Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 00:23, дипломная работа
Главной стратегической целью кыргызского общества в новом XXI веке является повышение уровня и качества жизни населения, преодоление бедности на основе обеспечения устойчивого экономического развития, усиление социальной ориентации проводимых рыночных преобразований. Достижение этой цели предполагает направление всей политики страны на интересы и потребности граждан Кыргызстана.
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы налога на добавленную стоимость (НДС)
1.1. Историко-экономические аспекты возникновения и развития НДС
1.2. Социально-экономическая сущность и значение НДС
1.3. Характеристика основных элементов НДС
Глава 2. Анализ поступления НДС в доход государственного бюджета Кыргызской Республики
2.1. Становление НДС в системе налогообложения республики
2.2. Динамика поступлений НДС в бюджет государства
Глава 3. Основные направления совершенствования НДС в Кыргызской Республике
3.1. Проблемы зачета, возврата и возмещения суммы НДС из государственного бюджета
3.2. Перспективы дальнейшего администрирования НДС
Заключение
Список использованной литературы
Таблица
3. Структура налоговых
Государственного бюджета на 2012-2015 годы (млн. сомов)
Наименование |
2012 год |
к ВВП |
2013 год |
к ВВП |
2014 год |
к ВВП |
2015 год |
к ВВП |
ВВП |
164 860,3 |
196 883,3 |
225 435,1 |
257 657,7 |
||||
Налоговые доходы |
35 433,1 |
21,5 |
38 893,9 |
19,8 |
44 836,0 |
19,9 |
51 905,9 |
20,1 |
Налоговые доходы ГТК |
19 120,0 |
11,6 |
18 696,4 |
9,5 |
22 238,0 |
9,9 |
26 604,0 |
10,3 |
Налоговые доходы по ГКНС |
16 313,1 |
9,9 |
20 197,5 |
10,3 |
22 598,0 |
10,0 |
25 301,8 |
9,8 |
Подоходный налог |
3 563,7 |
2,2 |
3 818,7 |
1,9 |
4 417,4 |
2,0 |
5 073,3 |
2,0 |
Налог на прибыль |
1 915,0 |
1,2 |
2 056,9 |
1,0 |
2 324,3 |
1,0 |
2 603,2 |
1,0 |
Доходы от обязательного патентирования |
308,9 |
0,2 |
1 300,0 |
0,7 |
1 488,5 |
0,7 |
1 701,3 |
0,7 |
Налог на недвижимое имущество |
750,0 |
0,4 |
800,0 |
0,4 |
1 000,0 |
0,4 | ||
Земельный налог |
610,7 |
0,4 |
760,5 |
0,4 |
760,5 |
0,3 |
760,5 |
0,3 |
Налог на имущество 4 группы |
140,0 |
0,1 |
276,9 |
0,1 |
276,9 |
0,1 |
276,9 |
0,1 |
Налог на добавленную стоимость - всего |
16 599,6 |
10,1 |
14 315,8 |
7,3 |
16 801,8 |
7,5 |
19 827,2 |
7,7 |
НДС на внутреннюю продукцию |
3 464,9 |
2,1 |
2 990,0 |
1,5 |
3 348,8 |
1,5 |
3 683,7 |
1,4 |
НДС на импортную продукцию |
13 134,7 |
8,0 |
11 325,8 |
5,8 |
13 453,0 |
6,0 |
16 143,6 |
6,3 |
Налог с продаж |
5 120,0 |
2,6 |
5 862,5 |
2,6 |
6 700,5 |
2,6 | ||
Налог с продаж |
1 467,9 |
0,9 |
||||||
Отчисления для предупреждения и ликвидации ЧС |
1 856,3 |
1,1 |
||||||
Акцизный налог - всего |
1 636,9 |
1,0 |
1 635,5 |
0,8 |
1 801,7 |
0,8 |
1 988,0 |
0,8 |
Акцизный налог на внутреннюю продукцию |
564,9 |
0,3 |
549,8 |
0,3 |
558,5 |
0,2 |
567,1 |
0,2 |
Акцизный налог на импортную продукцию |
1 072,0 |
0,7 |
1 085,7 |
0,6 |
1 243,1 |
0,6 |
1 420,8 |
0,6 |
Местные налоги |
83,9 |
0,1 |
||||||
Налог за пользование недрами |
859,6 |
0,5 |
1 167,0 |
0,6 |
1 195,0 |
0,5 |
1 195,0 |
0,5 |
Налог на специальные средства |
903,9 |
0,5 |
989,6 |
0,4 |
1 082,7 |
0,4 | ||
Таможенные платежи |
4 913,3 |
3,0 |
6 284,9 |
3,2 |
7 541,9 |
3,3 |
9 039,6 |
3,5 |
Прочие налоги |
542,8 |
0,3 |
503,6 |
0,3 |
575,9 |
0,3 |
657,6 |
0,3 |
3.1. Проблемы зачета, возврата и возмещения суммы НДС
из государственного бюджета
Налоговым периодом при исчислении НДС по облагаемым поставкам является один календарный месяц. А сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет в отношении облагаемых поставок, определяется как разница между суммой НДС, начисленного по всем облагаемым поставкам, осуществленным облагаемым субъектом в налоговом периоде, и суммой НДС за приобретенные материальные ресурсы, подлежащей зачету, в том же налоговом периоде.
