Автор: o*******@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 22:44, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть систему налоговых платежей и, в частности, налоговую систему Республики Беларусь, перспективы перестройки ее в ближайшие годы.
Задачи курсовой работы:
охарактеризовать основные виды налогов;
проанализировать роль налоговой системы в регулировании экономики;
рассмотреть налоговую систему Республики Беларусь;
проанализировать налоги, уплачиваемые в Республике Беларусь;
охарактеризовать основные элементы налоговой системы Республики Беларусь;
рассмотреть перспективы перестройки ее в ближайшие годы;
определить основные направления совершенствования налоговой системы в Республике Беларусь.
Введение……………………………………………………………………………...4
1 Классификация налогов. Прямые и косвенные налоги…………………………6
2 Налоговая система Республики Беларусь на современном этапе……………..15
3 Пути развития и совершенствования налоговой системы Республики Беларусь……………………………………………………………………………..22
Заключение………………………………………………………………………….30
Список использованных источников…………
-
сокращение числа
- сокращение возможностей для уклонения от уплаты налогов.
Необходимо дальнейшее упрощение налоговой системы, которое приведет к существованию семи-восьми основных налогов. Представляется важным уделить внимание совершенствованию системы и порядка взимания местных налогов и сборов, имущественных налогов и сборов. [12]
В рамках работы по
Закон предусматривает с 1 января 2011 года отмену:
-местного сбора на развитие территорий (уплачивается по ставке 3 процента из прибыли);
-местного налога на услуги (уплачивается по ставке 5 процентов от выручки);
-трех
платежей в составе
В результате отмены данных налоговых платежей в 2011 году снижение налоговой нагрузки на экономику составит 0,4 процента к ВВП, что позволит оставить в распоряжении предприятий более 700 млрд. рублей. Указанные средства будут являться потенциальным источником увеличения инвестиционных ресурсов субъектов хозяйствования.
В отношении основных налогов Закон предусматривает упрощение порядка их исчисления и уплаты. [19]
В частности, по налогу на
добавленную стоимость,
Будут отменены «авансовые» платежи (6 платежей в месяц для некоторых плательщиков), а уплата этого налога будет производиться один раз в месяц или один раз в квартал по решению плательщика. При этом сроки уплаты НДС (месяц или квартал) будут определяться плательщиком самостоятельно без привязки к размеру выручки, как это происходит сейчас. В результате количество платежей у некоторых плательщиков сократится с 72 до 4–12 в год; [22]
Принято решение исключить обязанность плательщиков представлять в налоговый орган в бумажном виде документы, подтверждающие обоснованность применения ими нулевой ставки НДС при экспорте товаров в государства, с которыми применяется таможенный контроль и таможенное оформление.[19]
Кроме того, для решения вопросов активизации инвестиционной деятельности с 2011 года совершенствуются основные инвестиционные льготы в налоговом законодательстве. Сегодня они пока применяются с ограничениями, а со следующего года эти ограничения снимаются. По налогу на прибыль будут льготироваться капитальные вложения непосредственно при их осуществлении, прибыль, направляемая на капитальные вложения, будет освобождаться от налога (при этом льготированию будет подлежать 50 % суммы валовой прибыли);. Сейчас, чтобы воспользоваться этой льготой в нашей стране, необходимо использовать на капвложения амортизационный фонд, со следующего года это ограничение убирается. [22]
Предоставление налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль будет производиться один раз в год с уплатой этого налога в течение года ежеквартально авансовыми платежами(сегодня в 70% случаев эти действия осуществляются ежемесячно).
В состав расходов, учитываемых при налогообложении, будет включена оплату услуг по управлению предприятием или его отдельными подразделениями (например, бухгалтерской, финансовой или маркетинговой службой) сторонними специализированными организациями и индивидуальными предпринимателями. Отменено нормирование представительских расходов для целей налогообложения.
По акцизам отменены «авансовые» платежи , все плательщики станут платить акцизы один раз в месяц. [22]
По подоходному налогу с физических лиц принято решение проиндексировать на планируемый уровень инфляции размеры стандартных налоговых вычетов (с 270 000 до 292 000 рублей вычет на работника и критерий на применение такого вычета с 1 635 000 до 1 766 000 рублей; с 75 000 до 81 000 рублей вычет на каждого ребенка до восемнадцати лет).Также было решено упростить порядок подтверждения факта выплаты денежных средств заготовительными организациями владельцам личных подсобных хозяйств, отменив при этом ограничение в размере 500 базовых величин в год в отношении суммы, в пределах которой освобождаются от подоходного налога доходы физических лиц от реализации сельскохозяйственной продукции.
Решено предоставить возможность применения имущественного налогового вычета, связанного с приобретением и (или) отчуждением возмездно отчуждаемого имущества, в размере 10 процентов суммы доходов, полученных от реализации этого имущества, в случае невозможности документального подтверждения таких расходов.
По налогу на недвижимость решено усовершенствовать порядок применения отдельных налоговых льгот.
