Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 15:38, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение и анализ существующей в настоящее время в России налоговой системы. Для достижения данной цели был поставлен ряд задач:
-изучить теоретические основы функционирования налоговой системы в нашей стране;
-описать действующую в РФ налоговую систему и законодательную базу ее построения;
-постараться выявить проблемы современной российской налоговой системы и указать пути ее совершенствования.
Введение………………………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие и особенности налоговой системы РФ………………………………..5
1.1.Функции и сущность налогов………………………………………………………….5
1.2.Основные принципы построения налоговой системы РФ……………………………8
1.3.Структура действующей налоговой системы РФ…………………………………….10
Глава 2. Роль налогов в формировании доходов бюджетов разных уровней………..11
2.1 Формирование доходов на федеральном уровне………………………………….11
2.2 Формирование доходов на региональном уровне…………………………………16
2.3. Формирование доходов местных бюджетов……………………………………….18
Глава 3. Анализ налоговой системы РФ………………………………………………..20
3.1. Основные проблемы налоговой системы РФ……………………………………….22
3.2. Основные направления совершенствования налоговой системы РФ в 2010-2011 гг……………………………………………………………………………………………..25Заключение………………………………………………………………………. ……….32
Список использованной литературы………………
1) единство
и стабильность налоговой
2) подвижность
и множественность налогов.
1
1.3 Структура действующей налоговой системы Российской Федерации.
Сущность налоговой системы РФ
сформулирована в ст.6 Налогового
Кодекса РФ: «Налоговая система
РФ представляет собой
Все налоги в соответствии с Налоговым кодексом РФ разделены на три вида в зависимости от уровня их установления и изъятия:
1.Федеральные (на уровне страны);
2.Региональные
(на уровне регионального
3.Местные (на уровне органа местного самоуправления).
Таким образом, в России
Разделение налогов по уровням
власти обеспечивает
-Налоговые
доходы каждого уровня власти
должны быть достаточны для
финансирования закрепленных
-Чем
менее мобильна налоговая база,
тем на более низком уровне
государственной власти
-Большинство
регулирующих налогов
-Косвенные
налоги - акцизы, налог на добавленную
стоимость, таможенные пошлины
- взимаются на федеральном
-Число совместных сфер ведения по налоговым вопросам Федерации и ее субъектов должно быть минимизировано.
Глава 2. Роль налогов в формировании доходов бюджетов разных уровней.
2.1. Формирование доходов на федеральном уровне .
Федеральные налоги представляют собой обязательные платежи физических и юридических лиц, которые устанавливаются высшим органом законодательной власти федеративного государства. Поступления от федеральных налогов зачисляются в федеральный бюджет либо распределяются между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ. Состав федеральных налогов, налогоплательщики, элементы налогообложения определяются высшим законодательным органом РФ. Федеральные налоги создают основу доходной части федерального бюджета, за счет них поддерживается финансовая стабильность нижестоящих - региональных и местных бюджетов. Перечень федеральных налогов и сборов устанавливается НК РФ, эти налоги обязательны к уплате на всей территории РФ.
В Российской Федерации
-налог на добавленную стоимость (НДС);
- акцизы;
- налог на прибыль (доход) организаций;
- налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
- государственная пошлина;
- налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
- водный налог;
-сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов;
- налог на доходы от страховой деятельности;
- налоги – источники
- налог на операции с ценными бумагами;
- гербовый сбор;
- таможенная пошлина;
- отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
- налог с имущества,
- налог с биржевой деятельности.
