Сущность и организация налогового аудита

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 18:18, курс лекций

Описание работы

Реформирование экономики Украины обусловило изменения в сфере налогообложения. При современных условиях субъекты предпринимательской деятельности платят в бюджет и государственные целевые фонды значительное количество налогов и сборов. Информация о состоянии начисления и уплаты налогов и сборов формируется в налоговом учете.
Оперируя налогами, государство влияет на процесс перераспределения доходов, инвестиций и экономическое развитие страны. Однако современный финансовый учет не предоставляет полной, исчерпанной информации пользователям, которые заинтересованы вопросами относительно начисления и взыскания налогов и сборов. Функции определения сумм налогов и контроля за их уплатой выполняет налоговый учет.

Содержание

Сущность, принципы и функциональные основы налогового аудита
Методы и специальные приемы налогового аудита
Документальные методы аудита

Работа содержит 3 файла

Лекция 2 рус.doc

— 89.50 Кб (Скачать)

Налоговый аудитор может  получать информацию об отрасли экономической  деятельности предприятия из разных источников. Основные из них такие:

- предыдущий опыт самого  аудитора при работе с предприятием  аналогичной экономической отрасли;

- собеседования с сотрудниками  налогового органа, которые имели  контакты с должностными лицами  предприятия (например, со специалистами  подразделов по работе с налогоплательщиками, возмещение НДС, апелляций);

- непосредственные собеседования  налогового аудитора с должностными  лицами и специалистами этого  предприятия, если такие происходили.

 

3. Этапы проведения  налогового аудита

 

Налоговый аудит как  составляющая контрольно-ревизионного процесса реализуется соответственно общепринятой практике проведения проверок. Процесс проверки органами ГНИ разделяют на такие взаимоувязанные этапы: организация и подготовка к проведению проверки, непосредственное ее проведение, оформление результатов, принятие решений по результатам, организация контроля за выполнением принятых решений по материалам проверки. Однако по содержанию процесс налогового аудита имеет определенные особенности.

Каждый следующий этап налоговой проверки обосновывается на результатах предыдущего. Этапы аудиторской налоговой проверки целесообразно разделить на под этапы. В частности, подготовительный этап стоит разделить на определенные подэтапы (рис. 1)

Лицо, которое осуществляет проверку, обязательно должно определить, каким видом деятельности занимается субъект ведения хозяйства, которое подлежит текущему контролю. Налоговый аудитор должен подготовить письменные запросы в органы государственной власти для получения сведений, которые касаются проверки. Такие запросы направляют в орган статистики, исполнительные органы в отрасли экологии, водного хозяйства, по вопросам земельных ресурсов, исполнительных органов местных советов, органов Госавтоинспекции, бюро технической инвентаризации и др.

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1 Составляющие подготовительного  этапа налогового аудита

 

 

Налоговый аудитор готовит  запрос по таким внешним источникам:

а) органов государственной  статистики относительно поданной статистической отчетности предприятия и другой информации для проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности;

б) специально уполномоченного  центрального органа исполнительной власти в отрасли экологии и природных  ресурсов относительно получения сведений об объемах выбросов, сбросов и размещения отходов;

в) специально уполномоченного  центрального органа исполнительной власти в отрасли водного хозяйства  относительно получения сведений о  фактическом объеме воды, забранной  водопользователями, и объем воды, пропущенной через турбины гидроэлектростанций.

независимо от вида экономической  деятельности и организационно-правовой формы налогоплательщика в обязательном порядке направляют запросы:

  • органамм по вопросам земельных отношений для получения сведений о площадях земель, которые находятся в собственности или пользовании налогоплательщика;
  • исполнительных органов местных советов для получения сведений о суммах платы за аренду земли, коммунального имущества;
  • отделение Фонда государственного имущества Украины для получения сведений о приватизации, выкупе предприятия;
  • бюро технической инвентаризации относительно получения данных о зарегистрированных объектах недвижимости;
  • органов Госавтоинспекции относительно информации о зарегистрированных транспортных средствах;
  • органов местного самоуправления относительно данных о земельных участках с расположенными на них домами (также о земельных участках, выделенных под застройку).

Собранная информация необходима для проведения анализа деятельности субъекта проверки, установления фактических объемов выбросов, размещения отходов, употребленной воды и др.. В соответствии с данными отчетность выясняет наличие основных средств предприятия, изучает технологический процесс производства (количество воды, энергии, сырья и тому подобное).

Полученные письменные ответы на посланные запросы обязательно  сверяются с данными, которые содержатся в базах данных АРМ налоговой службы.

