Становление и развитие НДС в КР и его место в обеспечении доходной части республиканского бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 00:23, дипломная работа

Описание работы

Главной стратегической целью кыргызского общества в новом XXI веке является повышение уровня и качества жизни населения, преодоление бедности на основе обеспечения устойчивого экономического развития, усиление социальной ориентации проводимых рыночных преобразований. Достижение этой цели предполагает направление всей политики страны на интересы и потребности граждан Кыргызстана.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы налога на добавленную стоимость (НДС)
1.1. Историко-экономические аспекты возникновения и развития НДС
1.2. Социально-экономическая сущность и значение НДС
1.3. Характеристика основных элементов НДС

Глава 2. Анализ поступления НДС в доход государственного бюджета Кыргызской Республики
2.1. Становление НДС в системе налогообложения республики
2.2. Динамика поступлений НДС в бюджет государства
Глава 3. Основные направления совершенствования НДС в Кыргызской Республике
3.1. Проблемы зачета, возврата и возмещения суммы НДС из государственного бюджета
3.2. Перспективы дальнейшего администрирования НДС
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа тема НДС.doc

— 659.50 Кб (Скачать)

НДС за приобретенные материальные ресурсы не подлежит зачету в отношении  материальных ресурсов, приобретенных не для создания облагаемых поставок. НДС за приобретенные материальные ресурсы не подлежит зачету в отношении материальных ресурсов, приобретенных с целью организации досуга, развлечений, за исключением приобретенных облагаемым субъектом для осуществления предпринимательской деятельности в сфере развлечений и досуга. НДС за приобретенные материальные ресурсы не подлежит зачету в случае, если такой НДС принят к зачету. НДС за приобретенные материальные ресурсы не подлежит зачету в отношении сверх норм естественной убыли (нормативных потерь) материальных ресурсов. Не подлежит зачету НДС за приобретенные материальные ресурсы по счет-фактурам НДС признанным недействительными и утерянными. Не подлежит зачету НДС за приобретенные материальные ресурсы по счет-фактурам НДС, в которых не заполнены все реквизиты, предусмотренные в установленной форме счет-фактуры НДС. НДС за приобретенные материальные ресурсы, не подлежащий зачету, включается в учетную стоимость материальных ресурсов.

Если облагаемый субъект осуществляет поставки с нулевой ставкой и стоимость этих поставок в течение 6 последовательных календарных месяцев составила не менее 50 процентов от общего объема поставок за данный период, и сумма НДС по приобретенным материальным ресурсам, подлежащая зачету, превышает общую сумму НДС по облагаемым поставкам, такой субъект имеет право на возмещение и возврат из бюджета суммы такого превышения.

Возмещение и возврат суммы превышения НДС облагаемому субъекту производятся только в следующем порядке:

1) в счет уплаты его пени и налоговых санкций по НДС, НДС в следующем налоговом периоде;

2) в счет уплаты его налоговой  задолженности по другим видам  налогов;

3) в счет уплаты его задолженности  по НДС на импорт товаров;

4) возврат суммы превышения НДС  на его банковский счет.

Возврат суммы превышения НДС на банковский счет облагаемого субъекта, осуществляющего поставки с нулевой  ставкой, подлежит только при отсутствии налоговой задолженности по другим видам налогов, включая обязательство  по НДС на импорт товаров. Возврат не производится при предоставлении отсрочки, рассрочки уплаты налогов.

Отсутствие заявления облагаемого  субъекта об использовании суммы  превышения НДС, рассматривается как  отнесение его в счет уплаты пени и налоговых санкций по НДС, НДС  следующего налогового периода.

