Становление и развитие НДС в КР и его место в обеспечении доходной части республиканского бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 00:23, дипломная работа

Описание работы

Главной стратегической целью кыргызского общества в новом XXI веке является повышение уровня и качества жизни населения, преодоление бедности на основе обеспечения устойчивого экономического развития, усиление социальной ориентации проводимых рыночных преобразований. Достижение этой цели предполагает направление всей политики страны на интересы и потребности граждан Кыргызстана.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы налога на добавленную стоимость (НДС)
1.1. Историко-экономические аспекты возникновения и развития НДС
1.2. Социально-экономическая сущность и значение НДС
1.3. Характеристика основных элементов НДС

Глава 2. Анализ поступления НДС в доход государственного бюджета Кыргызской Республики
2.1. Становление НДС в системе налогообложения республики
2.2. Динамика поступлений НДС в бюджет государства
Глава 3. Основные направления совершенствования НДС в Кыргызской Республике
3.1. Проблемы зачета, возврата и возмещения суммы НДС из государственного бюджета
3.2. Перспективы дальнейшего администрирования НДС
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа тема НДС.doc

— 659.50 Кб (Скачать)

Для того чтобы выяснить какое влияние оказывает НДС на бюджет Кыргызской Республики, какую долю он составляет, необходимо проанализировать доходную часть государственного бюджета за несколько лет, а значит узнать какую роль играет НДС в пополнении бюджета Кыргызской Республики и вывести удельный вес НДС далее в рисунке 2:

Рисунок 2. Удельный вес НДС во всех налоговых поступлениях

Государственного бюджета  КР:

 

 Прогнозируемая сумма НДС  на товары, ввозимые на территорию  Кыргызской Республики, рассчитана  исходя из объема импорта по оценке ФОБ составляющего на 2011 год 1 367,5 миллион долларов, при среднем обменном курсе 42,0 сом за доллар США.

При этом указанный  объем импорта скорректирован на сумму не подлежащих в соответствии с действующим законодательством  республики обложению товаров, таких как гуманитарная помощь, технологическое оборудование, иностранные инвестиции, дипломатический груз и ряд других. Суммы освобождения на предстоящий год рассчитаны на основе эластичности изменения доли не подлежащих обложению товарных позиций в соответствии с законодательством, при предположении сокращения удельного веса освобождения.

В налоговом законодательстве Кыргызской Республики предусмотрено освобождение от НДС основных средств, импортируемых на таможенную территорию  Кыргызской Республики. Так  освобождение имеет место расспрастранение на основные средства, классифицируемые в товарных позициях ТНВЭД 84018046,840710,8410-8814,8416-8417, ……… 8702 (за исключением микроавтобусов), 8704,8705,8709,8716,8802,9018,9022.

Кроме того, в Налоговом кодексе освобождены от НДС импорт осуществляемый сельскохозяйственным производителем, товарно – сервисным кооперативом непосредственно для собственных производственных целей и для членов  товарно – сервисного  кооператива  и/или хозяйствующего субъекта по договору финансовой аренды (лизинга), при чем независимо от факта регистрации этого хозяйствующего субъекта в качестве плательщика НДС.

Таким образом рассчитанная сумма НДС на товары, ввозимые на территорию Кыргызской Республики, определена в размере 7.850,0 миллион сомов, или на уровне 6,4% ВВП.

Общая сумма  НДС возрастет на 0,6 процентных пункта ВВП по сравнению с утвержденным бюджетом в основном за счет налога на импортируемые товары, соответственно, с учетом зачетной системы взимания налога внутренний НДС покажет относительное снижение. Расчетная сумма НДС в полном объеме подлежит зачислению в республиканский бюджет.

Как и при расчетах НДС на импортную продукцию, учитывалось  влияние на объем налогооблагаемой базы доли освобождений, предоставляемых в соответствии с законодательством республики, сложившейся за ряд лет товарной структуры импорта, роста прогнозируемого импорта из дальнего зарубежья и средневзвешенной ставки таможенной пошлины, исчисленной на основе Закона Кыргызской Республики «О Таможенном тарифе Кыргызской Республики на 2010 год».

Рост прогнозируемого  импорта из дальнего зарубежья предполагается на уровне 17,9 % к объему 2010 года. Складывающаяся средневзвешенная ставка таможенной пошлины предусмотрена в расчетах доходов государственного бюджета на 2011 год (с учетом льгот и преференций) в размере 5,1 процентов. Учтено изменение системы взимания таможенных платежей при импорте товаров физическими лицами путем применения единой ставки таможенных пошлин и налогов от весовой категории товаров.

НДС  с момента его  введения и по сегодняшний день занимает  лидирующее положение в доходной части государственного бюджета  Кыргызской Республики, что видно  из следующей таблицы 2:                               

Таблица 2.  Структура налоговых поступлений

 Государственного  бюджета с 2007-2010гг. (млн. сом).

