Проблемы исчисления и улаты НДС

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 17:56, курсовая работа

Описание работы

НДС – всеобщий налог на потребление, который должны уплачивать все предприятия, участвующие в процессе производства и сбыта товаров. НДС - федеральный косвенный налог, который является одним из 5 основных налогов.
Автором НДС был французский экономист М. Лоре. НДС был введен во Франции в 1954 г. взамен налога с оборота, который действовал с 1920 г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

1. Понятие налога на добавленную стоимость……………………………..5

1.1. Плательщики………………………………………………………………...5

1.2. Объекты налогообложения………………………………………………....6

1.3. Налоговая база………………………………………………………………6

1.4. Операции не подлежащие налогообложению……………………………..8

1.5. Налоговые ставки…………………………..……………………………….10

1.6. Налоговые вычеты………………………………………………………….11

2. Проблемы исчисления и уплаты НДС…………………………………...12

3. Последние изменения в законодательстве, связанные с НДС………...20

Заключение……………………………………………………………………..29

Список литературы……………………………………………………………31

Работа содержит 1 файл

Курсовая по Налогам.doc

— 162.00 Кб (Скачать)

      Отметим, что обязанности продавца (за исключением  обязанности выставить покупателю счет-фактуру на сумму предоплаты) остаются прежними: он, как и ранее, должен уплатить НДС в бюджет с полученных сумм предоплаты (пп. 2 п. 1 ст. 167 НК РФ), выписать самому себе счет-фактуру на аванс, а при отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг) - еще раз начислить в бюджет НДС со всей суммы отгрузки (п. 1 ст. 154, п. 14 ст. 167 НК РФ) и принять к вычету ранее уплаченный налог с суммы предоплаты (п. 8 ст. 171, п. 6 ст. 172 НК РФ).

      Поскольку указанные изменения в ст. ст. 168, 169, 170, 171, 172 НК РФ вступают в силу с 1 января 2009 г. (п. 1 ст. 9 Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ), новый порядок должен применяться в отношении сумм предоплаты, полученных продавцом, начиная с данной даты.

      2. Отменено требование  о перечислении  суммы НДС деньгами

      при неденежных способах расчетов

      При проведении взаимозачетов, осуществлении  товарообменных операций или использовании  в расчетах ценных бумаг перечислять  уплачиваемую продавцу сумму НДС  отдельным платежным поручением больше не нужно. Абзац 2 п. 4 ст. 168 НК РФ, устанавливающий эту обязанность, отменен.

      Также отменен п. 2 ст. 172 НК РФ, согласно которому при использовании в расчетах собственного имущества налог мог  приниматься к вычету лишь при  условии, что он был перечислен отдельным  платежным поручением. Теперь в данных ситуациях налог можно поставить к вычету по общим правилам, установленным в п. 1 ст. 172 НК РФ, после принятия товаров (работ, услуг) на учет и при наличии счета-фактуры.

      Переходные  положения предусмотрены в п. 12 ст. 9 Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ: если товарообменные операции, взаимозачеты, расчеты ценными бумагами осуществляются с 1 января 2009 г., но товары (работы, услуги, имущественные права) были приняты к учету до этой даты, НДС ставится к вычету в соответствии с ранее действовавшим порядком. То есть в ситуации, когда товары отгружены в 2008 г., а акт взаимозачета подписан уже в 2009-м, налоговые органы будут по-прежнему требовать принимать к вычету только суммы НДС, перечисленные отдельным платежным поручением. О проблеме принятия к вычету НДС при взаимозачете см. в Практическом комментарии основных изменений налогового законодательства с 2008 года.

      3. Подтверждение нулевой  ставки НДС при  экспорте товаров:

      реестры таможенных деклараций, новый срок

      на  представление документов

      Вместо  таможенных деклараций для подтверждения нулевой ставки НДС налогоплательщик вправе представить в инспекцию их реестры (пп. 3 п. 1 ст. 165 НК РФ). Реестр таможенных деклараций должен содержать отметку пограничного таможенного органа РФ (при обычном вывозе товаров в режиме экспорта) или же отметку таможенного органа, проводившего оформление товаров в режиме экспорта (при экспорте товаров через или на территорию государства - участника Таможенного союза, с которым отменен таможенный контроль, а также при экспорте трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи). Порядок представления реестров таможенных деклараций должен определить Минфин, согласовав его с Федеральной таможенной службой.

      Ранее право представлять реестры таможенных деклараций могло предоставляться в случаях и порядке, определенных Минфином по согласованию с ФТС России, в отношении отдельных видов товаров. На практике этой возможностью, согласно Письму МНС России от 01.12.2000 N ВГ-6-03/909, пользовались так называемые "традиционные экспортеры"; впоследствии данное Письмо было отменено.

