Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 18:48, курсовая работа
Целью выполнения данной работы является исследование особенностей проведения выездной налоговой проверки.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть выездную налоговую проверку, как одну из наиболее эффективных форм налогового контроля;
- выявить права и обязанности налогоплательщиков при проведении выездной налоговой проверки;
- изучить права и обязанности налоговых органов при проведении выездной налоговой проверки;
- изучить методологию проведения выездной налоговой проверки.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОВЕДЕНИЯ ВЫЕЗДНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ…………………………………………………….5
1.1 Понятие и сущность выездной налоговой проверки…………………….…5
1.2 Порядок проведения выездной налоговой проверки………………………...7
1.3 Критерии отбора налогоплательщиков для проведения выездной проверки………………………………………………………………………….20
ГЛАВА 2. ВЫЕЗДНАЯ НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА НА ПРИМЕРЕ ООО «ВЕРОНИКА»…………………………………………………………………..29
2.1 Характеристика объекта исследования ООО «Вероника»……………..…29
2.2 Выездная налоговая проверка по НДС ООО «Вероника»………………...33
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ВЫЕЗДНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК………………38
3.1 Зарубежный опыт проведения выездных налоговых проверок………..…38
3.2 Результативность выездных налоговых проверок и механизм повышения их эффективности……………………………………………………………..…42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...…47
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...50
Порядок проведения вышеперечисленных мероприятий регламентирован ст. 90-98 НК РФ.
Общий алгоритм проведения проверки заключается в том, что проверяющими на основе имеющихся документов и сведений, фактических данных, полученных в ходе проведения налогового контроля (осмотра территории и помещений налогоплательщика, инвентаризации, опроса свидетелей и т.д.):
- анализируется финансово-хозяйственная деятельность налогоплательщика, имеющая значение для формирования выводов о правильности исчисления, полноте и своевременности перечисления в соответствующие бюджеты и государственные внебюджетные фонды налогов, сборов, взносов, предусмотренных действующим законодательством;
- выявляются искажения и противоречия в содержании исследуемых документов, в том числе несоответствие информации о количестве счетов, открытых налогоплательщиком в кредитных учреждениях, количестве филиалов и представительств данным, имеющимся у налоговых органов, факты нарушения порядка ведения бухгалтерского учета, ведения бухгалтерского и налогового учета, составления бухгалтерской и налоговой отчетности, анализируется влияние указанных нарушений на формирование налоговой базы;
- устанавливаются факты занижения налоговой базы и иные налоговые правонарушения;
- формируется доказательственная база по фактам выявленных налоговых правонарушений, нарушений законодательства об обязательном пенсионном страховании;
- производится доначисление сумм неисчисленных (неправильно исчисленных) налогов, сборов, взносов;
- устанавливается сумма налога, не перечисленного налоговым агентом в бюджетную систему РФ;
- в случае уплаты причитающихся сумм налогов, сборов, авансовых платежей в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки производится исчисление сумм пеней;
- формируются предложения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налоговых правонарушений или об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налоговых правонарушений, а также об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, законодательства об обязательном пенсионном страховании;
- проверяются иные вопросы соблюдения законодательства о налогах и сборах, законодательства об обязательном пенсионном страховании.
Перечень документов, изучаемых в ходе проверки. В качестве примерного перечня документов и информации, изучаемых в ходе проведения выездной налоговой проверки, можно привести следующий:
- учредительные документы организации (ее устав и (или) учредительный договор);
- имеющиеся в наличии лицензии;
- приказы по учетной и (или) кредитной политике;
- налоговые декларации (расчеты);
- регистры налогового учета;
- счета-фактуры;
- книги покупок;
- книги продаж;
- книги учета доходов и расходов;
- книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций;
- иные документы, относящиеся к налоговому учету;
- бухгалтерская отчетность организации;
- регистры бухгалтерского учета (главные книги, журналы учета хозяйственных операций, журналы-ордера, ведомости и др.);
- договоры (контракты);
- банковские и кассовые документы;
- накладные на отпуск материальных ценностей;
- акты выполненных работ;
- другие первичные учетные документы, подтверждающие факты совершения налогоплательщиком хозяйственных операций (осуществления деятельности), а также иные документы и информация, необходимые для исчисления (удержания) и уплаты (перечисления) налогов (сборов, взносов).[3]
Согласно абз. 6 п. 1.14 Требований к составлению акта налоговой проверки к акту выездной проверки прикладывается требование о представлении плательщиком документов.[4] При этом в требовании о представлении документов указываются наименования, реквизиты, иные индивидуализирующие признаки истребуемых документов, а также плательщик информируется о том, что непредставление в установленный срок данных документов влечет ответственность, предусмотренную п. 1 ст. 126 НК РФ. Такая ответственность подлежит применению за непредставление каждого истребуемого документа. Таким образом, налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности, если число не представленных им документов с достоверностью не определено налоговым органом. Установление размера штрафа исходя из предположительного наличия у налогоплательщика хотя бы одного из числа запрошенных видов документов недопустимо .
