Специальный налоговый режим

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 16:35, курсовая работа

Описание работы

Актуальность курсовой работы обусловлены тем, что для современной экономики Казахстана малый бизнес, сельское хозяйство и отрасли добывающей промышленности являются приоритетными сферами. Поэтому создание эффективной, простой и целеполагающей системы налогообложения их хозяйствующих субъектов является первоочередной финансовой задачей. С этой целью Кодексом установлены специальные налоговые режимы для субъектов малого бизнеса, сельскохозяйственных товаропроизводителей и лиц, занимающихся игорным бизнесом и организацией азартных игр.

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 86.81 Кб (Скачать)

С точки  зрения такого внутреннего планирования все налоги, уплачиваемые предприятием, рассматриваются как его собственные  издержки; разница лишь в возможностях и методах их учета. Так, налоги, уплачиваемые с имущества или капитала предприятия, могут быть точно определены заранее; конечное бремя налогов с оборотов таможенных пошлин и других налогов, рассчитываемых на базе цен продаваемых  товаров и услуг, может быть определено лишь с учетом возможности переложения  этих налогов на потребителей (путем  изменения цен); размер корпорационного  налога зависит от целого ряда компонентов, влияющих на величину балансовой прибыли, из которых только часть может  регулироваться самим предприятием, а остальные определяются внешними причинами, поэтому в отношении  этого налога может быть лишь более  или менее точный прогнозный расчет. Кроме того, предприятие должно планировать  возможную экономию на уплату налогов  вследствие использования льгот, предусмотренных  для тех или иных форм расходования его накоплений, отсрочек в уплате налога и т.д. Таким образом, часть  налогов представляет собой постоянную, заранее известную долю общих издержек, другие налоги являются переменной величиной, зависящей от факторов, в разной степени поддающихся измерению или прогнозированию.

Поэтому при планировании своей  деятельности, размещении накопленных  доходов и ресурсов предприятие  разрабатывает, как правило, несколько  вариантов, из которых выбирает тот, который обеспечивает минимальный  размер налоговых обязательств (естественно, при равенстве прочих коммерческих и финансовых условий). При этом наиболее широкие возможности для налогового планирования существуют именно со стороны налогов, уплачиваемых по счетам прибылей, поскольку именно для этих налогов законом предусмотрено наибольшее число льгот, скидок, вычетов и т.д. в зависимости от выбора того или иного пути осуществления деятельности, формы и методов вложения капиталов./7, с.5/

С учетом исторических особенностей образования современной налоговой  системы и потребностей налогового планирования все существующие сейчас налоги можно классифицировать в  виде следующей схемы. По этой классификации налогов, да и по содержанию, ярко видны различия с налоговой системой в Казахстане, тем не менее, трудно сказать, чья система лучше, т.к. экономика нашей страны сильно отличается от экономического положения зарубежных стран.

НАЛОГИ:

с натуральной  базой обложения:

  • подомовые налоги;
  • подушевые налоги;
  • специфические таможенные пошлины;

со стоимостной базой обложения:

а) налоги на базе валового дохода:

  • акцизы;
  • налоги с оборота;
  • таможенные пошлины;
  • налоги на имущество, капиталы и т.д.;
  • налоги на проценты, дивиденды и т.д.;

б) налоги на базе очищенного дохода:

  • корпорационный налог;
  • налог на индивидуальные доходы;
  • налог на добавленную стоимость;
  • налог на наследства.

Переход к системе обложения  на основе прироста только состояния  налогоплательщика (т.е. годовой суммы  его чистого дохода) потребовал создания условий для того, чтобы общая  сумма взимаемых с него налогов  не превысила пределов этого дохода. В прошлом этому ограничению  не придавалось значения, разные виды налогов вводились сами по себе, действовали обособленно друг от друга, поэтому суммирование внешне невысоких ставок разных налогов, но устанавливаемых на базе валового, а не чистого дохода, нередко приводило для некоторых категорий населения к обложению, превышающему весь объем реализуемыми доходов и, соответственно, к их разорению и прогрессирующему обнищанию. Сейчас этому условию предается весьма большое значение, особенно если учесть, что в некоторых странах через налоги перераспределяется до трех пятых всей суммы национального дохода./12,с.14/

Поэтому для обеспечения этого условия  пришлось создать новые формы  взаимного учета различных видов  налогов, и среди них наиболее важное значение имеет система подоходных налогов. Эта система включает в  себя ряд предварительных, авансовых  налогов (withholding taxes) и окончательный налог, в котором эти налоги суммируются путем так называемого налогового кредита. В общем виде эта система может быть представлена следующим образом:

Налог на индивидуальные доходы

1.Налоги на прирост капитала:

1.1.Доходы от капитала и другие  фиксированные доходы (ренты и  др.).

