казахстан о работе комитета и ходе исполнения бюджета, а также годовой отчет комитета Парламенту Республики Казахстан, который по своему содержанию и характеру является заключением по отчету Правительства Республики Казахстан об исполнении республиканского бюджета.

    По  итогам проведенных проверок и анализов принимаются конкретные постановления  комитета, обязательные для исполнения и руководства всеми государственными органами, организациями и должностными лицами, к которым они обращены.

    Так, например, по рекомендации Счетного комитета практически прекращена практика проведения взаимозачетов в процессе исполнения бюджета в отсутствие надлежащей нормативной правовой базы, закрыты существовавшие с тех времен внебюджетные счета “суммы по поручениям” и по специальным средствам, путем поручений Министерству финансов Республики Казахстан приняты меры по возмещению значительных сумм, использованных не по целевому назначению, а также внесены рекомендации Правительству Республики Казахстан по возвращению в бюджет ранее выданных ссуд и кредитов, как, например, с бывшим Реабилитационным банком.

    По  итогам комплексной проверки исполнения республиканского бюджета, проведенной Счетным комитетом в г. Алматы в этом году, материалы проверки были переданы в Генеральную прокуратуру страны, которой приняты конкретные меры в отношении виновных должностных лиц, вплоть до ареста.

    Следует отметить, что комплексный подход к решению вопросов развития системы  аудита и контроля за исполнением  республиканского и местных бюджетов, совершенствования ее в соответствии с международными правилами должен сочетаться с максимальным использованием многолетнего отечественного опыта, с учетом складывающихся особенностей национальной экономики, деятельности государственных органов различного уровня.

    Существуют, однако, не только организационные, но и методические проблемы контроля за исполнением республиканского и местных бюджетов, которые осложняются еще и тем, что до сих пор государственные учреждения и предприятия, как и институты частного права, полностью не перешли на международные стандарты учета и отчетности. Эти обстоятельства сдерживают использование накопленной методической базы, общепринятой в международной финансовой практике. Вместе с тем необходимо критически оценивать зарубежный опыт и не следует слепо его копировать, это по меньшей мере нерационально. В Казахстане пока нет ни  
устоявшегося финансового и бюджетного законодательства, соответствующей правовой и финансовой культуры подавляющего числа хозяйствующих субъектов и граждан. К тому же существующие методические разработки других контрольно-ревизионных органов не могут быть полностью восприняты Счетным комитетом в силу особой специфики его задач и функций. Поэтому вопрос о разработке адекватных методик и стандартов проведения Счетным комитетом аналитических работ, проверок и контрольных мероприятий стоит очень остро, и он должен быть решен в ближайшее время, в том числе через нормы соответствующего закона, на основе международной практики, опыта государств участников СНГ.

    В таких условиях приоритеты в работе Счетного комитета совершенно иные, важнейшими из которых являются обязывание всех пользователей средств республиканского бюджета финансовой культуры, поиск изъянов в действующих нормативных правовых актах, через которые утекают государственные ресурсы. В последнем заключается особый смысл реализации критерия законности. Счетный комитет в силу своего статуса может реализовать это с наибольшей эффективностью. Дело в том, что другие контрольные органы осуществляют проверки, аудит и контрольные мероприятия исключительно в рамках действующих нормативных правовых актов. Их интересует уставная и противоуставная деятельность, а неуставная, которая и осуществляется в законодательных “дырах”, остается за гранью контроля, что должно быть исключено. Более того, участие Счетного комитета в определении порядка и периодичности проведения контрольных мероприятий и проверок использования средств республиканского бюджета в действующих нормативных правовых актах не предусмотрено, что вряд ли можно признать обоснованным.

    Следует отметить, что ни в практике налогово-бюджетной  деятельности, ни в научно-теоретических исследованиях вопросы экспертизы и анализа республиканского бюджета, в т.ч. и аудита и контроля его исполнения, цельного, комплексного решения не получили. Имеется достаточно обширная практика проведения на предприятиях и в учреждениях экономического и финансового анализа. Но разработанного и обоснованного механизма аудита, экспертизы, анализа и контроля исполнения республиканского и местных бюджетов, методик, стандартов их проведения пока нет.

    Критерием оценки исполнения бюджета являются, во-первых, полное использование внутренних резервов по привлечению доходов в бюджет, во-вторых, целесообразность и экономичность расходования бюджетных средств.

    В соответствии с указанием Президента Республики Казахстан Назарбаева Н.А. о необходимости создания мощной службы внешнего аудита, расширения полномочий Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета, укреплении его качественно и количественно Счетным комитетом разработана Концепция развития системы аудита и контроля за исполнением республиканского бюджета в Республике Казахстан.

    Концепция направлена на реализацию следующих  основных первоочередных задач.