При уплате НДС в бюджет облагаемому субъекту предоставляется право зачета суммы НДС, уплаченной или подлежащей уплате за приобретенные материальные ресурсы, используемые для создания облагаемых поставок, если иное не предусмотрено настоящим разделом. В случае если приобретаемые материальные ресурсы используются облагаемым субъектом частично для создания облагаемых поставок, а частично для освобожденных и необлагаемых поставок, учитывается сумма НДС за приобретенные материальные ресурсы, определенная исходя из удельного веса их использования в облагаемых поставках. В целях настоящего раздела приобретенными материальными ресурсами являются основные средства, товары, включая сырье, материалы, топливо, комплектующие изделия, а также выполненные работы и оказанные услуги, получаемые или импортируемые облагаемым субъектом в целях осуществления поставок. Следует отметить, что право на зачет, возникает при условии, что:
1) облагаемому субъекту:
а) товары, работы и услуги были фактически поставлены субъектом, зарегистрированным как плательщик НДС; и
б) выписана счет-фактура НДС установленного образца, выданная налоговым органом облагаемому субъекту, выписавшему данную счет-фактуру НДС;
в) выдан кассовый чек и/или товарный чек, на которых отражены: наименование и идентификационный налоговый номер облагаемого субъекта-поставщика; наименование, количество и стоимость товара с выделением суммы НДС в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 282 настоящего Кодекса;
2) товары ввезены облагаемым
субъектом на территорию
Согласно статьи 81 Налогового кодекса КР «В случае наличия у налогоплательщика излишне уплаченной суммы НДС и возникновения неисполненного налогового обязательства по другим налогам зачет излишне уплаченной суммы налога в счет неисполненного налогового обязательства производится налоговым органом самостоятельно на дату возникновения неисполненного налогового обязательства».
Удельный вес суммы превышения НДС от общей суммы переплаты составляет более 80% . В связи с изменением ставки НДС с 20 до 12% ожидалось снижение суммы превышения НДС, однако фактически наблюдается ее рост. В целом по республике по состоянию на 01.01.2008 г. сумма превышения НДС составила 2367,6 млн.сом, на 01.01. 2009 г. 3516,5млн.сом, на 01.01.2010 г. 4748,2 млн.сом, на 01.01. 2011 г. 5811,5 млн.сом и на 01.04.2011 г. 5661,8 млн.сом. Рост суммы превышения НДС за период с 2008 года по 2010 год составил 3443,9 млн.сом, т.е ежегодно в среднем прирост суммы НДС составляет более 860,0 млн.сом. Однако за 3 месяца 2011 года наметилось снижение объема суммы превышения НДС на 149,7 млн.сом.
Общий объем облагаемой поставки по республике в 2007 году составил 161 842,8 млн.сом, в 2008 году 24 8126,6 млн.сом, в 2009 году 246246,8 млн.сом, в 2010 году 263146,4 млн.сом и за 2 месяца 2011 года 57976,3 млн. сом. Объем поставок по сравнению с 2007 годом к 2010 году увеличились на 101303,6 млн.сом.
В том числе сумма поставок по 0 ставке по республике в 2007 году составила – 23465,1 млн.сом, в 2008 году 29237,3 млн.сом, в 2009 году 17120,1 млн.сом, в 2010 году 27416,6 млн.сом и за 2 месяца 2011 года 3844,0 млн.сом .
За период с 2007 года по 2010 год сумма нулевых поставок увеличилась на 3951,5 млн.сом или на 117 % (в 1,2 раз). По соотношению нулевых поставок к общим поставкам в процентном соотношении составляет в 2007 году 14,6%, в 2008 году -11,8%, в 2009 году – 6,9%, в 2010 году – 10,4%, а за 2 месяца 2011 года -6,6%.
Основной причиной снижения объема поставок по нулевой ставке является исключение из нулевых поставок:
1. Перевозок осуществляемых железнодорожным транспортом;
2. Экспорта работ и услуг;
3. Переработки под таможенным режимом.
Наличие поставок по «0» ставке согласно действующего Налогового кодекса, оказывает большое влияние на объем сумм превышения НДС.
