Становление и развитие НДС в КР и его место в обеспечении доходной части республиканского бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 00:23, дипломная работа

Описание работы

Главной стратегической целью кыргызского общества в новом XXI веке является повышение уровня и качества жизни населения, преодоление бедности на основе обеспечения устойчивого экономического развития, усиление социальной ориентации проводимых рыночных преобразований. Достижение этой цели предполагает направление всей политики страны на интересы и потребности граждан Кыргызстана.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы налога на добавленную стоимость (НДС)
1.1. Историко-экономические аспекты возникновения и развития НДС
1.2. Социально-экономическая сущность и значение НДС
1.3. Характеристика основных элементов НДС

Глава 2. Анализ поступления НДС в доход государственного бюджета Кыргызской Республики
2.1. Становление НДС в системе налогообложения республики
2.2. Динамика поступлений НДС в бюджет государства
Глава 3. Основные направления совершенствования НДС в Кыргызской Республике
3.1. Проблемы зачета, возврата и возмещения суммы НДС из государственного бюджета
3.2. Перспективы дальнейшего администрирования НДС
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа тема НДС.doc

— 659.50 Кб (Скачать)

       Таблица  3. Структура налоговых поступлений 

Государственного бюджета  на 2012-2015 годы (млн. сомов)

 

Наименование

2012 год 
уточн бюджет

к ВВП

2013 год 
прогноз

к ВВП

2014 год 
прогноз

к ВВП

2015 год 
прогноз

к ВВП

ВВП

164 860,3

 

196 883,3

 

225 435,1

 

257 657,7

 

Налоговые доходы

35 433,1

21,5

38 893,9

19,8

44 836,0

19,9

51 905,9

20,1

Налоговые доходы ГТК

19 120,0

11,6

18 696,4

9,5

22 238,0

9,9

26 604,0

10,3

Налоговые доходы по ГКНС

16 313,1

9,9

20 197,5

10,3

22 598,0

10,0

25 301,8

9,8

Подоходный налог 

3 563,7

2,2

3 818,7

1,9

4 417,4

2,0

5 073,3

2,0

Налог на прибыль 

1 915,0

1,2

2 056,9

1,0

2 324,3

1,0

2 603,2

1,0

Доходы от обязательного  патентирования

308,9

0,2

1 300,0

0,7

1 488,5

0,7

1 701,3

0,7

Налог на недвижимое имущество

   

750,0

0,4

800,0

0,4

1 000,0

0,4

Земельный налог

610,7

0,4

760,5

0,4

760,5

0,3

760,5

0,3

Налог на имущество 4 группы

140,0

0,1

276,9

0,1

276,9

0,1

276,9

0,1

Налог на добавленную стоимость - всего

16 599,6

10,1

14 315,8

7,3

16 801,8

7,5

19 827,2

7,7

НДС на внутреннюю продукцию

3 464,9

2,1

2 990,0

1,5

3 348,8

1,5

3 683,7

1,4

НДС на импортную  продукцию

13 134,7

8,0

11 325,8

5,8

13 453,0

6,0

16 143,6

6,3

Налог с  продаж

   

5 120,0

2,6

5 862,5

2,6

6 700,5

2,6

Налог с продаж 

1 467,9

0,9

           

Отчисления для предупреждения и ликвидации ЧС

1 856,3

1,1

           

Акцизный налог - всего

1 636,9

1,0

1 635,5

0,8

1 801,7

0,8

1 988,0

0,8

Акцизный налог на внутреннюю продукцию

564,9

0,3

549,8

0,3

558,5

0,2

567,1

0,2

Акцизный налог на импортную продукцию

1 072,0

0,7

1 085,7

0,6

1 243,1

0,6

1 420,8

0,6

Местные налоги

83,9

0,1

           

Налог за пользование  недрами

859,6

0,5

1 167,0

0,6

1 195,0

0,5

1 195,0

0,5

Налог на специальные  средства

   

903,9

0,5

989,6

0,4

1 082,7

0,4

Таможенные платежи

4 913,3

3,0

6 284,9

3,2

7 541,9

3,3

9 039,6

3,5

Прочие налоги

542,8

0,3

503,6

0,3

575,9

0,3

657,6

0,3


  • Глава 3. Основные направления совершенствования  НДС в Кыргызской Республике

3.1. Проблемы зачета, возврата и возмещения суммы НДС

из государственного бюджета

Налоговым периодом при исчислении НДС по облагаемым поставкам является один календарный месяц. А сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет в отношении облагаемых поставок, определяется как разница между суммой НДС, начисленного по всем облагаемым поставкам, осуществленным облагаемым субъектом в налоговом периоде, и суммой НДС за приобретенные материальные ресурсы, подлежащей зачету, в том же налоговом периоде.

