Специальные налоговые режимы для субъектов малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 11:14, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является провести анализ применяемых к субъектам малого предпринимательства систем налогообложения с расшифровкой и характеристикой их элементов по видам налогов (объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога) с приложением государственных и региональных правовых нормативных актов по данному вопросу, уточнение налоговых льгот для субъектов малого предпринимательства на государственном и региональном уровнях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………....3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СПЕЦИАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ РЕЖИМОВ…………………………………………………….........................5
1.1 Формы субъектов малого бизнеса…………………………………….…-
1.2 Особенности применения специальных налоговых режимов……........6
1.3 Зарубежный опыт налогообложения……………………………………8
2 АНАЛИЗ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА
2.1 Анализ деятельности субъектов малого бизнеса………………………14
2.2 Анализ налогооблагаемой базы……………………………………..…..18
2.3 Анализ поступлений в бюджет от субъектов малого бизнеса………..20
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА…………….………………………………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………….…………………………………………...26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..28

Работа содержит 1 файл

Курсовая налоги.doc

— 1.01 Мб (Скачать)
p style="text-align:justify"> 

 

 

 

 

 

 

 

2 АНАЛИЗ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА

2.1 Анализ деятельности субъектов малого бизнеса

 

Малое предпринимательство, способствуя насыщению рынка товарами и услугами, росту здоровой конкуренции, обладая значительным потенциалом в сфере трудоустройства, является одним из индикаторов успешного развития экономики города.

Присущие малым предприятиям гибкость, простота и дешевизна управления, способность содействовать научно-техническому прогрессу, ускорять внедрение его завоеваний, мобилизовать значительные финансовые и производственные ресурсы общества обуславливают важную экономическую, антимонопольную, инновационную и социальную роль этого сектора экономики. В то же время для малых предприятий характерны такие слабости как чрезмерная зависимость от внешней среды, неустойчивость, особенно к финансовым потрясениям, недостаток ресурсов, сложности со сбытом продукции и т.п. Это противоречие между высокой экономической и социальной значимостью малых предприятий и их уязвимостью может быть смягчено посредством целенаправленной поддержки данного сектора государством и обществом.

В республике Казахстан за последние годы произошло не только заметное увеличение количества субъектов малого и среднего бизнеса, но и их значительное качественное преобразование (Приложение А). В сравнении с показателями 2008 года количество малых предприятий увеличилось на 103%, это говорит о том, что ещё больше зарегистрировано индивидуальных предпринимателей. Если в 2008 году  в сфере малого предпринимательства было занято 1787361 человек, то на 2009 год численность занятых в этой сфере составляет около 1 842 641 человек. Если сравнивать по областям, то по количеству занятых малым и средним бизнесом по состоянию на 2009 год самое большее занимает Южно-Казахстанская область, где эта цифра достигает 245 377 человек, здесь превышение составляет 98,2% по сравнению с предыдущим периодом. Хотя  самое большее превышение занятых малым и средним бизнесом по сравнению с предыдущим периодом в процентном соотношению показано по городу Астаны – на 109,8%. Это говорит о том, что в городе Астана произошло сильное развитие малого и среднего бизнеса и значительный рост данных субъектов по сравнению с предыдущим годом. В том числе открытие новых субъектов малого и среднего бизнеса и их развитие.

На сегодняшний день по республике Казахстан зарегистрировано 741 088 предприятий, которые являются активно действующими. При этом самый больший показатель активно действующих субъектов в Южно-Казахстанской области, их количество составляет 111 298 единиц, но при этом значительное увеличение по сравнению с предыдущим годом показано в городе Алмате – превышение составило 115,4%. Это говорит о том, что те предприятия, которые были менее активными, стали более активными предприятиями. Это показывает то, что в данном городе субъекты малого и среднего бизнеса занимались расширением и преобразованием своей деятельности, что и повлекло к хорошим результатам, по сравнению с предыдущим анализируемым петриодом

Сравнивая показатели по республике Казахстан субъектами малого и среднего бизнеса с начала 2009 года произведено продукции  на сумму 2 201 909 млн. тенге. От   субъектов малого и среднего бизнеса в бюджет страны поступило на 104,5% больше поступлений по сравнению с анализируемым периодом  2008 года. На город Алматы на 2009 год приходится 375 232 млн. тенге выпуска продукции (работ, услуг) малыми предприятиями - это самый большой показатель в сравнении с другими областями по Казахстану. По отношению к предыдущему году произошло увеличение данного показателя на 106,1%. Хотя в Мангистауской области произошло увеличение данного показателя на 114,8%, но при этом  на 2009 год объём Выпуска продукции составляет 83 403 млн. тенге. Если сравнивать с другими областями это говорит о том, что у них по субъектам малого и среднего бизнеса происходит значительное увеличение объёма Выпуска продукции.

