Пути развития и совершенствования налоговой системы Республики Беларусь

Автор: o*******@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 22:44, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть систему налоговых платежей и, в частности, налоговую систему Республики Беларусь, перспективы перестройки ее в ближайшие годы.
Задачи курсовой работы:
охарактеризовать основные виды налогов;
проанализировать роль налоговой системы в регулировании экономики;
рассмотреть налоговую систему Республики Беларусь;
проанализировать налоги, уплачиваемые в Республике Беларусь;
охарактеризовать основные элементы налоговой системы Республики Беларусь;
рассмотреть перспективы перестройки ее в ближайшие годы;
определить основные направления совершенствования налоговой системы в Республике Беларусь.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...4
1 Классификация налогов. Прямые и косвенные налоги…………………………6
2 Налоговая система Республики Беларусь на современном этапе……………..15
3 Пути развития и совершенствования налоговой системы Республики Беларусь……………………………………………………………………………..22
Заключение………………………………………………………………………….30
Список использованных источников…………

Работа содержит 1 файл

титульник.doc

— 233.50 Кб (Скачать)

     Главная причина введения косвенных налогов  — невозможность наладить быстро гибкий налоговый аппарат, который дал бы возможность быстро и легко проводить учет богатства, распределение и взимание налогов. Для этого требуются многие годы, тогда как необходимость введения налогов носит срочный характер. Поэтому в нашей налоговой политике государство вынуждено, наряду с прямыми налогами, которые пока вводить необычайно трудно (так как нет и не может быть точного учета имуществ, доходов и т. д.) — вводить целую сеть косвенных налогов. [14] 
 

     Особенности косвенных и прямых налогов
     Показатель      Косвенные налоги      Прямые  налоги
     Сложность определения налоговых обязательств      Относительно        простые расчеты      Относительно  сложные расчеты
     Реакция налогоплательщиков      Устойчивые  поступления в бюджет вне прямой зависимости от динамики доходов      Относительно  неустойчивые поступления в бюджет, обусловленные динамикой доходов предприятий и граждан
     Характер  налогообложения      Относительно  регрессивное      Относительно  прогрессивное
     Возможность переложения налогов      Большая      Меньшая
 
 

     Рисунок – Особенности  косвенных и прямых налогов

     Примечание  – Источник: собственная разработка на основе [13].

     Доходы при прямом налогообложении технически трудноуловимы, и легко ускользают от оценки и обложения. При прямом обложении, например, врачи, адвокаты, художники и вообще лица свободных профессий оказываются почти забронированы от налога невозможностью точно оценить их доходы.

     Эти трудности особенно увеличиваются  в переходные периоды, когда все  непрерывно меняется и когда получают широкое распространение подвижные  „конъюнктурные" доходы, которые  громоздкий аппарат прямого обложения  почти не способен уловить.

     При косвенном же обложении, в особенности предметов потребления средних и богатых классов, эти трудноуловимые доходы неизбежно вносят государству свою долю.

     Важное  техническое преимущество косвенных  налогов состоит также в том, что плательщик вносит налог мелкими долями - при каждодневных своих покупках. Тогда как при прямом обложении рассрочка и без того мелких взносов технически затруднительна, а даже при таких рассрочках плательщику пришлось бы при взносах отдавать крупную долю своего месячного дохода или же откладывать по копейкам из своих получек, чего очень трудно ожидать. Эти и другие технические преимущества косвенных налогов перед прямыми, заставляют использовать их, по крайней мере, частично, и по крайней мере, для неземледельческого населения. [15]

     Таким образом, как прямые, так и косвенные налоги имеют и свои хорошие стороны, и свои недостатки, а потому ни те, и не другие не заслуживают безусловного предпочтения. Оба вида налогов одинаково необходимы в налоговых системах. 

 

     2  Налоговая система  Республики Беларусь на современном этапе 

     В условиях рыночных отношений налоговая  система является одним из важнейших  экономических регуляторов. Налоги – основная форма доходов государства. Налог взимается для покрытия общественно полезных потребностей всего общества, а не конкретного налогоплательщика.

     Налоговые системы современных государств есть результат их многовековой эволюции. В каждом государстве национальная налоговая система индивидуальна, так как нет абсолютно одинаковых государств с точки зрения структуры экономики, институтов государственной власти, правовой доктрины, а именно они придают колорит национальным налоговым системам.

