Развитие налогового законодательства в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 18:57, дипломная работа

Описание работы

Цель представлена рядом задач:
1. Дать понятие налоговому праву и налоговому законодательству.
2. Рассмотреть этапы развития налогового законодательства в России.
3. Определить роль Налогового кодекса в системе источников налогового права России.
4. Выявить проблемы налогообложения в РФ и пути их решения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

Глава 1. Сущность и значение налогового законодательства
в России……………………………………………………………………………5
1.1. Понятие и содержание налогового права и налогового
законодательства …………………………………………………………….…...5
1.2. Развитие налогового законодательства в
дореволюционной России……………………………………………………….19

Глава 2. Формирование современной системы законодательной
базы налогообложения в России……………………………………………..…29
2.1. Предпосылки принятия Налогового Кодекса в РФ………………………29
2.2. Налоговый Кодекс в системе источников налогового права России…....46

Глава 3. Проблемы налогообложения в Российской Федерации
и пути их решения……………………………..………………………..……...60

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………68

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………

Работа содержит 1 файл

диплом налоговое законодательство.doc

— 332.50 Кб (Скачать)

Не подлежали налогообложению следующие виды доходов:

■                              паевые взносы членов обществ взаимного кредита;

■                              служебное вознаграждение в действующей армии;

■                              пенсии и пособия за службу в войсках и флоте, а также некоторые иные виды пенсий;

■                  пособия на погребение членов семьи плательщика.

Указанным положением предусматривалась достаточно  дробная  шкала; налогообложения: всего выделялась 91 позиция. В качестве примера приведем ставки, установленные положением на первые годы (1917 - 1919 гг.). Не подлежал налогообложению годовой доход менее 850 руб. С дохода от 850 до 900 руб., должно было быть уплачено 6 руб. С дохода от 900 до 1000 руб. должно было быть уплачено 7 руб. и т. д. С доходов, превышавших 400 тыс. руб., должно было быть уплачено 48. руб. плюс 1250 руб. на каждые полные 10 тыс. руб. дохода.

Однако данное положение так и не было реализовано. События 1917 г. заблокировали введение этой модели подоходного налога. Тем не менее, именно это положение подоходном налоге можно считать первой версией отечественного подоходного обложения.

Фактически к началу 1917 г. в России действовали следующие основные налоги:

■                  поземельный налог, который носил раскладочный характер;

■                  поземельные сборы, существовавшие на территории польских губерний Сибири и некоторых других местностей;

■                  налоги с недвижимых имуществ;

■                  подымная подать, взимавшаяся в посадах и селениях Польских губерний;

■                  кибиточная подать, взимавшаяся в ставропольской губернии, Степном и Туркестанском краях;

■                             оброчная подать и платежи переселенцев за пользование казенной землей;

■                             квартирный налог;

■                             промысловый налог

■                             налог на денежный капитал;

■                             эмиссионный налог с акций и облигаций;

■                             некоторые другие налоги.

Существенной характеристикой российского налоговой системы того времени было разнообразие налогов, применявшихся на разных территориях Российского государства. Налоговая система, действовавшая на территории польских губерний, существенно отличалась от той, что использовалась в губерниях Центральной России, а налогообложение на территории Средней Азии имело немного общих черт с налоговой системой сибирских губерний.

Основные налоговые реформы 30-х годов XX века.

Основными этапами в налоговой истории России послереволюционного периода можно считать следующие.

Первый этап довольно короткого довоенного периода фактически охватывал всего несколько месяцев (с конца 1917 г. до осени 1918 г.) относительно мирного существования, прерванного Гражданской войной. Для этого периода было в целом характерно как использование действовавших в предшествующие годы налогов с некоторым пересмотром основных налогоплательщиков и размеров ставок (акцизы, госпошлина), так и введение новых налогов. В тот период основными налогами, действовавшими в стране, были следующие:

■                  фактически введенный в действие подоходный налог, основные положения которого достаточно существенно отличались от его дореволюционного предшественника;

■                  промысловый налог, взимание которого было переложено на мелкие, не национализированные предприятия;

■                  акцизы;

■                  государственная пошлина;

■                  5%-ный сбор от оборота торговых предприятий;

■                  сбор с частных предприятий в фонд обеспечения семей красноармейцев;

■                  сбор в фонд детского питания.

Второй этап в развитии системы налогообложения в постреволюционный период и мероприятиями военного коммунизм. Его основными характерными чертами были ориентация на использование натуральных форм обложения, так называемый классовый подход к определению круга налогоплательщиков, принудительные военизированные формы изъятия ресурсов, постепенный отказ от денежных налогов, введение так называемых чрезвычайных налогов (фактическая экспроприация имущества и средств у городского населения) и натурального налога с сельских хозяев, на практике вылившегося в продразверстку.