Можно заметить, что в городе Алматы развита инфраструктура поддержки предпринимательства. Активно функционирует свыше 60 общественных объединений предпринимателей и отраслевых бизнес-ассоциаций, порядка 300 консалтинговых компаний. Для организации масштабной консультативной помощи начинающему бизнесу путем предоставления консалтинговых, юридических, образовательных услуг в городе работает 12 Центров поддержки предпринимательства (ЦПП).

В городе Алматы действуют Алматинский городской бизнес-инкубатор, Алматинский технологический парк. В настоящее время на территории АГБИ функционирует 22 производственных предприятия.  В Алматинском технологическом парке размещается 67 компаний. Около 40 тысяч кв.м производственных и складских помещений предоставлено предпринимателям на льготных условиях. На базе Алматинского технологического парка создается Международный центр трансферта технологий и коммерциализации.

Государственная финансовая поддержка малому и среднему бизнесу оказывается посредством системы гарантирования АО «Фонд развития малого предпринимательства»(далее АО «ФРМП»).

Анализ реализации данных городских программ по поддержке малого предпринимательства показывает насколько важное значение имеет система финансовой поддержки малого предпринимательства для дальнейшегоразвития этой сферы. Так можно заметить, что по городу Алматы, например, действует региональный филиал АО «ФРМП». В рамках реализации Программы обусловленного размещения средств АО «ФРМП» через банки второго уровня с 2008 года на финансирование субъектов малого и среднего бизнеса по Казахстану было выделено 48,8 млрд.тенге, из них по городу Алматы профинансировано 405 проектов на сумму  9 млрд.80 млн. 544 тыс. тенге. Выделенные средства в большей части приходятся на сферу торговли – 65% и на промышленные производства – 13 %.

А теперь рассмотрим общую характеристику ситуации в секторе малого бизнеса.

На конец 2008 г. по данным государственной статистики, в республике насчитывалось 522 тысячи зарегистрированных субъектов малого предпринимательства, на которых было занято около 1,25 млн. человек, что составляет порядка 18% от экономически активного населения. Доля малого предпринимательства в объеме ВВП в 2008 г. составила в общей сложности 20%.

Отраслевая структура малого бизнеса характеризуется преобладанием сферы торговли и услуг, в то время как промышленность, сельское хозяйство, транспорт и связь в большинстве случаев являются уделом крупного бизнеса.

Доля субъектов малого предпринимательства в общем объеме производства продукции (работ, услуг) по отдельным отраслям экономики приведена на Диаграмме 1.

 

Диаграмма 1


 

Сравнительно небольшая доля СМП в сфере услуг объясняется тем, что она включает в себя коммунальные услуги, которые как правило, предоставляются крупными предприятиями. В тоже время доля малых предприятий в сфере оказания услуг населению (рестораны, стоматологические клиники, прачечные, парикмахерские и пр.) значительно выше и достигает 70 – 80%.

 

Отраслевая структура непосредственно внутри сектора малого бизнеса представлена на Диаграмме 2.

 

Диаграмма 2

 

 

В региональном разрезе малый бизнес преимущественно сконцентрирован в г. Алматы, Астана, Южно-Казахстанской, Алматинской и Восточно-Казахстанской областях. (Диаграмма 3).

Диаграмма 3

 

 

 

Наиболее очевидной причиной подобного соотношения (т.е. практически повсеместного преобладания индивидуального предпринимательства, включая крестьянские хозяйства, также относящиеся к категории индивидуального предпринимательства) можно считать особенности отечественного законодательства, предусматривающего льготный режим регистрации и налогообложения для индивидуальных предпринимателей.

Однако, в городе Алматы наблюдается противоположная картина. Здесь функционирует наибольшее количество предприятий малого бизнеса, зарегистрированных в форме юридических лиц (30% от всех действующих предприятий малого бизнеса). Возможно, объяснение этому следует искать в постепенно формирующейся культуре потребления в мегаполисе, когда более высокий уровень достатка и существующая конкуренция между производителями позволяет потребителю выбирать товары и услуги, ориентируясь в первую очередь на качество, а не на низкую стоимость. Как правило, продукция предприятий – юридических лиц подлежит стандартизации, сертификации и подвергается как более тщательному внешнему контролю со стороны государства, так и внутрифирменному контролю, что гарантирует более высокое качество. В других областях, опираясь на данные статистики по среднедушевому доходу, можно предположить, что потребитель вынужден отдавать предпочтение более доступной по цене продукции, производимой индивидуальными предпринимателями.

Помимо этого преобладание в других регионах предприятий малого бизнеса, зарегистрированных в форме индивидуальных предпринимателей, можно объяснить сложившейся экономической структурой производства в отдельных регионах. Так например, Южно- и Восточно-Казахстанская области имеют четко выраженную сельскохозяйственную специализацию. При этом согласно действующему законодательству, все крестьянские хозяйства подлежат регистрации в форме индивидуальных предпринимателей, чем и объясняется их высокая доля в общем количестве малых предприятий, действующих в этих регионах.