2.Налоги «у источника»:

2.1.Доходы от капитала и другие  фиксированные доходы (ренты и  др.).

3.Налоги на прибыли в корпоративном  секторе бизнеса:

3.1.Корпорационный налог.

3.2.Налог «у источника» на  дивиденды.

3.3.Налоги на нераспределенную  часть прибыли.

4.Налоги на прибыли некорпоративного бизнеса и доходы от труда за свой счет.

5.Налоги «у источника» с заработной  платы:

5.1.Заработная плата и другие  доходы от работы по найму.

Такая система подоходных налогов, с известными модификациями, существует во всех развитых капиталистических  странах. Ведущую роль в ней играет налог на индивидуальные доходы (individual income tax), которым облагается вся сумма доходов каждого отдельного налогоплательщика (в некоторых странах допускается суммирование доходов для супружеских пар). Налог на индивидуальные доходы взимается по прогрессивно растущим ставкам, которые для наиболее высоких доходов могут достигать 75-80%. Авансовые или предварительные налоги взимаются с определенных видов доходов по мере их получения, т.е. «у источника». Для этих налогов установлены твердые, фиксированные ставки: для процентов и дивидендов обычно 25-30%, для лицензионных платежей и выплат по авторским правам - 10-12% и т.д. Для удержания налогов из заработной платы обычно применяются специально разработанные шкалы налоговых ставок.

Налоги с предприятий

Специальная система обложения существует для  корпоративного сектора бизнеса. Все  капиталистические предприятия, образованные в форме акционерных компаний (в США - корпораций), облагаются специальным  корпоративным налогом (corporate income tax), Его ставка составляет обычно 45-60% и базой обложения служит чистая прибыль корпорации. Оставшаяся после уплаты корпорационного налога часть прибыли - если она распределяется среди акционеров, и налогом на перераспределение прибыли - если она остается в виде резервов корпорации.

Прибыли некорпорационного сектора бизнеса (во многих странах он охватывает до 25-30% всей сферы коммерческой деятельности) рассчитываются по тем же правилам, непосредственно налогом на индивидуальные доходы и по его ставкам (обычно в виде авансовых платежей в течение года и с окончательным расчетом по представлении годового баланса). По окончании налогового периода (обычно года) каждый налогоплательщик представляет декларацию по налогу на индивидуальные доходы, полученные в данном году, и все удержания авансовых налогов, которые были с них сделаны. Налоговые органы рассчитывают сумму налога (на индивидуальные доходы), исходя из общей суммы доходов налогоплательщика, и затем из суммы налогов вычитают («кредитуют» эту сумму) удержанные прежде суммы авансовых налогов. Оставшаяся сумма налогов довзимается с налогоплательщика.

Таким образом, происходит суммирование авансовых  налогов с последующим вычетом  их из суммы окончательного налога. В последние годы наблюдается  тенденция к расширению этой системы: в ряде стран к налогу на индивидуальные доходы были подключены и поимущественные  налоги, а некоторые страны даже становили ограничения, что вся  сумма налогов для любого налогоплательщика  не может превышать 75-80% общей суммы  его доходов. На практике последнее  ограничение не имеет серьезного значения, поскольку даже при применении налоговых ставок до 70-75% «эффективная»  налоговая ставка не превысит 45-50%, а  как показывают данные налоговых  органов, в действительности богатые  налогоплательщики, пользуясь широкими льготами, редко уплачивают налоги по «эффективной» ставке более 30%.

При существующей системе исчисление налога производится по шкале ставок, прогрессивно увеличивающихся с ростом дохода. Однако по повышенной ставке облагается не весь доход, а только та его часть, которая попадает в соответствующий  данной ставке избыток дохода. В  первых диапазонах попадающие в них  части (доли) дохода облагаются по более  низким ставкам, и лишь для каждой следующей части (доли) налоговая  ставка повышается. Таким образом, если самая высшая доля дохода и облагается по ставке в 75%, то предыдущие несут  значительно более низкое налоговое  бремя. Сумма всех частей рассчитанного  таким путем налога по отношению  ко всей сумме дохода и есть «эффективная»  налоговая ставка.

Отличие авансовых налогов от налога на индивидуальные доходы состоит в  следующем: а) первые уплачиваются непосредственно  в момент получения дохода, а расчеты  по последнему налогу производятся лишь в конце налогового периода; б) первые уплачиваются не получателем, а плательщиком дохода; в) первые налоги рассчитываются с полной суммы уплачиваемого дохода без каких-либо вычетов, а последний взимается с чистого дохода за минусом долгов, издержек, с предоставлением льготных вычетов и т.д.