      Если  товары помещены под таможенный режим  экспорта, международного таможенного  транзита, свободной таможенной зоны, перемещения припасов в период с 1 июля 2008 г. по 31 декабря 2009 г., то 180-дневный  срок на представление документов, подтверждающих применение нулевой ставки НДС, увеличивается на 90 дней (новая ст. 27.3 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ).

      Правила исчисления сроков, установленных в  налоговом законодательстве, закреплены в ст. 6.1 НК РФ. Согласно п. 6 данной статьи срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если только в самой норме речь не идет именно о календарных днях. 180-дневный срок на подтверждение нулевой ставки НДС считается в календарных днях, на это указано в п. 9 ст. 165 Кодекса. Но в новой ст. 27.3 Федерального закона говорится об увеличении срока для представления документов на 90 дней и не уточняется, что речь идет именно о 90 календарных днях. Следовательно, 90-дневный срок, на который увеличивается период сбора документов, установлен в рабочих днях, и общий срок для подтверждения нулевой ставки НДС будет рассчитываться следующим образом: 180 календарных дней плюс 90 рабочих. В то же время нужно предупредить, что Минфин и налоговые органы наверняка будут против такого варианта определения срока, настаивая, что общий срок составляет 270 календарных дней.

      4. Уплата НДС по  строительно-монтажным  работам

      для собственного потребления  и принятие данных сумм

      к вычету будет производиться  в одном и том  же квартале

      Суммы НДС, исчисленные при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, будут приниматься налогоплательщиком к вычету на момент определения налоговой базы по данным СМР, то есть на последнее число каждого налогового периода, последнее число квартала (абз. 2 п. 5 ст. 172, п. 10 ст. 167 НК РФ). Как следствие, начисление НДС к уплате по СМР для собственного потребления и принятие этих сумм к вычету будет производиться в одном и том же налоговом периоде, а не в разных, как ранее. Согласно прежней редакции абз. 2 п. 5 ст. 172 Кодекса НДС по данным работам принимался к вычету по мере уплаты налога в бюджет, то есть уже в следующем квартале. Такую точку зрения поддерживали Минфин России (Письма от 02.05.2007 N 03-07-15/67, от 03.07.2006 N 03-04-10/09) и арбитражные суды (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 25.07.2006 N А05-21137/2005-9) (см. об этом подробнее в Энциклопедии спорных ситуаций по НДС).

      В качестве переходных положений в  п. 13 ст. 9 Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ указано, что не принятые к вычету суммы налога, которые исчислены налогоплательщиком по СМР для собственного потребления, выполненным в период с 1 января 2006 г. по 1 января 2009 г., принимаются к вычету в ранее действовавшем порядке. То есть налог, начисленный в IV квартале 2008 г., будет принят к вычету в I квартале 2009 г., а НДС, рассчитанный в I квартале 2009 г., принимается к вычету в этом же налоговом периоде.

      5. При частичном  отказе в возмещении  НДС инспекция

      обязана вынести два решения

      Если  в ходе камеральной проверки декларации с суммой НДС к возмещению инспекция выявит какие-либо нарушения налогового законодательства, но при этом в отношении части возмещаемой суммы никаких претензий не будет, налоговый орган должен вынести два решения: одно - о частичном возмещении суммы налога, другое - об отказе в возмещении оставшейся суммы НДС (п. 3 ст. 176 НК РФ). Это позволит налогоплательщику сразу же возместить ту сумму НДС, которая инспекцией не оспаривается. Новые правила начнут применяться по решениям, выносимым после 1 января 2009 г. (п. 9 ст. 9 Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ).

      6. Изменения, связанные  с уплатой НДС  налоговыми агентами

      Организации и индивидуальные предприниматели  будут признаваться налоговыми агентами не только при аренде государственного и муниципального имущества, но также и в случаях реализации (передачи) им государственного (муниципального) имущества, не закрепленного за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями, которое составляет государственную казну РФ, казну субъекта РФ или муниципального образования (абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ). В качестве налогового агента они будут обязаны определить расчетным методом сумму налога, удержать ее из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет.

      Комиссионеры, агенты, поверенные будут признаваться налоговыми агентами не только при реализации товаров иностранных лиц, не состоящих на учете в российских налоговых органах, но и в случаях выполнения этими лицами работ, оказания услуг, передачи имущественных прав на территории РФ (п. 5 ст. 161 НК РФ).

      Обязанности налогового агента будут возникать  не только в случаях реализации конфискованного  имущества, но также и при продаже  имущества, реализуемого по решению  суда (в том числе при проведении процедуры банкротства в соответствии с законодательством РФ) (п. 4 ст. 161 НК РФ). Налоговым агентом является орган, организация или индивидуальный предприниматель, реализующий такое имущество.

