Сущность и организация налогового аудита

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 18:18, курс лекций

Описание работы

Реформирование экономики Украины обусловило изменения в сфере налогообложения. При современных условиях субъекты предпринимательской деятельности платят в бюджет и государственные целевые фонды значительное количество налогов и сборов. Информация о состоянии начисления и уплаты налогов и сборов формируется в налоговом учете.
Оперируя налогами, государство влияет на процесс перераспределения доходов, инвестиций и экономическое развитие страны. Однако современный финансовый учет не предоставляет полной, исчерпанной информации пользователям, которые заинтересованы вопросами относительно начисления и взыскания налогов и сборов. Функции определения сумм налогов и контроля за их уплатой выполняет налоговый учет.

Содержание

Сущность, принципы и функциональные основы налогового аудита
Методы и специальные приемы налогового аудита
Документальные методы аудита

Работа содержит 3 файла

Лекция 2 рус.doc

— 89.50 Кб (Скачать)

Лекция № 2.

Тема «Подготовка  и проведение налогового аудита»

План:

1. Порядок и критерии  отбора налогоплательщиков для  проведения  налогового аудита.

2. Сбор налоговой информации.

3.  Этапы проведения налогового  аудита.

 

1. Порядок и критерии  отбора налогоплательщиков для проведения налогового аудита

 

Основная цель выбора объектов налогового аудита - выделить для включения в план проведения документальных проверок на будущий  отчетный период предприятий, проверка которых с максимальной вероятностью обеспечит поступление в бюджет и государственные целевые фонды значительных сумм доначисленных налогов и других обязательных платежей.

Прежде всего, в план включаются предприятия, которые подлежат обязательной проверке соответственно требованиям действующих законодательных и нормативных актов, заданий Кабинета Министров Украины, государственной налоговой администрации Украины и вышестоящих контролирующих органов.    Приоритетными критериями отбора других субъектов предпринимательской деятельности являются такие:

- предприятия, которые допускают факты непредоставления или несвоевременного предоставления документов, необходимых для начисления и уплаты налогов и других обязательных платежей. Отбор таких налогоплательщиков должен осуществляться на основании выводов камеральных проверок бухгалтерской и налоговой отчетности, которые  содержат информацию об аналогичных фактах;

- предприятия, последняя  проверка которых выявила самые  существенные нарушения налогового  законодательства. Отбор субъектов  данной категории проводится на основе материалов документальных проверок;

- предприятия, у которых  документально не подтверждено  увеличение размера имущества  или другого объекта налогообложения.  Отбор таких налогоплательщиков  осуществляется за результатами  анализа информации, полученной из внешних и внутренних источников: от комитетов по земельным ресурсам и землеустройству, которые осуществляют регистрацию земельных участков и связанной с ними недвижимости, от органов Фонда государственного имущества и других государственных органов, которые осуществляют регистрацию объектов недвижимости, от органов Государственной автомобильной инспекции, предприятий Министерства транспорта Украины, которые сообщают налоговым органам информацию, относительно перевозки больших партий грузов, от других налоговых органов и органов налоговой милиции о проведении операций по отчуждению (приобретению) имущества, одной из сторон которых выступал данный плательщик налогов и др.), а также предоставленных плательщиками налогов данных бухгалтерской отчетности и налоговых расчетов.

Основанием для отбора предприятия по данным признакам является предположение о не отображении в бухгалтерии и налоговой отчетности прироста имущества или других объектов налогообложения при наличии у налогового органа достоверной информации относительно осуществления субъектом предпринимательской деятельности операций, результатом которых является переход права собственности на соответствующее имущество или возникновение других объектов налогообложения.

Эффективность использования  ресурсов налоговых органов предусматривает достижение максимальных результатов документальных проверок при минимальных расходах времени, усилий и средств на их проведение. Соответственно этому критерию, конечным результатом работы по включению к плану проверок налогоплательщиков должен быть выбор только тех объектов, что допускают факты существенного уклонения от  налоговых обязательств.

Отбор субъектов предпринимательской  деятельности для проведения документальных проверок рекомендуется осуществлять двумя методами: специального отбора или случайного отбора.

