Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 22:50, курсовая работа
Цель работы - изучить систему налогообложения некоммерческих организации, выявить пути совершенствования налогообложения некоммерческих организаций.
Для достижения цели, в работе ставятся следующие задачи:
рассмотреть сущность и правовые основы деятельности некоммерческих организаций;
определить налоги, уплачиваемые некоммерческими организациями;
выявить особенности организации расчетов с бюджетом по налогам и сборам;
рассмотреть направления развития системы налогообложения некоммерческих организаций в РФ.
Введение…………………………………………………………………........3
1. Теоретические основы налогообложения некоммерческих организаций........................................................................................................5
1.1. Сущность некоммерческих организаций и их роль в экономике….…5
1.2. Виды налогов, уплачиваемые некоммерческими организациями ………..................................................................................…...........................9
1.3. Нормативно-правовая база налогообложения некоммерческих организаций …………………………..............................................................14
2. Анализ налогообложения некоммерческих организаций ………………16
2.1. Анализ налогообложения доходов, выплачиваемых работниками…..16
2.2. Особенности налогообложения имущества некоммерческих организаций …………......................................................................................19
2.3. Анализ взимания налога на прибыль с некоммерческих организаций ……………….…................................................................................................22
3.Направления совершенствования налогообложения некоммерческих организаций ………..........................................................................................29
3.1. Зарубежный опыт налогообложения некоммерческих организаций ……………………............................................................................................29
3.2. Пути развития налогообложения некоммерческих организаций в России…………………………………………...........................………....…..35
Выводы и предложения…………………………………………………........41
Список использованной литературы…………………....…………………...43
Реализация товаров и услуг в ходе проведения мероприятий по сбору средств на благотворительные цели теми некоммерческими организациями, которые на регулярной основе осуществляют указанные виды деятельности, освобождается от налогообложения в том случае, если такое освобождение не приводит к созданию условий для недобросовестной конкуренции. Страны- участницы ЕС имеют право устанавливать ограничения на освобождение от налогообложения предельного количества мероприятий по сбору средств, которые могут быть проведены для того, чтобы их устроители сохраняли за собой право на освобождение от уплаты НДС.
Помимо освобождения некоммерческих организаций от обязанностей исчислению и уплате НДС, Директивой декларируются еще два способа предоставления налоговых льгот по налогу на добавленную стоимость некоммерческим организациям:
- снижение ставки НДС на товары и услуги, приобретаемые некоммерческими организациями;
- снижение ставки НДС на товары и услуги, реализацию которых осуществляет некоммерческая организация.
Перечень видов деятельности, которые подлежат налогообложению НДС по льготным ставкам и которые включают реализуемые благотворительными организациями товары и услуги, не подпадающие под применение льготной ставки, определенные ст. 13 Шестой директивы, содержится в Приложении Н к Шестой директиве, В их число, помимо товаров и услуг, предоставляемых благотворительными организациями, занятыми в сфере социального обеспечения, входит, например, оказание услуг по обеспечению населения продуктами питания (исключая алкоголь), водоснабжением, медицинской помощью и лекарственными препаратами, радиовещанием и пр.
В
настоящее время базовой ставкой
НДС в странах ЕС является ставка в 15%,
а одна из двух льготных ставок не должна
быть менее 5%. Страны-участницы могут предоставлять
льготы косвенно (например, путем выплаты
из государственных средств компенсирующих
грантов или путем повышения суммы существующих
грантов для некоммерческих организаций),
не нарушая законодательства ЕС, но нет
общего положения, которое позволяло бы
государству - члену ЕС предоставлять
широкие льготы в
виде прямого снижения налоговой ставки
или определения вычетов из налоговой
базы иначе, нежели в рамках единой системы
льгот, установленной Шестой директивой.
3.2. Пути развития налогообложения некоммерческих организаций в России
Один из выводов, сделанных на основании проведенного анализа, состоит в том, что некоммерческие организации могут рассматриваться как тип организации с особыми целями, и отсутствие собственников, получающих доходы от деятельности организации, действительно может являться критерием, отличающим некоммерческие организации от организаций иных типов. При этом в целях разработки налогового режима несущественным является тот факт, что некоммерческие организации могут получать доходы. Например, образовательное заведение может получать бухгалтерскую и экономическую прибыль от своей деятельности, включая прибыль от взимания платы за предоставление образовательных услуг, активного участия в деятельности коммерческих организаций (например, в США университетские бейсбольные, баскетбольные и футбольные клубы являются прибыльными видами бизнеса университетов) и доходы от пассивных инвестиций. Именно использование таких доходов, уставные цели и ограничения на распределение доходов тем или иным частным лицам, возможно, добровольно принятые на себя, отличают некоммерческие организации от других организаций с особыми целями, или, в более общей формулировке, от коммерческих предприятий.
