Автор: Светлана Газиева, 30 Августа 2010 в 21:50, курсовая работа
В настоящее время происходит очередной этап реформирования налоговой системы Российской Федерации. Главные задачи, стоящие перед налоговой системой, включают в себя две противоречивые проблемы: повышение собираемости налогов и ослабления налогового времени. Решением этих проблем может стать упрощение системы налогообложения малого бизнеса.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы построения
системы налогообложения в Российской Федерации 5
Сущность налоговой системы Российской Федерации 5
Классификация налогов 10
Налоговые режимы для субъектов малого предприниматель-
ства 17
Глава 2. Упрощенная система налогообложения как специальный
налоговый режим 22
2.1. Характеристика упрощенной системы по элементам налога:
объект, налоговая база, ставки налога 22
2.2. Особенности исчисления налоговой базы при переходе
с общего режима налогообложения на упрощенную
систему налогообложения 26
2.3 Основные недостатки и преимущества упрощен-
ной системы налогообложения 38
Заключение 44
Список использованной литературы 46
Приложение 49
В России предусмотрено следующее принципы построения налоговой системы. К ним относятся:
Кроме того, выделяются и другие принципы, например: принцип равной защиты, принцип недопустимости налогов, препятствующих реализации гражданами их конституционных прав, принцип разделения налоговых полномочий и ряд других.
Современная
система налогообложения
В результате преобразований сложилась трехуровневая налоговая система с фискальным характером, не всегда и не во всем ориентированная на стабилизацию социальной ситуации в обществе, и стимулирования развития отечественного производства или поощрение предпринимательской деятельности. Поэтому для этой системы во многом характерны:
В
настоящий момент в нашем обществе происходит
формирование новой общественной технологии
взаимоотношений государства, экономики
и общества. Поэтому одновременно с проведением
налоговых реформ необходимо продолжать
работу по дальнейшему укреплению налоговой
системы.
1.2. Классификация налогов
При разнообразии налогов правильная классификация, устанавливающая их различия и сходства, необходима не только для финансовой науки, но и для практики. Особые свойства отдельных групп налогов требуют особых условий обложения и взимания, соответствующих административно-финансовых мер. Критерии, лежащие в основе классификации налогов, определяют ее качество и степень действенности мер фискального регулирования[24, С. 83].
Классификация налогов может быть проведена по нескольким различным основаниям: методу установления, органу взимания (или по уровню), использованию, характеру взимания налоговых ставок, объекту и субъекту обложения и др.
Вначале можно выделить налоги сами по себе как отдельную категорию (в отличие от пошлин и сборов). Все эти платежи изымаются принудительно административной силой государства. Но если налог взыскивается без встречного удовлетворения, то пошлина и сбор - это плата, взыскиваемая государством и его органами в обязательном порядке за оказание определенных услуг.
При изучении налогового законодательства налоги классифицируют по признакам в небольшие группы, в зависимости от цели классификации.
Группы налогов объединяются по следующим признакам:
1) по методу установления
По методу установления выделяются две основные группы налогов:
прямые и косвенные.
В основе первого способа деления налогов лежал критерий их перелагаемости. Непосредственно, напрямую, может быть обложен доход с земли, труда, капитала. Позднее оказалось, что прямые налоги перелагаются не хуже косвенных, а последние, в свою очередь, далеко не всегда и не полностью перелагаются, т.е. это трактование оказалось несостоятельным.
Вторым
способом деления налогов на прямые
и косвенные явилось
Следующее обоснование этой классификации основывалось на понятии платежеспособности. В соответствии с ним все налоги, в которых государство направляет требование определенному лицу и производит непосредственно оценку его платежеспособности, являются прямыми. Те налоги, в которых государство непосредственно не устанавливает платежеспособность через действия плательщика, являются косвенными. Обложение хозяйства налогоплательщика в процессе приобретения и накопления производится путем подоходно-поимущественных налогов; обложение расходного, потребительского хозяйства - путем налогов на расход, на потребление. Деление налогов на прямые и косвенные исходило из платежеспособности лица, определяемой его доходом и имуществом, а также из связи между доходом плательщика и его потреблением.
В
налоговых законодательствах
В
современной интерпретации
Прямые налоги в свою очередь подразделяются на реальные и личные. Реальные - это налоги на отдельные объекты имущества. Личные - это налоги на имущество или доходы отдельных физических или юридических лиц:
налог на прибыль фирм налог с наследования и дарения.
