Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 18:57, дипломная работа
Цель представлена рядом задач:
1. Дать понятие налоговому праву и налоговому законодательству.
2. Рассмотреть этапы развития налогового законодательства в России.
3. Определить роль Налогового кодекса в системе источников налогового права России.
4. Выявить проблемы налогообложения в РФ и пути их решения.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. Сущность и значение налогового законодательства
в России……………………………………………………………………………5
1.1. Понятие и содержание налогового права и налогового
законодательства …………………………………………………………….…...5
1.2. Развитие налогового законодательства в
дореволюционной России……………………………………………………….19
Глава 2. Формирование современной системы законодательной
базы налогообложения в России……………………………………………..…29
2.1. Предпосылки принятия Налогового Кодекса в РФ………………………29
2.2. Налоговый Кодекс в системе источников налогового права России…....46
Глава 3. Проблемы налогообложения в Российской Федерации
и пути их решения……………………………..………………………..……...60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………
6) принцип обеспечения сбалансированности бюджетов разного уровня (статья 114 возлагает на Правительство РФ обеспечение и исполнение налоговых обязательств в рамках федерации, субъектов, местного самоуправления в интересах как единого экономического пространства, так и в интересах отдельных регионов).
7) принцип самостоятельности местного самоуправления в сборе местных налогов и распоряжении своими бюджетными средствами (ст. 132 устанавливает права органов местного самоуправления самостоятельно управлять муниципальной собственностью, формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы, решать иные вопросы).
8) принцип равенства налогоплательщиков перед государством и
законом (вытекает из смысла ст. 19 Конституции РФ).
9) принцип обязательности уплаты налогов, учета налогоплательщика (статья 57 включает обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы) и неотвратимости ответственности за нарушение налогового законодательства.
10) принцип защиты имущественных прав налогоплательщиков от
неправомерных действий должностных лиц и иного ущерба, обязательность возврата из бюджета неправильно взысканных налогов (ст.8, пункт 2 защищает равным образом частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности).
11) принцип предотвращения двойного налогообложения и
неотягощения налогового бремени (хотя он прямо не вытекает из Конституции РФ, но из смысла ст.34 и 35 вытекает право на свободное
использование своих способностей в предпринимательской деятельности и
неотчуждаемость имущества, что возможно при разумном налоговом
бремени; статья 57 определяет, что законы, отягчающие налоговое бремя
обратной силы не имеют, статья 6 Закона РФ "Об основах налоговой системы РФ" закрепляет однократность налогообложения).
12) принцип публичности и гласности информации в налоговых
отношениях (статья 29 гарантирует права граждан получать информации:
любым законным способом, за исключением сведений составляющие
государственную тайну).
13) принцип социальной ориентированности налоговой политики (статьи 7 провозглашает РФ социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека).
14) принцип обеспечения законности и правопорядка в налоговых
отношениях, защита интересов участников налоговых отношений в суде
(ст. 123 подчеркивает гласность судопроизводства, осуществление его на
основе состязательности и равноправия сторон).
Третий этап начался в 1998 году и продолжается до сих пор. Его начало было ознаменовано принятием 31 июня 1998 года части первой Налогового кодекса. Неурегулированность налоговых правоотношений являлось одним из факторов экономической и социальной напряженности. Важнейшей задачей в этих условиях являлось принятие Налогового кодекса Российской Федерации. Только в рамках кодекса можно было закрепить основные цели и задачи налоговой политики, создать отвечающую требованиям экономической и социальной эффективности налоговую систему. Общие нормы и принципы Налогового кодекса Российской Федерации распространяют свое действие на все нормы налоговых институтов, что способствовало развитию правовых возможностей разрешения споров в налоговом праве. Форма целостного, комплексного акта дала возможность увязать и сбалансировать права и обязанности как налогоплательщика, так и налоговых органов. Это также дало возможность более детально реализовать на практике принцип разграничения полномочий между государственными органами Российской Федерацией, ее субъектов и органами местного самоуправления.[16]
Активно начали работать основные качества кодифицированных актов:
- всеобщность применения, что особенно важно в условиях поиска
баланса интересов, прав и обязанностей Российской Федерации и ее
субъектов;
- системность - целостный и комплексный охват экономического и
правового материала;
- особая правовая значимость;
- высшая технико-юридическая отработанность;
- длительность действия, стабильность юридических режимов.
