Система органов налогового контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 20:15, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение:
структуры Налоговых органов Российской Федерации;
создания первых налоговых органов и их реформирование;
перечисление и анализ законодательства, нормативно-правовых актов, о системе налоговых органов России и принципах их функционирования, за весь период новейшей истории 1991-2005 гг.
всех структурных подразделений системы налоговых органов, полномочий и функций каждого из них;
значимости в формировании бюджета;
иерархии налоговых органов;
взаимодействия с органами внутренних дел;
проблем налоговых органов и путей их решения;

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 57.19 Кб (Скачать)

 

Под взаимодействием в  узком смысле понимается координация  действий подразделений внутренних дел с налоговыми инспекциями, Федеральной  службы безопасности, следователем, прокурором в конкретных эпизодах борьбы с экономическими преступлениями, раскрытии налоговых  правонарушений и коррупции. Основными  задачами взаимодействия являются:

 

 выявление, раскрытие  и расследование налоговых преступлений;

 

привлечение к установленной  законом ответственности лиц, совершивших  налоговые преступления и обеспечение  полного возмещения материального  ущерба, причиненного ими государству;

 

розыск лиц, совершивших  налоговые преступления и скрывшихся от следствия и суда;

 

профилактика налоговых  правонарушений;

 

выявление и пресечение фактов коррупции в налоговых органах  и подразделениях налоговой полиции, обеспечение безопасности деятельности сотрудников этих служб;

 

повышение деловой квалификации кадров.

 

Правовую основу взаимодействия составляют: уголовно-процессуальный кодекс России, Указы Президента РФ, ведомственные (межведомственные) приказы  и инструкции, а также межведомственные договоры и соглашения.

 

В процессе взаимодействия стороны  должны исходить из ряда общих положений (принципов). Важнейшими из них являются:

 

соответствие совместной деятельности требованиям закона и  подзаконных актов. Стороны не могут  решать задачи, запрещенные соответствующими нормативными актами, выходить за пределы  своей компетенции, использовать формы, средства и методы, не предусмотренные  законом;

 

самостоятельность каждой из сторон в выборе дозволенных законом  средств и методов деятельности, в частности оперативно-розыскных, и полная ответственность за их результаты. Взаимодействие не должно приводить  к командованию, а тем более  подмене одного органа другим;

 

взаимное доверие сторон при строгом соблюдении каждой из них государственной и служебной  тайн, неразглашении иных сведений, охраняемых законом. Стороны должны обеспечивать, необходимую конфиденциальность, не допускать разглашения сведений о совместных мероприятиях, используемых силах и средствах, сохранять  и, в установленном порядке, использовать полученную информацию и материалы. Любую информацию, затрагивающую  интересы другой стороны, передавать иным организациям только по согласованию с нею;

 

непрерывность взаимодействия. Сторонам целесообразно согласовывать  перспективное и текущее планирование по конкретным направлениям совместной деятельности, объектам налогообложения, уголовным и оперативно-розыскным  делам.

 

Руководители органов  ФСНП и МНС Российской Федерации  обязаны постоянно координировать действия соответствующих служб  и подразделений по своевременному выявлению и пресечению нарушений  налогового законодательства, а также  решению других вопросов, представляющих взаимный интерес. В этих целях должны создаваться рабочие группы, проводиться  регулярные встречи представителей заинтересованных подразделений для  согласования действий, а наиболее важные проблемы выноситься на рассмотрение совместных заседаний коллегий.

 

Передача материалов о  нарушениях законодательства о налогах  и сборах в Крупных и особо  крупных размерах, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется в соответствии с  требованиями статьей 16 и 17 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О  государственной тайне".

 

В целях совершенствования  взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов, а  также во исполнение пункта 2 статьи 36 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 30.06.03 г. № 86-ФЗ), при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных НК РФ к полномочиям налоговых  органов, органы внутренних дел обязаны  в десятидневный срок со дня выявления  указанных обстоятельств направить  материалы в соответствующий  налоговый орган для принятия по ним решения.

 

Порядок взаимодействия по аналогичному направлению был определен совместным приказом ФСНП и МНС России от 03.01.2001 года № З/БГ-3-16/1.

