Принципы налогообложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 15:57, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучение принципов налогообложения и их реализацию в современных условиях в РФ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- изучить сущность и историю становления принципов налогообложения;
- исследовать современные принципы налогообложения и их реализацию в Российской Федерации;
- выявить проблемы в налогообложении в современной России.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Сущность и историческое развитие принципов налогообложения….5
1.1. Сущность принципов налогообложения …………………………...............5
1.2. Эволюция принципов налогообложения …………………………..………6
Глава 2. Анализ современных принципов налогообложения ………………..13
2.1. Сущность современных принципов налогообложения ………………….13
2.2. Основные принципы налогообложения в Российской Федерации………………………………………………………………………..19 2.3. Реализация принципов налогообложения в современных условиях
в Российской Федерации …………………………………………………….…24
Глава 3. Проблемы в налогообложении в современной России……………...27
Заключение ……………………………………………………………………....30
Список использованной литературы …………………………………………..32

Приложения…………………………………………………………………...…34
Расчетная часть ……………………………………………...……………..……36

Работа содержит 1 файл

курсовая по НО.docx

— 97.24 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 
Введение …………………………………………………………………………..
Глава 1. Сущность и историческое развитие принципов налогообложения….5 
1.1. Сущность принципов налогообложения …………………………...............5 
1.2. Эволюция принципов налогообложения …………………………..………6 

Глава 2. Анализ современных принципов  налогообложения ………………..13 
2.1. Сущность современных принципов налогообложения ………………….13 
2.2. Основные принципы налогообложения в Российской Федерации………………………………………………………………………..19 2.3. Реализация принципов налогообложения в современных условиях  
в Российской Федерации …………………………………………………….…24 

Глава 3. Проблемы в налогообложении  в современной России……………...27 

Заключение ……………………………………………………………………....30 

Список использованной литературы …………………………………………..32

 

Приложения…………………………………………………………………...…34 

Расчетная часть ……………………………………………...……………..……36 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 

Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую  политику – экономическую, социальную, экологическую, демографическую и  др. При этом в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта государственного регулирования социально-экономических процессов используются финансово-кредитный и ценовой механизмы.

Финансово-бюджетная система охватывает отношения по поводу формирования и  использования финансовых ресурсов государства – бюджета и внебюджетных фондов. Она призвана обеспечивать эффективную реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций государства. Важной «кровеносной артерией» финансово-бюджетной системы  являются налоги.

Адам Смит в своём классическом сочинении «Исследование о природе и причинах богатства народов»  считал основными принципами налогообложения всеобщность, справедливость, определённость и удобность. Подданные государства, отмечал его русский последователь Н.И.Тургенев, должны давать «средства к достижению цели общества или государства» каждый по возможности и соразмерно своему доходу по заранее установленным правилам (сроки платежа, способ взимания), удобным для плательщика. Со временем этот перечень был дополнен принципами обеспечения достаточности и подвижности налогов (налог может быть увеличен или сокращён в соответствии с объективными  нуждами и возможностями государства), выбор надлежащего источника и объекта налогообложения, однократности обложения.

Перечисленные принципы налогообложения  учитывались и при формировании новой налоговой системы России, адекватной рыночным преобразованиям. В конце 1991 г. был принят Закон  РФ «об основах налоговой системы  Российской Федерации». Впоследствии в закон вносились изменения и дополнения, корректирующие механизм налогообложения и структуру налогов. При этом, однако, неоднократно нарушался принцип справедливости: вносимые изменения утверждались законодательными актами «задним числом», или имели «обратную силу».

В настоящее время в налогообложении  существует множество пробелов и  проблем, что свидетельствует об актуальности изучения принципов (основополагающих начал) налогообложения и их реализацию в современных условиях в Российской Федерации.

Объектом курсовой работы являются принципы налогообложения.

Предметом курсовой работы является история становления и современное  состояние принципов налогообложения  в Российской Федерации.

Цель курсовой работы – изучение принципов налогообложения и  их реализацию в современных условиях в РФ.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

- изучить сущность и историю  становления принципов налогообложения;

- исследовать современные принципы  налогообложения и их реализацию  в Российской Федерации;

- выявить проблемы в налогообложении  в современной России.

В ходе исследования необходимо использовать различные методы: метод классификации, систематизации, анализа научной  литературы и законодательных актов, касающихся налогов и налогообложения.

Для написания курсовой работы использовалась различная литература.

Полезными стали работы таких авторов, как Демин А., Тедеев А.А., Парыгина В.А., Ляпина Т.М., Кашин В.А., Пинская  М.Р. и др. Широко применялись статьи налогового кодекса РФ, Конституция РФ, а также практика Конституционного суда РФ. Курсовая работа состоит из введения, основного содержания, включающего три главы, и заключения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Глава 1.

 

Сущность и историческое развитие принципов налогообложения.

1.1. Сущность принципов налогообложения

Проведение научно обоснованной, эффективной  налоговой политики во многом определяется тем, как сформулированы цели и принципы налогообложения.

Длительное время финансовая наука  была не в состоянии ответить на вопросы, что облагать налогом и  каковы цели и принципы обложения, т.к. на первом этапе налоги в доходах  казны носили второстепенный, даже чрезвычайный характер.

Поэтому государство взимало налоги произвольно, руководствуясь лишь потребностями текущего момента. На втором этапе налоги становятся главным источником государственных доходов, что определяет необходимость научных исследований в области налогов1.

Из анализа периодической литературы следует, что цели налогообложения  бывают двух разновидностей: фискальные и нефискальные2.

Фискальная цель означает достижение как можно более высокой чистой доходности, определяемой как разница  между валовыми налоговыми поступлениями  и издержками на собирание налогов. Эта цель не должна быть явно доминирующей целью налогообложения.

