Пути развития и совершенствования налоговой системы Республики Беларусь

Автор: o*******@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 22:44, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть систему налоговых платежей и, в частности, налоговую систему Республики Беларусь, перспективы перестройки ее в ближайшие годы.
Задачи курсовой работы:
охарактеризовать основные виды налогов;
проанализировать роль налоговой системы в регулировании экономики;
рассмотреть налоговую систему Республики Беларусь;
проанализировать налоги, уплачиваемые в Республике Беларусь;
охарактеризовать основные элементы налоговой системы Республики Беларусь;
рассмотреть перспективы перестройки ее в ближайшие годы;
определить основные направления совершенствования налоговой системы в Республике Беларусь.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...4
1 Классификация налогов. Прямые и косвенные налоги…………………………6
2 Налоговая система Республики Беларусь на современном этапе……………..15
3 Пути развития и совершенствования налоговой системы Республики Беларусь……………………………………………………………………………..22
Заключение………………………………………………………………………….30
Список использованных источников…………

Работа содержит 1 файл

титульник.doc

— 233.50 Кб (Скачать)

     - сокращение числа контролирующих  органов и количества плановых  проверок;

     - сокращение возможностей для уклонения от уплаты налогов.

     Необходимо  дальнейшее упрощение налоговой  системы, которое приведет к существованию  семи-восьми основных налогов. Представляется важным уделить внимание совершенствованию  системы и порядка взимания местных  налогов и сборов, имущественных налогов и сборов. [12]

       В рамках работы по дальнейшему  реформированию налоговой системы  с целью ее упрощения и сближения  по составу налогов с налоговыми  системами развитых стран принят  Закон Республики Беларусь «О  внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Республики Беларусь».

     Закон предусматривает с 1 января 2011 года отмену:

     -местного  сбора на развитие территорий (уплачивается по ставке 3 процента  из прибыли);

     -местного  налога на услуги (уплачивается  по ставке 5 процентов от выручки);

     -трех  платежей в составе экологического  налога: за переработку нефти  и нефтепродуктов организациями,  осуществляющими переработку нефти;  за перемещение по территории  Республики Беларусь нефти и  нефтепродуктов магистральными  нефтепроводами и нефтепродуктопроводами транзитом; за производство и (или) импорт товаров, содержащих в своем составе 50 и более процентов летучих органических соединений.

     В результате отмены данных налоговых  платежей в 2011 году снижение налоговой  нагрузки на экономику составит 0,4 процента к ВВП, что позволит оставить в распоряжении предприятий более 700 млрд. рублей. Указанные средства будут являться потенциальным источником увеличения инвестиционных ресурсов субъектов хозяйствования.

       В отношении основных налогов Закон предусматривает упрощение порядка их исчисления и уплаты. [19]

       В частности, по налогу на  добавленную стоимость, плательщикам  будет предоставлено право принимать  без ограничений к вычету «входной»  НДС, уплаченный при приобретении  инвестиционных товаров, что должно способствовать снижению стоимости инвестиционных проектов и более широкому привлечению инвестиций. У них также появится право при осуществлении инвестиционных расходов принимать к вычету равными долями в течение календарного года (в размере 1/12 или 1/4) суммы «входного» налога, оставшегося после вычета сумм НДС в пределах сумм налога, исчисленных по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав.

       Будут  отменены «авансовые» платежи (6 платежей в месяц для некоторых плательщиков), а уплата этого налога будет производиться один раз в месяц или один раз в квартал по решению плательщика. При этом сроки уплаты НДС (месяц или квартал) будут определяться плательщиком самостоятельно без привязки к размеру выручки, как это происходит сейчас. В результате количество платежей у некоторых плательщиков сократится с 72 до 4–12 в год; [22]

     Принято решение исключить обязанность  плательщиков представлять в налоговый  орган в бумажном виде документы, подтверждающие обоснованность применения ими нулевой ставки НДС при экспорте товаров в государства, с которыми применяется таможенный контроль и таможенное оформление.[19]

     Кроме того, для решения вопросов активизации  инвестиционной деятельности с 2011 года совершенствуются основные инвестиционные льготы в налоговом законодательстве. Сегодня они пока применяются с ограничениями, а со следующего года эти ограничения снимаются. По налогу на прибыль будут льготироваться капитальные вложения непосредственно при их осуществлении, прибыль, направляемая на капитальные вложения, будет освобождаться от налога (при этом льготированию будет подлежать 50 % суммы валовой прибыли);. Сейчас, чтобы воспользоваться этой льготой в нашей стране, необходимо использовать на капвложения амортизационный фонд, со следующего года это ограничение убирается. [22]

     Предоставление  налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль будет производиться  один раз в год с уплатой  этого налога в течение года ежеквартально  авансовыми платежами(сегодня в 70% случаев  эти действия осуществляются ежемесячно).

