Автор: o*******@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 22:44, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть систему налоговых платежей и, в частности, налоговую систему Республики Беларусь, перспективы перестройки ее в ближайшие годы.
Задачи курсовой работы:
охарактеризовать основные виды налогов;
проанализировать роль налоговой системы в регулировании экономики;
рассмотреть налоговую систему Республики Беларусь;
проанализировать налоги, уплачиваемые в Республике Беларусь;
охарактеризовать основные элементы налоговой системы Республики Беларусь;
рассмотреть перспективы перестройки ее в ближайшие годы;
определить основные направления совершенствования налоговой системы в Республике Беларусь.
Введение……………………………………………………………………………...4
1 Классификация налогов. Прямые и косвенные налоги…………………………6
2 Налоговая система Республики Беларусь на современном этапе……………..15
3 Пути развития и совершенствования налоговой системы Республики Беларусь……………………………………………………………………………..22
Заключение………………………………………………………………………….30
Список использованных источников…………
Говорить же о значительном снижении налоговой нагрузки в Беларуси пока не приходится. В стране, как известно, с 2010 г. был отменен налог с выручки в размере 1% , но в то же время на 2% увеличена ставка налога на добавленную стоимость, который занимает наибольшую долю в структуре дохода бюджета, контролируемого налоговыми органами.
Также следует отметить, что не всегда отмена налогов приводит к значительному снижению налоговой нагрузки. Так, например, при отмене или уменьшении ставки налогов, включаемых в себестоимость товаров, работ, услуг (экологический налог от передвижных источников, отчисления в ФСЗН), увеличивается налоговая база для налогов, исчисляемых с прибыли.
Учитывая жесточайшую межстрановую конкуренцию за инвестора, а также последствия мирового финансового кризиса, следует понимать, что для привлечения инвестиций Беларусь должна чем-то выгодно отличаться от других стран.
Налоговая
система играет далеко не последнюю
роль при принятии инвестиционных решений.
Многочисленные рейтинги и исследования
говорят о том, что в этом направлении
нужно предпринимать более
Следует также отметить, что бухгалтерский учет и финансовая отчетность у нас, к сожалению, направлены исключительно на обслуживание налоговой системы. Поэтому воспринимаются и оцениваются инвесторами в комплексе с налоговой системой. А бухгалтерский учет у нас излишне зарегулирован: часто для оформления простой бухгалтерской операции требуется заполнять множество документов, незначительные ошибки в которых ведут к серьезным штрафным санкциям. [21]
Для упрощения процедур налогового администрирования МНС осуществляет разработку программно-технического комплекса по автоматизации расчета подлежащих уплате в бюджет сумм налогов, сборов (пошлин) и представлению в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде (АИС ”Расчет налогов“). С внедрением в 2009 г. первого этапа этого комплекса плательщики получили возможность подавать налоговые декларации (расчеты) в электронном виде без непосредственного посещения налоговых органов. Следующим этапом внедрения комплекса станет разработка до 1 января 2011 г. программного продукта, позволяющего осуществлять расчет налогов в автоматизированном режиме на основе данных бухгалтерского учета. Окончательная реализация существенно упростит взаимодействие плательщиков с налоговыми органами. [17]
К сожалению, у нас отсутствует грамотно выстроенная структура уменьшения налогооблагаемой базы. Отпугивает инвестора отсутствие механизма переноса убытков прошлых лет на будущие периоды, который является своего рода возможностью рассчитывать и уплачивать налог на прибыль с нарастающим итогом в течение нескольких лет.
Сегодня льготами по налогу на прибыль имеют возможность пользоваться исключительно прибыльные предприятия. В то же время анализ мирового опыта показывает, что как для государства, так и для плательщиков гораздо важнее не льготирование, а возможность иметь эффективный механизм компенсации убытков, полученных как в период становления отдельной компании, так и в кризисные периоды.
По результатам исследования среди 117 крупнейших стран мира, сегодня приходится с сожалением констатировать, что в списке государств, где практика переноса убытков не применяется, оказались всего три, в том числе Беларусь. И это при том, что данный механизм давно и успешно является эффективным методом налогового стимулирования в странах СНГ.
Отсутствие
механизма переноса убытков снижает
ожидаемую доходность инвестиций, что
приводит к отказу иностранных инвесторов
вести бизнес в Беларуси или развивать
новые направления
Налоговая система в Беларуси должна стать дополнительным фактором конкурентоспособности и роста национальной экономики, ее инвестиционного климата и уровня экономической свободы. Поэтому необходимость реформирования очевидна.
Для того чтобы стать страной, привлекательной для инвесторов, необходимо дальнейшее сокращение налоговой нагрузки: снижение ставки налога на добавленную стоимость, снижение размера отчислений в фонд социальной защиты от фонда оплаты труда, что повысит конкурентоспособность предприятий и позволит многим уйти от выплаты зарплаты в конвертах.
