Преимущества и особенности применения упрощенной системы налогообложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 23:43, курсовая работа

Описание работы

Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 3 и 4 статьи 284 НК), налога на имущество организаций и единого социального налога. Такие организации не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Содержание

Введение…………………………………….…………………………………..…3
Глава 1.Упрощенная система налогообложения..………………………………5
Общая характеристика упрощенной системы налогообложения………5
Налогоплательщики………………………………………………………..8
Объекты налогообложения, налоговая база, налоговая ставка, порядок исчисления и уплаты налога……………………10
Налоговая декларация……………………………………………….……25
Налоговый учет и отчетность при упрощенной системе налогообложения…………………………...……………………………..26
Глава 2. Преимущества и особенности применения упрощенной системы налогообложения……………………………………28
2.1. Особенности применения УСН индивидуальными предпринимателями на основе патента……………………………28
2.2. Преимущества и недостатки перехода на упрощенную систему налогообложения…………………………………………32
Заключение………………………………..……………………..………………38
Список использованной литературы…….……………………………….……39

Работа содержит 1 файл

усн.docx

— 62.05 Кб (Скачать)

2.2.    Преимущества и  недостатки перехода  на

упрощенную  систему  налогообложения.

     Федеральным законом от 19 июля 2009 г. N 204-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» были внесены существенные изменения в гл. 26.2 Налогового кодекса РФ. Начиная с 1 января 2010 г. действуют новые положения, определяющие работу хозяйствующих субъектов, находящихся или планирующих переход на УСН.     
 Уточнены требования к налогоплательщикам, желающим перейти на упрощенную систему налогообложения и применяющим данную систему налогообложения. С 15 до 45 млн. руб. увеличен предельный размер дохода налогоплательщика. Продолжать применять «упрощенку» смогут те налогоплательщики, у которых доход за год не превышает 60 млн. руб. (ранее этот порог составлял 20 млн. руб.). Новые предельные размеры доходов в качестве антикризисной меры будут применяться до 2012 г. включительно. Что касается 2013 г., то будут применяться предельные размеры доходов, действовавшие в 2009 г., с учетом индексации. До 2012 г. включительно отменяется применение коэффициента-дефлятора. По мнению авторов Закона, данные меры позволят расширить круг субъектов малого предпринимательства, желающих либо уже имеющих возможность применять упрощенную систему налогообложения. 