Возмещение и возврат суммы  превышения НДС осуществляются в  течение 60 календарных дней со дня  получения налоговым органом  заявления о возмещении, возврате НДС, представленного облагаемым субъектом  и представленных им копий документов, включая:

1) налоговую отчетность по НДС  за налоговый период;

2) договор или контракт на  поставку товара, работ, услуг;

3) счет-фактуру НДС;

4) платежный документ, подтверждающий  факт оплаты за товар, работу, услугу и суммы НДС;

5) для облагаемых поставок на  территории Кыргызской Республики, в случае отсутствия подтверждения факта оплаты - акт сверки взаимных расчетов между облагаемым субъектом, имеющим сумму превышения НДС, и:

а) поставщиком товара, работ, услуг;

б) покупателем товара, работ, услуг;

6) в случае экспорта товара:

а) грузовую таможенную декларацию на экспорт товара;

б) грузовую таможенную декларацию страны назначения или иной документ, подтверждающий импорт в страну назначения, такой  как тиркарнет, международная товарно-транспортная накладная, накладная, оформляемая при международном железнодорожном грузовом сообщении;

в) платежный документ, подтверждающий факт оплаты за товар, и суммы НДС  в соответствии с договором или  контрактом;

7) отчет выездной проверки, охватывающей  период, за который представлено заявление на возмещение или возврат, если этот период был охвачен предыдущей проверкой.

Решение о возмещении и возврате суммы превышения НДС принимается  на основе обязательного обследования представленных документов налогоплательщика  по вопросу обоснованности образования суммы превышения НДС:

1) территориальными и/или функциональными  подразделениями уполномоченного  налогового органа:

а) по суммам до 300000 сомов в месяц  по каждому виду налога в отдельности;

б) независимо от суммы возмещения и возврата по облагаемым субъектам, включенным в перечень;

2) Комиссией по возмещению и  возврату НДС - по суммам свыше  300000 сомов, за исключением сумм, предъявленных облагаемыми субъектами, включенными в перечень.

В целях настоящей статьи перечнем является список облагаемых субъектов, использующих в производственном цикле оборудование, сырье, материалы и комплектующие изделия для производства продукции (работ и услуг), предназначенной на экспорт, а также выпускающие продукцию военно-технического назначения с грифом "секретно". Для облагаемых субъектов, вошедших в перечень, устанавливается упрощенный порядок возврата и возмещения НДС, определяемый Правительством Кыргызской Республики.

Следует отметить, что состав Комиссии по возмещению и возврату НДС и регламент его работы, состав и критерии отбора облагаемых субъектов для включения в перечень утверждаются Правительством Кыргызской Республики по представлению уполномоченного налогового органа.  В случае установления факта возмещения и возврата суммы превышения НДС в нарушение налогового законодательства Кыргызской Республики, ранее принятое решение аннулируется, а возмещенные и возвращенные суммы подлежат восстановлению с начислением пени, процентов и налоговых санкций в бюджет. В процессе обследования документов налогоплательщика по вопросу обоснованности образования суммы превышения НДС орган налоговой службы имеет право назначить проведение внеплановой или встречной проверки отдельных операций облагаемого субъекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • 2.2. Динамика поступлений НДС в бюджет государства

На протяжении многих лет в Кыргызской Республике доходы бюджета пополнялись  в основной доле за счет косвенных  налогов, основным из которых является НДС. Все это вызывает определенный интерес в проведении анализа динамики и структуры поступлений НДС в бюджет Кыргызской Республики.

В настоящее время  НДС рассматривается, чуть ли не как  главная причина продолжающегося  спада производства и усиление финансового  кризиса предприятий. Конечно, во многом это связано с неправильным пониманием и смещением акцентов в причинах кризисных тенденций. В частности, постоянная нехватка оборотных средств лишь внешне связана с первоочередностью уплаты НДС при пересечении границы, а вызвано главным образом неплатежеспособностью новых предприятий и отсутствием практических мер по их реструктуризации. Даже полная отмена НДС не может сделать предприятия действительно эффективно работающим.