Осуществление налоговой реформы по перечисленным направлениям привело к более справедливому распределению налоговой нагрузки, существенно ослабило стимулы к уклонению от уплаты налогов, позволило стабилизировать и снизить номинальные ставки налогов.
Важнейшим результатом проведения налоговой реформы стал рост доходов бюджета, что существенно облегчило решение задачи сокращения бюджетного дефицита.
В 2001 году вступила в силу часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации, которая включала в себя главы, посвященные четырем налогам: Налог на добавленную стоимость, Акцизы, Налог на доходы физических лиц, Единый социальный налог[17].
В 2002 году была введена Глава 25 Налогового кодекса РФ "Налог на прибыль организаций" и Глава 26 «Налог на добычу полезных ископаемых»[18].
Начало 2003 года ознаменовалось решением различных вопросов, связанных с применением специальных налоговых режимов - Упрощенной системы налогообложения и Единого налога на вмененный доход.
Изменения в налоговом законодательстве, которые вступили в силу с 1 января 2004 года, по степени своей радикальности заметно отличаются от тех "потрясений", которые пережили налогоплательщики в 2001-2003 годах. Введена Глава 30 «Налог на имущество организаций», устанавливающая новый порядок исчисления налога на имущества организаций. Как и ранее, данный налог относится к числу региональных. Устанавливая налог, законодательные органы субъектов РФ определяют налоговую ставку в установленных пределах, порядок и сроки уплаты налога, форму отчетности по налогу. В законах субъектов РФ могут также предусматриваться дополнительные налоговые льготы.
Также, в соответствии с Федеральным законом от 11.11.2003 года №148-ФЗ введена Глава 25.1 «Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов».[19]
С 1 января 2005 г. в соответствии с Федеральным законом от 28 июля 2004 года введена Глава 25.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации «Водный налог».
Кроме того, Федеральным законом от 2 ноября 2004 г. N 127-ФЗ введена в действие еще одна глава части второй Налогового кодекса РФ - глава 25.3 "Государственная пошлина".
В новой главе 25.3 в основном сохранен ранее действовавший порядок исчисления и уплаты государственной пошлины, регулируемый Законом РФ от 9 декабря 1991 г. N 2005-1 "О государственной пошлине" (в ред. изм. и доп.). Вместе с тем новый порядок исчисления и уплаты государственной пошлины содержит ряд новых существенных моментов.[20]
При подготовке нормативных актов, относящихся к налоговой системе, предусматривались следующие направления ее реформирования:
- кардинальное упрощение налоговой системы, сокращение общего числа налогов и установление исчерпывающего перечня налогов, применение
которых допустимо на территории Российской Федерации;
- выравнивание условий налогообложения за счет резкого сокращения числа налоговых льгот;
- расширение базы налогообложения за счет распространения реального налогового бремени на сферы, в которых больше всего практикуется уклонение от налогов;
- выравнивание фактического уровня налогообложения заработной платы и других видов доходов (с учетом отчислений во внебюджетные фонды);
- установление предельных ставок для региональных и местных налогов;
- снижение ставок штрафов и пеней;
-кодификация правил, регламентирующих взаимоотношения налогоплательщика и налоговых органов с целью устранения противоречий гражданского и налогового законодательства, обеспечения защиты прав налогоплательщиков.
Современная российская система налогов и сборов представляет собой совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков - юридических и физических лиц на территории страны. Все налоги, сборы, пошлины и другие платежи "питают" бюджетную систему РФ. Кроме того, существуют государственные внебюджетные фонды, доходная часть которых формируется за счет целевых отчислений. Источником этих отчислений также является произведенный валовый внутренний продукт, за счет которого на стадии образования первичных доходов формируются соответствующая часть платежей во внебюджетные фонды социального назначения по тарифам страховых взносов, привязанных к оплате труда и включаемых в себестоимость продукции.