Третий этап охватывает годы новой экономической политики, когда начали активно использоваться налоговые инструменты, и постепенное затухание «налоговой активности» государства, закончившееся проведением налоговой реформы 1930 г., когда роль налоговых механизмов в стране была существенно ограничена. На протяжении этого периода налоговая система не оставалась неизменной, в нее постепенно вносились изменения и дополнения.

Рассмотрим некоторые элементы налоговой системы данного периода более подробно.

Положение 1922 года «О подоходном налоге» не предусматривало обложения данным налогом заработной платы рабочих и служащих, а также доходов государственных и кооперативных предприятий. На доходы этих видов распространялись особые правила обложения. Но уже в 1923 г. было сформировано новое положение о подоходно-поимущественном налоге. Эта система обложения представляла собой двухступенчатый налог. На первой ступени взимался основной подоходный налог (или так называемый классный налог), который зависел от вида доходов (от личного труда по найму, от личного труда не по найму, нетрудовые доходы) и от профессии налогоплательщика. Для уплаты налога устанавливались твердые ставки, которые дифференцировались в зависимости от источников доходов и их (источников) местонахождения. Не облагаемый минимум существовал по классному налогу только для рабочих и служащих с заработком до 75 руб. в месяц. Классный налог дополнился прогрессивным подоходным обложением (второй ступени), взимаемым с совокупного дохода от всех источников с зачетом уплаченных ранее сумм классного налога. Все группы налогоплательщиков (кроме рабочих и служащих) при наличии у них имущества, не являющегося предметом промысла и предметом личной домашней обстановки, должны были уплачивать дополнительный поимущественный налог.

Подоходный налог в 1923 г. был распространен также и на доходы государственных и кооперативных предприятий. Фактически этот налог представлял собой налог на доходы граждан, а также частных юридических лиц. Его ставка варьировались от 0,83 до 15% в зависимости от объема доходов.

Итак, в Российской империи в конце XIX - начале XX века основной формой обложения торговли и промышленности был государственный промысловый налог из двух основных компонентов:

■                 основного сбора, который представлял собой внесение платы за промысловые свидетельства

■                 дополнительного сбора, который, в свою очередь, состоял из разнообразных сборов, адресованных различным по статусу юридическим и физическим лицам.

 

Глава 2. Формирование современной системы законодательной базы налогообложения в России.
2.1. Предпосылки принятия Налогового Кодекса в РФ
            В Российской Федерации налоговая реформа в своем развитии прошла три этапа. Долгие годы регулирование налоговой сферы не признавалось важнейшей государственной задачей и осуществлялось подзаконными актами, в том числе множеством ведомственных инструкций. Чисто фискальная функция налогов выражалась в прямом их изъятии и накоплении на союзном уровне с последующим распределением средств "сверху - вниз" Проведение реформ в России потребовало коренного изменения налоговых отношений[12].

В 1991 году начинается первый этап налоговой реформы, принимается целый комплекс законов. Базовым стал Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", принятый 27 декабря 1991 года N 2118-1. Этот закон определил общие принципы построения налоговой системы в Российской Федерации, виды налогов, сборов, пошлин и других платежей (федеральные, субъектов Федерации и местные налоги), а также права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов.[13]

Вслед за ним были приняты и другие законы. Закон Российской Федерации от 6 декабря 1991 г. "О налоге на добавленную стоимость". Закон Российской Федерации от 7 декабря 1991 г. "О подоходном налоге с физических лиц". Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. "О налоге на прибыль предприятий и организаций". Закон Российской Федерации от 20 декабря 1991 г. "Об инвестиционном налоговом кредите". Закон Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц". Закон Российской Федерации от 13 декабря 1991 г. "О налоге на имуществе предприятий". Закон Российской федерации "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения".

В соответствие с Законом «Об основах налоговой системы» установление и отмена налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также льгот их плательщикам осуществляются Верховным Советом Российской Федерации и другими органами государственной власти.

По смыслу закона под "другими органами государственной власти" не понимались ни Президент Российской Федерации, ни Президиум Верховного Совета, а только Верховные Советы республик в составе Российской Федерации и местные советы народных депутатов.