     Нововведения  позволяют реально снизить налоговую  нагрузку на данную категорию хозяйствующих субъектов. Прежде чем отдать предпочтение упрощенной системе налогообложения, хозяйствующему субъекту следует оценить соотношение предполагаемых выгод и возможных рисков. 
           К существенным недостаткам УСН следует отнести возможное сокращение числа клиентов. Если клиентами организации большей частью являются организации и предприниматели, исчисляющие налоги в соответствии с общим режимом налогообложения, то вполне вероятно, что часть клиентов может отказаться от услуг организации, применяющей «упрощенку», в связи с невозможностью принять НДС к вычету. Одним из вариантов выхода из этой ситуации может стать снижение цен на сумму НДС. В таких условиях у товаров, работ и услуг «упрощенца» резко возрастает конкурентоспособность. Но такая ситуация мало приемлема для самого продавца, ведь настолько снижать цены решится далеко не каждый. 
Другим возможным вариантом является выставление счетов-фактур с выделенной суммой НДС. Однако этот вариант является наиболее рискованным. Во-первых, налог на добавленную стоимость, указанный в таких счетах-фактурах, «упрощенцу» придется отразить в налоговой декларации за соответствующий налоговый период и перечислить в бюджет. Во-вторых, как финансовое ведомство, так и налоговые органы придерживаются той позиции, что организация-покупатель не имеет права на вычет НДС по счету-фактуре, полученному от поставщика, находящегося на упрощенной системе налогообложения (например, письмо Минфина России от 1 апреля 2008 г. N 03-07-11/126, письмо Минфина России от 24 октября 2007 г. N 03-07-11/516, письмо ФНС России от 6 мая 2008 г. N 03-1-03/1925). Главным доводом контролирующих органов в этом вопросе является то, что выставление самого счета-фактуры поставщиками, применяющими специальные режимы налогообложения, является неправомерным. Как следствие и право на вычет НДС по такому счету-фактуре также отсутствует. Однако в Определении Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 февраля 2009 г. N ВАС-535/09 указано, что в соответствии со ст. ст. 171 и 172 НК РФ условиями для вычета НДС являются наличие правильно оформленного счета-фактуры и первичных документов, а также принятие приобретенных товаров на учет. Но, несмотря на то что арбитры однозначно высказались по этому вопросу, налогоплательщику, настаивающему на выставлении счета-фактуры его контрагентом-“упрощенцем» с выделенным НДС, нужно готовиться отстаивать свое мнение в судебных органах. 
Таким образом, хозяйствующему субъекту, перешедшему на упрощенную систему налогообложения, стоит очень аккуратно отнестись к вопросу ценообразования на свои товары, работы и услуги, а также больше внимания уделить работе с клиентами и заинтересовать их в своих услугах не только, а вернее, не столько ценой или возможностью выставления счета-фактуры с выделенным НДС, а в большей степени качеством обслуживания. 
Еще одним из недостатков упрощенной системы налогообложения являются существенные ограничения возможности учета затрат. Перечень расходов, подлежащих учету при применении УСН, поименован в п. 1 ст. 346.16 НК РФ и является закрытым, что не позволяет однозначно говорить о правомерности учета некоторых видов расходов, необходимых для осуществления финансово-хозяйственной деятельности организации. В ряде случаев при отсутствии прямого упоминания того или иного вида расхода в перечне приходится изыскивать возможность учета понесенных расходов по иным статьям затрат. Например, расходы по оплате платежей за негативное воздействие на окружающую среду прямо не поименованы в списке расходов, принимаемых для исчисления налоговой базы, в ст. 346.16 НК РФ, однако согласно пп. 5 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации одним из видов расходов, учитываемых при определении объекта налогообложения по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, являются материальные расходы. Следует напомнить, что материальные расходы в целях исчисления единого налога принимаются применительно к порядку, предусмотренному ст. 254 НК РФ для исчисления налога на прибыль организаций. А поскольку согласно нормам ст. 254 Кодекса к материальным расходам, учитываемым в целях налогообложения, относятся, в частности, платежи налогоплательщика за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду и другие аналогичные расходы, то платежи за загрязнение окружающей природной среды могут приниматься у налогоплательщиков единого налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, в составе материальных расходов, учитываемых при определении налоговой базы, несмотря на то, что указанные платежи признаны платежами неналогового характера. Такая позиция изложена в письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 17 мая 2005 г. N 03-07-03-04/20. Также в составе материальных расходов могут быть учтены расходы на оплату услуг сторонних организаций по печати газеты и по ее доставке до читателей, осуществляемых на основании договоров оказания услуг (письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 7 июля 2009 г. N 03-11-09/239). 