Мы можем провести анализ
Поступление администрируемых
январь-апрель
2009 года |
январь-апрель
2010 года |
млрд. рублей
в процентах к 2009 году | |
Всего поступило в консолидированный бюджет Российской Федерации | 2 029,1 |
2 577,9 |
127,0 |
в
том числе:
в федеральный бюджет |
801,9 | 1 078,9 | 134,5 |
в
консолидированные бюджеты |
1 227,2 | 1 499,0 | 122,1 |
из
них:
Налог на прибыль организаций |
502,1 | 664,6 | 132,4 |
в федеральный бюджет | 111,0 | 81,4 | 73,3 |
в
консолидированные бюджеты |
391,1 | 583,3 | 149,1 |
Налог на доходы физических лиц в консолидированные бюджеты субъектов РФ | 475,4 | 506,7 | 106,6 |
Налог
на добавленную стоимость
на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации |
412,4 | 496,5 | 120,4 |
на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь | 8,6 | 11,9 | 138,0 |
Акцизы | 99,4 | 134,4 | 135,3 |
в федеральный бюджет | 22,2 | 34,2 | 154,3 |
в
консолидированные бюджеты |
77,2 | 100,2 | 129,8 |
в
том числе:
на спирт этиловый из всех видов сырья и спиртосодержащую продукцию |
1,3 | 1,7 | 134,4 |
в федеральный бюджет | 0,7 | 0,9 | 139,5 |
в
консолидированные бюджеты |
0,6 | 0,8 | 129,3 |
на табачную продукцию | 21,7 | 32,1 | 147,8 |
в федеральный бюджет | 21,7 | 32,1 | 147,8 |
акцизы на нефтепродукты | 47,0 | 57,0 | 121,3 |
в
консолидированные бюджеты |
47,0 | 57,0 | 121,3 |
акцизы на пиво | 8,0 | 17,7 | 222,2 |
в
консолидированные бюджеты |
8,0 | 17,7 | 222,2 |
акцизы на алкогольную продукцию | 20,2 | 22,9 | 113,4 |
в консолидированные бюджеты субъектов РФ | 20,2 | 22,9 | 113,4 |
Налоги и сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами | 261,6 | 459,6 | 175,7 |
в федеральный бюджет | 243,7 | 450,5 | 184,9 |
в
консолидированные бюджеты |
18,0 | 9,0 | 50,3 |
в
том числе:
налог на добычу полезных ископаемых |
253,3 | 446,2 | 176,1 |
в федеральный бюджет | 235,9 | 437,9 | 185,6 |
в
консолидированные бюджеты |
17,4 | 8,3 | 47,5 |
из него нефть: | 213,0 | 398,6 | 187,2 |
в федеральный бюджет | 202,3 | 398,6 | 197,0 |
в
консолидированные бюджеты |
10,6 | 0,0 | 0,0 |
газа
горючего природного из всех видов
месторождений
углеводородного сырья |
28,1 | 32,3 | 114,9 |
в федеральный бюджет | 28,1 | 32,3 | 114,9 |
газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья | 2,1 | 2,7 | 127,1 |
в федеральный бюджет | 2,0 | 2,7 | 133,8 |
в
консолидированные бюджеты |
0,1 | 0,0 | 0,0 |
Прежде всего, обращает на себя внимание доля налоговых доходов, которая в 2010 г. составляла 127% по сравнению с 2009 г. По значимости в доходах федерального бюджета в 2010г. можно выделить: налог на добавленную стоимость - 46%; налог на добычу полезных ископаемых - 41%; налог на прибыль - 8%. Наибольший прирост по сравнению с 2009 г. дали акцизы (+5,53%).
Всего в январе-апреле 2010 года в федеральный бюджет (без учета поступлений ЕСН, зачисляемого в федеральный бюджет) поступило 1 078,9 млрд. рублей, что на 34% больше, чем в январе-апреле 2009 года.
Основная масса
Поступления налога на прибыль организаций в январе-апреле 2010 года составили 81,4 млрд. рублей, что на 27% меньше, чем в январе-апреле 2009 года.
Уменьшение поступлений в
Налога на добавленную
Налога на добавленную
Поступления по сводной группе акцизов в федеральный бюджет в январе-апреле 2010 года составили 34,2 млрд. рублей и выросли относительно января-апреля 2009 года в 1,5 раза, что связано с переходом с 01.01.2010 на уплату налога один раз в месяц (не позднее 25 числа месяца, следующего за налоговым периодом) вместо ранее действовавших 2 сроков (не позднее 25 числа месяца, следующего за налоговым периодом, и не позднее 15 числа второго месяца). Таким образом, в январе 2010 года платежи поступили по трем срокам (за ноябрь по сроку 15 января и за декабрь по срокам 25 января и 15 февраля).
Налога на добычу полезных ископаемых в январе-апреле 2010 года поступило 437,9 млрд. рублей, в том числе на добычу нефти - 398,6 млрд. рублей, газа горючего природного - 32,3 млрд. рублей, газового конденсата - 2,7 млрд. рублей.
По сравнению с январем-
2
2.2 Формирование
доходов на региональном
Региональные налоги - это обязательные платежи, право устанавливать которые в соответствии с Конституцией РФ или иными законодательными актами принадлежит субъектам РФ. Налоги субъектов РФ определяются исходя из тех функций по расходным полномочиям, которые законодательно отнесены к компетенции властей субъектов РФ. Поступления от налогов субъектов РФ либо зачисляются в бюджет субъекта РФ, либо распределяются между бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами.
В соответствии со ст.14 НК РФ,
существуют следующие
а) налог на имущество
б) налог на игорный бизнес;
в) транспортный налог.
Соотношение налоговых
Естественным стремлением
Налоговые поступления могут
быть увеличены несколькими
1.Введение
новых налогов. Основное