 

2.2 Анализ налогооблагаемой базы

 

Проанализируем Расчет суммы налогов по упрощенной декларации согласно установленным порядкам Налогового кодекса РК.

Исчисление налогов по упрощенной декларации производится по окончании квартала путем применения к фактически полученному доходу (без учета затрат) Ставка налога – 3%  к заявленному доходу.

После определения суммы налогов производится корректировка исчисленной суммы в сторону уменьшения в зависимости от численности занятых работников в размере 1,5% от суммы налогов.

При этом, корректировка может производиться только в случае, если среднемесячная заработная плата наемных работников по итогам отчетного квартала составила:

                       у индивидуальных предпринимателей - не менее 2-кратного минимального размера месячной заработной платы (МЗП), установленной законодательством Республики Казахстан

                       у юридических лиц - не менее 2,5 - кратного минимального размера месячной заработной платы

Исчисленная сумма налогов уплачивается в бюджет в виде индивидуального (корпоративного) подоходного налога в размере ½ от исчисленной суммы налогов и социального налога в размере ½ от исчисленной суммы налогов за минусом суммы социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования.

При этом сумма в виде индивидуального подоходного налога является суммой индивидуального подоходного налога за самого индивидуального предпринимателя. Поэтому с заработной платы, начисленной наемным работникам, индивидуальный предприниматель обязан удержать индивидуальный подоходный налог у источника выплаты в общеустановленном порядке и представлять ежеквартально не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным.

При исчислении налогов по упрощенной декларации:

                       в случае превышения предельного размера дохода - корректировке в зависимости от численности подлежит только сумма дохода, соответствующая предельному размеру;

                       в случае превышения предельного размера численности - корректировка производится только исходя из предельной численности 25 человек.

Исчисление налогов на основе упрощенной декларации производится плательщиком самостоятельно путем применения к объекту обложения за отчетный налоговый период (квартал) соответствующей ставки налогов.

Итак, рассмотрим на примере исчисления налогов по упрощенной декларации индивидуальным предпринимателем Ивановым А.В.:

При доходе 4 500 000  тенге сумма налогов, у индивидуального предпринимателя составит:

135 000 тенге = 4 500 000 * 3 %

При условии, среднесписочной численности за квартал 4 человека со среднемесячной заработной платой 19600 тенге, сумма корректировки налогов составит:

8 100 тенге = 135 000 тыс. тенге х  4 человек х 1,5%

В бюджет подлежит уплате:

126 900 тенге = 135 000  тенге – 8 100  тенге

в виде индивидуального подоходного налога 63 450 тенге = 126 900 / 2

в виде социального налога  59 934 тенге = (126 900 / 2) – 3 516 тенге (при условии, что сумма социальных отчислений в ГФСС составит  3 516 тенге)

 

2.3 Анализ поступлений в бюджет от субъектов малого бизнеса

 

Анализ поступлений в бюджет от субъектов малого бизнеса по г. Астана можно провести исходя из данных отчётности по всем поступлениям налоговых платежей в государственный бюджет на состояние 2009 года по сравнению с данными 2008 и 2007 годами.

Рассматривая поступления по некоторым налогам и обязательным платежам в бюджет от субъектов малого бизнеса можно заметить, что по сравнению с 2007 и 2008 годами средние показатели 2009 года явно увеличились.

За один квартал 2008 года от  субъектов малого и среднего бизнеса в бюджет государства поступило 3,096 млрд. тенге, в то же время, сравнивая те же показатели за квартал 2009 года от  субъектов малого и среднего бизнеса в бюджет государства поступило 8,939 млрд. тенге, что показывает увеличение по указанным налогам (Таблица 1) на 288,7% от общего объема налоговых поступлений по конкретным налогам субъектов малого бизнеса.  По сравнению с 2007 годом данная сумма выросла на 444,5%.

Это говорит о том, что общий объём налоговых поступлений субъектов малого бизнеса значительно увеличился к 2009 году по отношению к 2007 году.

 

Таблица 1. Поступления государственных доходов в разрезе видов налогов и платежей по г. Астана

 

 

 

 

тыс.тенге

% отклонения

% отклонения

Hалоговые поступления

2007г

2008г

2009г

2009 к 2007

2009 к 2008

Корп.подох.нал. с юр.лиц-нерезид.,

за иск.поступ.от предпр.нефтяного сектора

70 452

195 541

507 782

720,7%

259,7%

Индивид. подоход. налог с доходов, не облагаемых у источника выплаты

1045301

1489075

2900908

277,5%

194,8%

Налог на имущество юр.лиц и индив. предпр-ей

894 728

1 411 453

5 530 698

618,1%

391,8%

Единый земельный налог

258

195

141

82%

54%

итого

2010739

3096264

8939529

444,5%

288,7%

Информация о работе Специальные налоговые режимы для субъектов малого бизнеса