На уровне Российской Федерации полномочия по всем ключевым налоговым вопросам принадлежали Верховному Совету Российской Федерации, который принимал по ним законы и постановления, имеющие определенное значение для всей системы налогового законодательства Только Верховный Совет Российской Федерации был вправе вводить и отменять налоги, а также вводить льготный режим налогообложения на территории Российской Федерации. Верховный Совет Российское Федерации мог делегировать право установления определенных налогов, а также льготного налогообложения на территории Российской Федерации другим законодательным или представительным органам власти.[14]

После распада СССР начались центробежные процессы, которые коснулись взаимоотношений центра и регионов по поводу взимания налогов Поэтому потребовалось более жесткое закрепление принципа единства налоговой политики. Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 10 июля 1992 г, "О мерах по обеспечению сбора и поступлений налоговых платежей в республиканский бюджет Российской Федерации было определено, что "законодательные и нормативные акты органов власти и  управления   по  вопросам  налогообложения   применяются   постольку поскольку они не противоречат закону РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Фактически же вопреки Конституции и закону об основах налоговой системы правовые акты по налоговым вопросам, входящим в компетенцию высшего представительного органа Российской Федерации принимали другие органы: Президент Российской Федерации, Президиум Верховного Совета, Правительство Российской Федерации. Президенту Российской Федерации V Съездом народных депутатов Российской Федерации было предоставлено право принимать указы, носящие нормативный характер и изменяющие действующие законы.

22 декабря 1993 г. Президентом Российской Федерации был принят Указ N 2268 "О формировании республиканского бюджета Российской Федерации и взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации в 1994 году". Этим указом был осуществлен переход от принципа единства налоговой политики к налоговой децентрализации. Указ установил, что "дополнительные налоги и сборы в республиках в составе Российской Федерации; краях, областях, автономных округах, городах Москве и Санкт-Петербурге, дополнительные местные налоги и сборы, не предусмотренные законодательством Российской Федерации, могут вводиться решением органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных органов государственной власти. При этом уплата этих налогов должна производиться за счет прибыли, остающейся у предприятий и организаций после уплаты налога на прибыль". Таким образом, в дополнение к налогам, установленным федеральным законодательством, органы власти субъектов Федерации и местные органы власти могли устанавливать и вводить в действие любые налоги без ограничения их размера[15].

Второй этап налоговой реформы начинается с принятием Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года. В 1993 году все острее   назревали   потребности   обновления   и   дальнейшего   развития налогового законодательства, которое впервые приобретает значение подотрасли финансового законодательства.

Нормы Конституции РФ, касающиеся защиты прав и свобод человека и гражданина, установлены, чтобы на практике реализовать конституционную защиту частной собственности при осуществлении налоговых отношений, подтвердить приоритетность защиты прав налогоплательщика при толковании и коллизии правовых норм, обеспечить законность в налоговых правоотношениях.

Конституционные нормы и принципы, по которым построены налоговая система можно разделить на две группы: Первая - принципы определяющие основы налоговой политики и налоговых отношений между федерацией и субъектами. Вторая - принципы определяющие основы поведения и правовой статус участников налоговых отношений. К первой группе относятся:

1) принцип реализации совместного ведения федерации и субъектов в установлении общих принципов налогообложения и сборов в РФ (статья 72, пункт "и").

2) принцип обеспечения единства налоговой политики и налоговой системы на всей территории РФ (ст.8 гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг финансовых средств, статья 72, пункт "н", к совместному ведению федерации и субъектов относит установление     общих     принципов     организации     системы     органов государственной власти и местного самоуправления). Двойной уровень в построении    федерального    налогового    законодательства    с    учетом потребностей развития налогового федерализма и кодификации налоговых властных     и      имущественных     норм      между      государством      и налогоплательщиками (вытекает из смысла статьи 75 вытекает, что должны быть установлены  федеральным законом правовые  основы  об  общих принципах налогообложения и сборов в РФ (основы) и кодифицированы нормы, регулирующие возникновение и функционирование системы налогов РФ и налоговых отношений в целом (кодекс).

3) принцип   равенства   прав   субъектов   федерации   в   принятии
собственного налогового законодательства (ст.5, пункты 1, 2, 4, утверждают равенство и самостоятельность законодательства субъектов РФ).

4) принцип  конституционности  актов  налогового  законодательства, (статья 4 и статья 125 регламентируют, что акты (в том числе и налоговые) или их отдельные положения признанные неконституционными утрачивают силу).

5) принцип   регулятивности   (гибкости)   налоговых   платежей,   как инструмента  внешнеторговой  и   инвестиционной   политики   (статья   17 подтверждает действие на территории РФ общепринятых в мировой практике принципов и норм международного регулирования торгового оборота и движения капитала).

Информация о работе Развитие налогового законодательства в современных условиях