По
земельному налогу планируется
усовершенствовать порядок
По экологическому налогу будут включены в состав налога в качестве отдельного объекта налогообложения ввоз на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ в виду исключения соответствующего сбора как отдельного платежа из налоговой системы. Будут отменены повышающие коэффициенты к ставкам экологического налога сверх установленных лимитов, заменив их таксами на возмещение вреда в соответствии с экологическим законодательством.
Что касается государственной пошлины, то с учетом исключения из налоговой системы как самостоятельного платежа сбора за выдачу разрешений на проезд автомобильных транспортных средств Республики Беларусь по территориям иностранных государств, соответствующую процедуру предлагается включить в состав объектов обложения государственной пошлиной, что позволит исключить отдельный налог из налоговой системы республики.
По налогу при упрощенной системе налогообложения предлагается проиндексировать на планируемый уровень инфляции критерии валовой выручки (предельный размер выручки от реализации, позволяющей переходить на применение налога, будет увеличен с 2861,25 до 3090,15 млн. рублей, предельный размер выручки, позволяющий сохранить применение налога, будет увеличен с 3815 до 4120,2 млн. рублей и предельный размер выручки, позволяющий применять в качестве налоговой базы валовой доход, – с 1090 до 1177,2 млн. рублей.); распространить пониженную ставку налога в размере 3 процентов на экспорт услуг; конкретизировать состав плательщиков, не имеющих права на применение налога при упрощенной системе налогообложения. [19]
В
отношении налога с индивидуальных
предпринимателей и иных физических
лиц планируется увеличение количества
некоторых видов
Ряд положений Закона касается общих вопросов налогообложения. Так, в Законе урегулированы вопросы взимания налогов при передаче и использовании имущества в рамках договора доверительного управления имуществом.
Законом
плательщику предоставляется
Положения Закона предусматривают исключение из Налогового кодекса требования о ведении раздельного учета в качестве обязательного условия исчисления налогов и применения налоговых льгот. При этом глава 21 Общей части Налогового кодекса, определяющая права плательщиков, дополнена положением, предоставляющим право плательщику по своему усмотрению вести раздельный учет объектов налогообложения для целей применения налоговых льгот.
Закон предусматривает сохранение права местных Советов депутатов повышать (понижать), но не более, чем в два раза, ставки земельного налога и налога на недвижимость отдельным категориям плательщиков. На протяжении ряда лет такое право предоставлялось местным Советам депутатов законами о бюджете Республики Беларусь на очередной бюджетный год. [24.]
В результате реализации указанных мероприятий с 2011 года обычный плательщик будет уплачивать на постоянной основе только 5 налогов, причем преимущественно ежеквартально, а уровень налоговой нагрузки в 2011 году составит 24,6 % к ВВП.[25]
Изменения в налоговом законодательстве Беларуси будут способствовать инвестиционному росту экономики. Изменения не ограничиваются расширением или сужением налоговых льгот. Решена комплексная задача по упрощению налоговой системы. Эта работа проводилась в течение года, выработаны меры, которые привлекательны для бизнеса. В Налоговом кодексе учтены пожелания бизнеса, использован передовой европейский опыт. В основе изменений лежат три основных направления. Сокращено количество применяемых налогов, что позволит снизить налоговую нагрузку на экономику. Сокращена периодичность уплаты налогов и подачи налоговой декларации. Это снизит временные и трудовые затраты налогоплательщика на уплату налогов. Усовершенствован механизм взимания основных налогов и расширены инвестиционные льготы.[26]
Количественный
состав применяемых налогов - это
один из основных показателей, который
характеризует налоговую
В частности, в оценке Всемирного банка учитываются:
1. применение в 2009 году “оборотного” налога с выручки (отменен с 2010 года);
2. применение налога с продаж (отменен с 2010 года);
3. ежемесячные сроки уплаты налога на прибыль и налога на добавленную стоимость
4.
применение транспортного
В результате Республика Беларусь имеет следующие показатели по позиции «Налогообложение»: количество платежей налогов в год – 82; время – 798 часов в год; общая ставка налоговых изъятий – 80,4%. Вместе с тем, с учетом уже реализованных в 2010 году и принятых на 2011 год изменений налогового законодательства указанные показатели для Республики Беларусь (по методике Всемирного банка) составляют следующие величины за 2010 и 2011 года соответственно: количество платежей налогов в год 56 и 36 , время часов в год 700 и 600, общая ставка налоговых изъятий 62,7 и 60,8. С учетом всех этих изменений позиция Республики Беларусь в рейтинге «Ведение бизнеса» при использовании симулятора Всемирного банка по показателю “Налогообложение” составит в 2010 г. (Ведение бизнеса-2012) – 178 место, в 2011 году (Ведение бизнеса-2013) – 169. При зачете электронного декларирования в 2010 году позиция Республики Беларусь по показателю «Налогообложение» составит 158 место, а в 2011 году – 157.[25]
Однако упрощение налоговой системы оставляет большой потенциал для дальнейшего ее совершенствования.
Налоговая система призвана
Информация о работе Пути развития и совершенствования налоговой системы Республики Беларусь