 

 

2007

в % к

2008

в % к

2009

в % к

2010

в % к

Наименование

ФАКТ

ВВП

ФАКТ

ВВП

БЮДЖЕТ

ВВП

ПРОЕКТ

ВВП

Налоговые поступления

11 912,8

14,3

13 980,5

14,9

15 117,4

15,0

17 576,0

15,8

Подоходный налог

1 208,0

1,4

1 442,9

1,5

1 542,0

1,5

1 800,9

1,6

Налог на прибыль

913,1

1,1

918,6

1,0

913,0

0,9

1 171,2

1,1

НДС – всего

5 522,9

6,6

6 829,9

7,3

7 589,1

7,5

8 205,5

7,4

НДС на внутреннюю продукцию

1 576,9

1,9

1 445,6

1,5

2 133,1

2,1

1 985,5

1,8

НДС на импорт

3 946,0

4,7

5 384,3

5,7

5 456,0

5,4

6 220,0

5,6

Налог с продаж

470,8

0,6

548,0

0,6

586,4

0,6

  652,2

0,6

Акцизный налог  - всего

1 164,0

1,4

1 245,2

1,3

1 316,2

1,3

1 297,3

1,2

Акциз на внутреннюю продукцию

594,4

0,7

554,0

0,6

646,2

0,6

 603,3

0,5

Акциз на импортную продукцию

569,6

0,7

691,3

0,7

670,0

0,7

694,0

0,6

Налог на имущество 4 группы

398,9

0,5

434,7

0,5

473,1

0,5

506,1

0,5

Земельные налоги

312,2

0,4

335,2

0,4

376,3

0,4

366,0

0,3

Таможенная пошлина на импорт

422,8

0,5

  449,4

0,5

550,0

0,5

1 500,0

1,4


 

Построенная таблица включает в  себя только прямые основные налоги, сумму  косвенных налогов, а также НДС. Но даже такая сводная таблица   говорит   о   многом. так,   например   то,   что   в   совокупности косвенные налоги составляют около половины доходов государственного бюджета. Данное отношение косвенных налогов сохраняется на протяжении нескольких последних лет, и имеет тенденцию роста удельного веса. Почему косвенные налоги так стабильно удерживают свои позиции в государственном бюджете, мы узнаем из следующего анализа.

За анализируемый период свыше 40% доходов государственного бюджета  составляют НДС и акцизные сборы. Не стоит забывать, что в налоговой  системе Кыргызской Республики помимо НДС и акцизов существуют и  другие косвенные налоги, такие как; налог с товарооборота и с розничных продаж, который 100% является налогом местного значения и таможенные пошлины, полностью поступающие в республиканский бюджет страны.

Анализ государственного бюджета  Кыргызской Республики показал,

что косвенные налоги занимают наиболее определяющую роль в формировании доходов государства, так как это более 20% налоговых доходов страны, это НДС, который составляет более 30% вообще всех налоговых поступлений. Долю косвенных налогов можно увидеть далее в рисунке 3:

Рисунок 3. НДС в налоговых  поступлениях

 Государственного бюджета КР  за 2011г. (в млрд сом)

 

Столь значительная доля косвенных  налогов в доходах государственного бюджета не является негативным фактором, так как во всем мире в сфере налогообложения наблюдается переход к косвенным налогам или, другими словами, к обложению потребления.

Мировая практика в отношении объектов обложения определила два фундаментальных  условия:

-налоги на потребление предпочтительнее  налогов на доход;

-налоги на доходы предпочтительнее налогов на продуктивное богатство. Косвенные   налоги   требуют   наименьших   затрат  для   налоговых сборов,   в   то   время   как   для   взимания   прямых   налогов   требуются значительные ресурсы бюджета.  Тем более что в переходный период потребительские налоги наиболее эффективны и обеспечивают наилучший доход для государства. Тем более что снятие бремени с производителя в рыночной системе позволяет расти производственному капиталу и развитию экономической деятельности. Этому подтверждение роста удельного веса косвенных налоговых поступлений за анализируемые восемь лет.

В Налоговом кодексе разработан новый механизм взимания НДС, причинами  принятия которого является:

Во-первых, необходимость проведения в республике политики импортозамещения и развития экспортно-ориентированных  производств;

Во-вторых, необходимость приведения в равные конкурентные условия поставок из СНГ, по которым НДС уплачивается в стране производства, и поставок из стран дальнего зарубежья, где НДС не предъявляется;

В-третьих, усиление администрирования  этого налога. Вместе с тем, существование  двух принципов взимания НДС усложняет  его администрирование и приводит к налоговым злоупотреблениям отдельными налогоплательщиками. Кыргызская Республика первая из государств-участников СНГ начала работу по подписанию соглашений с другими государствами-участниками о единых принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле, предполагающего переход на принцип "страны назначения". В настоящее время Кыргызская Республика работает по принципу "страны назначения" со всеми странами СНГ.