Прочие налоги - акцизы, налоги с  оборота, таможенные пошлины и т.д., хотя и с оговорками, могут считаться  дополнением к рассмотренной  системе подоходных налогов, поскольку  при вычете дохода, подлежащего обложению  корпорационным налогом или налогом  на индивидуальные налоги, эти налоги допускаются к вычету наравне с другими деловыми расходами./12, с.18/

Рассмотрев налоговое законодательство нескольких зарубежных стран, можно  сделать вывод, что наше налоговое  законодательство многое почерпнуло именно оттуда, но благодаря тому, что экономическое  развитие наших стран на разном уровне, существует много отличий. Они заключаются  и в самой классификации налогов  и в процентных ставках, хочу отметить, в некоторых случаях в нашем  законодательстве налоговые ставки ниже. В сравнении с нашими, налоги на предприятия в зарубежных странах  определены более четко. Но, как видим, у них в этом вопросе тоже проблем  достаточно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Повышение эффективности специального налогового режима в РК

 

Казахстан первым из стран СНГ разработал и ввел прогрессивное налоговое законодательство. С 2002 года в республике действует  новый Налоговый кодекс, укрепивший концептуальные основы налоговой системы, сформированной в предыдущие годы, с одновременным повышением эффективности  правовых механизмов в налоговой  сфере. Налоговым кодексом были закреплены принципы стабильности налогового законодательства и единства системы налоговых  льгот. В соответствии с этим из законодательства были исключены нормы по предоставлению льгот индивидуального характера  для конкретного налогоплательщика. В последние годы доходы бюджета  составляют в среднем 22-23% ВВП, что  является показателем сравнительно небольшой налоговой нагрузки. Этому  способствовало снижение ставок НДС  и совершенствование методологии  его взимания, уменьшение ставки социального  налога, ввод специальных налоговых  режимов, освобождение социальной сферы  и некоммерческих организаций от корпоративного подоходного налога. В целях стимулирования развития производства товаров и услуг  проводится политика по снижению налогового бремени.

Изменения в налоговом законодательстве в 2003-2004 гг. были направлены на снижение налоговой нагрузки на экономику, усиление инвестиционной привлекательности  страны, стимулирование притока и  внедрения новой техники и  передовых технологий, улучшение  взаимоотношений государства и  налогоплательщиков.

           Кодекс Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) разработан в соответствии с Посланием главы государства народу Казахстана от 6 февраля 2008 года «Повышение благосостояния граждан Казахстана – главная цель государственной политики».


В соответствии с ежегодными посланиями Президента Республики Казахстан народу Казахстана, Стратегией индустриально-инновационного развития в целях снижения налоговой  нагрузки и стимулирования экономического роста страны, а также стимулирования легализации доходов определенной категории граждан и увеличения заработной платы с 2004 года снижены  ставки индивидуального подоходного  налога, введена регрессивная шкала  ставок по социальному налогу, снижена  ставка налога на добавленную стоимость, установлены особые режимы налогообложения  на территориях специальных экономических  зон, расширены сферы применения специальных налоговых режимов.

В настоящее  время ставятся следующие проблемы функционирования специальных налоговых  режимов:

- создание равных условий налогообложения  для всех хозяйствующих субъектов;

- снижение налоговой нагрузки  с одновременной отменой налоговых  льгот, предоставленных отдельным  категориям налогоплательщиков  в зависимости от видов деятельности, доходов, товаров (работ и услуг)  и т.п.;

- объединение многих положений  и норм налогового законодательства  в рамках одного закона;

- стабильность  налогового законодательства.

Ныне действующий механизм специальных  налоговых режимов не стимулирует  увеличения объема выпускаемой продукции, работ и услуг, снижения себестоимости, а наоборот, способствует раздуванию вычетов и тем самым ведет  к уклонению от налогообложения.

Специальный режим налогообложения  малого бизнеса не способствует развитию предпринимательства в республике по следующим обстоятельствам.

Можно сказать, что механизм налогообложения  в новом режиме не упрощен, а усложнен с применением патента и декларации. Эти механизмы должны применяться  для различных форм предпринимательской  деятельности с установлением жестких  критериев и ограничений для  индивидуальных предпринимателей. При  этом применяются различные ставки на оборот за квартал, а также расчетный  показатель, который определяется Законом  о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год. В  мировой практике нет такого экономического понятия, как расчетный показатель. В нашей республике такой показатель стал использоваться в экономическом  обороте с 1995 г. Но до сих пор не раскрыта экономическая природа  этого показателя и не обоснован  месячный размер расчетного показателя. В экономических трудах ученых неоднократно обосновано предложение о необходимости  в налогообложении вместо расчетного показателя использование минимальной  заработной платы или минимального прожиточного минимума. Последние показатели имеют научную базу и достаточные  основания для их использования  в экономических расчетах по налогам  и бюджету.

Информация о работе Специальный налоговый режим