Следовало
бы отказаться от формирования инновационных
фондов за счет коммерческих предприятий,
а отчисления в инновационный
фонд Министерства архитектуры и
строительства следует
Также
важно упростить порядок
Стране необходимо провести реформирование системы бухгалтерского учета и отчетности на основе лучшей мировой практики, дать субъектам хозяйствования возможность составлять финансовую отчетность исключительно по МСФО. И это далеко не полный перечень тех изменений, которые назрели уже давно.[21]
Оперативное реагирование на изменения состояния национальной экономики, будь то поведение предпринимательских организаций или государственных органов, должно быстро анализироваться и при необходимости отражаться в законодательстве путем внесения корректив или дополнений.
В Нью-Йорке (США) большую часть всех доходов бюджета получают от одного имущественного дохода (40%), а в Гааге этот налог приносит 53% собственных доходов города.
В
настоящее время в
Таким образом, основными направлениями дальнейшей реформы налоговой системы должны стать:
-
улучшение налоговой структуры
за счет повышения доли и
значения прямого
-
оптимизация соотношения
Следует продолжить работу по приведению действующего налогового законодательства в соответствие с требованиями Всемирной торговой организации, упорядочению ставок таможенных пошлин в условиях подготовки Республики Беларусь в эту организацию.
Таким
образом, успешная реализация данных направлений
приблизит характеристики налоговой
системы страны к международным
стандартам, позволит более эффективно
использовать бюджетно-налоговый механизм
для повышения эффективности и конкурентоспособности
национальной экономики. [17]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Налоговая система - один из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов социального и экономического развития.
Во
все времена налоговые
Но каким бы многоликим ни был налоговый мир на протяжении столетий, суть его, несмотря на многовековую модификацию видов и форм взимания налогов, сохранилась. И сегодня налоги - это обязательные платежи, уплачиваемые субъектами экономической деятельности и гражданами из своего дохода в бюджет государства для удовлетворения общественных потребностей по ставкам, установленным в законодательном порядке.
Фискальная направленность налогообложения, как показывает опыт развитых государств, сопровождается противоречивыми последствиями. С одной стороны, рост налоговых поступлений в доходах бюджета создает реальные возможности для государственного воздействия на воспроизводственные процессы. Правительство получает денежные средства для ускорения процессов разгосударствления и приватизации, стимулирования роста объемов производства и его реструктурирования и т.д.
С
другой стороны, рост налогового бремени
имеет отрицательные
Необходимо отметить, что изменение микро- и макроэкономической ситуации может быть предопределено использованием конкретного вида налогообложения. Так, повышение ставки налога на прибыль сопровождается снижением: нормы прироста капитала, что может отразиться на размерах капиталовложений, совокупного предложения; налога на потребление - сокращением потребления, включая импортные товары, что отразится на распределении ресурсов; налога на экспорт - уменьшением спроса на внешних рынках и притока иностранной валюты в страну, если эти изменения повлияли на цены экспортной продукции, снижением заинтересованности отечественных предпринимателей в производстве данной продукции, а возможно, и сокращением внутреннего предложения.
Практика также свидетельствует, что попытка правительств за счет высокого налогообложения решить проблему наполнения бюджета даже в условиях развитого рынка приносит успех в ограниченном промежутке времени. Действительно, вначале рост ставок сопровождается увеличением налоговых поступлений в бюджет (тем более в условиях роста инфляции). Но в дальнейшем большой налоговый пресс обусловливает спад деловой активности, свертывание производства, усиление инфляционных тенденций, снижение совокупного спроса и, как следствие, сокращение налоговых поступлений в бюджет, ухудшение финансового положения страны.
Следует отметить, что в последние годы и в настоящее время идет работа по упрощению налоговой системы Республики Беларусь. Создана рабочая группа для подготовки предложений об упрощении налоговой системы Республики Беларусь. С момента начала деятельности рабочей группы обеспечена отмена многочисленных налоговых платежей, комплексному упрощению налоговой системы и снижению налогового давления на выработаны предложения стратегического и стимулирующего характера по экономику.
Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т.д. несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным.
Нестабильность
налоговой системы на сегодняшний
день - главная проблема реформы налогообложения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1 Грисимова, Е. Н. Налогообложение: Учебное пособие / Е.Н. Грисимова -СПб., 2000.- 310с.
2 Хандога, О.С. Взгляд в историю налогообложения / О.С. Хандога //Вестник Государственного налогового комитета Республики Беларусь.- 2001.- №33.- С.63.
3 Брайчева, Т.В. Государственные финансы / Т.В. Брайчева. - СПб: Питер, 2001.-240с.
4 Налоги и налогообложение: учебник / Н.Е. Заяц Н23 [ и др.] ; под общ. ред. Н.Е. Заяц, Т.Е. Бондарь , И.Н. Алещкевич. – 5-е изд., испр. и доп.- Минск: Выш. Шк., 2008.- 320с.
5 Василевская, Т.И. Налоги Беларуси: Теория, методика и практика / Т.И. Василевская, В.А. Стасенко. – Минск.: Белпринт, 1999.- 544с.
6 Гюрджан, В.А. Налоги в Республике Беларусь: Теория и практика в цифрах и комментариях / В.А. Гюрджан, Н.Э. Масинкевич, В.В. Шевцова.-Минск.: Светоч, 2002.- 256с.
Информация о работе Пути развития и совершенствования налоговой системы Республики Беларусь