Кыргызской Республикой поддерживается концепция взимания НДС, основанная на переходе с принципа "страны происхождения" на принцип "страны назначения". Основными преимуществами этого принципа являются:

-   Каждое государство полностью  контролирует свой собственный  доход и не зависит от воздействия  налогов в любой другой стране;

-   Все налоги, которые оплачиваются  потребителями данной страны на импортируемые и местные товары остаются у государства;

-   Экспортируемые товары  более конкурентоспособны на  мировых рынках, так как в их  цену не включаются налоги;

-   Этот принцип сводит  к минимуму искажения в экономике,  так как не изменяет относительные цены товаров, произведенных за рубежом и внутри страны, также он легок в применении и соблюдении.

НДС является эффективным налогом, поскольку позволяет избежать каскадного обложения, так как существует система  вычета суммы НДС, уплаченной или подлежащей уплате за приобретаемые материальные ресурсы. Эта система идеально работает при отсутствии льгот и освобождений от НДС.

Наличие льгот и освобождений от НДС усложняет его администрирование. Кроме того, нарушается цепь движения, взимания налогов. В связи с этим целесообразно перейти при его взимании на принцип страны назначения и сократить льготы по отдельным категориям поставок.

Так теперь товары, отправляемые на экспорт  в страны дальнего зарубежья, будут  облагаться по нулевой ставке. В  отличие от действующего ранее законодательства, при котором выделялось два вида поставок: облагаемые и освобожденные. Налоговый кодекс вводит новый вид поставки - поставка с нулевой ставкой в дальнее зарубежье, при которой бюджет возмещает предприятию весь оплаченный последним НДС.

НДС является общегосударственным  налогом полностью поступающим в республиканский бюджет. 100% зачисление данного налога в республиканский бюджет дает возможность государству реализовывать государственную политику в области выравнивания межрегиональных различий развития регионов.

НДС является централизованным налогом, т.е. он полностью поступает в  республиканский бюджет Кыргызской Республики, затем идет расщепление в размере 65% в республиканский и 35% в местный бюджет. Поступление этого налога обеспечивают семь областей и наибольшее поступление прослеживается по городу Бишкек это составляет около 47% всего поступлений НДС, по Чуйской области в среднем собирается 24,1% контингента НДС. Самую незначительную долю поступлений дает Таласская и Нарынская области, что объясняется тем, что через Таласскую область нет границы, НДС в основной массе поступает на ввозимую продукцию и подлежит оплате при пересечении границы. НДС на внутреннюю продукцию в Таласской и Нарынской области поступает в незначительной сумме, так как эти регионы имеют слабо развитый экономико-хозяйственный потенциал. Наглядно можно увидеть долю НДС по областям далее в рисунке 4:

 Рисунок 4. Доля НДС по областям  и г. Бишкек

Хотя НДС и является централизованным налогом, поступающим в республиканский бюджет, но для стимулирования местных органов власти в полной мобилизации НДС установлен повышенный норматив отчислений. Согласно этому порядку регионы, которые перевыполняют контингент НДС получает в свой бюджет 75% от фактически перевыполненной суммы.

Анализ структуры налоговых  поступлений показывает, что основной нагрузкой на предприятия ложится  НДС, который отбирается в бюджет практически сразу после того как будет выписана счет-фактура. Поэтому формирование доходной части  бюджета являются достаточно сложными. На долю НДС приходится порядка 38-40% всех доходов бюджета, включая неналоговые поступления, доходы от операций с капиталом и полученные официальные трансферты.

Обобщая итоги проделанного анализа, хотелось бы остановиться на следующих моментах:

-   косвенное налогообложение  является в системе налогов  Кыргызстана определяющим;

-  среди косвенных налогов  основную значимую долю: играет  налог на добавленную стоимость;

Несмотря на все негативные моменты  системы налогов в Кыргызстане, НДС остается основным доходным источником и по сей день и пока ему не найдут замены он останется основным налогом дающим средства государству, потому что для увеличения прямых налогов в бюджет государства необходимо поднимать уровень производства в стране, что произойдет наверно не скоро. А если даже экономические показатели будут свидетельствовать об увеличении прямых налогов, то сразу отказаться от косвенных нельзя. Просто необходимо снизить их ставки.

 Средний показатель доли налоговых поступлений в общем объеме доходов бюджета с учетом грантов ПГИ за период 2012-2015 году составит 80%, в то время как в 2011 году данный показатель составлял 74,2%. В перспективе хотелось бы предоставить ожидаемую структуру налоговых поступлений Государственного бюджета и посмотреть как увеличатся суммы НДС далее в таблице 3:

Информация о работе Становление и развитие НДС в КР и его место в обеспечении доходной части республиканского бюджета