Пути развития и совершенствования налоговой системы Республики Беларусь

Автор: o*******@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 22:44, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть систему налоговых платежей и, в частности, налоговую систему Республики Беларусь, перспективы перестройки ее в ближайшие годы.
Задачи курсовой работы:
охарактеризовать основные виды налогов;
проанализировать роль налоговой системы в регулировании экономики;
рассмотреть налоговую систему Республики Беларусь;
проанализировать налоги, уплачиваемые в Республике Беларусь;
охарактеризовать основные элементы налоговой системы Республики Беларусь;
рассмотреть перспективы перестройки ее в ближайшие годы;
определить основные направления совершенствования налоговой системы в Республике Беларусь.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...4
1 Классификация налогов. Прямые и косвенные налоги…………………………6
2 Налоговая система Республики Беларусь на современном этапе……………..15
3 Пути развития и совершенствования налоговой системы Республики Беларусь……………………………………………………………………………..22
Заключение………………………………………………………………………….30
Список использованных источников…………

Работа содержит 1 файл

титульник.doc

— 233.50 Кб (Скачать)

     Говорить  же о значительном снижении налоговой  нагрузки в Беларуси пока не приходится. В стране, как известно, с 2010 г. был отменен налог с выручки в размере 1% , но в то же время на 2% увеличена ставка налога на добавленную стоимость, который занимает наибольшую долю в структуре дохода бюджета, контролируемого налоговыми органами.

     Также следует отметить, что не всегда отмена налогов приводит к значительному снижению налоговой нагрузки. Так, например, при отмене или уменьшении ставки налогов, включаемых в себестоимость товаров, работ, услуг (экологический налог от передвижных источников, отчисления в ФСЗН), увеличивается налоговая база для налогов, исчисляемых с прибыли.

     Учитывая  жесточайшую межстрановую конкуренцию  за инвестора, а также последствия  мирового финансового кризиса, следует  понимать, что для привлечения  инвестиций Беларусь должна чем-то выгодно отличаться от других стран.

     Налоговая система играет далеко не последнюю  роль при принятии инвестиционных решений. Многочисленные рейтинги и исследования говорят о том, что в этом направлении  нужно предпринимать более решительные  шаги.

     Следует также отметить, что бухгалтерский учет и финансовая отчетность у нас, к сожалению, направлены исключительно на обслуживание налоговой системы. Поэтому воспринимаются и оцениваются инвесторами в комплексе с налоговой системой. А бухгалтерский учет у нас излишне зарегулирован: часто для оформления простой бухгалтерской операции требуется заполнять множество документов, незначительные ошибки в которых ведут к серьезным штрафным санкциям. [21]

     Для упрощения процедур налогового администрирования  МНС осуществляет разработку программно-технического комплекса по автоматизации расчета подлежащих уплате в бюджет сумм налогов, сборов (пошлин) и представлению в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде (АИС ”Расчет налогов“).  С внедрением в 2009 г. первого этапа этого комплекса плательщики получили возможность подавать налоговые декларации (расчеты) в электронном виде без непосредственного посещения налоговых органов. Следующим этапом внедрения комплекса станет разработка до 1 января 2011 г. программного продукта, позволяющего осуществлять расчет налогов в автоматизированном режиме на основе данных бухгалтерского учета.  Окончательная реализация существенно упростит взаимодействие плательщиков с налоговыми органами. [17]

     К сожалению, у нас отсутствует грамотно выстроенная структура уменьшения налогооблагаемой базы. Отпугивает инвестора отсутствие механизма переноса убытков прошлых лет на будущие периоды, который является своего рода возможностью рассчитывать и уплачивать налог на прибыль с нарастающим итогом в течение нескольких лет.

     Сегодня льготами по налогу на прибыль имеют  возможность пользоваться исключительно  прибыльные предприятия. В то же время  анализ мирового опыта показывает, что как для государства, так  и для плательщиков гораздо важнее не льготирование, а возможность иметь эффективный механизм компенсации убытков, полученных как в период становления отдельной компании, так и в кризисные периоды.

