Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 15:57, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение принципов налогообложения и их реализацию в современных условиях в РФ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- изучить сущность и историю становления принципов налогообложения;
- исследовать современные принципы налогообложения и их реализацию в Российской Федерации;
- выявить проблемы в налогообложении в современной России.
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Сущность и историческое развитие принципов налогообложения….5
1.1. Сущность принципов налогообложения …………………………...............5
1.2. Эволюция принципов налогообложения …………………………..………6
Глава 2. Анализ современных принципов налогообложения ………………..13
2.1. Сущность современных принципов налогообложения ………………….13
2.2. Основные принципы налогообложения в Российской Федерации………………………………………………………………………..19 2.3. Реализация принципов налогообложения в современных условиях
в Российской Федерации …………………………………………………….…24
Глава 3. Проблемы в налогообложении в современной России……………...27
Заключение ……………………………………………………………………....30
Список использованной литературы …………………………………………..32
Приложения…………………………………………………………………...…34
Расчетная часть ……………………………………………...……………..……36
Следует отметить, что эти правила, превратившиеся в аксиомы, уже во времена А.Смита не являлись исключительным новшеством. Француз О.Мирабо (1761 г.), немец Ф.Юсти (1766 г.), итальянец П.Верри (1771 г.) требовали равномерности обложения, точное определение налогов законом, удобство для плательщика, возможно меньших расходов взимания, т.е.налоги не должны чрезмерно обременять подданных.Таким образом, заслуга А.Смита заключалась не в приоритетном открытии этих принципов, а в яркой и точной формулировке и обосновании их7.
В нашей стране впервые вопрос о
принципах налогообложения
Принципы налогообложения, обоснованные А. Смитом в конце XVII в. были расширены и систематизированы немецким ученым-экономистом Адольфом Вагнером, который объединил все принципы налогообложения в четыре группы. Система принципов А. Вагнера представлена в таблице 1.
Одним из важнейших понятий в
учении А.Вагнера является эластичность
налогов. Не все налоги обладают эластичностью,
поэтому налоговая система
Кроме того А.Вагнер развивает идеи справедливости. Он занимает позицию, отличную от позиции А.Смита, на основе концепций Ж.Б.Сэя Д.С.Милля, которые считали возможным обложение капитала, имея в виду налог на наследство. Тем самым усиливалось внимание учёных к вопросам равномерного распределения налогового бремени.
Таблица 1.
Система девяти «золотых» правил
Финансовые принципы организации налогообложения |
Достаточность налогообложения, Эластичность(подвижность) |
Народно-хозяйственные принципы |
Надлежащий выбор источника |
Этнические принципы (принципы справедливости) |
Всеобщность налогообложения; равномерность
налогообложения |
Административно-технические |
Определенность |
В дальнейшем развитие принципов налогообложения А.Вагнера происходит в работах других учёных.
В частности, Ф.Нитти с учётом требований своего времени преобразовал идею А.Смита об отрицательном влиянии государственных расходов на развитие производства в связи с сокращением капитала из-за неуплаты налогов в один из принципов налогообложения: «налоги не должны мешать развитию производства».
Принцип, предлагаемый Ф.Нитти, сформулирован таким образом: «налоги должны быть уменьшаемы или вообще отменяемы, если они сокращают потребление и, следовательно, производство». Примером может служить введение в 19 в. Обложения окон в Англии, после которого резко сократилось количество окон в жилых домах.
Успешной реализацией
На современном этапе принципы
налогообложения – это, по сути основополагающие
и руководящие идеи, базовые положения,
определяющие начала налогового права.
Общие начала налогообложения
Указанные принципы представляют собой, с одной стороны, систему координат (с другой стороны) являются вектором, определяющим направление развития налогообложения.
Глава 2
Анализ современных принципов налогообложения
2.1. Сущность современных
В современных условиях правильно организованная налоговая система должна отвечать следующим основным принципам:
- налоговое законодательство должно быть стабильно;
- взаимоотношения
- тяжесть налогового бремени
должна равномерно
- взимаемые налоги должны быть
соразмерны доходам
- способы и время взимания налогов должны быть удобны для налогоплательщика;
- существуют равенство
- нейтральность налогообложения в отношении форм и методов экономической деятельности;
- доступность открытость
- соблюдение налоговой тайны.
Рассмотрим кратко содержание этих основных принципов.
Под стабильностью налогового законодательства
понимается неизменность норм и правил,
регулирующих сферу налоговых
Пересмотр норм налогового законодательства во всех развитых странах осуществляется. В соответствии с действующими процедурами по утверждению законов. В большинстве стран изменение норм налогового права невозможно не только в текущем финансовом году, но и в году наступающем. Во всех странах действуют нормы, в соответствии с которыми обязательно должен существовать длительный период между моментом принятия каких-либо налоговых изменений и моментом вступления их в силу.