      При приобретении товаров (работ, услуг) у  иностранных лиц, не состоящих на учете в российских налоговых органах (п. п. 1 и 2 ст. 161 НК РФ), также при аренде либо приобретении государственного и муниципального имущества (п. 3 ст. 161 НК РФ) налоговые агенты составляют счета-фактуры, которые должны отвечать требованиям, перечисленным в п. п. 5 и 6 ст. 169 Кодекса (абз. 2 п. 3 ст. 168 НК РФ).

      Уточнено, что налоговые агенты вправе принять  к вычету НДС, если данный налог был  уплачен ими в соответствии с  гл. 21 Кодекса (абз. 3 п. 3 ст. 171 НК РФ). О  необходимости удержать налог из доходов налогоплательщика для  того, чтобы принять сумму НДС к вычету, в п. 3 ст. 171 Кодекса напрямую более не говорится. Отметим, что и финансовое ведомство (Письмо от 28.02.2008 N 03-07-08/47), и ФНС России (Письмо от 17.03.2008 N 03-1-03/908@) в своих последних разъяснениях разрешали налоговым агентам принять НДС к вычету, даже если налог был уплачен ими за счет собственных средств.

      7. Реализация лома  и отходов

      черных  металлов НДС не облагается

      Реализация  лома и отходов черных металлов вновь  не будет облагаться НДС (пп. 25 п. 2 ст. 149 Кодекса).

      Те  поправки в ст. 149 НК РФ, которые вступили в силу с 1 января 2008 г., предусматривали, что льгота по НДС применяется  лишь в отношении лома и отходов  цветных металлов, а реализация лома и отходов черных металлов облагается НДС на общих основаниях. Теперь восстановлен прежний порядок, однако необходимо иметь в виду, что, поскольку льгота предусмотрена в п. 2 ст. 149 НК РФ, ее применение является обязательным, и налогоплательщик не может от нее отказаться.

      Согласно  п. 8 ст. 149 НК РФ при отнесении операций, облагаемых ранее НДС, к льготируемым налогоплательщики применяют тот порядок определения налоговой базы, который действовал на дату отгрузки товаров, независимо от момента их оплаты. Поэтому лом и отходы черных металлов, отгруженные в 2008 г., облагаются НДС, а отгруженные в 2009 г. - не облагаются.

      8. Ввоз технологического  оборудования, вносимого

      в качестве вклада в  уставный капитал, не облагается НДС,

      если  на территории России не производятся его  аналоги

      Согласно  п. 7 ст. 150 НК РФ от уплаты "ввозного" НДС освобождается технологическое оборудование, комплектующие и запчасти к нему, которые ввозятся в качестве вклада в уставные капиталы организаций. Теперь же действие этой льготы ограничено - она будет применяться лишь в отношении того оборудования, аналоги которого в Российской Федерации не производятся.

      Перечень  оборудования, на которое распространяется освобождение, должно утвердить Правительство  РФ. Со следующего квартала, после того, как данный перечень будет утвержден, изменение вступит в силу (п. 3 ст. 9 Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ). До этого момента ввоз любого технологического оборудования, комплектующих и запчастей к нему, вносимых в качестве вклада в уставный капитал, НДС по-прежнему не облагается.

      9. При реализации  автомобилей, приобретенных

      у физических лиц, НДС  уплачивается с разницы  между

      ценой продажи и стоимостью их приобретения

      Федеральным законом от 04.12.2008 N 251-ФЗ ст. 154 НК РФ была дополнена п. 5.1, согласно которому при  перепродаже автомобилей, приобретенных у физических лиц, налогоплательщики уплачивают НДС с разницы между рыночной ценой и стоимостью их приобретения. Рыночная цена реализуемого автомобиля определяется в соответствии со ст. 40 НК РФ (с учетом НДС). Налог исчисляется с применением расчетной ставки 18/118 (соответствующее изменение внесено в п. 4 ст. 164 НК РФ).

      Данные  поправки вступают в силу с 1 января 2009 г., но не ранее чем по истечении  одного месяца со дня официального опубликования Закона и не ранее 1-го числа очередного налогового периода. Поскольку Федеральный закон от 04.12.2008 N 251-ФЗ был опубликован в "Российской газете" 09.12.2008, а налоговый период по НДС - квартал, указанные изменения начнут применяться со II квартала 2009 г.

      Выводы

      1. При получении предоплаты продавец  обязан выставить покупателю счет-фактуру, а покупатель вправе принять "входной" НДС по данному счету-фактуре к вычету (п. 3 ст. 168, п. 12 ст. 171 НК РФ).

Информация о работе Проблемы исчисления и улаты НДС