Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 18:18, курс лекций
Реформирование экономики Украины обусловило изменения в сфере налогообложения. При современных условиях субъекты предпринимательской деятельности платят в бюджет и государственные целевые фонды значительное количество налогов и сборов. Информация о состоянии начисления и уплаты налогов и сборов формируется в налоговом учете.
Оперируя налогами, государство влияет на процесс перераспределения доходов, инвестиций и экономическое развитие страны. Однако современный финансовый учет не предоставляет полной, исчерпанной информации пользователям, которые заинтересованы вопросами относительно начисления и взыскания налогов и сборов. Функции определения сумм налогов и контроля за их уплатой выполняет налоговый учет.
Сущность, принципы и функциональные основы налогового аудита
Методы и специальные приемы налогового аудита
Документальные методы аудита
Лекция №1. Тема «Сущность и организация налогового аудита»
1. Сущность, принципы
и функциональные основы
Реформирование экономики Украины обусловило изменения в сфере налогообложения. При современных условиях субъекты предпринимательской деятельности платят в бюджет и государственные целевые фонды значительное количество налогов и сборов. Информация о состоянии начисления и уплаты налогов и сборов формируется в налоговом учете.
Оперируя налогами, государство влияет на процесс перераспределения доходов, инвестиций и экономическое развитие страны. Однако современный финансовый учет не предоставляет полной, исчерпанной информации пользователям, которые заинтересованы вопросами относительно начисления и взыскания налогов и сборов. Функции определения сумм налогов и контроля за их уплатой выполняет налоговый учет.
Налоговый учет – система налоговых записей, которые дают возможность в полном объеме определить базу налогообложения в разрезе каждого налога и платежа, которые вносятся предприятием в бюджет и государственные целевые фонды.
Современное состояние контроля за своевременностью и полнотой уплаты налогов в бюджет субъектами ведения хозяйства предусматривает улучшение системы администрирования налогов с целью постоянного наполнения доходной части бюджета. Основным источником его наполнения должна быть добровольная уплата налогов, а основной функцией налоговых органов – мониторинг налогового процесса. Высокая вероятность нарушения предприятиями налогового законодательства предопределяет необходимость высокоэффективной организации налогового аудита.
Государственная налоговая служба призвана постоянно контролировать соблюдение предприятиями налоговой дисциплины. Информированность налоговых органов о возможностях нарушения налогового законодательства на начальной стадии дает возможность налоговой службе реагировать на них надлежащими действиями, в частности предусматривать и предубеждать их возникновение.
Важной составляющей
целостной системы
Налоговый аудит – проверка работниками Государственной налоговой службы полноты начисления и своевременной уплаты налогов и сборов плательщиками налогов в бюджеты всех уровней.
Объекты налогового аудита — плательщики налогов, сборов (обязательных платежей) в бюджеты всех уровней и государственных целевых фондов.
Субъекты налогового аудита — должностные лица контролирующих органов, уполномоченных на проведение налогового аудита.
Методы налогового аудита следует понимать как способы исследования аудитором (с применением статистической, учетно-отчетной, нормативной документации, компьютерной техники, инструментов средств информации) объектов налогового аудита, сбора, обработки и аккумуляции фактических данных, которые отображают законность источников и объемы доходов, расходов налогоплательщика, начисления и уплаты налогов, сборов (обязательных платежей), накопления материалов проверки, формирования оценки и обоснование выводов, которые отображают состояние выполнения плательщиком обязательств перед государством.
Целью современного налогового аудита в Украине является постоянное наполнение доходной части государственного бюджета, а его предметом – проверка полноты формирования базы налогообложения деятельности субъектов ведения хозяйства налогами и сборами и своевременности их перечисления в бюджет.
Задания налогового аудита
четко очерчены в Законе Украины
«О государственной налоговой
Налоговый аудитор — это должностное лицо контролирующего органа, уполномоченное им на проведение налогового аудита (проверки).
Налоговый аудит должен обеспечивать выполнение таких заданий:
Экономический контроль основывается на принципах экономичности, эффективности, действенности, гласности, соответствия, всеобъемлющей, научности, которые в полной мере касаются и налогового аудита, хоть и частично интерпретируются, в частности действенности и гласности.