При уплате НДС в бюджет облагаемому субъекту предоставляется право зачета суммы НДС, уплаченной или подлежащей уплате за приобретенные материальные ресурсы, используемые для создания облагаемых поставок, если иное не предусмотрено настоящим разделом. В случае если приобретаемые материальные ресурсы используются облагаемым субъектом частично для создания облагаемых поставок, а частично для освобожденных и необлагаемых поставок, учитывается сумма НДС за приобретенные материальные ресурсы, определенная исходя из удельного веса их использования в облагаемых поставках. В целях настоящего раздела приобретенными материальными ресурсами являются основные средства, товары, включая сырье, материалы, топливо, комплектующие изделия, а также выполненные работы и оказанные услуги, получаемые или импортируемые облагаемым субъектом в целях осуществления поставок. Следует отметить, что право на зачет, возникает при условии, что:

1)   облагаемому субъекту:

а)  товары, работы и услуги были фактически поставлены субъектом, зарегистрированным как плательщик НДС; и

б) выписана счет-фактура НДС установленного образца, выданная налоговым органом облагаемому субъекту, выписавшему данную счет-фактуру НДС;

в) выдан кассовый чек и/или товарный чек, на которых отражены: наименование и идентификационный налоговый номер облагаемого субъекта-поставщика; наименование, количество и стоимость товара с выделением суммы НДС в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 282 настоящего Кодекса;

2) товары ввезены облагаемым  субъектом на территорию Кыргызской  Республики и по ним уплачен НДС.

Согласно статьи 81 Налогового кодекса  КР «В случае наличия у налогоплательщика  излишне уплаченной суммы НДС и возникновения неисполненного налогового обязательства по другим налогам зачет излишне уплаченной суммы налога в счет неисполненного налогового обязательства производится налоговым органом самостоятельно на дату возникновения неисполненного налогового обязательства».

Удельный  вес суммы превышения НДС от общей суммы переплаты   составляет  более 80% . В связи с изменением ставки НДС с 20 до 12% ожидалось снижение суммы превышения  НДС, однако фактически наблюдается ее рост. В целом по республике по состоянию  на 01.01.2008 г.  сумма превышения НДС составила 2367,6 млн.сом,   на 01.01. 2009 г.  3516,5млн.сом,  на 01.01.2010 г. 4748,2 млн.сом,  на 01.01. 2011 г.  5811,5 млн.сом и на 01.04.2011 г.  5661,8 млн.сом. Рост суммы превышения НДС за период с 2008 года по 2010 год составил 3443,9 млн.сом, т.е ежегодно в среднем прирост суммы НДС составляет более 860,0 млн.сом. Однако за 3 месяца 2011 года наметилось снижение объема суммы превышения НДС на 149,7 млн.сом.

 Общий объем облагаемой поставки  по республике в 2007 году  составил 161 842,8 млн.сом, в 2008 году  24 8126,6 млн.сом, в 2009 году  246246,8 млн.сом, в 2010 году  263146,4 млн.сом и за 2 месяца 2011 года  57976,3 млн. сом. Объем поставок по сравнению с 2007 годом к 2010 году увеличились на 101303,6 млн.сом.

В том числе сумма поставок по 0 ставке по республике в 2007 году составила  – 23465,1 млн.сом, в 2008 году  29237,3 млн.сом, в 2009 году  17120,1 млн.сом, в 2010 году  27416,6 млн.сом и за 2 месяца 2011 года  3844,0 млн.сом .

За период  с 2007 года по 2010 год  сумма нулевых поставок увеличилась  на 3951,5 млн.сом или  на 117 % (в 1,2 раз). По соотношению нулевых поставок к общим поставкам  в процентном соотношении составляет в 2007 году 14,6%, в 2008 году -11,8%, в 2009 году – 6,9%, в 2010 году – 10,4%, а за 2 месяца 2011 года -6,6%.

    Основной причиной снижения  объема поставок по нулевой  ставке является исключение  из нулевых поставок:

1. Перевозок  осуществляемых  железнодорожным транспортом;

2. Экспорта работ и услуг;

3. Переработки под таможенным  режимом.

Наличие   поставок  по «0» ставке согласно действующего Налогового кодекса, оказывает большое влияние на   объем    сумм превышения НДС.   

В тоже время наблюдается    снижения сумм  проводимых   возмещений  по НДС. В 2007 году   произвели возмещение НДС на сумму 895,2 млн.сом, в 2008 году - 1 102,1 млн.сом,  в 2009 году – 408,6 млн.сом, в 2010 году – 235,0  млн.сом.  Доля возмещений по хоз/субъектам   от  суммы превышения НДС в 2007 году составила – 37,8 %, в аналогичном периоде 2008 года – 31,3 %, в 2009 году – 8,6 %, в 2010 году – 4,0 % и в  1 квартале 2011 году – 1,3 %. 

 

Таблица 4

Сравнительная таблица  по суммам превышения НДС и сумм произведенных возмещений    НДС 

                                     млн.сом

Показатель

На 01.01 2008г

На 01.01 2009г

На 01.01 2010г

На 01.01. 2011г

На 01.04. 2011г

Сумма превышение НДС

 

2367,6

3516,5

4748,2

5811,5

5661,8

Сумма произвед-х

возмещений по НДС  за год 

895,2

 

1102,1

 

408,6

 

 

235,0

 

75,0

% соотношении 

37,8

31,3

8,6

4,0

1,3


 

При распределении суммы переплаты  по регионам, установлено, что на г.Бишкек  приходится -3 407,4 млн.сом (49,4 %), УККН  -1 568,0 млн.сом (22,7 %),  СМРУ – 736,7 млн.сом (10,7 %), ВМРУ-252.9 млн.сом (3,7%), г.Ош-129,6 млн.сом (1,9%),   и ЮМРУ -746,6 млн.сом (11%).

