Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 16:35, курсовая работа
Актуальность курсовой работы обусловлены тем, что для современной экономики Казахстана малый бизнес, сельское хозяйство и отрасли добывающей промышленности являются приоритетными сферами. Поэтому создание эффективной, простой и целеполагающей системы налогообложения их хозяйствующих субъектов является первоочередной финансовой задачей. С этой целью Кодексом установлены специальные налоговые режимы для субъектов малого бизнеса, сельскохозяйственных товаропроизводителей и лиц, занимающихся игорным бизнесом и организацией азартных игр.
С точки
зрения такого внутреннего планирования
все налоги, уплачиваемые предприятием,
рассматриваются как его
Поэтому при планировании своей
деятельности, размещении накопленных
доходов и ресурсов предприятие
разрабатывает, как правило, несколько
вариантов, из которых выбирает тот,
который обеспечивает минимальный
размер налоговых обязательств (естественно,
при равенстве прочих коммерческих
и финансовых условий). При этом наиболее
широкие возможности для
С учетом исторических особенностей
образования современной
с натуральной базой обложения:
со стоимостной базой
а) налоги на базе валового дохода:
б) налоги на базе очищенного дохода:
Переход к системе обложения на основе прироста только состояния налогоплательщика (т.е. годовой суммы его чистого дохода) потребовал создания условий для того, чтобы общая сумма взимаемых с него налогов не превысила пределов этого дохода. В прошлом этому ограничению не придавалось значения, разные виды налогов вводились сами по себе, действовали обособленно друг от друга, поэтому суммирование внешне невысоких ставок разных налогов, но устанавливаемых на базе валового, а не чистого дохода, нередко приводило для некоторых категорий населения к обложению, превышающему весь объем реализуемыми доходов и, соответственно, к их разорению и прогрессирующему обнищанию. Сейчас этому условию предается весьма большое значение, особенно если учесть, что в некоторых странах через налоги перераспределяется до трех пятых всей суммы национального дохода./12,с.14/
Поэтому
для обеспечения этого условия
пришлось создать новые формы
взаимного учета различных
Налог на индивидуальные доходы
1.Налоги на прирост капитала:
1.1.Доходы от капитала и
2.Налоги «у источника»:
2.1.Доходы от капитала и
3.Налоги на прибыли в
3.1.Корпорационный налог.
3.2.Налог «у источника» на дивиденды.
3.3.Налоги на
4.Налоги на прибыли
5.Налоги «у источника» с
5.1.Заработная плата и другие доходы от работы по найму.
Такая система подоходных налогов, с известными модификациями, существует во всех развитых капиталистических странах. Ведущую роль в ней играет налог на индивидуальные доходы (individual income tax), которым облагается вся сумма доходов каждого отдельного налогоплательщика (в некоторых странах допускается суммирование доходов для супружеских пар). Налог на индивидуальные доходы взимается по прогрессивно растущим ставкам, которые для наиболее высоких доходов могут достигать 75-80%. Авансовые или предварительные налоги взимаются с определенных видов доходов по мере их получения, т.е. «у источника». Для этих налогов установлены твердые, фиксированные ставки: для процентов и дивидендов обычно 25-30%, для лицензионных платежей и выплат по авторским правам - 10-12% и т.д. Для удержания налогов из заработной платы обычно применяются специально разработанные шкалы налоговых ставок.
Налоги с предприятий
Специальная система обложения существует для корпоративного сектора бизнеса. Все капиталистические предприятия, образованные в форме акционерных компаний (в США - корпораций), облагаются специальным корпоративным налогом (corporate income tax), Его ставка составляет обычно 45-60% и базой обложения служит чистая прибыль корпорации. Оставшаяся после уплаты корпорационного налога часть прибыли - если она распределяется среди акционеров, и налогом на перераспределение прибыли - если она остается в виде резервов корпорации.