     В состав расходов, учитываемых при налогообложении, будет включена оплату услуг по управлению предприятием или его отдельными подразделениями (например, бухгалтерской, финансовой или маркетинговой службой) сторонними специализированными организациями и индивидуальными предпринимателями. Отменено нормирование представительских расходов для целей налогообложения.

     По  акцизам отменены «авансовые» платежи , все плательщики станут платить  акцизы один раз в месяц. [22]

     По  подоходному налогу с физических лиц принято решение проиндексировать на планируемый уровень инфляции размеры стандартных налоговых вычетов (с 270 000 до 292 000 рублей вычет на работника и критерий на применение такого вычета с 1 635 000 до 1 766 000 рублей; с 75 000 до 81 000 рублей вычет на каждого ребенка до восемнадцати лет).Также было решено упростить порядок подтверждения факта выплаты денежных средств заготовительными организациями владельцам личных подсобных хозяйств, отменив при этом ограничение в размере 500 базовых величин в год в отношении суммы, в пределах которой освобождаются от подоходного налога доходы физических лиц от реализации сельскохозяйственной продукции.

     Решено  предоставить возможность применения имущественного налогового вычета, связанного с приобретением и (или) отчуждением возмездно отчуждаемого имущества, в размере 10 процентов суммы доходов, полученных от реализации этого имущества, в случае невозможности документального подтверждения таких расходов.

     По  налогу на недвижимость решено усовершенствовать  порядок применения отдельных налоговых льгот.

     По  земельному налогу  планируется  усовершенствовать порядок применения отдельных налоговых льгот; закрепить на постоянной основе установленный Указом Президента Республики Беларусь от 13.08.2010 г. № 420 порядок применения комбинированных ставок земельного налога.

     По  экологическому налогу будут включены в состав налога в качестве отдельного объекта налогообложения ввоз на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ в виду исключения соответствующего сбора как отдельного платежа из налоговой системы. Будут отменены повышающие коэффициенты к ставкам экологического налога сверх установленных лимитов, заменив их таксами на возмещение вреда в соответствии с экологическим законодательством.

     Что касается государственной пошлины, то с учетом исключения из налоговой системы как самостоятельного платежа сбора за выдачу разрешений на проезд автомобильных транспортных средств Республики Беларусь по территориям иностранных государств, соответствующую процедуру предлагается включить в состав объектов обложения государственной пошлиной, что позволит исключить отдельный налог из налоговой системы республики.

     По  налогу при упрощенной системе налогообложения  предлагается проиндексировать на планируемый  уровень инфляции критерии валовой  выручки (предельный размер выручки от реализации, позволяющей переходить на применение налога, будет увеличен с 2861,25 до 3090,15 млн. рублей, предельный размер выручки, позволяющий сохранить применение налога, будет увеличен с 3815 до 4120,2 млн. рублей и предельный размер выручки, позволяющий применять в качестве налоговой базы валовой доход, – с 1090 до 1177,2 млн. рублей.); распространить пониженную ставку налога в размере 3 процентов на экспорт услуг; конкретизировать состав плательщиков, не имеющих права на применение налога при упрощенной системе налогообложения. [19]

     В отношении налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц планируется увеличение  количества некоторых видов предпринимательской  деятельности, которыми можно заниматься без регистрации (сейчас насчитывается 6 таких видов деятельности). Предприниматели будут уплачивать только единый налог и могут свободно заниматься своей предпринимательской деятельностью. Это упростит их работу с одной стороны, с другой — сделает их бизнес легальным и повысит дополнительные поступления в бюджет. В числе таких видов деятельности — музыкальное обслуживание свадеб, услуги тамады, ремонт трикотажных и меховых изделий и некоторые другие виды услуг. [23]

     Ряд положений Закона касается общих вопросов налогообложения. Так, в Законе урегулированы вопросы взимания налогов при передаче и использовании имущества в рамках договора доверительного управления имуществом.

