Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 18:18, курс лекций
Реформирование экономики Украины обусловило изменения в сфере налогообложения. При современных условиях субъекты предпринимательской деятельности платят в бюджет и государственные целевые фонды значительное количество налогов и сборов. Информация о состоянии начисления и уплаты налогов и сборов формируется в налоговом учете.
Оперируя налогами, государство влияет на процесс перераспределения доходов, инвестиций и экономическое развитие страны. Однако современный финансовый учет не предоставляет полной, исчерпанной информации пользователям, которые заинтересованы вопросами относительно начисления и взыскания налогов и сборов. Функции определения сумм налогов и контроля за их уплатой выполняет налоговый учет.
Сущность, принципы и функциональные основы налогового аудита
Методы и специальные приемы налогового аудита
Документальные методы аудита
- документы бестоварные;
- документы безденежные;
- документы, которыми оформляют незаконные, нецелесообразные операции и другие нарушения.
Ознакомившись с основными видами документов, переходят непосредственно к методам и способам их проверки.
Проверка финансово-
При сплошном способе проверяют содержание всех проведенных операций, оформленных в первичных и сводных документах, правильность их отображения в учетных реестрах на соответствующих счетах бухгалтерского учета. В условиях значительного объема хозяйственных операций этот способ слишком трудоемкий и применяется во время проверки на тех участках деятельности предприятия, где выявлены злоупотребления и необходимо определить полную сумму материального ущерба. Операции с активами и их движением, непродуктивные расходы, операции, связанные с расчетами с бюджетом, документы и записи на счетах, где отображаются результаты инвентаризации, а также заключительные записи при составлении годового отчета, как правило, проверяют сплошным способом.
При выборочном способе из всей совокупности операций и документов проверяют только их часть несколько дней в каждом месяце). Выборка во время налогового аудита - это процесс выбора и анализа части всей совокупности данных с целью получения соответствующей оценки. Выборочная проверка не означает проверки «на догадку» каких-то документов или бухгалтерских реестров. Она, как и сплошная проверка, должна обеспечить выявление всех недостатков и нарушений. Для эффективности выборочного метода целесообразно обеспечить надежную достоверность отбора документов и записей на счетах бухгалтерского учета в учетных реестрах, разделить их на отдельные однородные группы, которые называются совокупностью.
При выборочной проверке массовых документов необходимо также определить периоды, в которых нарушения самые вероятные. В этом случае особенное внимание обращают на проверку документов последних месяцев квартала или года, во время проведения инвентаризации ценностей, средств и расчетов, на записи операций, где чаще всего могут возникать нарушения.
Одним из приемов выборочной проверки бухгалтерских реестров является сплошное исследование одной стороны счета, между тем, как противоположную сторону подвергают лишь выборочной проверке. Например, счета расходов производства проверяют по дебету сплошным способом, а по кредиту выборочно. Большое значение имеет выборочная проверка за конечной, заключительной операции. Она заключается в том, что весь ход хозяйственной операции проверяется по данным, определенным в конце месяца.
Комбинируемый
метод соединяет приемы сплошной
и выборочной проверок учетной документации
во взаимосвязи и
За учетными счетами, бухгалтерскими реестрами, карточками и сведениями аналитического учета проверяет достоверность и полноту бухгалтерских записей, согласованность общих, частичных данных по корреспонденции счетов.
Проверка документов, которая осуществляется одновременно с проверкой записей в учетных реестрах, может осуществляться по двум вариантам: от первичного документа к балансу или, напротив, от баланса к документу.
Во время первого варианта проверка учетной документации осуществляется по схеме: первичные документы (прибыльные, расходные и другие) —> сведенные документы (отчеты материально ответственных лиц, выписывания банков, журналы регистрации первичных документов) —> аналитические учетные реестры (накопительные ведомости) —> сводные учетные реестры (Главная книга) —> баланс и данные финансовой (бухгалтерской) отчетности.
Этот вариант целесообразно
применять, когда аудитор имеет
задание проверить
Второй вариант проверки учетной документации осуществляется по схеме: баланс и данные финансовой (бухгалтерской) отчетности —> сведенные учетные реестры —> аналитические учетные реестры (накопительные, группировочные и разработанные ведомости) —> сводные документы (отчеты материально ответственных лиц, выписки банков, регистрационные журналы первичных документов) —> первичные документы (прибыльные, расходные и другие).
В аудиторской практике применяется и третий комбинируемый вариант документальной проверки финансово-хозяйственных операций. Суть его заключается в том, что в зависимости от финансово-хозяйственных операций аудитор осуществляет комбинируемую проверку учетной документации. Например, когда анализ данных синтетического учета четко указывает на определенные нарушения проведения финансово-хозяйственных операций, целесообразно проверить первичные документы и данные аналитического учета для закрепления доказательств такого нарушения.
Нужно старательно исследовать документы и для того, чтобы не пропустить фактов подделки и подчистки в них, исправление цифровых данных и изменения реквизитов.
Документальные методы следует соединять с другими, в частности, с методом наблюдения.