 

 На основании Указа  предусмотрены следующие основные  направления взаимодействия органов  внутренних дел и налоговых  служб:

 

Создание координационных  рабочих групп из представителей заинтересованных подразделений МВД  и налоговых инспекций. В их задачу входят: определение наиболее перспективных  направлений совместной работы; планирование отдельных крупных мероприятий.

 

Проведение регулярных рабочих  встреч оперативных работников, специализирующихся на раскрытии экономических преступлений в отраслях для координации усилий по предупреждению, пресечению противоправной деятельности и раскрытию преступлений. В ходе таких встреч устанавливаются  личные контакты между оперативными работниками рассматриваемых ведомств, осуществляется взаимное консультирование по вопросам, входящим в компетенцию  каждого из них.

 

Заключение

 

Термин налоговые органы охватывает только органы МНС, поскольку  есть путаница на практике, когда под  налоговыми органами понимают не только МНС, но и иные органы. Так вот, из НК совершенно очевидно, что под  налоговыми органами понимаются только органы МНС. Это означает, что налоговая  полиция, таможенные органы и органы внебюджетных фондов к налоговым  не относятся.

 

Продолжая разговор о структуре  налоговых органов, надо сказать, что  на сегодняшний день налоговые органы представляют собой единую централизованную систему налоговых органов. Характеристика этой системы как единая означает, что никаких иных налоговых органов  не может существовать, кроме МНС. Речь идет о субъектах РФ и о  местном самоуправлении. Субъекты Федерации  создавать собственные налоговые  органы права не имеют. Что касается местного самоуправления, здесь сложнее  вопрос. Есть закон о финансовых основах местного самоуправления, где  предусмотрено создание муниципальных  налоговых служб.

 

Однако эта норма противоречит НК и применению не подлежит. Поэтому  если муниципальные органы создают  налоговые органы или налоговые  службы, то НК и Закон о налоговых  органах РФ на эти местные органы не распространяется. Характеристика этой системы как централизованной означает, что в МНС действует  только вертикальное подчинение. Нижестоящий  налоговый орган подчиняется  вышестоящему и двойного подчинения эти органы не имеют, то есть налоговая  инспекция МНС по Санкт-Петербургу в состав Администрации Санкт- Петербурга не входит, у нее нет горизонтального  подчинения.

 

Исключением из этого правила  является налоговая инспекция г. Москвы. В свое время в 1992 году был  указ президента, по которому налоговая  инспекция по Москве имеет двойное  подчинение, то есть она подчиняется  и Лужкову, и министру по налогам  и сборам. Этот указ сильнее всех последующих законов, кодексов и т.д. и до сих пор налоговая инспекция по Москве имеет двойное подчинение. Это то исключение, которое, тем не менее, не опровергает общего правила.

 

Последняя характеристика системы  налоговых органов заключается  в том, что МНС имеет трехзвенную  систему.

 

На федеральном уровне это само министерство, возглавляемое  министром, министр назначается  президентом. Таким образом, этот орган  входит в число тех федеральных  органов исполнительной власти, которые  непосредственно подчиняются президенту.

 

На уровне субъектов Федерации  создаются управления МНС по субъектам  Федерации и инспекции МНС  по субъекту Федерации. Первоначально  была практика, что каждый субъект  Федерации имеет свой территориальный  орган, но в последующем стали  происходить изменения. Кроме того, на уровне субъектов Федерации могут  создаваться межрегиональные инспекции  МНС. Это тот уровень управления, который на сегодняшний день привязан к федеральным округам, где подобный межрегиональный орган может  создаваться и уже создается.

 

Наконец, на третьем уровне – на местном – создаются инспекции  по налогам и сборам по районам, районам  в городах и городам без  районного деления. В целом и  основном это совпадает с уровнем  местного самоуправления, за исключением  таких ситуаций, как Москва и Санкт-Петербург, где организация местного самоуправления иная, поэтому в Питере такого совпадения нет. Кроме того, практика привела  к тому, что эти инспекции могут  создаваться на межрайонном уровне. Как правило, в субъектах Федерации, где район – это огромная территория, а население маленькое (речь идет о Дальнем Востоке), там могут  создаваться межрайонные управления МНС.

