Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 00:23, дипломная работа
Главной стратегической целью кыргызского общества в новом XXI веке является повышение уровня и качества жизни населения, преодоление бедности на основе обеспечения устойчивого экономического развития, усиление социальной ориентации проводимых рыночных преобразований. Достижение этой цели предполагает направление всей политики страны на интересы и потребности граждан Кыргызстана.
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы налога на добавленную стоимость (НДС)
1.1. Историко-экономические аспекты возникновения и развития НДС
1.2. Социально-экономическая сущность и значение НДС
1.3. Характеристика основных элементов НДС
Глава 2. Анализ поступления НДС в доход государственного бюджета Кыргызской Республики
2.1. Становление НДС в системе налогообложения республики
2.2. Динамика поступлений НДС в бюджет государства
Глава 3. Основные направления совершенствования НДС в Кыргызской Республике
3.1. Проблемы зачета, возврата и возмещения суммы НДС из государственного бюджета
3.2. Перспективы дальнейшего администрирования НДС
Заключение
Список использованной литературы
Существенным в понимании механизма действия НДС является понятие «поставки» товаров и услуг.
В большинстве случаев
синонимом этого понятия
Поставка имеет место, если предприниматель передает право распоряжения или владения предметом поставки получателю (покупателю, заказчику) или, по его поручению, третьему лицу. Вся система налога фактически основывается на передаче этого права: как только поставка происходит, оборот становится облагаемым и возникает налоговая ответственность. Как правило, передача права распоряжения совпадает с передачей права собственности, но на практике бывают случаи их несовпадения. Именно поэтому западное законодательство для избежания спорных моментов берет за основу передачу права распоряжения.
Следует отметить, что для налогового права и целей налогообложения особое значение имеет несовпадение налогооблагаемой базы по налогу на добавленную стоимость с объектом налогообложения. Налогооблагаемая база состоит из следующих показателей:
1) объекта налога (обороты по реализации товаров, работ, услуг);
2) будущего объекта (авансы полученные);
3) иные средства, если
их получение связано с
Основа исчисления налога. В законодательстве КР о НДС этот термин не употребляется. Вместо него введены понятия «облагаемые поставки и облагаемый импорт», что вносит неопределенность в определение самого объекта налогообложения.
В западной же концепции НДС объект налогообложения определяется однозначно: основой исчисления налога является вознаграждение - добавленная стоимость. Если же вознаграждение, действительное или подразумеваемое, отсутствует, оборот не подлежит обложению. При этом в рамках концепции НДС вознаграждение может осуществляться путем обмена в любой форме: «товар - деньги», «товар - товар», «товар - услуга», «услуга - товар», «услуга - деньги», «услуга - услуга» и т. п.
К приоритетным услугам, освобождаемым от уплаты НДС, обычно относят транспортные услуги, почтовую связь, медицинские услуги. Не облагаются налогом жилье, водоснабжение, учебные заведения, культурно - просветительные мероприятия, радио и телевидение, целый ряд других услуг (кремация, захоронение). При этом не имеет значения, какие организации оказывают эти услуги, - государственные или частные. Важна значимость для общества вида деятельности.
Национальное законодательство содержит широкий перечень товаров, работ и услуг, освобождаемых от НДС.
Существенная роль в
концепции НДС отводится
Однако практика применения налога на добавленную стоимость ставит практически все страны, применяющие НДС, перед необходимостью дифференциации ставок налога для достижения социальных, перераспределительных целей и обеспечения конкурентоспособности своей продукции на мировом рынке. Почти все страны применяют более низкие ставки НДС на товары (услуги), потребление которых важно для низкодоходных групп, и более высокие, чем стандартные ставки, на отдельные блага и предметы роскоши, потребляемые в основном высокодоходными категориями населения. Следовательно, вносится элемент прогрессивности налога в зависимости от потребления и уменьшается его регрессивность в зависимости от дохода.3
Особенностью НДС является так называемая нулевая ставка (0, Zero rate). Нулевая ставка и освобождение от уплаты - не одно и тоже. Нулевая ставка - это ставка налога, который в принципе взимается, но по ставке, равной 0 процентов. В этом смысле нулевая ставка имеет то же последствие, что и освобождение от налога. Однако предприниматель, уплачивающий нулевую ставку, получает право на возврат всей суммы НДС, входящей в стоимость товаров и услуг, приобретаемых им в процессе производства товаров. Подобная льгота ставит его в более выгодное по сравнению с теми предпринимателями, которые просто освобождены от уплаты налога.
В некоторых странах круг товаров, к которым применяется нулевая ставка, чрезвычайно широк; в других - весьма ограничен. В Великобритании с помощью нулевой ставки фактически освобождены от уплаты налога почти все продовольственные товары (за исключением шоколада, кондитерских изделий, алкогольных напитков). По нулевой ставке облагаются и такие услуги, как канализация и водоснабжение (если они не для промышленных целей). Нулевая ставка применяется к книгам (в их число включаются и книги для слепых), периодическим изданиям, перевозке пассажиров, снабжению лекарствами и пр. В целом около 30 % товаров частного потребления в этой стране облагаются по нулевой ставке.
В эволюции размера ставки в странах, устанавливающих НДС, отмечаются две тенденции: во-первых, к повышению размера стандартной ставки; во-вторых, к дифференциации и введению нескольких ставок налога.