     По  результатам исследования среди 117 крупнейших стран мира, сегодня приходится с сожалением констатировать, что в списке государств, где практика переноса убытков не применяется, оказались всего три, в том числе Беларусь. И это при том, что данный механизм давно и успешно является эффективным методом налогового стимулирования в странах СНГ.

     Отсутствие  механизма переноса убытков снижает  ожидаемую доходность инвестиций, что  приводит к отказу иностранных инвесторов вести бизнес в Беларуси или развивать  новые направления деятельности, которые в первое время будут  приносить убытки.

       Налоговая система в Беларуси должна стать дополнительным фактором конкурентоспособности и роста национальной экономики, ее инвестиционного климата и уровня экономической свободы. Поэтому необходимость реформирования очевидна.

     Для того чтобы стать страной, привлекательной для инвесторов, необходимо дальнейшее сокращение налоговой нагрузки: снижение ставки налога на добавленную стоимость, снижение размера отчислений в фонд социальной защиты от фонда оплаты труда, что повысит конкурентоспособность предприятий и позволит многим уйти от выплаты зарплаты в конвертах.

     Следовало бы отказаться от формирования инновационных  фондов за счет коммерческих предприятий, а отчисления в инновационный  фонд Министерства архитектуры и  строительства следует производить  пропорционально доле государства в уставном фонде.

     Также важно упростить порядок расчета  ряда налогов, например экологического, дать возможность ежеквартально  уплачивать налог на добавленную  стоимость субъектам малого и  среднего предпринимательства вне  зависимости от объемов реализации товаров (работ, услуг), а также перейти на ежегодное предоставление декларации по налогу на прибыль.

     Стране  необходимо провести реформирование системы  бухгалтерского учета и отчетности на основе лучшей мировой практики, дать субъектам хозяйствования возможность составлять финансовую отчетность исключительно по МСФО. И это далеко не полный перечень тех изменений, которые назрели уже давно.[21]

     Оперативное реагирование на изменения состояния  национальной экономики, будь то поведение  предпринимательских организаций или государственных органов, должно быстро анализироваться и при необходимости отражаться в законодательстве путем внесения корректив или дополнений.

     В Нью-Йорке (США) большую часть всех доходов бюджета получают от одного имущественного дохода (40%), а в Гааге этот налог приносит 53% собственных доходов города.

     В настоящее время в собственности  определенной части населения сосредоточено  значительное имущество, которое должно облагаться налогом на имущество  по дифференцированным ставкам. Жилая площадь в пределах установленных норм не должна облагаться в отличие от излишней. Однако в Республике Беларусь доля налогов на собственность в ВВП остается незначительной, хотя за последнее время несколько возросла.

     Таким образом, основными направлениями дальнейшей реформы налоговой системы должны стать:

     - улучшение налоговой структуры  за счет повышения доли и  значения прямого налогообложения  и применения общепринятых моделей  построения основных налогов  и сборов, пересмотра применяемых  налоговых льгот и расширения налоговой базы каждого из установленных налогов и сборов;

     - оптимизация соотношения республиканских  и местных налогов и сборов  с ориентацией на повышение  роли и расширение самостоятельности  местных бюджетов за счет увеличения  удельного веса имущественных налогов, экологических платежей, которые будут являться основой формирования местных бюджетов.

     Следует продолжить работу по приведению действующего налогового законодательства в соответствие с требованиями Всемирной торговой организации, упорядочению ставок таможенных пошлин в условиях подготовки Республики Беларусь в эту организацию.

     Таким образом, успешная реализация данных направлений  приблизит характеристики налоговой  системы страны к международным  стандартам, позволит более эффективно использовать бюджетно-налоговый механизм для повышения эффективности и конкурентоспособности национальной экономики. [17] 

 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Налоговая система - один из главных элементов  рыночной экономики. Она выступает  главным инструментом воздействия  государства на развитие хозяйства, определения приоритетов социального и экономического развития.

     Во  все времена налоговые инструменты  активно применялись для обеспечения  эффективного использования природных  ресурсов, регулирования экономических  и других процессов в жизни общества.