  1. Дальнейшее развитие системы аудита и контроля за исполнением республиканского бюджета, установление государственного регулирования формирования их нормативной базы, в первую очередь основных принципов и стандартов аудита и контроля, адаптированных к международным нормам, а также организация методологической работы по соответствующим вопросам аудита и контроля в целом.
  2. Активное участие системы аудита и контроля в искоренении проявлений коррупции в распределении и использовании средств республиканского бюджета.
  3. Обеспечение “прозрачности” деятельности всех государственных органов по исполнению республиканского бюджета, широкой гласности и открытости для общественности, всех налогоплательщиков информации о его исполнении.
  4. Качественное и количественное улучшение ресурсного обеспечения системы аудита и контроля за исполнением республиканского бюджета, целевым и эффективным использованием бюджетных средств.

    Опыт  работы Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета  и изложенное выше подтверждают своевременность  и необходимость разработки проекта  Закона Республики Казахстан “Об  аудите и контроле за исполнением  республиканского и местных бюджетов”, который внесен на рассмотрение руководства Республики Казахстан.

    Принятие  указанного законопроекта и реализация данной Концепции позволят осуществить  решение следующих задач:

  1. Совершенствование нормативной правовой базы аудита и контроля за исполнением республиканского и местных бюджетов и приведение ее в соответствие с требованиями международной практики;
  2. Разработка и осуществление мер по качественному улучшению гласности аудита и контроля за исполнением республиканского и местных бюджетов и обеспечение доступа широкой общественности к соответствующим оперативным и итоговым информациям.
  3. Оказание методического руководства и помощи местным представительным органам в проведении аудита и контроля за исполнением местных бюджетов различного уровня.
  4. Обеспечение накопленного опыта работы и возможностей Счетного комитета при проведении анализа и экспертизы ежегодно представляемых на утверждение Парламента страны проектов законов о республиканских бюджетах.
  5. Необходимо в ближайшее время ввести и закрепить в действующих нормативных правовых актах ответственность соответствующих должностных лиц, администраторов бюджетных программ за формирование и исполнение доходов бюджетов всех уровней, использование бюджетных средств, определение понятий нецелевого или неэффективного их использования, правовые и финансовые последствия их отзыва, четко определить роли в аудите и контроле за исполнением республиканского и местных бюджетов ведомственного финансового контроля.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    III. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ     КАЗАХСТАН 

    3.1. Совершенствование  принципов бюджетного  планирования и  межбюджетных отношений  в Республике Казахстан. 

    В целях формирования эффективной  системы межбюджетных отношений  принята Концепция разграничения  полномочий между уровнями государственного управления и совершенствования межбюджетных отношений.

    Основными целями данной концепции являются повышение  эффективности реализации государственных  функций и оказание общественных услуг населению за счет оптимального распределения функций, полномочий и ответственности между всеми уровнями государственного управления, а также формирование рациональной системы межбюджетных отношений.

    На  современном этапе развития страны, исходя из необходимости дальнейшего  повышения эффективности государственного управления, приоритетными становятся вопросы более четкого разграничения функций между всеми уровнями власти, переноса центра проведения реформ на нижние уровни местного государственного управления.

    Распределение функций между областным, районным (городским) и сельским уровнями власти на сегодняшний день предоставлено областному уровню и зачастую принимает централизованную схему управления. То есть переданные из центра полномочия остались на областном уровне, что не в полной мере соответствует идеологии проводимых реформ.

    Районный, городской и сельский уровни власти должны стать более самостоятельными и ответственными в решении задач  местного значения, их права, обязанности  и ответственность должны быть четко  урегулированы на уровне законодательных актов.

    В связи с этим завершение административно - бюджетной реформы является важнейшим  условием обеспечения дальнейшего  поступательного и устойчивого  развития государства.

    Отнесение тех или иных функций к тому или иному уровню государственного управления должно осуществляться на основе постоянного функционального анализа. Выполнение государственных функций должно быть максимально приближено к населению с целью обеспечения эффективности использования трудовых и материальных ресурсов государства и прозрачности использования бюджетных средств.

    Бюджет  является основным инструментом государства  по обеспечению выполнения им своих  функций, реализации мер государственной  политики. Поэтому требуется формирование оптимальной модели межбюджетных отношений, обеспечивающей все уровни государственного управления достаточными финансовыми средствами для осуществления возложенных на них функций, основанной на принципах стабильности и прозрачности взаимоотношений, а также стимулирующей проведение эффективной бюджетной политики. 

    Для достижения указанных целей предполагается последовательное решение следующих  задач:

    1) определение оптимального перечня  государственных функций, их систематизация  и классификация; 

    2) четкое разграничение функций,  полномочий и ответственности между всеми уровнями государственного управления;

    3) формирование оптимальной модели  межбюджетных отношений, обеспечивающей  все уровни государственного  управления достаточными финансовыми  средствами для осуществления  возложенных на них функций. В этих целях должно быть предусмотрено:

Информация о работе Фискальная политика республики государства