Развитие налогового законодательства в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 18:57, дипломная работа

Описание работы

Цель представлена рядом задач:
1. Дать понятие налоговому праву и налоговому законодательству.
2. Рассмотреть этапы развития налогового законодательства в России.
3. Определить роль Налогового кодекса в системе источников налогового права России.
4. Выявить проблемы налогообложения в РФ и пути их решения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

Глава 1. Сущность и значение налогового законодательства
в России……………………………………………………………………………5
1.1. Понятие и содержание налогового права и налогового
законодательства …………………………………………………………….…...5
1.2. Развитие налогового законодательства в
дореволюционной России……………………………………………………….19

Глава 2. Формирование современной системы законодательной
базы налогообложения в России……………………………………………..…29
2.1. Предпосылки принятия Налогового Кодекса в РФ………………………29
2.2. Налоговый Кодекс в системе источников налогового права России…....46

Глава 3. Проблемы налогообложения в Российской Федерации
и пути их решения……………………………..………………………..……...60

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………68

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………

Работа содержит 1 файл

диплом налоговое законодательство.doc

— 332.50 Кб (Скачать)
ustify">В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002 года №110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации» с 1 января 2003 года введен новый порядок обложения акцизами нефтепродуктов, согласно которому в число плательщиков этого налога, наряду с лицами, осуществляющими производство нефтепродуктов, включены также лица, осуществляющие их оптовую и розничную реализацию, которые имеют свидетельство регистрации липа, совершающего операции с нефтепродуктами.

Предполагалось, что вышеприведенный порядок исчисления и уплаты акцизов обеспечит прозрачность всей цепочки движения нефтепродуктов от их производителя до конечного потребителя. Но практика применения нового порядка обложения выявила его существенные недостатки, которые не только не позволили усилить контроль за производством и оборотом нефтепродуктов, но и стали причиной злоупотреблений на рынке этих товаров, более того, породила различного рода схемы уклонения от уплаты акцизов по нефтепродуктам.

Результаты анализа информации позволяют сделать вывод о том, что в большей своей части факты применения того или иного способа уклонения от обложения акцизами операций, совершаемых с нефтепродуктами, установлены у лиц, осуществляющих оптово-розничную и розничную реализацию нефтепродуктов. Таким образом, это неоспоримо свидетельствует о том, что производители нефтепродуктов и в некоторой степени оптовые поставщики первого звена отличаются большей добросовестностью и стабильностью. Решением возникших в практике обложения акцизами нефтепродуктов проблем, был бы возврат к порядку, действовавшему до 1 января 2003 года, то есть к взиманию акцизов на нефтепродукты с лиц, осуществляющих их производство.

Переход к взиманию акцизов только с производителей нефтепродуктов позволил бы значительно упростить налоговое администрирование, исключить экономическую заинтересованность налогоплательщиков в применении вышеуказанных схем уклонения от уплаты акцизов и, кроме того, поставить всех участников рынка нефтепродуктов в экономически равные условия.

И в завершение, считаем необходимым отметить высокую значимость совершенствования законодательной базы для создания эффективной системы налогообложения в Российской Федерации для повышения обеспечения бюджетов Российской Федерации доходными источниками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

         Таким образом, рассмотрев основные вопросы плана данной дипломной работы, в частности  в области налогового законодательства в Российской Федерации и текущее состояние налоговой системы Российской Федерации, а также, проблемы налогообложения в Российской Федерации и предложения по его совершенствованию, можно сделать следующие выводы.

Налоги являлись и являются основной формой доходов современного государства,   обеспечивающей   его   функционирование.   Государство   без налогов   существовать   не   может,   поскольку   они   -   главный   метод мобилизации доходов в условиях господства частной собственности и рыночных отношений. Вот уже несколько лет в Российской Федерации проходит   масштабная   налоговая   реформа.   Но,   несмотря   на   это, действовавшая в рассматриваемом периоде налоговое законодательство Российской Федерации была крайне несовершенна.

