Проблемы и перспективы оптимизации системы налогообложения предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 10:05, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что сегодня каждая организация, независимо от вида деятельности и формы собственности, сталкивается с необходимостью платить налоги, что при неграмотном подходе и системных ошибках оборачивается лишними затратами и проблемами с законом. Поэтому необходимо проводить оптимизацию налогообложения предприятия, что сделает доходы максимальными, а налоги минимальными, не вступая в противоречие с законодательством.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Теоретические аспекты налогов, взимаемых с организации…………5
1.1. Сущность, формы и методы налогообложения ……………………..5
1.2. Основные виды налогов………………………………………………9
1.3. Сущность и оформление налоговой политики предприятия……..13
1.4. Определение налоговой нагрузки предприятия……………………15
2. Анализ системы налогообложения предприятий……………………20
2.1. Анализ механизма исчисления и уплаты основных налогов с предприятий и организаций на примере ОАО «КЭНЗ» и ООО «Фрегат»….20
2.2. Сравнительный анализ налоговой нагрузки на предприятиях различных форм собственности и сфер деятельности на примере ОАО «КЭНЗ» и ООО «Фрегат»………………………………………………………25
3. Проблемы и перспективы оптимизации системы налогообложения предприятия…………………………………………….………………………..31
3.1. Проблемы оптимизации системы налогообложения предприятия.31
3.2.Методы оптимизации налогов……………………………………….34
Заключение………………………………………………………………..37
Список используемой литературы………………………………………38

Работа содержит 1 файл

Налооблажение предприятия.docx

— 69.62 Кб (Скачать)

     Рассчитаем  относительную налоговую нагрузку (далее ОНН) по ООО «Фрегат» и ОАО «КЭНЗ» за 2007 – 2009 гг.

     ОНН = абсолютная налоговая нагрузка / выручка предприятия.

     1. ОНН по ООО «Фрегат»»                                           

     - за 2007 г. = 784,9 / 5963 * 100% = 13,2%

     - за 2008 г. = 1076,45 / 6691 * 100% = 16,1%                        

     - за 2009 г. = 1409,1 / 45805 * 100% = 3,1

     2. ОНН по ОАО «КЭНЗ»

     - за 2007 г. = 240948 / 1103364 * 100% = 21,8%

     - за 2008 г. = 235518 / 1095616 * 100% =21,5%

     - за 2009 г. = 251552 / 1303677 * 100% = 19,3%

     Для увеличения наглядности далее с помощью рисунка 2.1. рассмотрим относительную налоговую нагрузку на ООО «Фрегат» и ОАО «КЭНЗ» в 2007 – 2009 гг.

     Как видно из рисунка 2.1., объем относительной налоговой нагрузки на предприятия в 2007 – 2009 гг. значительно различается. 

     

     Рис. 2.1. Объем налоговой нагрузки на  ОАО «КЭНЗ» и ООО «Фрегат» в 2007 – 2009 гг., %

     Данное  различие было наиболее заметно в 2009 году. Доля расходов по налогам составляет по ОАО «КЭНЗ» 19,3% от общего объема выручки, в то время как по ООО «Фрегат» только 3,1%.

     Объем выручки от осуществления деятельности в ОАО «КЭНЗ» в несколько раз выше, чем у ООО «Фрегат». Но при этом ООО «Фрегат» не обладает значительным объемом основных средств (то есть начисляется маленький налог на имущество организаций и транспортный налог), в то время как по ОАО «КЭНЗ» ресурсные платежи (в том числе земельный налог) составляют около 4 000 тыс. руб.

     Современная налоговая политика по снижению налоговой  нагрузки на предприятия заключается  в смещении акцента с применения относительно высоких налоговых  ставок на их снижение для создания роста налоговой базы и формирования доходов бюджета при более  низкой налоговой нагрузке на хозяйствующие  субъекты. Масштабная налоговая реформа  в России происходит уже несколько  лет. Приняты ключевые  главы Налогового кодекса, направленные на снижение номинальной  налоговой нагрузки, сокращение налоговых  льгот, упрощение налоговой системы. Улучшилась общая собираемость налогов, в связи с чем уровень налоговых  поступлений в бюджеты увеличивается. Следует также отметить, что уровень  номинальных налоговых ставок основных налогов в Российской Федерации  заметно ниже, чем в среднем  уровень в странах Восточной  Европы. И, тем не менее, возможности по дальнейшему снижению налоговой нагрузки и повышению собираемости налогов без ущерба для бюджета и с пользой для налогоплательщика у России есть.

     Таким образом, можно сделать вывод, что  налоговая нагрузка по ОАО «КЭНЗ» выше, чем по ООО «Фрегат». Это связано со спецификой деятельности организации и  формой собственности. В качестве основных налогов, обеспечивающих налоговую нагрузку на вышеназванные предприятия, выступают налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятия и единый социальный налог.