В Кыргызской Республике в соответствие со статьей 227 НК КР установлены следующие ставки по НДС:
1. Если иное не предусмотрено настоящей статьей, ставка НДС устанавливается в размере 12 процентов по всем облагаемым поставкам и облагаемому импорту.
2. Ставка НДС устанавливается в размере 0 процентов в отношении поставок, определяемых статьями 261 - 263 настоящего Кодекса, а именно:
- экспорт товаров;
- международные перевозки;
- услуги по обслуживанию транзитных рейсов воздушных судов и услуги, связанные с международной перевозкой;
- услуги, связанные с электроснабжением насосных станций, занимающихся поливом сельскохозяйственных угодий, обеспечением населения питьевой водой.
Следующим элементом НДС является налоговая база. Статья 264 НК КР определяет:
1. Налоговой базой НДС по
2. Налоговой базой НДС по
Облагаемая стоимость поставок определяется статьей 265 НК КР.
1. Если иное не предусмотрено НК КР, облагаемой стоимостью поставки является общая сумма, уплачиваемая или подлежащая уплате всеми субъектами в отношении такой поставки, за вычетом НДС и налога с продаж.
2. В тех случаях, когда оплата
производится в натуральном
3. Облагаемая стоимость не может быть ниже учетной стоимости. Положение настоящей части не применяется к случаям, когда поставка товаров, работ, услуг осуществляется по государственным регулируемым ценам.
4. Облагаемая стоимость поставки также включает:
1) сумму налогов, уплачиваемых за поставку или в связи с поставкой, за исключением НДС и налога с продаж;
2) сумму субсидий, выделяемых из бюджета в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен или льгот, предоставляемых в соответствии с законодательством Кыргызской Республики отдельным потребителям при реализации товаров, работ, услуг.
6. В облагаемую стоимость
7. В настоящем разделе под учетной стоимостью понимаются:
1) по товарно-материальным
2) по основным средствам и нематериальным активам – затраты на приобретение и производство.
8. Если товары, работы, услуги, поставленные
облагаемому субъекту в целях
осуществления его
9. При передаче имущества в
финансовую аренду (лизинг), облагаемой
стоимостью поставки является
сумма, уплачиваемая или
Налоговым периодом при исчислении НДС по облагаемым поставкам является один календарный месяц.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПОСТУПЛЕНИЯ НДС В ДОХОД ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
2.1. Становление НДС в системе налогообложения республики
С приобретением Кыргызской Республикой суверенитета появилась необходимость в широкомасштабной стабилизации налогово-бюджетной сферы, т.к. стало наблюдаться резкое снижение уровня налоговых поступлений. В результате этого общее снижение доходов достигло 60 %. Подобное снижение доходов привело к нехватке государственных средств. При таких экономических условиях доходы предприятий и населения начали снижаться, что стало следствием сокращения доли прямых налогов в бюджете. На протяжении ряда лет реформ в Кыргызской Республике доходы бюджета пополнялись в основной доле за счет косвенных налогов. Все это вызывает определенный интерес в проведении анализа динамики и структуры косвенных налогов поступающих в бюджеты различных уровней.
Самым эффективным нововведением в финансовой политике и практике последней трети нашего столетия стало, пожалуй, широкое распространение налога на добавленную стоимость - НДС.
Широкое распространение НДС в зарубежных странах с рыночной экономикой создало почву для появления его в Кыргызстане. Налог был введен с 1 января 1992 года. Налог взимался в основном в виде разницы между твердыми, фиксированными государственными оптовыми и розничными ценами, и его ставка устанавливалась в размере 20%, а для безналичных сделок и операций использовалась ставка в размере 16,67%. С введением Налогового кодекса КР в 1996 году, условия и порядок взимания данного налога были существенно изменены.
Можно отметить, что объективная необходимость введения НДС в Кыргызской Республике была обоснована рядом факторов:
Главное достоинство НДС заключается в его высоком фискальном качестве, которым объясняется широкое распространение и сильное развитие этого налога.
В настоящее время общий механизм взимания НДС идентичен. Как известно, плательщиками этого налога являются юридические и физические лица, занимающиеся коммерческой деятельностью. Например, объектами обложения НДС - выступают оборот товаров, объем произведенных работ и оказанных услуг. Необходимо отметить, что налог взимается многократно на каждом этапе производства и реализации продукции при ее движении от первого производителя до конечного потребителя. Налогооблагаемая база определяется исходя из стоимости, добавленной на каждой стадии производства и обращения, включая заработную плату с начислениями, амортизацию, проценты за кредит, прибыль и расходы общего характера (за электроэнергию, рекламу, транспорт и др.). При этом стоимость средств производства и материальных затрат исключается из облагаемого оборота. Так же, как и по многим налогам, предусмотрены льготы при расчете и уплате НДС, которые определяются историческим и социально-экономическим развитием каждой страны. Однако, общей для всех налоговой льготой является необлагаемый минимум оборота реализуемой продукции. Прежде всего, это освобождение направлено на поощрение и стимулирование к развитию мелкого бизнеса.
В настоящее время НДС за приобретенные материальные ресурсы подлежит зачету в пределах норм естественной убыли (нормативов потерь), установленных действующими на территории Кыргызской Республики нормативными правовыми актами, в отношении облагаемых поставок. Облагаемый субъект, осуществляющий строительно-монтажные работы, имеет право зачета суммы НДС, уплаченной за приобретенные материальные ресурсы, используемые в производственных целях для создания облагаемых поставок.