     Налоговая система Беларуси формировалась  на классических принципах налогообложения, с учетом разработанных налоговой  практикой других стран принципов налогообложения. В силу сложных условий переходного периода не все они легли в основу нашей налоговой системы, другие дополнены и уточнены положениями, вытекающими из практической необходимости.

     В основу налоговой системы Республики Беларусь положены следующие принципы:

  • однократность обложения, то есть один и тот же объект одного вида налогов облагается только один раз за определенный законом период;
  • оптимальное сочетание прямых и косвенных налогов;
  • одинаковый подход ко всем хозяйствующим субъектам обложения;
  • установленный порядок введения и отмены органами власти разного уровня налогов, их ставок, налоговых льгот;
  • четкая классификация налогов, взимаемых на территории страны, в основу которой положена компетенция соответствующей власти;
  • обоснование и точное распределение налоговых доходов между бюджетами разных уровней;
  • стабильность ставок налога в течение довольно длительного периода и простота исчисления платежа.

    В Республике Беларусь разработан налоговый  кодекс (НК РБ), который является единым систематизированным сводом законов государства, регулирующим отношения в области налогообложения, сборов и пошлин, где отражены основные принципы налогообложения Республики Беларусь.[24]

       Налоговая система Республики Беларусь была сформирована в 1992 году. Основу ее составил Закон «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь», а также специальные акты налогового законодательства, определяющие по каждому виду налога конкретные объекты налогообложения, порядок уплаты, ставки и льготы. Первоначально Налоговая система Беларуси включала 15 основных налогов и сборов, распределяемых между республиканскими и местными бюджетами, и 8 видов отчислений в различные внебюджетные фонды. Помимо общепринятых в мировой практике налогов на доходы и прибыль (подоходные налоги с физических и юридических лиц), взносов на социальное страхование (отчисления в фонды социальной защиты), налогов на потребление (НДС, акцизы, налог на топливо), имущественных налогов на собственность и капитал (налог на недвижимость, плата за землю, рентные платежи) и налогов в сфере внешнеэкономической деятельности (таможенные пошлины, налог на экспорт и импорт) в ее состав входили и такие целевые платежи как чрезвычайный налог, государственные пошлины и сборы, транзитный налог, три вида сборов в дорожные фонды, отчисления в отраслевые фонды поддержки НИОКР, в местные внебюджетные фонды на содержание детских дошкольных учреждений и некоторые другие виды местных сборов и платежей. [16] 

     Принятый  перечень налогов и некоторые  методики исчисления имели формальные признаки налогообложения рыночного типа. Однако ее логику и внутреннее содержание определяли потребности сложившегося соотношения доходов и расходов государственного бюджета. В дальнейшем налоговая система постоянно корректировалась: изменялись состав налогов и сборов, порядок расчета.

           Всякое государство при построении системы налогообложения опирается на всеобщие, или функциональные принципы, однако в то же время каждая система имеет свои особенности. Что касается Республики Беларусь, то существующие особенности системы налогообложения, характерные для экономики республики получили свое развитие в свете сложившихся социально-экономических отношений в государстве.

       Одним из основных направлений  проводимой в нашей стране работы по либерализации экономики и совершенствованию условий хозяйствования является упрощение налоговой системы и снижение налоговой нагрузки. При этом можно условно выделить следующие направления: сокращение количества применяемых налогов, сборов (пошлин); повышение привлекательности упрощенных систем налогообложения; кодификацию налогового законодательства; упрощение процедур налогового контроля и налогового администрирования.

     С 2005 по 2009 годы было отменено 18 налоговых  платежей, 34 самостоятельных сбора и платы были включены в состав государственной пошлины. Дальнейшее снижение налоговой нагрузки на экономику и упрощение налогообложения реализовывалось в рамках изменений налогового законодательства, произошедших с 1 января 2009 года. В числе таких изменений уменьшение ставки сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки с 2 до 1 процента выручки; фиксация единых ставок местного налога с продаж и местного налога на услуги в размере 5 процентов; уменьшение с 5 до 3 процентов ставки налога на приобретение автотранспортных средств; исключение из объекта обложения налогом на недвижимость активной части основных производственных фондов. Это позволило предприятиям в среднем сэкономить около 25% уплачиваемых ранее по данному налогу сумм (именно на такую величину уменьшились поступления в бюджет по этому налогу в 2009 году). Снижение налоговой нагрузки на экономику только за счет этих мероприятий оценивается на уровне 2 трлн. руб., что соответствует 1,3% валового внутреннего продукта. [ 17]