     Необходимость, целесообразность проведения тактических  налоговых мероприятий возникает  в основном у предприятий, налоговая  нагрузка на которые превышает 30% в  добавленной стоимости выпущенной продукции.

     Целенаправленная  налоговая политика в значительной степени зависит от знания работниками, ответственными за исчисление и уплату налогов, того, какие налоги, в какие  сроки и куда необходимо уплатить, от умения этих работников разбираться  в существующих законных способах снижения налоговых выплат. Знание налогового права и текущего налогового законодательства позволяет осуществлять грамотное  планирование налоговых платежей и  доходов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 3. Проблемы и перспективы  оптимизации системы  налогообложения  предприятия

     3.1. Проблемы оптимизации  системы налогообложения  предприятия

    В ходе анализа системы налогообложения  предприятий можно говорить о  том, что анализируемым предприятиям необходимо рассчитывать только на мероприятия по налоговому планированию, чтобы снизить свою налоговую нагрузку, тем самым улучшить свое финансовое состояние, за счет высвобождения части финансовых ресурсов.

    Осуществление налогового планирования на предприятии  возможно с привлечением сторонних  организаций или с помощью  собственных сил. Это требует  больших финансовых затрат и квалификации кадров. Что для малого и еще  и низкорентабельного предприятия  практически невозможно. Поэтому  перед автором стоит задача - разработать  мероприятия по налоговому планированию, которые бы без дополнительных финансовых вложений могло бы использовать данное предприятие. Следовательно, не представляется возможным использование сложных  схем налоговой оптимизации.

    Основным  инструментом налогового планирования выступает разработка приказа об учетной политике предприятия для  целей налогообложения. Квалифицированная  проработка приказа об учетной политике позволит предприятию выбрать оптимальный  вариант учета, эффективный с  точки зрения режима налогообложения. Значимость данного документа особенно возросла в связи с вступлением  в действие главы 25 «Налог на прибыль  организаций» Налогового кодекса РФ. Дело в том, что впервые в системе  российского налогообложения законодательно установлена самостоятельная учетная  система - учет операций в целях налогообложения. В связи с этим при разработке учетной политики в целях налогообложения  необходимо обратить внимание на ряд  положений. Таких как выбор метода признания доходов в целях налогообложения, метода начисления амортизации. Налоговый кодекс предоставляет возможность выбора предприятию одного из двух методов признания доходов и расходов для целей налогообложения в отношении налога на прибыль организаций - метод начисления и кассовый метод.

    В ходе анализа приказа об учетной  политике «КЭНЗ» установлено, что выбран метод начисления. Для предприятия же выгодно применять кассовый метод. Но при этом п. 1 ст. 273 Налогового кодекса РФ установлен критерий - «если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций без учета налога на добавленную стоимость не превысила одного миллиона рублей за каждый квартал». Если соблюден данный критерий, то предприятие вправе использовать кассовый метод. При анализе первичных документов установлено, что предприятие удовлетворяет критерию, установленному п. 1 ст. 273 Налогового кодекса РФ, и может использовать кассовый метод. Применение кассового метода позволит установить соответствие между получением доходов, произведением расходов и возникновением налоговых обязательств по налогу на прибыль.

    П. 1 ст. 259 Налогового кодекса РФ предоставляет  возможность выбора метода начисления амортизации - линейным и нелинейным методом. Предприятием для удобства был выбран линейный метод начисления амортизации. С точки зрения наибольшей эффективности привлекателен нелинейный метод начисления амортизации, так  как при его использовании  списание стоимости имущества происходит быстрее, чем при использовании  линейного метода. Возможность выбора метода начисления амортизации затруднена тем, что выбранный метод амортизации  по каждому объекту применяется  на протяжении всего срока начисления амортизации. Следовательно, его можно  будет применять только для вновь  приобретенного или созданного амортизируемого  имущества. Хотелось бы обратить особое внимание на положение п. 1 ст. 256 Налогового кодекса РФ, в котором указано что не относятся к амортизируемому имуществу объекты со стоимостью менее 10000 рублей. Их стоимость полностью относиться на расходы. Предприятию при приобретении имущества следует рассматривать возможность разбиения этого имущества на отдельные части, для того чтобы иметь возможность списать их стоимость сразу. А по составным частям, стоимость которых свыше 10000 рублей, выбрать нелинейный метод начисления амортизации. Который должен быть закреплен в приказе об учетной политике предприятия для целей налогообложения. Общий анализ приказа об учетной политике предприятия для целей налогообложения показал, что недостаточно уделено внимания его детальной проработке и закреплению положений позволяющих осуществить дальнейшее применение мероприятий по налоговому планированию, в частности метода признания доходов и расход для целей налогообложения, выбора начисления амортизации, создании резервов, работы с просроченной дебиторской задолженностью, положений договорной политики предприятия, работы с поставщиками и потребителями услуг предприятия.