В Российской Федерации налоговая реформа в своем развитии прошла три этапа.

В 1991 году начинается первый этап налоговой реформы. Принимается целый комплекс законов. Базовым стал Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", принятый 27 декабря 1991 года N 2118-1. Этот закон определил общие принципы построения налоговой системы в Российской Федерации, виды налогов, сборов, пошлин и других платежей (федеральные, субъектов Федерации и местные налоги), а также права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов.

Вслед за ним были приняты Закон Российской Федерации от 6 декабря 1991 г. " О налоге на добавленную стоимость"; Закон Российской Федерации от 7 декабря 1991 г. "О подоходном налоге с физических лиц"; Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. "О налоге на прибыль предприятий и организаций"; Закон Российской Федерации от 20 декабря 1991 г. "Об инвестиционном налоговом кредите"; Закон Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц"; Закон Российской Федерации от 13 декабря 1991 г. "О налоге на имущество предприятий"; Закон Российской федерации "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения".

Второй этап налоговой реформы начинается с принятием Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года. В 1993 году все острее назревали потребности обновления и дальнейшего развития налогового законодательства, которое впервые приобретает значение подотрасли финансового законодательства.

Третий этап начался в 1998 году и продолжается до сих пор. Его начало было ознаменовано принятием 31 июня 1998 года части первой Налогового кодекса. В 2001 году вступила в силу часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации, которая включала в себя главы, посвященные четырем налогам: Налог на добавленную стоимость, Акцизы, Налог на доходы физических лиц, Единый социальный налог.

Налоговая система России в настоящее время находится на завершающем этапе своего реформирования. Основные меры по совершенствованию налоговой системы, направленные на ее упрощение, повышение справедливости и экономической обоснованности взимаемых налогов и сборов, а также связанные со снижением налоговой нагрузки уже осуществлены:

- упразднены «оборотные» налоги и налог с продаж а также целый ряд неэффективных налогов, что обеспечило заметное упрощение налоговой системы;

       - вместо     имевшихся     ранее     самостоятельных     отчислений     в государственные социальные внебюджетные фонды введен единый социальный налог с возможностью снижения относительной суммы налога при увеличении размера выплат физическим лицам. С 2005 года произошло существенное снижение ставки ЕСН с 35,6 % до 26 % и облегчен доступ к регрессивной шкале налогообложения;

-                     снижены налоговые ставки по налогу на доходы физических лиц и налогу на прибыль организаций, что, в конечном счете, привело к росту поступлений по этим налогам;

-                     введен принципиально новый порядок исчисления налога на прибыль, соответствующий системам  налогообложения,    применяющимся     в международной практике;

-                     реформирована система налогообложения добычи полезных ископаемых и, прежде всего, добычи углеводородного сырья. Наряду с новой системой экспортных пошлин это обеспечило изъятие в доход государства значительных сумм, не связанных с деятельностью недропользователей и обусловленных исключительно высоким уровнем мировых цен на такое сырье;

-              заметно упрощен и облегчен режим налогообложения малого бизнеса и  сельскохозяйственных  товаропроизводителей  за  счет  введения  трех специальных налоговых режимов;

- начата реформа имущественного налогообложения, предусматривающая уменьшение числа объектов налогообложения по налогу на имущество организаций и новую систему земельного налога, ориентированную на кадастровую стоимость земельных участков;

-              обеспечено более равномерное распределение налоговой нагрузки на всех налогоплательщиков, в том числе за счет отмены неэффективных налоговых льгот и ликвидации «внутренних оффшоров»;

- улучшилось налоговое администрирование, что привело к заметному росту собираемости налоговых платежей.