Проверка порядка оформления первичных документов. Помимо прочего, в процессе проверки устанавливается соблюдение налогоплательщиком действующего порядка оформления первичных учетных документов.
Как установлено пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ, налоговый орган вправе определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему РФ, расчетным путем на основании имеющейся у него информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках.
Выбор аналогичных налогоплательщиков в целях применения пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ может осуществляться по совокупности критериев отраслевой принадлежности, конкретного вида экономической деятельности, размера выручки, численности производственного (основного) персонала и иных экономических критериев. При этом ни один из критериев не имеет приоритета перед другими.
В случае отсутствия на территории, подведомственной соответствующему налоговому органу, налогоплательщиков, осуществляющих производство соответствующего вида товаров (работ, услуг), определение облагаемого дохода, иных объектов налогообложения может осуществляться на основании данных по налогоплательщикам соответствующего вида, группы, подгруппы, класса, подкласса экономической деятельности.
Если налогоплательщики, находящиеся на территории, подведомственной соответствующему налоговому органу, и занятые аналогичной деятельностью, существенно отличаются друг от друга по объему полученной выручки, размер облагаемого дохода может быть определен исходя из показателя отношения размера облагаемого дохода к сумме выручки, полученной аналогичным налогоплательщиком.
При невозможности определения объема выручки у проверяемого налогоплательщика расчет размера облагаемого дохода может производиться на основании показателя соотношения между размером облагаемого дохода и численностью производственного (основного) персонала налогоплательщика, занятого аналогичным видом экономической деятельности, либо соотношения иных известных и сопоставимых показателей экономической деятельности сравниваемых налогоплательщиков. При наличии на территории, подведомственной налоговому органу, нескольких аналогичных налогоплательщиков облагаемый доход определяется исходя из усредненных показателей, рассчитанных по данным налогоплательщикам.
При отсутствии на подведомственной налоговому органу территории аналогичных налогоплательщиков для определения показателя облагаемого дохода налоговым органом могут использоваться данные по налогоплательщикам соседних муниципальных образований того же субъекта РФ.
При отсутствии на подведомственной данному управлению ФНС по субъекту РФ территории аналогичных налогоплательщиков для определения показателя облагаемого дохода могут использоваться данные по налогоплательщикам соседних регионов.
Акт также может быть направлен налогоплательщику (его представителю) по почте заказным письмом или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения. В таком случае документы, подтверждающие факт почтового отправления или иного способа пере дачи акта налогоплательщику, прилагаются к экземпляру акта, который остаётся на хранении в налоговом органе.
Акт налоговой проверки перед вручением налогоплательщику или его представителю регистрируется в налоговом органе в специальном журнале, страницы которого должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью налогового органа.
Если налогоплательщик не согласен с фактами, выводами и предложениями, изложенными проверяющими в акте проверки, то он в течение двух недель со дня получения акта должен представить в соответствующий налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом либо по отдельным его положениям. При этом налогоплательщик может приложить к письменному объяснению (возражению) или представить в этот же срок в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений или мотивы неподписания акта проверки.
Если акт был отправлен по почте, то датой вручения акта считается шестой день, начиная с даты его от правки. В этом случае срок для представления налогоплательщиком своих возражений по акту отсчитывается с этого дня.
По истечении двухнедельного срока для представления налогоплательщиком в налоговый орган письменного объяснения мотивов отказа подписать акт или возражений по акту, руководитель (заместитель) налогового органа не более чем через 14 дней рассматривает акт налог вой проверки, а также документы и материалы, представленные налогоплательщиком, и по результатам рассмотрения материалов проверки выносит решение.
Если налогоплательщик представляет письменные объяснения или возражения по акту, то материалы проверки должны рассматриваться в присутствии должностных лиц проверенной организации либо индивидуального предпринимателя или их представителей. Налоговый орган обязан известить налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов проверки заблаговременно. Если налогоплательщик, извещённый в установленном порядке, не явился, то материалы проверки, а также представленные возражения, объяснения, другие документы и материалы, рассматривают в его отсутствие.
По результатам рассмотрения руководитель (его заместитель) налогового органа выносит одно из следующих решений:
– о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;
– об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;
– о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля в случае, если для принятия окончательного решения по результатам проверки требуется проведение конкретных действий по доказыванию налогового правонарушения с привлечением экспертов, специалистов, переводчиков, обладающих специальными знаниями и навыками.
Информация о работе Выездная налоговая проверка на примере организации