     Но  каким бы многоликим ни был налоговый  мир на протяжении столетий, суть его, несмотря на многовековую модификацию  видов и форм взимания налогов, сохранилась. И сегодня налоги - это обязательные платежи, уплачиваемые субъектами экономической деятельности и гражданами из своего дохода в бюджет государства для удовлетворения общественных потребностей по ставкам, установленным в законодательном порядке.

     Фискальная  направленность налогообложения, как  показывает опыт развитых государств, сопровождается противоречивыми последствиями. С одной стороны, рост налоговых поступлений в доходах бюджета создает реальные возможности для государственного воздействия на воспроизводственные процессы. Правительство получает денежные средства для ускорения процессов разгосударствления и приватизации, стимулирования роста объемов производства и его реструктурирования и т.д.

     С другой стороны, рост налогового бремени  имеет отрицательные последствия, которые проявляются непосредственно, воздействуя на экономические мотивы и стимулы, и опосредованно, изменяя общие, макроэкономические условия воспроизводства.

     Необходимо  отметить, что изменение микро- и  макроэкономической ситуации может  быть предопределено использованием конкретного  вида налогообложения. Так, повышение ставки налога на прибыль сопровождается снижением: нормы прироста капитала, что может отразиться на размерах капиталовложений, совокупного предложения; налога на потребление - сокращением потребления, включая импортные товары, что отразится на распределении ресурсов; налога на экспорт - уменьшением спроса на внешних рынках и притока иностранной валюты в страну, если эти изменения повлияли на цены экспортной продукции, снижением заинтересованности отечественных предпринимателей в производстве данной продукции, а возможно, и сокращением внутреннего предложения.

     Практика  также свидетельствует, что попытка  правительств за счет высокого налогообложения  решить проблему наполнения бюджета  даже в условиях развитого рынка  приносит успех в ограниченном промежутке времени. Действительно, вначале рост ставок сопровождается увеличением налоговых поступлений в бюджет (тем более в условиях роста инфляции). Но в дальнейшем большой налоговый пресс обусловливает спад деловой активности, свертывание производства, усиление инфляционных тенденций, снижение совокупного спроса и, как следствие, сокращение налоговых поступлений в бюджет, ухудшение финансового положения страны.

     Следует отметить, что в последние годы и в настоящее время идет работа по упрощению налоговой системы  Республики Беларусь. Создана рабочая группа для подготовки предложений об упрощении налоговой системы Республики Беларусь. С момента начала деятельности рабочей группы обеспечена отмена многочисленных налоговых платежей, комплексному упрощению налоговой системы и снижению налогового давления на выработаны предложения стратегического и стимулирующего характера по экономику.

     Нестабильность  наших налогов, постоянный пересмотр  ставок, количества налогов, льгот и  т.д. несомненно, играет отрицательную  роль, особенно в период перехода экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным.

     Нестабильность  налоговой системы на сегодняшний  день - главная проблема реформы налогообложения. 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

     1 Грисимова, Е. Н.  Налогообложение: Учебное пособие / Е.Н. Грисимова -СПб., 2000.- 310с.

     2 Хандога,  О.С. Взгляд в историю налогообложения / О.С. Хандога //Вестник Государственного налогового комитета Республики Беларусь.- 2001.- №33.- С.63.

     3 Брайчева, Т.В. Государственные финансы / Т.В. Брайчева. - СПб: Питер, 2001.-240с.

     4 Налоги и налогообложение: учебник / Н.Е. Заяц Н23 [ и др.] ; под общ. ред. Н.Е. Заяц, Т.Е. Бондарь , И.Н. Алещкевич. – 5-е изд., испр. и доп.- Минск: Выш. Шк., 2008.- 320с.

     5 Василевская, Т.И. Налоги Беларуси: Теория, методика и практика / Т.И. Василевская, В.А. Стасенко. – Минск.: Белпринт, 1999.- 544с.

     6  Гюрджан, В.А. Налоги в Республике Беларусь: Теория и практика в цифрах и комментариях / В.А. Гюрджан, Н.Э. Масинкевич, В.В. Шевцова.-Минск.: Светоч, 2002.- 256с.

Информация о работе Пути развития и совершенствования налоговой системы Республики Беларусь