Налоговый аудит нуждается
в соблюдении ряда дополнительных принципов:
оперативности обработки
Таблица 1
Принципы налогового аудита
Название принципа |
Содержание |
Принцип оперативности обработки информации |
Он достигается посредством применения АРМ налоговой службы и заключается не только в выявлении нарушений налогового законодательства, но и в своевременном возвращении предприятиям избыточно оплаченных в бюджет средств. Реализация этого принципа в известной мере зависит от своевременности поступления деклараций и отчетов от субъектов ведения хозяйства. |
Принцип действенности |
Его соблюдение предусматривает активное влияние налоговых органов на налогоплательщиков путем принятия управленческих решений, направленных на устранение выявленных нарушений требований законодательства, профилактики и предупреждения их возникновения в последующей деятельности предприятия. Такое влияние достигается путем применения ряда штрафных и финансовых санкций как к предприятию, так и к должностным лицам, а в отдельных случаях – привлечение виновных лиц к криминальной ответственности. |
Принцип гласности |
Он тесно связан с предыдущим принципом. Информация о нарушителях налогоплательщиков периодически появляется в СМИ и на дайджестах налоговой службы в сети Интернет. Принцип гласности имеет двоякий характер: с одной стороны – это информация о результатах проверки, а с другой – предупредительное мероприятие для недисциплинированных налогоплательщиков. |
Принцип сотрудничества |
Этот принцип в первую очередь касается дисциплинированных налогоплательщиков. Это партнерские отношения между субъектами и объектами контрольного процесса. В отдельных случаях субъекты бизнеса могут рассчитывать на помощь работников налоговой службы, которую предоставляют консультационные отделы (заполнения налоговых деклараций, отчетов и тому подобное). |
Принцип привлечения к ответственности |
Достигается этот принцип через оперативное разоблачение в процессе проведения проверок нарушений налогового и валютного законодательства, привлечение к ответственности лиц, которые уклоняются от уплаты налогов и сборов |
Принцип ориентации на рискованных налогоплательщиков |
Принцип предусматривает контроль за субъектами ведения хозяйства, которые при значительных объемах валовых доходов платят небольшие суммы налогов. Контроль дает возможность увеличить количество налогоплательщиков на добровольных началах. |
2. Методы и специальные приемы налогового аудита.
В процессе контроля за выполнением плательщиком налоговых обязательств могут применяться разные методы налогового аудита. В практике осуществления процедур проверки, оценки объекта налогообложения, состояния уплаты налогов, сборов (обязательных платежей) из источников информации относительно объекта налогообложения получаются и применяются разные первичные, промежуточные и обобщенные виды данных, по которым налоговый аудитор может формировать доказательства и предложения соответственно заданиям аудита. Эти данные формируются разными способами выполнения учетных, расчетных и других процедур аудита.
Методы получения и обработки данных, обобщения результатов проверок, обоснования выводов и осуществления других операций исследований налогоплательщиков следует разделить на две группы: общенаучные и прикладные.
К общенаучным относятся методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, моделирование, абстрагирование, конкретизации, аналогии и другие. К прикладным методам аудита принадлежат документальные, аналитические наблюдения, запить о налогоплательщике, метод инвентаризации активов, метод обзора физического состояния объекта аудита, метод достоверных утверждений, повторное выполнение проверки и другие.
В процессе выполнения процедур проверки аудитор может получить различные данные, применять соответствующие методы получения конкретных данных, проверки фактической информации, что отображает базу налогообложения.
3. Документальные методы аудита
Документальные методы аудита - это методы ревизионной проверки документов и неформальных записей налогоплательщика для того, чтобы подтвердить информацию, которая есть либо должна быть включена в налоговую отчетность, либо которая используется в процессе анализа состояния поступлений платежей.
Документы, которые проверяет налоговый аудитор, - это записи соответствующие определенным требованиям их выполнения, которые используются налогоплательщиком для того, обеспечить информацией службы управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия. Так как каждая хозяйственная, информационная процедура или операция в организации деятельности предприятия обычно подтверждаются хотя бы одним документом, то всегда есть большой объем доступных доказательств относительно определения доходов, базы налогообложения, состояния уплаты налогов и тому подобное. Например, предприятие накапливает платежки, расчетные, налоговые документы, финансовую отчетность. Такие документы не только проверяются, но и могут быть полезными доказательствами для осуществления выводов по результатам проверки.
Внешние документы - это документы, созданные за пределами предприятия, которое проверяется, то есть другим предприятием, которое является участником осуществления операций, что были отображено в конкретных документах, но которые в настоящее время находятся у плательщика налога и являются доступными. В некоторых случаях внешний документ начинает создаваться за пределами предприятия, а дооформляеться у последнего и наоборот. Примерами такого типа документов являются акты сверки, соглашения и тому подобное.
Налоговый аудитор может принимать
внутренний или внешний документ
как достоверное
Внутренние документы, сложенные и обработанные в условиях слабой исполнительской дисциплины, могут и не служить средством достоверного доказательства. Внешние документы расцениваются, как более достоверное доказательство, чем внутренние документы, поскольку как при их подготовке у контрагента, так при рассмотрении на предприятии им уделяют больше внимания.
В зависимости от содержания, сути и правильности составления документы могут быть качественными и не качественными.
Качественные - это такие документы, которые после их ревизионной проверки оказались правильно оформленными и обоснованно отображают сущность законной и экономически целесообразной финансово-хозяйственной операции.
В отличие от качественных документов во время налогового аудита есть и некачественные документы как по сущности и содержанию некачественного отображения в них финансово-хозяйственных операций, которые характеризуют недостатки, нарушения, злоупотребления, незаконные и нецелесообразные операции, так и за формальными признаками составления и оформления этих документов, что характеризует нарушение установленных правил их составления и оформления. Чаще всего такие виды некачественных документов оформляются по:
1. формальным признакам:
- (при условии, что
документы отображают законную
и хозяйственную
- документы, которые составлены по неустановленной форме;
- документы, в которых отсутствуют необходимые реквизиты, а также резолюции, штампы и печати;
- документы, которые имеют подчистки, помарки и другие подобные дефекты.
2. по сущности отображенных хозяйственных операций:
(независимо от качества оформления документов):
- документы поддельные (сфальсифицированны);
Информация о работе Сущность и организация налогового аудита