Особенности налоговых отношений вытекают из многогранности социально-экономических функций налоговой системы и условий реализации налоговых норм в интересах государства и граждан. Специальные функции налогов формируют структуру налоговой системы, определяют ее основные звенья, правовые институты, принципы и методы. К таким функциям относятся следующие:
1) реализация конституционных основ налогового федерализма установлением совместной налоговой компетенции федерации и ее субъектами (конституционная);
2) создание общего налогового режима в интересах формирования единого рынка (координирующая);
3) обеспечение доходов бюджетов разного уровня (фискальная);
4) регулирование через систему налоговых льгот и налоговых санкций производственной и социальной активности (стимулирующая);
5) координация и контроль финансовой деятельности с использованием госорганами налоговых методов (контрольная);
6) влияние налоговых отношений на возникновению условий для согласования и взаимодействия различных финансовых и правовых сфер в интересах развития современного права в сфере экономики и финансов (межотраслевая);
7) формирование системы норм налогового законодательства и его
кодификация (правовая);
8) защита национальных экономических интересов регулированием
таможенных и валютных обязательных платежей, специальным налоговым
режимом иностранных инвестиций, обеспечивающих внешнеэкономическую безопасность государства (внешнеэкономическая).
Существенными условиями налогообложения, характеризующими налоговую систему, являются[21]:
- принципы налогообложения;
- порядок установления и введения налогов;
- система налогов;
- порядок распределения налоговых поступления между бюджетами
различных уровней;
- права и обязанности участников налоговых отношений;
- формы и методы налогового контроля;
- ответственность участников налоговых отношений;
- способы защиты прав и интересов участников налоговых отношений.
Налоговая система характеризует налоговый правопорядок в целом. В условиях рыночной экономики у государства остается меньше возможностей влиять на развитие тех или иных процессов в обществе путем прямых предписаний и запретов. Через налоги государство влияет на социальную структуру общества в целом. Налоги, особенно прямые, все больше приобретают значение контрольного института. Многие государства обходятся без прямых налогов с населения: Бруней, Бахрейн, Катар, Кувейт, Северная Корея. Хотя экономическое и политическое положение этих стран различно, однако у них ест общая черта - участие населения в управлении государством минимально. При этом ощущается прямая связь политической системы с системой налогообложения: косвенные налоги скрывают от налогоплательщика сумму, которую он платит государству, подавляют стремление к самоуправлению. Прямые налоги, наоборот, побуждают каждого налогоплательщика контролировать расходование правительством сумм, уплаченных в виде налогов. В связи с этим необходимость налоговой реформы диктуется не только происходящими экономическими преобразованиями, но и ломкой политических отношений, становлением демократического общества.
В последние годы в Российской Федерации происходит быстрое развитие налогового права. Появляются новые виды налогов и существенно меняются уже существующие. Многие нормы налогового права долгое время носили подзаконный характер, т.е. регулировались в основном указами Президента и постановлениями Правительства. Но сейчас в настоящее время действует единый кодифицированный законодательный акт - Налоговый кодекс Российской Федерации.
В основах содержится пять общих принципов построения налоговых систем, которые прошли проверку на эффективность во многих странах[22].
Первый принцип: страна должна иметь единый документ, в котором обобщено все налоговое законодательство. По мнению авторов, это необходимо для того, чтобы потребности в доходах были оценены с общей точки зрения и не принимались новые законы всякий раз, когда правительству нужны деньги.
Справедливость данного принципа не вызывает сомнений. Огромное число нормативных актов, составлявших до принятия Налогового кодекса российское налоговое законодательство, вызывало немало нареканий налогоплательщиков, усложняло и без того непростой процесс становления современной отечественной налоговой системы. Принятие масти первой НК РФ снимает" многие противоречия, позволяет унифицировать налоговое законодательство, приводит его в соответствие с гражданским, бюджетным и другими отраслями права. С вводом в действие части второй НК РФ первый принцип Основ действует и в российской налоговой системе.
Информация о работе Развитие налогового законодательства в современных условиях