К нефискальным целям относятся:

- конъюнктурная или определение  величины влияния налогов на  конъюнктурный цикл, а также установление, не препятствуют ли налоги  инвестиционной активности хозяйствующих  субъектов;

- распределительная, что предполагает  исследование влияния налогов  на распределение дохода и  имущества налогоплательщиков;

- обеспечение заметности некоторых  налогов (например, муниципальных).

Определение и чёткое формулирование целей налогообложения во многом обеспечивает реализацию принципов  налогообложения.

Само слово «принцип» переводится  с латинского (principium) как основа, первоначало чего либо3.

Под принципами налогообложения понимаются основные исходные положения системы  налогообложения.

Принцип налогообложения может  быть определён как исходная идея, лежащая в основе налоговой системы  государства. Цель принципов  налогообложения  – поставить препятствия налоговому произволу, создать основы справедливого, соразмерного и умеренного налогообложения. Не случайно в Постановлении от 21.11.1997 г. № 5-П «По делу о проверке конституционности положений абзац 2 п. 2 ст. 18 и ст. 20 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы в РФ» Конституционный суд РФ отметил: «Общие принципы налогообложения и сборов относятся к основным гарантиям, установление которых федеральным законом обеспечивает реализацию и соблюдение основ конституционного строя, основных прав человека и гражданина»4.

1.2. Эволюция принципов налогообложения.

Принципы налогообложения привлекали особое внимание практиков и теоретиков с момента возникновения налогов5. Например, Т.Гоббс критикует обложение имущества и доказывает, что косвенное обложение – самое равномерное и самое справедливое

О.Мирабо полагал, что всякое обложение  должно отвечать трём принципам:

1) быть основанным непосредственно  на самом источнике доходов;

2) быть в известном постоянном  соотношении с доходами;

3) оно не должно быть слишком  обременено издержками взимания.

Ф.Кенэ, глава школы физиократов, указывал:

- на плохую форму обложения;

- на излишнее бремя налогов  вследствие чрезмерных издержек  по их взиманию;

- на чрезмерные судебные расходы.

Заслуга физиократов состоит в  том, что они первыми поставили  вопрос о принципах налогообложения.

Затем история финансовой и налоговой  науки по вопросам принципов налогообложения  представлена именами А.Смита и  А.Вагнера. Принципы налогообложения, разработанные ими, положены в основу современной налоговой системы.

Впервые принципы налогообложения  были сформулированы А.Смитом, который считал основными принципами налогообложения справедливость, определённость, удобство для налогоплательщика и экономию на издержках налогообложения. Эти классические принципы были сформулированы Смитом в вышедшей в 1776 г. книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» следующим образом:

«Подданные государства должны по возможности соответственно своей способности и силам участвовать в содержании правительства, т.е. соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства. Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа — все это должно быть ясно и определенно для плательщика и для всякого другого лица. Там, где этого нет, каждое лицо, облагаемое данным налогом, отдается в большей или меньшей степени во власть сборщика налогов, который может отягощать налог для всякого неугодного ему плательщика или включать для себя угрозой такого отягощения подарок или взятку.

 Неопределённость  обложения  развивает наглость и содействует  подкупности того разряда людей,  которые и без того не пользуются  популярностью даже в том случае, если они не отличаются наглостью и подкупностью. Точная определенность того, что каждое отдельное лицо обязано платить, в вопросе налогового обложения представляется делом столь большого значения, что весьма значительная степень неравномерности, как это, по моему мнению, явствует их опыта всех народов, составляет гораздо меньшее зло, чем весьма малая степень неопределённости.

  Каждый налог должен взиматься в то время или тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего платить его. Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству.

Налог может брать или удерживать из карманов народа гораздо больше того, что он приносит в казну  государства следующими путями: во-первых, его собирание может требовать большого числа чиновников, жалованье которых в состоянии поглощать большую часть той суммы, какую приносит налог, и вымогательства которых могут обременить народ дополнительным налогом. Во-вторых, он может затруднять приложение труда населения и препятствовать ему заниматься теми промыслами, которые дают средства к существованию и работу множеству людей. Обязывая людей платить, он может тем самым уменьшать или даже уничтожать фонды, которые позволяли бы им осуществлять эти платежи с большей легкостью. В-третьих, конфискациями, другими наказаниями, которым подвергаются несчастные люди, пытающиеся уклониться от уплаты налога, он часто разоряет их и таким образом уничтожает ту выгоду, которую общество могло бы получить от приложения их капиталов. Неразумный налог создает большое искушение для контрабанды, а кары за контрабанду должны усиливаться в соответствии с искушением. Вопреки всем обычным принципам справедливости закон сперва создает искушение, а затем наказывает тех, кто поддается ему, и притом он усиливает наказание соответственно тому самому обстоятельству, которое, несомненно, должно было бы смягчать его, а именно соответственно искушению совершить преступление. Очевидная справедливость и польза этих положений обращали на себя большее или меньшее внимание всех народов»6.

Итак, А.Смит выделил пять принципов, названных впоследствии «Декларацией прав плательщика»:

1. Налоги не должны быть чрезмерно  обременительны.

2. Они должны быть понятны  налогоплательщикам.

3. Каждый налогоплательщик должен  знать, какую сумму и в какой  срок он должен оплатить и  почему.

4. Налоги должны быть справедливыми,  и при сходных обстоятельствах  разные налогоплательщики должны  платить примерно одинаковые  налоги.

5. Государство должно уметь собирать  налоги, не расходуя на это  слишком большие средства.

Сегодня сформулированные великим  учёным постулаты называют классическими принципами налогообложения. Реализация этих принципов и в настоящее время остаётся приоритетной задачей налогового законодательства.

Информация о работе Принципы налогообложения