Наблюдение - это метод получения информации относительно плательщика налога с использованием налоговым аудитором своих органов восприятие информации, чувств для оценки определенных действий в ведении хозяйства налогоплательщика.
Наблюдение нередко
является целесообразным, поскольку
начальные впечатления
Наблюдение сплошное и выборочное. Метод наблюдения целесообразно использовать и во время проверки технологического процесса на предприятиях промышленности, и проверки обоснованности нормативов во время производства продукции, эффективности использования производственного оборудования рабочего времени.
Метод инвентаризации является одним из методов фактического контроля. Инвентаризация - систематически осуществляемая проверка (наличия, состояния, условий сохранения и др.) материальных ценностей, которые находятся на балансе предприятия, учреждения, организации. Основными задачами инвентаризации является:
а) выявление фактического наличия основных фондов, активов, товарно-материальных ценностей, средств, ценных бумаг и других денежных документов, а также объемов незавершенного производства в натуральном виде;
б) установка остатка
или нехватки ценностей и средств
путем сопоставления
в) проверка соблюдения условий и порядка сохранения материальных и денежных ценностей, а также правил содержания и эксплуатации основных фондов;
г) проверка реальности стоимости зачтенных на баланс основных фондов, активов, товарно-материальных ценностей, ценных бумаг и финансовых вложений, суммы денежных средств в кассе, на расчетном, валютном и других счетах в учреждениях банков, средств в пути, дебиторской и кредиторской задолженности, незавершенного производства, расходов будущих периодов, резервов предстоящих расходов и платежей.
Согласно с пунктом 14 статьи 11 Закона Украины «О государственной налоговой службе в Украине» органы налоговой службы имеют право требовать от руководителей субъектов предпринимательской деятельности проведения инвентаризации основных фондов, товарно-материальных ценностей, средств и расчетов. Порядок использования этого права регламентирован приказом ДПА Украины от 27.03.1998 г. № 147.
Проведение инвентаризации осуществляется на основании письменного требования должностного лица, которое проводит проверку. Инвентаризация может проводиться как внезапно, так и заблаговременно, как всплошную, так и избирательно. Полная (сплошная) инвентаризация предусматривает проверку всех видов ценностей на том или другом предприятии, а также тех, которые приняты на ответственное хранение, сданные на переработку. Такие инвентаризации являются самыми эффективными, но на практике проводятся очень редко, поскольку это нуждается в значительных финансовых и трудовых расходах.
Частичная (выборочная) инвентаризация охватывает проверкой наличие отдельных видов ценностей или некоторые ценности у определенного материально ответственного лица. Этот вид инвентаризации чаще всего применяется при проведении налогового аудита и не нуждается в ощутимых расходах. Плановые инвентаризации проводятся предварительно сложенными планами самими предприятиями, хотя в планах и не проставляется конкретная дата проведения.
Метод достоверных утверждений является одним из методов налогового аудита. Этот метод предусматривает поиск способов получения письменной или устной формы ответа третьей независимой стороны, которая подтверждает точной информацией на запрос налогового аудитора, предоставляет объективные доказательства (подтверждение). Поскольку подтверждения поступают из источников, независимых от налогоплательщика, они высоко оцениваются и чаще используются.
На практике, как правило, достоверные подтверждения получаются в письменном виде и служат доказательствами выявленных нарушений налогового законодательства.
Метод утверждения при необходимости оплаты за его осуществление целесообразно использовать (особенно когда высокая его стоимость) лишь в тех случаях, когда есть высокий уровень уверенности, что его результаты будут позитивны, например, оценка имущества или интеллектуальной собственности, достоверность платежных документов, техническая экспертиза и тому подобное.
Расчетно-аналитические методы предназначены для выполнения расчетов относительно сумм платежей в бюджет, установление факторов, которые на них влияют, определение базы налогообложения, анализа финансово-экономического состояния плательщиков налогов, обоснование рисков относительно деятельности налогоплательщика.
Налоговые аудиторы могут
применять такие расчетно-
Расчетно-аналитические методы, как правило, сложны, поэтому нередко нуждаются в осуществлении трудоемких аналитических процедур.
При проведении аналитических процедур, что предусматривает выполнение расчетов, используют информацию, полученную другими методами. В свою очередь, аналитические процедуры обеспечивают аудитора необходимой информацией для применения других методов аудита. Поэтому эти процедуры следует рассматривать как такие, которые служат для информационной связи между всеми методами налогового аудита.
Аналитические процедуры используют метод сравнения показателей, установления наличия и тесной взаимосвязи между ними. Это касается, в частности, определения оценки наличия остатка средств на счетах и обязательств перед государством по показателям фонда оплаты труда или валовой прибыли предприятия в текущем году и предыдущих годах.
Аналитические процедуры могут применяться при более детальном исследовании хозяйственных операций и решении целесообразности ее дополнительной проверки, которые, могли бы быть исследованными детальнее, чтобы помочь в принятии решения о целесообразности их дополнительной проверки.
Информация о работе Сущность и организация налогового аудита