В тоже время наблюдается снижения сумм проводимых возмещений по НДС. В 2007 году произвели возмещение НДС на сумму 895,2 млн.сом, в 2008 году - 1 102,1 млн.сом, в 2009 году – 408,6 млн.сом, в 2010 году – 235,0 млн.сом. Доля возмещений по хоз/субъектам от суммы превышения НДС в 2007 году составила – 37,8 %, в аналогичном периоде 2008 года – 31,3 %, в 2009 году – 8,6 %, в 2010 году – 4,0 % и в 1 квартале 2011 году – 1,3 %.
Таблица 4
Сравнительная таблица по суммам превышения НДС и сумм произведенных возмещений НДС
Показатель |
На 01.01 2008г |
На 01.01 2009г |
На 01.01 2010г |
На 01.01. 2011г |
На 01.04. 2011г |
Сумма превышение НДС
|
2367,6 |
3516,5 |
4748,2 |
5811,5 |
5661,8 |
Сумма произвед-х возмещений по НДС за год |
895,2
|
1102,1
|
408,6
|
235,0
|
75,0 |
% соотношении |
37,8 |
31,3 |
8,6 |
4,0 |
1,3 |
При распределении суммы переплаты по регионам, установлено, что на г.Бишкек приходится -3 407,4 млн.сом (49,4 %), УККН -1 568,0 млн.сом (22,7 %), СМРУ – 736,7 млн.сом (10,7 %), ВМРУ-252.9 млн.сом (3,7%), г.Ош-129,6 млн.сом (1,9%), и ЮМРУ -746,6 млн.сом (11%).
При распределении суммы превышения НДС по регионам, установлено, что на г.Бишкек приходится-2848,1 млн.сом (50,3 %), УККН - 1193,5 млн.сом (21%), СМРУ -627,7 млн.сом (11%), ЮМРУ – 648,9 млн.сом (11%), ВМРУ-221,0 млн.сом 93,9%), г. Ош- 88,1 млн.сом (1,6%).
В целях снижении суммы превышения НДС и излишне уплаченных сумм налогов разработан комплекс мер, куда входит подтверждение достоверности зачетной суммы НДС путем направления запросов, анализ и сопоставление суммы переплаты на лицевых карточках налогоплательщиков с данными годового баланса на предмет наличия остатков ТМЦ, основных средств и нематериальных активов, проведение работы по зачетной сумме НДС возникших от освобожденных поставках и по субъектам по которым аннулирована регистрация по НДС, проведение своевременного зачета излишне уплаченной суммы налога при наличии неисполненного налогового обязательства.
По исполнению мероприятий по снижению суммы превышения НДС и излишне уплаченных сумм налогов, налоговыми органам проводятся определенные работы, но при этом существуют следующие проблемы:
Необходимо отметить, что существует ряд причин роста суммы превышения НДС, в частности :
1) Если, ранее в Налоговом кодексе
было предусмотрено возмещение
суммы превышения НДС по
Таблица 5
Предприятия не достигшие 50% размера нулевых
поставок от общего объема поставок за 2011 год тыс.сом
Наименование предприятия |
период |
поставки |
в т.ч по 0 ставке |
% поставки по 0 ставке к общей |
Сумма переплаты- сумма прев. НДС
|
Проведены возмещения |
ОАО «Международный аэропорт Манас» |
2009 |
2003977,6 |
693851,2 |
34,6 |
31673,3 |
0 |
2010 |
2667296,5 |
979040,3 |
36,7 |
69525,9 |
0 | |
2011 |
394121,9 |
156927,6 |
39,8 |
76117,0 |
0 | |
|
| |||||
ГП «Чуйские предприятия автовокзалов и автостанций» |
2010 |
21338,7 |
8912,0 |
41,8 |
148,4 |
0 |
2011
|
3122,2
|
1197,4
|
38,4
|
148,4
|
0 | |
ОсОО «Си Эв лоджистик» |
2010 |
50407,9 |
1532,9 |
30,4 |
28607,2 |
|
ОсОО «Сманов Алко» |
2010 |
71971,7 |
12352,9 |
17,2 |
|
0 |
2011 |
9558,3 |
2447,1 |
25,6 |
1844,9 |
0 | |
ОсОО «Шерик» |
2010 |
6063,7 |
648,2 |
10,7 |
|
|
2011 |
1110,2 |
|
|
1412,5 |
0 | |
ОсОО «АК» |
2010 |
7517,8 |
760,6 |
10,1 |
||
2011 |
663,3 |
117,1 |
17,7 |
78,1 |
0 | |
ОсОО «Турбион» |
2010 |
16639,4 |
7777,7 |
46,6 |
833,6 |
0
|
|
2) по предприятиям, имеющим сумму
превышения НДС, а также в
то же время налоговую
Кроме того на период от выписки заключения (принятия решения) и до его исполнения Центральным казначейством начисляется пеня в соответствии со статьей 71 НК КР.