Налог на добавленную стоимость  фактически уплачивает потребитель товаров (работ, услуг), то есть поставщик (продавец) взимает сумму налога с покупателя и направляет его в бюджет из чего можно сделать вывод о том, что налог на добавленную стоимость не влияет на финансово-хозяйственную деятельность субъекта, осуществляющего экономическую деятельность. Кроме того отсрочка уплаты этого налога в бюджет увеличена с 20 дней до 1-го месяца, а это означает, что субъект может использовать полученные суммы налога на приобретение оборотных средств (сырье, материалы и другие). Это позволит предприятиям при нехватке денежных средств для осуществления производственного оборота избежать заимствования средств у кредитных предпринимательской деятельности. Причиной столь негативного отношения предприятий в данном налоге лежит в другом. Например, не все предприятия платят данный налог, те, кто уплатил, у них сразу увеличивается сумма себестоимость на производимую продукцию, и при реализации, тот, кто не платит, тот получает повышенную прибыль или тот, кто платит вообще остается без него. Но несмотря на многие минусы связанные с НДС он с момента введения стабильно пополнял бюджет нашей страны, что можно видеть далее в рисунке 1:

Рисунок 1. Поступления НДС в период   с 2003-2011гг  (в % к ВВП)


Так например, поступления НДС на внутреннюю продукцию в 2009 году5 составили 1686,5 млн.сом или 102,8% от утвержденного плана. Доля к ВВП составила 1,5%.

Фактический объем производства промышленной продукции за 2009 год уменьшился по сравнению с 2008 годом на 339,8 млн.сом и составил 50876,8 млн.сом. Увеличились производственные показатели в горнодобывающей промышленности – на 97,6 млн.сом или на 10,2%, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды – на 448,0 млн.сом или на 4,4%, текстильном и швейном производстве – на 661,1 млн.сом или на 29,2%, производстве прочих неметаллических минеральных продуктов – на 908,0 млн.сом или на 21,8%, напротив снизились производственные показатели в металлургическом производстве – на 2824,7 млн.сом или на 14,4%, производстве пищевых продуктов, включая напитки и табак – на 87,7 млн.сом или на 1,1%, химическом производстве – на 45,2 млн.сом или на 7,9%.

С суммы превышения НДС на внутреннюю продукцию зачтено 919,1 млн.сом  из них в счет погашения других налоговых  обязательств – 537,6 млн.сом, в счет погашения НДС на импорт в сумме 241,5  млн.сом, возвращено на расчетный счет – 139,9 млн. сом.  

За 2009 год сумма фактически предъявленного НДС к возмещению предприятиями-экспортерами (по статье 159 НК КР) составила 800,2 млн.сом, из которых возмещено 588,9 млн.сом. В том числе в счет погашения задолженности по таможенным платежам 215,9 млн.сом, в счет погашения задолженности по другим видам налогов 328,1 млн.сом, возвращено налогоплательщику 44,8 млн.сом.

В сравнении с показателями за аналогичный период 2008 года фактически предъявленный к возмещению НДС увеличился на 56,8 млн.сом, объем фактически возмещенного НДС увеличился на 8,3 млн.сом. Остаток не возмещенной суммы по состоянию на 1 января 2010 года составляет 211,4 млн.сом.  

Поступления НДС на товары и услуги, производимые на территории Кыргызской Республики составили в 2010 году6 2679,5 млн.сом или 101,0% от прогнозных показателей в объеме 2651,9 млн.сом, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года поступления увеличились на 993,1 млн.сом. Доля к ВВП составила 1,9% и по сравнению с прошлым годом увеличилась на 0,4 процентных пункта.

Фактический объем производства промышленной продукции за 2010 год увеличился по сравнению с 2009 годом на 4798,3 млн.сом и составил 59222,2 млн.сом. Увеличились производственные показатели в горнодобывающей промышленности – на 132,5 млн.сом или на 11,7%, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды – на 1438,5 млн.сом или на 13,4%, производстве прочих неметаллических минеральных продуктов – на 2036,6 млн.сом или на 38,9%, производстве электрооборудования – на 114,1 млн.сом или на 10,8%, в текстильном и швейном производстве – на 911,5 млн.сом или на 19,6%, в металлургическом производстве – на 224,6 млн.сом или на 1,3%, напротив снизились производственные показатели производстве резиновых и пластмассовых изделий – на 36,2 млн.сом или на 3,0%, производстве машин и оборудования – на 306,8 млн.сом или на 26,0%.