Метод специального отбора реализуется путем анализа показателей, которые содержатся в информационном массиве данных о налогоплательщиках, с учетом предложений, которые формируются на основе результатов камеральной проверки отчетности и налоговых расчетов, а также анализа основных показателей деятельности предприятий.

Результатом целеустремленного  отбора являются нахождения таких предприятий, проверка которых представляется самой  приоритетной. С учетом потенциала налоговой инспекции объекты отбираются по категориям предприятий, предложенных для проверки отделами, которые осуществляют камеральные проверки отчетов плательщиков и анализ основных показателей их деятельности из обоснования целесообразности соответствующих предложений (например, при наличии факторов, которые вызывают подозрение относительно достоверности налоговых расчетов и отчетов). К таким объектам, в первую очередь, принадлежат:

- предприятия, которые отображают в отчетности убыток или незначительную прибыль в течение ряда отчетных периодов. При этом необходимо осуществить углубленное изучение всей информации, которая есть о данном налогоплательщике, с целью выяснения смысла бизнеса, который не приносит по данным официальной отчетности никакой экономической выгоды. О возможности представления такими предприятиями недостоверной отчетности могут свидетельствовать такие факторы как наличие значительных сумм денежных средств на их банковских счетах, осуществление операций по приобретению имущества в больших размерах, внесение взносов в уставные фонды других предприятий, осуществление строительства объектов производственного или непроизводственного назначения и других операций, которые дает основание для выводов о несовместимости у предприятия расходов с прибылями (с учетом дотаций, которые поступают из бюджетов разных уровней, кредитов банков и др.).

- предприятия, которые допускают резкие колебания размера налоговых платежей за разные отчетные периоды за приблизительно одинаковым объемом реализации;

- предприятия, которые имеют нетипичное соотношение между частными взносами к уставному капиталу и размерами изъятия материальных и финансовых средств для потребностей потребления (превышение взносов над изъятиями в течение длительного времени является основанием для назначения проверки этого предприятия);

- предприятия, которые реализовывали имущество в больших размерах;

- предприятия, которые платят незначительные суммы налоговых платежей и в то же время занимаются благотворительностью (спонсорством) с расходованием больших сумм денежных средств;

- предприятия, которые существенно увеличили потребление энергетических (електро- и тепло энергии) и других материальных ресурсов, которые относятся на себестоимость продукции (работ, услуг), при уменьшении, или значительном увеличении объема продукции (работ, услуг) которые выпускается;

- предприятия, основателями  которых являются юридические  или физические лица, которые  допускают (допускали) факты существенных  нарушений налогового и валютного  законодательства, или выступают в качестве учредителей других предприятий — нарушителей налогового законодательства;

- предприятия, которые допускают систематические нарушения законодательства о применении контрольно-кассовых аппаратов при осуществлении денежных расчетов с населением, порядке ведения кассовых операций и условий наличных расчетов;

- предприятия, которые не представили аудиторского заключения, если они, согласно с действующим законодательством, подлежат обязательному аудиту;

- предприятия, в структуре  которых произошли значительные изменения;

- предприятия, которые заявляют сумму к возмещению НДС значительные суммы при незначительном сроке существования предприятия, имеют малые активы и значительные обороты выручки, малой численности работающих, разной направленности хозяйственной деятельности и тому подобное.

Метод случайного отбора предусматривает осуществление выбора объектов для проведения документальных проверок независимо от результатов предыдущей оценки информации о налогоплательщиках. Применение данного метода позволяет потенциально расширить объем предприятий для  документальных проверок, а также обеспечить необходимую репрезентативность отбора налогоплательщиков всех категорий.

 

 

2. Сбор налоговой информации

 

Информационно-аналитическое  обеспечение деятельности государственной налоговой службы – комплекс мероприятий из сбора, проработки и использования информации, необходимой для выполнения органами государственной налоговой службы возложенных на них функций и заданий.