       С 1 января 2009 года в отношении доходов физических лиц установлена единая ставка подоходного налога в размере 12 процентов вместо существовавшей ранее прогрессивной шкалы от 9 до 30 процентов. Для индивидуальных предпринимателей установлена единая ставка подоходного налога в размере 15 процентов. Одновременно был увеличен размер стандартного налогового вычета до 292 тыс. руб. в месяц в отношении доходов, не превышающих 1,76 млн. руб. в месяц. Единая ставка подоходного налога и увеличение размера налогового вычета упростили налогообложение доходов граждан и оставили в их распоряжении более 600 млрд. руб. Программой социально-экономического развития страны на 2006–2010 годы предусмотрено снижение налоговой нагрузки на экономику на 3–4%. По оценкам Минфина, снижение налоговой нагрузки в 2009 году по отношению к 2005 году составило более чем 4 процентных пункта (приложение Б).

       Несмотря на непростую ситуацию  с формированием доходов бюджета  в текущем году, работа по снижению налоговой нагрузки и упрощению налоговой системы Беларуси будет продолжена.

           Проект Особенной части Налогового кодекса предусматривает отмену с 1 января 2010 года сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, местного налога с продаж товаров в розничной торговле, налога на приобретение автотранспортных средств, местных сборов с пользователей за парковку (стоянку) транспортных средств. При реализации запланированных мероприятий налоговая нагрузка снизится на 4,7 процентных пункта, что значительно превосходит параметры, предусмотренные Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы.

        С вступлением в силу Особенной части Налогового кодекса налоговая система страны будет приближена к условиям налогообложения большинства государств, станет понятна любому иностранному инвестору, представителю бизнеса.

         Хотя проект Особенной части Налогового кодекса включает 30 платежей, большинство субъектов хозяйствования и физических лиц будут уплачивать толь ко 5 из них: налог на добавленную стоимость, платежи из прибыли, налог на недвижимость, земельный и экологический налоги. Все другие налоги, сборы (пошлины) касаются только разовых случаев и отдельных плательщиков.

     На  протяжении 2008-2009 годов реализовывался ряд мероприятий по развитию упрощенной системы налогообложения. Были снижены  ставки единого налога, расширены  критерии для применения упрощенной системы налогообложения, ряду плательщиков была предоставлена возможность уплаты единого налога ежеквартально, что позитивно сказалось на условиях их расчетов с бюджетом. В настоящее время упрощенная система налогообложения дает возможность предприятиям и предпринимателям, размер годовой выручки у которых не превышает 3,5 млрд. руб., платить лишь один налог, кроме того, использовать упрощенный порядок ведения бухгалтерского учета и представления статистической отчетности.

      Упрощенный порядок расчетов  с бюджетом в настоящее время установлен также в рамках специальных режимов налогообложения, применяемых при реализации индивидуальными предпринимателями товаров, работ (услуг) за наличный расчет физическим лицам, при осуществлении деятельности в сфере агроэкотуризма, ремесленнической деятельности. [17]

       Налог уплачивается по ставке 8 процентов валовой выручки. Для  организаций и индивидуальных  предпринимателей, уплачивающих НДС,  ставка единого налога при  упрощенной системе налогообложения  установлена в размере 6 процентов. Для организаций и индивидуальных предпринимателей в отношении выручки от реализации товаров (с 1 января 2011 года – и услуг) за пределы Республики Беларусь предусмотрена ставка в налога размере 3 процентов. [18]

         Результатом расширения сферы действия упрощенной системы налогообложения стал значительный рост количества использующих это право плательщиков: с трех тысяч в 2007 году до более 74 тысяч на конец августа этого года.

     Очередным шагом по либерализации белорусской  экономики стало введение Указом Президента на период с 1 октября 2009 года по 1 июля 2010 года максимально простых условий осуществления деятельности и налогообложения для индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют вывоз и реализацию за пределами республики произведенных в стране товаров.

Информация о работе Пути развития и совершенствования налоговой системы Республики Беларусь