Прибыли некорпорационного сектора бизнеса (во многих странах он охватывает до 25-30% всей сферы коммерческой деятельности) рассчитываются по тем же правилам, непосредственно налогом на индивидуальные доходы и по его ставкам (обычно в виде авансовых платежей в течение года и с окончательным расчетом по представлении годового баланса). По окончании налогового периода (обычно года) каждый налогоплательщик представляет декларацию по налогу на индивидуальные доходы, полученные в данном году, и все удержания авансовых налогов, которые были с них сделаны. Налоговые органы рассчитывают сумму налога (на индивидуальные доходы), исходя из общей суммы доходов налогоплательщика, и затем из суммы налогов вычитают («кредитуют» эту сумму) удержанные прежде суммы авансовых налогов. Оставшаяся сумма налогов довзимается с налогоплательщика.
Таким образом, происходит суммирование авансовых налогов с последующим вычетом их из суммы окончательного налога. В последние годы наблюдается тенденция к расширению этой системы: в ряде стран к налогу на индивидуальные доходы были подключены и поимущественные налоги, а некоторые страны даже становили ограничения, что вся сумма налогов для любого налогоплательщика не может превышать 75-80% общей суммы его доходов. На практике последнее ограничение не имеет серьезного значения, поскольку даже при применении налоговых ставок до 70-75% «эффективная» налоговая ставка не превысит 45-50%, а как показывают данные налоговых органов, в действительности богатые налогоплательщики, пользуясь широкими льготами, редко уплачивают налоги по «эффективной» ставке более 30%.
При существующей системе исчисление налога производится по шкале ставок, прогрессивно увеличивающихся с ростом дохода. Однако по повышенной ставке облагается не весь доход, а только та его часть, которая попадает в соответствующий данной ставке избыток дохода. В первых диапазонах попадающие в них части (доли) дохода облагаются по более низким ставкам, и лишь для каждой следующей части (доли) налоговая ставка повышается. Таким образом, если самая высшая доля дохода и облагается по ставке в 75%, то предыдущие несут значительно более низкое налоговое бремя. Сумма всех частей рассчитанного таким путем налога по отношению ко всей сумме дохода и есть «эффективная» налоговая ставка.
Отличие авансовых налогов от налога на индивидуальные доходы состоит в следующем: а) первые уплачиваются непосредственно в момент получения дохода, а расчеты по последнему налогу производятся лишь в конце налогового периода; б) первые уплачиваются не получателем, а плательщиком дохода; в) первые налоги рассчитываются с полной суммы уплачиваемого дохода без каких-либо вычетов, а последний взимается с чистого дохода за минусом долгов, издержек, с предоставлением льготных вычетов и т.д.
Прочие налоги - акцизы, налоги с оборота, таможенные пошлины и т.д., хотя и с оговорками, могут считаться дополнением к рассмотренной системе подоходных налогов, поскольку при вычете дохода, подлежащего обложению корпорационным налогом или налогом на индивидуальные налоги, эти налоги допускаются к вычету наравне с другими деловыми расходами./12, с.18/
Рассмотрев налоговое
Глава 3. Повышение эффективности специального налогового режима в РК
Казахстан первым
из стран СНГ разработал и ввел
прогрессивное налоговое
Изменения в налоговом законодательстве в 2003-2004 гг. были направлены на снижение налоговой нагрузки на экономику, усиление инвестиционной привлекательности страны, стимулирование притока и внедрения новой техники и передовых технологий, улучшение взаимоотношений государства и налогоплательщиков.
Кодекс Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) разработан в соответствии с Посланием главы государства народу Казахстана от 6 февраля 2008 года «Повышение благосостояния граждан Казахстана – главная цель государственной политики». |
В соответствии
с ежегодными посланиями Президента
Республики Казахстан народу Казахстана,
Стратегией индустриально-инновационного
развития в целях снижения налоговой
нагрузки и стимулирования экономического
роста страны, а также стимулирования
легализации доходов
В настоящее время ставятся следующие проблемы функционирования специальных налоговых режимов:
- создание равных условий
- снижение налоговой нагрузки
с одновременной отменой
- объединение многих положений
и норм налогового
- стабильность налогового законодательства.
Ныне действующий механизм специальных налоговых режимов не стимулирует увеличения объема выпускаемой продукции, работ и услуг, снижения себестоимости, а наоборот, способствует раздуванию вычетов и тем самым ведет к уклонению от налогообложения.
Специальный режим налогообложения
малого бизнеса не способствует развитию
предпринимательства в
Можно сказать, что механизм налогообложения
в новом режиме не упрощен, а усложнен
с применением патента и