Современная налоговая система России на стадии становления и развития позаимствовала ряд принципов налогообложения западных стран, сохраняется эта тенденция и сейчас. Сравнительно недавно общими для всех систем стали следующие принципы:

- компании - резиденты государства уплачивают налоги со всех своих доходов, в том числе с полученных за рубежом; для устранения двойного налогообложения налог, уплаченный в стране, с  которой  государство заключило специальное соглашение, учитывается в пределах внутренней ставки налога;

-              физическое лицо считается резидентом страны, если находится в ней более 183 дней в течение одного налогового периода;

-              отсутствуют льготы по налогу на прибыль для  малого бизнеса
(компенсационные высокие ставки налога в среднем диапазоне дохода в
США, Великобритании, уплата корпоративного налога по полной ставке
закрытыми (семейными) компаниями в Великобритании; отмена льгот в
первые годы деятельности малого предприятия в Российской Федерации);

-              применение метода ускоренной (нелинейной) амортизации при расчете налога на прибыль;

-              усиление  налогообложения  с  помощью  имущественных  налогов (увеличение налога на прибыль за счет налога на прирост капитала в 1,1-1,3 раза в зарубежных странах; переход на фактическую стоимость имущества при его налогообложении в Российской Федерации);

-              налогообложение подоходным налогом натуральной оплаты труда.

Однако налоговая система России существенно отличается от систем развитых стран мира.

Несмотря на многочисленные изменения и уточнения налогового законодательства, в России имеется ряд нерешенных проблем. Главы Налогового кодекса Российской Федерации до сих пор остаются далекими от совершенства. В данной дипломной работе рассмотрен ряд неясностей, противоречий и казусов, закрепленных действующим налоговым законодательством Российской Федерации и предприняты попытки найти пути по их устранению.

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.                  Конституция (Основной Закон) Российской Федерации от 12 декабря 1993 года.

2.                  Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 года №146—ФЗ.

3.                  Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 года №117-ФЗ.

4.                  Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998г. №145- ФЗ.

5.                  Гражданский кодекс РФ (части первая, вторая, третья).

6.                  Закон РФ «О налоговых органах РФ» №943 – I от 21 марта 1991г.

7.                  Закон РФ «О налогах на имущество физических лиц» №2003-I от 9 декабря 1991г.

8.                  Указ  Президента РФ «О государственной налоговой службе РФ» №340 от 31 декабря 1991г.

9.                  Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» №506 от 30 сентября 2004г.

10.             Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой НК РФ» №41/9 от 11 июля 1999г.

11.             Закон Российской Федерации "Об основах налоговой системы в РФ" от 27 декабря 1991 года №2118-1.

12.             Закон Российской Федерации «О плате за землю» от 11 октября 1991 года №1738-1.

13.             Закон Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" от 9 декабря 1991 года №2003-1.

14.             Закон Республики Северная Осетия-Алания «О транспортном
налоге» от 26 ноября 2002 года №25-РЗ.

15.             Евстигнеев Е.Н. Основы налогообложения и налогового права. - М., 2000г.

16.             Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. - М., 2001.

17.              

18.             Черник Д.Г. Налоги и налогообложение: Учебник - ИНФРА -
М: 2004г.

19.             29.              Пансков   В.Г.   Налоги   и   налогообложение   в   Российской Федерации: Учебник - МЦФЭР, 2004 г.

20.             Александров  И.М.  Налоги  и  налогообложение:   Учебник
Дашков и К, 2006г.

21.             Налоги     и     налогообложение:     Учебник/Под    ред.     М.В.
Романовского, О.В. Врублевской. - Питер, 2006г.

22.             Налоги и налогообложение. Учебное пособие для вузов / под
ред. проф. Г.Б. Поляка, проф. А.Н.Романова. - М.: Юнити -Дана, 2006 г.

23.             Финансы: Учебное пособие /Под ред. Ковалевой A.M. - М.:
«Финансы и статистика», 2005 г.

24.             Финансы.:  Учебник для вузов;  (Под ред.  Романовского М.В., Врублевской О.В., Сабанти Б.М.). - М.: Издательство «Перспектива», издательство «Юрайт», 2004г.

25.             Боброва      А.В.,      «Сравнительный      анализ      налогового
законодательства  России   и   зарубежных   стран»/   "Законодательство   и
экономика", N 7, июль 2004 г.

Информация о работе Развитие налогового законодательства в современных условиях