При распределении суммы превышения НДС  по регионам, установлено, что  на г.Бишкек приходится-2848,1 млн.сом (50,3 %),   УККН  - 1193,5 млн.сом (21%),  СМРУ -627,7 млн.сом (11%), ЮМРУ – 648,9 млн.сом (11%), ВМРУ-221,0 млн.сом 93,9%), г. Ош- 88,1 млн.сом (1,6%).

В целях снижении суммы превышения НДС и излишне уплаченных сумм  налогов разработан комплекс мер, куда входит  подтверждение достоверности зачетной суммы НДС путем направления запросов, анализ и  сопоставление    суммы переплаты на лицевых карточках налогоплательщиков  с данными  годового баланса  на предмет наличия остатков ТМЦ, основных средств и нематериальных активов, проведение    работы по зачетной  сумме НДС  возникших от  освобожденных поставках и по субъектам  по которым аннулирована регистрация по НДС, проведение своевременного зачета излишне уплаченной суммы налога при наличии неисполненного  налогового обязательства.

По исполнению мероприятий  по снижению суммы   превышения НДС и излишне  уплаченных сумм налогов,  налоговыми органам проводятся определенные работы, но при этом существуют следующие  проблемы:

Необходимо отметить, что существует ряд причин роста суммы превышения НДС, в частности : 

1) Если, ранее в Налоговом кодексе  было предусмотрено возмещение  суммы превышения НДС по приобретенным  материальным ресурсам над суммой  НДС по облагаемым поставкам  на другие виды налогов, то  в действующим Налоговом кодексе статьей 278 запрещается возмещение в счет уплаты его налоговой задолженности по другим видам налогов. Также аналогично статьей 279 Налогового кодекса не возмещаются суммы превышения НДС, если за 6 месяцев   нулевые поставки  составляют менее 50 процентов от общего объема.  По данным статьям НК, предприятия, осуществляющие поставки на территории Кыргызской Республики и/или осуществляющие разовые экспортные операции и не соответствующих нормам указанных в пункте 1 ст.279    не имеют право погасить свою налоговую задолженность путем проведения возмещений суммы превышения НДС. По сравнению с предыдущим Налоговым кодексом, данную сумму превышения НДС, предприятие, имело возможность направлять на погашение своей налоговой задолженности. В связи с этим, отмечается ухудшение положения у налогоплательщика по возмещению   суммы превышения   НДС на другие налоги.

Таблица 5

 

Предприятия не достигшие  50% размера нулевых

                              поставок от общего объема поставок за 2011 год                                    тыс.сом

 

Наименование предприятия

период

поставки

в т.ч по 0 ставке

%

поставки по 0 ставке к  общей

Сумма переплаты- сумма

прев. НДС

 

 

Проведены

возмещения

  ОАО «Международный

аэропорт Манас»

2009

2003977,6

693851,2

34,6

31673,3

 

0

2010

2667296,5

979040,3

36,7

69525,9

 

0

2011

394121,9

156927,6

39,8

76117,0

 

0

 

 
       

 

 

ГП «Чуйские предприятия автовокзалов и автостанций»

2010

21338,7

8912,0

41,8

148,4

0

2011

 

 

3122,2

 

 

1197,4

 

 

38,4

 

 

148,4

 

 

0

 ОсОО «Си Эв лоджистик»

2010

50407,9

1532,9

30,4

28607,2

 

ОсОО «Сманов Алко»

2010

71971,7

12352,9

17,2

  

 

0

2011

9558,3

2447,1

25,6

1844,9

0

 ОсОО «Шерик»

2010

6063,7

648,2

10,7

 

 

 

 

2011

1110,2

 

 

1412,5

0

ОсОО «АК»

2010

7517,8

760,6

10,1

   

2011

663,3

117,1

17,7

78,1

0

 

ОсОО «Турбион»

 

2010

 

16639,4

 

7777,7

 

46,6

 

833,6

0

 


 

 

 



2) по предприятиям, имеющим сумму  превышения НДС, а также в  то же время  налоговую задолженность,  при проведении работ по сокращению  налоговой задолженности,  налоговые  органы в соответствии со статьей  74 НККР выставляют НТП (налоговое  платежное требование), на налоговой задолженность, когда имеется переплата по НДС,  что вызывает недовольство со стороны налогоплательщиков. 

Кроме того на период  от выписки  заключения (принятия решения)  и  до его исполнения  Центральным  казначейством начисляется пеня в соответствии со статьей 71 НК КР. 

Информация о работе Становление и развитие НДС в КР и его место в обеспечении доходной части республиканского бюджета