     Законом плательщику предоставляется право  использовать налоговые льготы, не примененные ранее. Такое право плательщик сможет реализовать в ходе проведения налоговой проверки после представления в обязательном порядке документов, подтверждающих право на льготы. Кроме того, право на использование льгот в таком случае будет иметь место лишь при наличии в совокупности следующих условий: с момента возникновения права на льготы не прошло три года; плательщик ранее не отказался от этих льгот; налоговое обязательство по налогам, сборам (пошлинам) возникло в период действия правовых оснований для использования льгот по налогам, сборам (пошлинам).[19]

     Положения Закона предусматривают исключение из Налогового кодекса требования о  ведении раздельного учета в качестве обязательного условия исчисления налогов и применения налоговых льгот. При этом глава 21 Общей части Налогового кодекса, определяющая права плательщиков, дополнена положением, предоставляющим право плательщику по своему усмотрению вести раздельный учет объектов налогообложения для целей применения налоговых льгот.

     Закон предусматривает сохранение права местных Советов депутатов повышать (понижать), но не более, чем в два раза, ставки земельного налога и налога на недвижимость отдельным категориям плательщиков. На протяжении ряда лет такое право предоставлялось местным Советам депутатов законами о бюджете Республики Беларусь на очередной бюджетный год. [24.]

     В результате реализации указанных мероприятий  с 2011 года обычный плательщик будет  уплачивать на постоянной основе только 5 налогов, причем преимущественно ежеквартально, а уровень налоговой нагрузки в 2011 году составит 24,6 % к ВВП.[25]

     Изменения в налоговом законодательстве Беларуси будут способствовать инвестиционному  росту экономики. Изменения не ограничиваются расширением или сужением налоговых  льгот. Решена комплексная задача по упрощению налоговой системы. Эта работа проводилась в течение года, выработаны меры, которые привлекательны для бизнеса. В Налоговом кодексе учтены пожелания бизнеса, использован передовой европейский опыт. В основе изменений лежат три основных направления. Сокращено количество применяемых налогов, что позволит снизить налоговую нагрузку на экономику. Сокращена периодичность уплаты налогов и подачи налоговой декларации. Это снизит временные и трудовые затраты налогоплательщика на уплату налогов. Усовершенствован механизм взимания основных налогов и расширены инвестиционные льготы.[26]

     Количественный  состав применяемых налогов - это  один из основных показателей, который  характеризует налоговую систему  в исследовании Всемирного банка "Ведение  бизнеса". Соответственно, от реализации таких мероприятий ожидается существенное продвижение в рейтинге Всемирного банка. По позиции «Налогообложение» Республика Беларусь в рейтинге 2011 года занимает последнее 183 место в связи с тем, что для оценки взяты условия налогообложения 2009 года, которые в 2010 году и 2011 году претерпели существенные изменения.

     В частности, в оценке Всемирного банка  учитываются:

     1. применение в 2009 году “оборотного”  налога с выручки (отменен с  2010 года);

     2. применение налога с продаж (отменен  с 2010 года);

     3. ежемесячные сроки уплаты налога на прибыль и налога на добавленную стоимость

     4. применение транспортного сбора  (полностью отменяется с 2011 года).

     В результате Республика Беларусь имеет  следующие показатели по позиции  «Налогообложение»: количество платежей налогов в год – 82; время – 798 часов в год;  общая ставка налоговых изъятий – 80,4%. Вместе с тем, с учетом уже реализованных в 2010 году и принятых на 2011 год изменений налогового законодательства указанные показатели для Республики Беларусь (по методике Всемирного банка) составляют следующие величины за 2010 и 2011 года соответственно: количество платежей налогов в год 56 и 36 , время часов в год  700 и 600, общая ставка налоговых изъятий 62,7 и 60,8. С учетом всех этих изменений позиция Республики Беларусь в рейтинге «Ведение бизнеса» при использовании симулятора Всемирного банка по показателю “Налогообложение” составит в 2010 г. (Ведение бизнеса-2012) – 178 место, в 2011 году (Ведение бизнеса-2013) – 169. При зачете электронного декларирования в 2010 году позиция Республики Беларусь по показателю «Налогообложение» составит 158 место, а в 2011 году – 157.[25]

     Однако  упрощение налоговой системы  оставляет большой потенциал  для дальнейшего ее совершенствования.

       Налоговая система призвана выполнять  ряд функций. То, что казна пополняется исправно — это, без сомнения, похвально для тех, кто призван это обеспечивать. Однако это еще не говорит о правильности налоговой политики. Экономика работает таким образом, что когда правительства снижают ставки или уменьшают количество взимаемых налогов, товары и услуги падают в цене, потребление товаров, работ и услуг возрастает и, как результат, растет поступление налогов в казну.

Информация о работе Пути развития и совершенствования налоговой системы Республики Беларусь