Из этих отличий следует, что характеристики основной (декларируемой в уставе) цели деятельности некоммерческих организаций (т.е. порядок использования средств, находящихся в распоряжении некоммерческих организаций) являются основным критерием для определения налогового режима для некоммерческих организаций. Особый налоговый режим для некоммерческих организаций может принимать различные формы и включать:
1) вычет из налоговой базы доноров некоторых пожертвований в пользу некоммерческих организаций;
2) освобождение от налогообложения налогом на прибыль как самой организации (или установление для некоммерческих организаций нулевой ставки налога на прибыль), так и всего дохода организации или его части, включая:
а) доходы от пассивной деятельности (от пассивных инвестиций);
б) доходы от активной экономической деятельности;
в) средства от взносов, пожертвований и иной деятельности по привлечению средств;
г) доходы от реализации товаров (работ, услуг), получаемые в связи с уставными целями некоммерческих организаций;
д) доходы от побочной деятельности;
3) освобождение от налогов на потребление (например, НДС);
4) освобождения от других налогов (например, от налога на имущество),
При обсуждении вариантов налоговой политики в отношении некоммерческих организаций ниже идет речь преимущественно о тех некоммерческих организаций, деятельность которых имеет социально значимый характер. Что касается некоммерческих организаций, созданных группой лиц для получения общей выгоды (организаций, основанных на членстве), то их налогообложение может осуществляться в соответствии как с общим режимом налогообложения организаций, так и с правилами, принятыми для социально значимых некоммерческих организаций (в частном случае налоговый режим может зависеть от характера деятельности некоммерческой организации). Во многих странах некоммерческие организации, основанные на членстве, освобождаются от уплаты, по крайней мере, части налогов или определяют налоговую базу по особым правилам, значительно ее сужающим по сравнению с налоговой базой коммерческих организаций. Например, в Великобритании освобождаются от налогообложения местные любительские спортивные клубы при условии недискриминационного доступа в эти клубы и «здорового» спорта, а также некоторые иные основанные на членстве организации. Однако насколько целесообразно применять такую практику в России, является дискуссионным вопросом.
С одной стороны, такие некоммерческие организации, основанные на членстве, как кооперативы сельскохозяйственных производителей, реализуя самостоятельно продукцию своих членов или перерабатывая ее, могут составить конкуренцию оптовым покупателям этой продукции. Предоставление такому кооперативу льгот может быть целесообразным, поскольку способствует формированию состязательного и, возможно, конкурентного рынка. Выгоды заключаются в снижении цен для потребителей и в увеличении объема выпуска.
Однако в случае клубов (например, спортивных, оздоровительных или созданных для совместного отдыха) предоставление льгот в условиях сильного имущественного расслоения и бедности значительной части населения может вызвать неодобрение со стороны широких слоев населения, так как членство в подобных клубах, вероятно, окажется подавляющему большинству населения недоступным.
Что же касается НДС, то вопрос, вероятно, должен решаться в зависимости от вида услуги, а не от статуса оказывающей ее организации. Причин для освобождения от налога на недвижимость таких организаций также не существует.
Налоговые правила для некоммерческих организаций в России являются чрезмерно жесткими по сравнению с законами многих стран; фактически в налоговую базу налога на прибыль, облагаемую по стандартной ставке, включается доход от всей предпринимательской деятельности, в том числе связанной с основными целями. Поэтому для налоговых органов, вероятно, в настоящее время не является принципиальным вопрос, является та или иная деятельность основной (связанной с основной), т.е. направленной на достижение целей создания организации, или непрофильной. Так, например, реализация учебника, написанного преподавателем вуза и изданного этим вузом, рассматривается как коммерческая деятельность, т.е. подлежит налогообложению (и раздельному с основной деятельностью учету). В то же время эта деятельность явно способствует улучшению качества основной услуги, более того, соответствует основной цели - распространению знаний. Например, в США такая деятельность рассматривается как связанная с основной целью и не подлежит налогообложению. Однако следует напомнить, что соответствие основным целям по российскому законодательству является условием права осуществлять такую деятельность. Можно сказать, что в этом смысле на практике деятельность, соответствующая основным целям, представляет собой более широкое понятие, чем связанная с основной целью освобожденная деятельность по законам США.
В
этой связи для определения
Выводы и предложения
Период
массового становления
Сегодня некоммерческие организации в России – это не только реальность, но и активная сила, являющаяся символом самодеятельности масс, надежной опорой государства на пути демократизации общественной жизни.
Инициативные программы некоммерческих организаций направлены на правовую защиту, бесплатное юридическое консультирование, правовое просвещение населения. По сути, речь идет о правовой благотворительности социально-активных людей, чьим жизненным кредо является бескорыстная деятельность во имя гуманности общественных отношений, приоритета интересов личности.
За прошедшие года некоммерческие организации в России смогли упрочиться и функционально, и материально. Сложилось тесное сотрудничество некоммерческих организаций со средствами массовой информации. Последнее однако не всегда реализуется в той форме и в тех масштабах, которые желательны для некоммерческих организаций. Тем не менее, тенденции этого сотрудничества благоприятные.
Одна
из проблем, тормозящая эффективную
работу некоммерческих организаций
– технологическое
Вторая, но первая по значимости, проблема – это недостаток финансовых средств, затрудняющих реализацию многих, особенно массовых правовых инициатив. Речь идет прежде всего о правовом просвещении масс, правовой защите социально незащищенных слоев населения, мониторингах правовой ситуации в масштабах регионах, массовом издании правовой литературы.
Информация о работе Совершенствования налогообложения некоммерческих организаций