Правовой характер взаимоотношений
государства и
Правительство имеет право лишь предлагать какие-либо изменения, но силу закона эти изменения могут принимать лишь после их утверждения высшим законодательным органом. Принцип правовых взаимоотношений предполагает также взаимную ответственность сторон в сфере налогового права. Нарушения принципа правового характера взаимоотношений налогоплательщиков и государства выражаются в налоговом произволе властей и могут проявляться как на уровне актов центральных органов исполнительной власти , так и на уровне правотворчества органов местного самоуправления.
Принцип распределения тяжести
налогового бремени не является жёстким
при построении налоговой системы,
но его несоблюдение или частые грубые
нарушения к такому тяжёлому последствию,
как массовое уклонение от уплаты
налогов. Добиться равенства, справедливости
и научной обоснованности в распределении
налогового бремени не удавалось
и не удаётся ни одному государству
в мире. Вероятно, никто и никогда
не создаст налоговую систему, которая
подходила бы для всех налогоплательщиков
и всеми гражданами страны воспринималась
как справедливая. Но законодатель
любой страны должен стремиться к
тому чтобы не допустить значительной
неравномерности в
Грубейшее нарушение принципа равномерности
распределения тяжести
Принцип соразмерности взимаемых налогов с доходами налогоплательщиков заключается не только в том, что после уплаты долга у налогоплательщика должны оставаться средства, достаточные для нормальной жизнедеятельности и расширение экономической деятельности, но и в том, что отдельные периоды, а именно в период внесения налоговых платежей , последние не должны превышать уровня текущих поступлений. В противном случае возникает возможность массовых банкротств, обусловленных налоговым фактором.
Соблюдение принципа создания максимальных удобств для налогоплательщиков – важная задача государства, стремящегося к экономическому росту. Удобства налогоплательщика – это не только установление сроков внесения налоговых платежей, возможности получения отсрочек и рассрочек, но и понятность норм и правил налогового законодательства. Доступность норм и правил налогового законодательства для всех категорий налогоплательщиков является целью законодательства во всех странах мира. Однако ни в одной стране эту цель можно считать достигнутой. Минимальными требованиями в этой области можно считать следующие:
- каждый используемый термин
должен иметь своё
- количество издаваемых
- законодательные акты и нормы, содержащиеся в них, не должны противоречить друг другу;
- тексты законов должны быть понятны человеку со средним для данной страны уровнем образования;
- при изменении каких-либо норм
в законодательных актах,
Один из важнейших принципов
построения налоговых систем – принцип
равенства налогоплательщиков перед
законом. Про этот принцип можно
сказать, что он неуклонно соблюдается
в подавляющем большинстве
К наиболее грубым проявлениям налоговой
дискриминации относятся
Принцип сведения к минимуму издержек по сбору налогов и контролю за соблюдением налогового законодательства, иначе называемый принципом рентабельности налоговых мероприятий, представляет собой вполне разумное выражение чаяний налогоплательщиков о том, чтобы не вес поступления по налогам использовались для сбора налогов. Подобная ситуация нередко возникала в истории в сфере налогообложения отдельных видов недвижимого имущества, где расходы государства на разработку и заполнение документации, обмеры, обсчёты, аэрофотосъёмки, перерасчёты, в сочетании с многочисленными льготами для широкого круга категорий налогоплательщиков, приводили к тому, что сумма налоговых поступлений была меньше осуществлённых затрат. Традиционно высокими издержками отличается система налогообложения дохода физических лиц, особенно в условиях относительно низкого уровня доходов среднего класса. С большими издержками связаны, как правило, все вновь вводимые налоги, а также существенные изменения, требующие замены старых форм отчётности.
Принцип нейтральности налогообложения в отношении форм и методов экономической деятельности противоречит регулирующей функции налогов. Условия налогообложения влияют на принятие решений в экономике наряду с такими факторами, как стоимость сырья, издержки по оплате труда, уровень процентных ставок, темпы инфляции.
Оправданным является использование налогов для стимулирования притока капитала в передовые отрасли промышленности, создание благоприятных условии для национальных производителей товаров и услуг, для сдерживания перенаселения столиц или сверхкрупных городов, снижение потребления промышленными предприятиями энергетических и природных ресурсов. Налоги могут быть эффективным средством предотвращения переноса на территорию страны вредных производств и притока низкокачественных товаров. При этом налоги не должны влиять на формы предпринимательской деятельности и поведения граждан в тех случаях, когда в таком влиянии нет смысла. Приобретение оборудования, сырья, материалов, иностранной валюты, привлечение кредитов, создание новых предприятий, подразделений филиалов, учреждение различного рода объединений, ассоциаций и фондов предприятия должны осуществлять на основе целей и задач повышения эффективности, а не в зависимости от условий налогообложения, особенностей или специфических требований налогового законодательства.