Для информационно-аналитического обеспечения деятельности государственной налоговой службы используется информация, которая поступила:

от плательщиков налогов  и налоговых агентов, в частности  информация:

которая содержится в налоговых декларациях, расчетах, других отчетных документах;

которая содержится у предоставленных крупными плательщиками налогов в электронной форме копиях документов по учету доходов, расходов и других показателей, связанных с определением объектов налогообложения (налоговых обязательств), первичных документов, которые ведутся в электронной форме, регистрах бухгалтерского учета, финансовой отчетности, других документах, связанных с вычислением и уплатой налогов и сборов;

о финансово-хозяйственных  операциях налогоплательщиков;

от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и Национального банка Украины, в частности информация:

об объектах налогообложения, которые предоставляются и регистрируются такими органами. Отмеченная информация должна содержать, в частности, вид, характеристики, индивидуальные признаки объекта налогообложения (в случае наличия), по которым его можно идентифицировать;

о результатах осуществления  государственного контроля за хозяйственной  деятельностью налогоплательщика;

которая содержится в отчетных документах (кроме персонифицированной статистической информации, финансовых отчетов), которые подаются налогоплательщиком органам исполнительной власти и органам местного самоуправления;

об установленных органами местного самоуправления ставки местных  налогов, сборов и предоставлены такими органами налоговых льгот;

о разрешениях, лицензии, патентах, свидетельствах на право осуществления отдельных  видов деятельности;

об экспортных и импортных операциях  налогоплательщиков;

от банков, других финансовых учреждений – информация о наличии и движении средств на счетах плательщика налогов и др.

Для информационно-аналитического обеспечения  деятельности также используется другая информация, обнародованная как такая, что подлежит преданью огласке соответственно законодательству и добровольно или по запросу предоставлена органу государственной налоговой службы в установленном законом порядке.

Информация предоставляется органам  государственной налоговой службы периодически или на отдельный письменный запрос органа государственной налоговой  службы.

Этап подготовительной допроверочной работы нуждается больше всего во времени и занимает важное место в работе налоговых органов, поскольку от него зависят почти все следующие этапы проверочной работы. Чем больше данных будет собрано о налогоплательщике, тем точнее можно составить представление о нем, тем лучше будет разработана программа проверки, более рационально будет спланировано использование времени налоговых аудиторов. К основным направлениям этой работы можно отнести такие: формирование информативного массива данных о плательщике налогов и изучения особенностей ведения бизнеса налогоплательщиком.

Информационный массив данных представляет собой специальным образом подготовленные данные (базы данных), созданные на основе имеющейся в налоговых органах  информации о плательщике налога, предназначенные для обеспечения централизованного накопления и многократного использования.

Информационная база данных о налогоплательщиках включает информацию, полученную как из внутренних, так и внешних источников. К  информации из внутренних источников принадлежат сведения, полученные налоговыми органами самостоятельно в процессе выполнения ими  контрольных функций: акты предыдущих аудиторских налоговых проверок, декларации, поданные налогоплательщиком в налоговую инспекцию, результаты камеральных проверок (проводятся без применения первичных документов, реестров учета), поданных деклараций и отчетов, учредительные документы налогоплательщика.

К внешним источникам – информация, обнародованная в  средствах массовой информации, сетях  Интернет, данные предоставленные таможенными  органами, банковским учреждениями. На основании полученной информации налоговый  аудитор анализирует финансовые показатели деятельности предприятия.

Изучение особенностей ведения бизнеса налогоплательщиком является важной и необходимой составляющей работы по подготовке к проведению налогового аудита. Цель этой работы - дать налоговому аудитору необходимую информацию о бизнесе предприятия, который подлежит проверке. Эти знания дают налоговому аудитору возможность установить и постичь события, операции и практические действия, которые, по мнению аудитора, могут серьезно повлиять на финансовую отчетность или на процесс проведения аудита (определения характера, сроков и масштаба аудиторских процедур).

Считаются достаточными знания налогового аудитора о бизнесе  предприятия, если они охватывают общеизвестную  информацию об экономике и отрасли, в пределах которой осуществляет деятельность предприятие, что подлежит проверке, а также более детальную информацию о том, как это предприятие работает.

Лекция 3 рус.doc

— 145.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 1 рус.doc

— 88.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Сущность и организация налогового аудита