 

Особенности правового статуса  должностных лиц налоговых органов  вытекают из их положения государственных  служащих, наделенных фискальными полномочиями по отношению к налогоплательщику, из специфической, властной для налогоплательщика, профессиональной деятельности, совокупности прав и обязанностей. Правовой статус должностных лиц налоговых органов  закреплен в законных и подзаконных  нормативных правовых актах и  определяется задачами ведомства и  функциями, посредством которых  эти задачи выполняются.

 

Происходящие в России изменения в области политики и экономики, изменение правовых и бюджетных отношений меж  уровнями и ветвями власти, процесс  интегрирования российской экономики  в мировую, требуют проведения адекватной налоговой политики и построения эффективной, справедливой и стабильной налоговой системы.

 

Комплексный анализ налоговых  правонарушений в масштабах России позволил создать классификатор  способов, форм и методов их совершения, который вооружает сотрудников  налоговых органов единым методологическим подходом в выявлении фактов налоговых  преступлений.

 

Анализируя вышесказанное, можно выделить следующие проблемные вопросы Государственной налоговой  службы на период до 2005 г.:

 

1. Создание эффективной  системы начисления и сбора  налогов, учета налогоплательщиков, контрольной работы и борьбы  с нарушениями налоговой дисциплины: снижение налогового бремени  и упрощение налоговой системы  за счет исключения из нее  неэффективных налогов и отчислений  в отраслевые внебюджетные фонды;  расширение налоговой базы за  счет отмены не оправдавших  себя налоговых льгот и расширения  круга плательщиков налогов; перемещение  основной тяжести налогового  бремени с организацией на  доходы и имущество физических  лиц; расширение комплекса мер,  связанных с повышением собираемости  налогов и улучшении контроля  за соблюдением налогового законодательства.

 

2. Разработка и внедрение  типовых технологий и процедур  для реализации функций налоговых  органов. 

 

3. Создание современной  системы электронной обработки  данных, обеспечивающей функции  учета, контроля и анализа данных  по основным видам налогов.

 

4. Применение новых форм  и методов информационно-аналитической  работы и научного прогнозирования  для повышения эффективности  налогового законодательства.

 

5. Разработка и применение  методологии документальных проверок  и отбора налогоплательщиков  для их проведения.

 

6. Внедрение типовых машинно-ориентированных  документов в практику налоговых  органов.

 

7. Обеспечение информационного  взаимодействия налоговых органов  районного и регионального звеньев  с заинтересованными министерствами  и ведомствами. 

 

8. Применение международных  и государственных стандартов  в информатизации налоговых органов.

 

9. Внедрение в механизм  начисления и взимания налогов  системы "Самоначисления" (самостоятельность  - контроль).

 

10. Формирование и организация  работы по "доброжелательной" системе взаимодействия налоговых  органов с налогоплательщиками  (информирование, обучение, пропаганда).

 

11. Оптимизация документооборота  в налоговых органах. 

 

12. Создание эффективной  системы подготовки и повышения  квалификации кадров налоговых  органов на базе Налоговой  Академии Госналогслужбы России  и других учебных заведений. 

 

На основании Указа  предусмотрены следующие основные направления взаимодействия органов  внутренних дел и налоговых служб:

 

Создание координационных  рабочих групп из представителей заинтересованных подразделений МВД  и налоговых инспекций. В их задачу входят: определение наиболее перспективных  направлений совместной работы; планирование отдельных крупных мероприятий.

 

Проведение регулярных рабочих  встреч оперативных работников, специализирующихся на раскрытии экономических преступлений в отраслях для координации усилий по предупреждению, пресечению противоправной деятельности и раскрытию преступлений. В ходе таких встреч устанавливаются  личные контакты между оперативными работниками рассматриваемых ведомств, осуществляется взаимное консультирование по вопросам, входящим в компетенцию  каждого из них.

 

Список литературы

 

Конституция Российской Федерации;

 

Налоговый Кодекс РФ части  первая, вторая, М.:ИНФРА-М, выпуск 16 (36)/2003г.

Информация о работе Система органов налогового контроля