    Говоря о недостатках ООО «Фрегат» хотелось отметить недостатки в организации деятельности бухгалтерии. На предприятии отсутствуют специалисты со специальным налоговым образованием. Вследствие чего отсутствуют мероприятия по анализу налоговых платежей предприятия, выявления резервов по снижению налоговой нагрузки предприятия, мероприятий по оптимизации налоговой нагрузки предприятия. Присутствует незнание налогового законодательства в части применения отдельных льгот и специальных режимов налогообложения, которые позволяют реально уменьшить налоговые обязательства предприятия. Также отсутствует желание работников бухгалтерии по изменению сложившейся системы учета. Хотя проведенные анализ и расчеты реально показывают возможности по снижению налоговой нагрузки и упрощении системы учета в целях налогообложения.

    Применение  мероприятий налогового планирования и оптимизации, как одного из его  направлений, требует от организации  дополнительной квалификации и серьезного подхода, так как ошибки в ведении  налогового учета могут вызвать  дополнительные расходы предприятия  в виде штрафов и пени. Также  данные мероприятия следует применять  в комплексе, потому что не существует одной схемы, которая бы позволила  предприятию оптимизировать налоговую  нагрузку. Как справедливо замечают опытные специалисты, наибольший эффект достигается при комплексе мер, даже самых незначительных, при этом предприятие подвергается минимальному риску применения налоговых санкций  со стороны налоговых органов.

     3.2. Методы оптимизации  налогов

    Самые популярные методы оптимизации налогообложения:

    1. Метод замены налогового субъекта основывается на использовании в целях налоговой оптимизации такой организационно-правовой формы ведения бизнеса, в отношении которой действует более благоприятный режим налогообложения. Так, например, включение в бизнес-схему «инвалидных» компаний - имеющих льготы как общества инвалидов или имеющих долю инвалидов в штате более определенного уровня - позволяет экономить на прямых налогах.

    2. Метод изменения вида деятельности налогового субъекта предполагает переход на осуществление таких видов деятельности, которые облагаются налогом в меньшей степени по сравнению с теми, которые осуществлялись. Примером использования этого метода может служить превращение торговой организации в торгового агента или комиссионера, работающего по «чужому» поручению с «чужим» товаром за определенное вознаграждение, или использование договора товарного кредита - из соображений более легкого учета и меньшего налогообложения.

    3. Метод замены налоговой юрисдикции заключается в регистрации организации на территории, предоставляющей при определенных условиях льготное налогообложение. Выбор места регистрации (территории и юрисдикции) важен при условии неоднородности территории. Когда каждый регион страны наделен полномочиями по формированию местного законодательства и на этом поле субъекты обладают некоторой свободой, каждая территория использует эту свободу по-своему. Отсюда различия в размере налоговых отчислений. Разработка стратегии развития компании подразумевает возможную организацию аффилиационных структур во внешних зонах с минимальным налоговым бременем (офшор).

    При выборе места регистрации ориентируются  не только на размер налоговых ставок. При небольших налоговых ставках законодательством обычно устанавливается расширенная налоговая база, что в конечном итоге может привести к обратному эффекту - повышению налоговых платежей. Если небольшая налоговая ставка жестко привязана к единице результата деятельности, то налоговое планирование становится практически невозможным.

    4. Переход организации на упрощенную  систему налогооблажения.

    Таким образом, в итоге необходимо отметить, что снижение налоговой нагрузки рассматривается как главный аспект налоговой реформы в Российской Федерации. Налоговая система Российской Федерации в настоящее время это одна из наиболее динамически развивающихся отраслей. Реформа по ее совершенствованию не завершается до сих пор. Главным событием в ней было создание и введение в действие Налогового кодекса Российской Федерации. Главными направлениями налоговой реформы было установление единой и стабильной налоговой системы в РФ, создание единой правовой базы, совершенствование налогового контроля. Особо из них всех выделялось снижение налоговой нагрузки путем введения более низких ставок по налогам.

    Но  как показывает практика в России сохраняется достаточно высокий  уровень налоговой нагрузки на хозяйствующих  субъектов. Основная тяжесть налогового бремени ложиться на организации. Отрицательным  явлением является процесс нелегального уклонения от уплаты налогов, который  влечет за собой наложение ответственности, как налоговой, так и уголовной. Законным же является процесс оптимизации  налогообложения через применение мероприятий, способов и методов  налогового планирования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Проблемы и перспективы оптимизации системы налогообложения предприятия