Косвенные – это налоги, взимаемые через ценный товар в форме надбавке к цене, которую устанавливает государство. К косвенным налогам можно отнести налог на добавленную стоимость, налог с продаж, таможенная пошлина. Они вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций, частично или полностью переносятся на цену товара или услуги и в конечном итоге оплачиваются потребителем.
Акцизы - это косвенные налоги, которые устанавливаются государством в процентах от отпускной цены товаров, реализуемых предприятиями-производителями. Они устанавливаются, как правило, на высокорентабельные товары для изъятия в доход государственного бюджета полученной производителями сверхприбыли. Перечни подакцизных товаров и ставки акцизов устанавливаются правительством. В России к ним относятся спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, икра и деликатесная продукция из ценных видов рыб и морепродуктов, табачные изделия, автомобили, ювелирные и меховые изделия, нефть и нефтепродукты.
В развитых странах на прямые налоги приходится основная часть доходов бюджетов (от 50 до 90%). В России на прямые налоги приходится около 50 % доходов бюджетной системы.
2) по органу взимания
В зависимости от органа, взимающего налоги, выделяются федеральные региональные и местные налоги и сборы. Существует определенный порядок распределения поступающих средств. Как правило, в местные бюджеты целиком поступают акцизные сборы, налоги на недвижимость и некоторые незначительные налоги. Поступления от налогов на прибыль, на индивидуальные доходы делятся между центральными и местными бюджетами в заранее согласованных пропорциях. Местные бюджеты в случае необходимости получают из центрального бюджета субсидии.
В
связи с определенными
В основу нового распределения налоговых доходов между бюджетами разных уровней в РФ положены следующие принципы:
налоговое равенство прав и полномочий всех членов Федерации;
сбалансированность бюджетов каждого уровня;
заинтересованность всех органов власти в наращивании собственных доходов;
равномерность поступлений налоговых платежей в течение года, и недопущение кассовых разрывов;
отказ от сепаратных соглашений центра с отдельными членами федерации, ущемляющих интересы единого государства, а также других членов Федерации.
Логика построения предлагаемой в Налоговом кодексе РФ системы налогов по их уровню следующая: на местном уровне приоритет имеют земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на рекламу, налог на наследование и дарение, местные лицензионные сборы. На региональном и федеральном уровнях выделяется группа налогов на доходы, которые распределяются на налоги двух уровней: федерального и регионального. Таким образом, каждому уровню бюджетной системы придан стабильный, постоянный источник. На местном уровне возможен наиболее эффективный контроль за накопленным имуществом, а на более высоких уровнях привязка основной налоговой базы бюджетов к доходам, получаемым налогоплательщиками, косвенным образом ориентирует и государство, и руководство регионов на создание условий, обеспечивающих возможность эффективной деятельности налогоплательщиков (принятие соответствующих законов, норм и т.д.).
Федеральные налоги и сборы зачисляются в федеральный бюджет или федеральные внебюджетные фонды и являются источниками федерального бюджета (внебюджетного фонда).
Установление, изменение или отмена федеральных налогов проводится исключительно путем внесения изменений в действующий Налоговый кодекс, причем одновременно с внесением соответствующих изменений и дополнений в закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год. Опубликованы все эти изменения должны быть не менее чем за один месяц до введения их в действие. Для каждого такого изменения орган, его предлагающий, должен представить экономическое обоснование, в том числе расчет соответствующих изменений доходной части федерального бюджета или внебюджетного фонда. [21, С. 14 - 15]
Местные налоги и сборы устанавливаются органами местного самоуправления и зачисляются в соответствующий городской (районный) бюджет.
Часть федеральных налогов и один региональный (на имущество организаций) имеют статус закрепленных доходных источников того или иного бюджета. Доходы по этим налогам полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной либо долговременной основе поступают в соответствующий бюджет, за которым они закреплены. Другая группа федеральных налогов – налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль организаций и организаций, подоходный налог с физических лиц является регулирующим доходным источником. Доходы по этим налогам используются для регулирования поступлений в нижестоящие бюджеты в виде процентных отчислений от налогов по ставкам (нормативам), утвержденным в установленном порядке на очередной финансовый период (год или квартал). Отчисления по регулирующим доходам зачисляются непосредственно в региональные бюджеты, а ставки (нормативы) отчислений определяются при утверждении федерального бюджета. В свою очередь представительный орган субъекта Российской Федерации устанавливает ставки (нормативы) отчислений по регулирующим доходам в местные бюджеты при утверждении своего регионального бюджета.
3) по использованию
В зависимости от целей использования выделяются общие и специальные налоги и сборы.