Собранная налоговым  аудитором информация о налогоплательщике  помогает ему правильно определить направления проверки, уменьшить риск не выявления фактов нарушений налогового и валютного законодательства, повысить качество проведения налогового аудита, обоснованно составить программу будущей проверки. Программа проверки охватывает перечень вопросов, которые подлежат проверке налоговым аудитором, срок их выполнения, срок окончания проверки.

Важной составляющей подготовительного этапа налогового аудита является информирование субъекта ведения хозяйства о проведении плановой документальной проверки, которая является обязанностью лица, которое будет осуществлять проверку деятельности субъекта ведения хозяйства. Налоговый аудитор информирует налогоплательщика о плановой проверке не позже чем за 10 календарных дней ко дню ее проведения в виде письменного сообщения, где отмечают основание. Дату начала и длительность проверки в рабочих днях. В сообщении ответственное должностное лицо предприятия обязательно должно сделать отметку о его получении и отметить дату.

Подготовка перечня  вопросов, которые подлежат проверке (в дальнейшем перечень) является предпоследним этапом допроверочной работы и требует кропотливой, взвешенной работы профессиональных работников налогового аудита. Разработку Перечня можно назвать разработкой стратегии проверки, поскольку на его базе будет разрабатываться программа проверки. От того, какой вопрос и в каком контексте будет поставлено в Перечне, зависит почти вся работа, которая будет выполняться контрольно-проверочной бригадой, эффективность результатов ее работы, размер дополнительных поступлений в бюджеты и в конечном результате — имидж налогового органа.

При подготовке Перечня  используются результаты всех предыдущих этапов допроверочной работы. Перечень разрабатывается работником подраздела аналитической подготовки документальных проверок налогового органа или работником, ответственным за проведение проверки, и утверждается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.

Следует обратить внимание на взвешенность и точность при формировании вопросов Перечня.

На этапе проведения налогового аудита реализуют определенные подэтапы (рис. 2).

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2 Последовательность проведения налогового аудита

 

Предоставленную для  проверки информацию исследуют преимущественно  посредством документальных приемов. Как правило, во время налоговой проверки инспекторы выявляют разные отклонения от действующего законодательства, которые подлежат тщательному анализу и оцениванию налоговым инспектором, поскольку налогоплательщик имеет право на обжалование результатов налогового аудита. Соответственно ст.. 5 ЗУ «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетом и государственными целевыми фондами», налоговый инспектор обязан согласовать с налогоплательщиком сумму налоговых обязательств. Результаты налогового аудита обобщаются в основном акте проверки, а при отсутствии нарушений налогового и валютного законодательства – в справке.

Содержание и требования по составлению акта или справки налоговой проверки регулируются «Порядком оформления результатов невыездных документальных, выездных плановых и внеплановых проверок по вопросам соблюдения налогового, валютного и другого законодательства» от 10.08.2005р. № 327.

Основанием для принятия решений налоговым органом по результатам налогового аудита является юридически оформленный и согласованный с налогоплательщиком акт проверки. Последовательность принятия решений по результатам налогового аудита регулируется приказом ГНИ «Об утверждении изменений и дополнений к приказу ГНИ от 10.08.2005р. № 328 «Об утверждении порядка направления органами государственной налоговой службы Украины налоговых сообщений плательщикам налогоів»» от 21.06.2001р. № 253. Одновременно сумма согласованного налогового обязательства заносится в карточку личного счета плательщика.

Завершается процесс  налогового аудита осуществлением контроля за выполнением принятых решений Его проводят подразделы, которые осуществляли проверку, структурное подразделение взыскания задолженности. Контроль за выполнением принятых решений проводится соответственно «Порядку направления органами налоговой службы налоговых требований налогоплательщикам» от 03.07.2001р. № 266. Налоговые требования формируются лишь за согласованными суммами налоговых обязательств, которые не оплачены налогоплательщиком в установленные сроки на основании учетных данных из карточек личных счетов налогоплательщиков, которые ведутся в ГНИ, или на основании документов об осуществлении мероприятий по погашению налогового долга, поданных другим контролирующим органом.

Структурное подразделение  взыскания налогового долга ГНИ может формировать и направлять как первое, так и второе налоговое требование. Первое налоговое требование оформляется и посылается налогоплательщику не позже пятого рабочего дня по завершении последнего срока уплаты согласованной суммы налогового обязательства. Она содержит, кроме сообщения о факте согласования налогового обязательства, также обязательство погасить отмеченный долг и последствия его непогашения. Второе налоговое требование формируется в случае, когда налогоплательщик не погасил в полном объеме сумму налогового долга в течение 30 календарных дней со дня отправления или вручения ему первого налогового требования.

Последовательное и  детальное соблюдение требований по всем этапам проведения налогового аудита дает возможность получить точные, полные, безупречные результаты.

 

 




Лекция 3 рус.doc

— 145.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 1 рус.doc

— 88.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Сущность и организация налогового аудита