По состоянию на 1 января 2010 года сумма фактически предъявленного НДС к возмещению с учетом не возмещенной суммы за прошлые периоды предприятиями-экспортерами (по статье 159 НК КР) составила 940,4 млн.сом, из которых за 2010 год возмещено 638,9 млн.сом. В том числе в счет погашения задолженности по таможенным платежам 268,1 млн.сом, в счет погашения задолженности по другим видам налогов 349,4 млн.сом, возвращено налогоплательщику 21,3 млн.сом.

В сравнении с аналогичным периодом прошлого года фактически предъявленный  к возмещению НДС увеличился на 140,1 млн.сом, объем фактически возмещенного НДС увеличился на 50,0 млн.сом. Остаток не возмещенной суммы с переходящим остатком за прошлые периоды по состоянию на 1 января 2010 года составляет 301,5 млн.сом.

Поступления НДС на товары и услуги, производимые на территории Кыргызской Республики составили в 2011 году7 3598,9 млн.сом или 95,7% от прогнозных показателей в объеме 3761,9 млн.сом, по сравнению с 2010 годом поступления увеличились на 919,3 млн.сом. Доля к ВВП составила 1,9% и по сравнению с прошлым годом увеличилась на 0,1 процентных пункта. Причиной невыполнения по данному виду налогу является то что, на 1 января 2011 года сумма фактически предъявленного НДС к возмещению с учетом не возмещенной суммы за прошлые периоды предприятиями-экспортерами (по статье 159 НК КР) составила 1118,9 млн.сом, из которых за 2011 год возмещено 829,8 млн.сом. В том числе в счет погашения задолженности по таможенным платежам 251,5 млн.сом, в счет погашения задолженности по другим видам налогов 403,0 млн.сом, возвращено налогоплательщику 175,3 млн.сом.

В сравнении с прошлым годом фактически предъявленный к возмещению НДС увеличился на 178,5 млн.сом, объем фактически возмещенного НДС увеличился на 190,9 млн.сом. Остаток не возмещенной суммы с переходящим остатком за прошлые периоды по состоянию на 1 января 2011 года составляет 289,0 млн.сом.

Фактический объем производства промышленной продукции за 2011 год увеличился по сравнению с 2010 годом на 26555,6 млн.сом и составил 85868,2 млн.сом. Увеличились производственные показатели горнодобывающей промышленности – на 614,2 млн.сом или на 47,2%, в обрабатывающей промышленности - на 24451,6 млн.сом или на 53,4%, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды – на 1489,8 млн.сом или на 12,2%, производстве пищевых продуктов, включая напитки и табак - на 2347,7 млн.сом или на 26,6%, в металлургическом производстве – на 18961,2 млн.сом или в 2 раза, в текстильном и швейном производстве – на 440,1 млн.сом или на 8,0%, производстве прочих неметаллических минеральных продуктов - на 1202,2 млн.сом или на 16,5% (источник – данные НСК за 2011 год).

В расчетах сумма  НДС на товары (работы, услуги), производимые на территории Кыргызской Республики, определена исходя из объема валового внутреннего продукта, его структуры, оценки доли реального облагаемого  оборота в валовом внутреннем продукте, а также фактических сборов за предшествующие годы, ожидаемого поступления 2010 года. Ставка налога на добавленную стоимость в расчетах поступления налога предусмотрена в размере действующего старого Налогового Кодекса – 10 % и нулевая.

Возмещение НДС, уплаченного поставщикам материальных ресурсов, использованных при производстве экспортной продукции, снизит поступление НДС на внутреннюю продукцию на 728,5 миллион сомов. Сумма НДС, подлежащая возмещению, определена исходя из прогнозируемых объемов экспорта в разрезе предприятий.

Рассчитанная таким образом  сумма налога на добавленную стоимость  по товарам (работам, услугам), произведенным  на территории Кыргызской Республики, оценивается в сумме 1964,4 миллион  сомов или 1,6 % ВВП.

Информация о работе Становление и развитие НДС в КР и его место в обеспечении доходной части республиканского бюджета