И все же при принятии решения о признании того или иного вида расхода для целей налогообложения следует руководствоваться принципом осмотрительности, так как в большом числе случаев Минфин говорит о невозможности учета понесенных расходов в связи с тем, что тот или иной вид затрат не поименован в перечне, приведенном в п. 1 ст. 346.16 НК РФ. 
При применении упрощенной системы налогообложения могут возникнуть сложности с определением доходов, попадающих в налоговую базу. Согласно п. 1 ст. 346.15 НК РФ в составе доходов, учитываемых для целей налогообложения при применении «упрощенки», учитываются доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ, но не учитываются доходы, указанные в ст. 251 НК РФ, доходы организации, облагаемые налогом на прибыль по налоговым ставкам, предусмотренным п. п. 3 и 4 ст. 284 НК РФ, в порядке, установленном гл. 25 НК РФ, доходы индивидуального предпринимателя, облагаемые НДФЛ по налоговым ставкам, предусмотренным п. п. 2, 4 и 5 ст. 224 Налогового кодекса, в порядке, установленном гл. 23 НК Российской Федерации. 
               Применение упрощенной системы имеет ряд преимуществ перед общим режимом налогообложения. В частности, отсутствует необходимость уплаты целого ряда налогов. На основании п. 2 ст. 346.11 НК РФ организации, находящиеся на УСН, освобождаются от уплаты налога на прибыль (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным п. п. 3 и 4 ст. 284 НК РФ), налога на имущество и налога на добавленную стоимость, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с Налоговым кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, а также НДС, уплачиваемого при осуществлении операций в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности), договором доверительного управления имуществом или концессионным соглашением на территории РФ. Именно эти налоги составляют основную часть налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты. Особо стоит отметить отсутствие обязанности по исчислению и уплате НДС. В тех организациях, где основную долю в составе затрат составляют расходы на оплату труда (научные, образовательные и т.п. организации), сумма НДС к уплате может достигать внушительных размеров по причине слишком маленькой суммы налога, принимаемого к вычету. 
               Для тех хозяйствующих субъектов, которые находятся на упрощенной системе налогообложения, в течение 2010 г. предусмотрены пониженные ставки взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование. Так, согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ «упрощенцы» исчисляют и уплачивают только взносы в Пенсионный фонд РФ по ставке 14 процентов. Несмотря на то что такое положение будет действовать только в 2010 г. и с 2011 г., субъекты, применяющие УСН, будут уплачивать страховые взносы в полном объеме (кроме тех, кто имеет статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны, общественных организаций инвалидов и т.д.), повышение ставок страховых взносов все равно позволит снизить налоговую нагрузку. Уменьшить налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, можно на сумму страховых взносов, уплаченных за соответствующий отчетный (налоговый) период, но не более чем на 50%. 
Особенное значение приобретает тот факт, что с что с 2010 до 2013 г. величина предельного размера доходов налогоплательщика, ограничивающая право налогоплательщика на применение упрощенной системы налогообложения, составляет 60 млн. руб. за налоговый период. Так же увеличение предельной суммы дохода отменяет необходимость дробления бизнеса, для того чтобы соответствовать критериям, дающим право на применение упрощенной системы налогообложения. Как следствие — не возникают неизбежные дополнительные затраты на учет, контроль, управление бизнесом и некоторые другие виды расходов. 
                 К преимуществам упрощенной системы налогообложения следует отнести и возможность применения пониженных ставок налога для объекта налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов. В п. 2 ст. 346.20 указано, что законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков. В ряде регионов законодатели уже воспользовались этим правом.

       Очевидно, что применение упрощенной системы налогообложения имеет свои преимущества и недостатки. Действующим хозяйствующим субъектам или тем, кто только планирует зарегистрироваться в качестве такового, прежде чем сделать выбор в пользу применения УСН следует сопоставить все преимущества и риски, возникающие как следствие такого выбора. 
             Несомненно одно: перейдя на УСН, налогоплательщик получает возможность значительно снизить налоговую нагрузку совершенно законным способом, не прибегая к сомнительным схемам «оптимизации» налогообложения.
 
 
 
 
 
 

Заключение.

     Упрощенная  система налогообложения для  налогоплательщиков более льготный режим налогообложения. В данной системе уплата единого налога заменяет уплату нескольких достаточно больших  налогов, упрощены учет и отчетность, документооборот налогоплательщика, применяющего упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности. Действующая  с 2003 года упрощенная система представляет налогоплательщику самостоятельный  выбор объекта налогообложения, что делает возможным при прогнозе налогового бремени учесть специфику  деятельности организации или индивидуального  предпринимателя. Такие налоговые  прогнозы очень важны при планировании работы организации. Т.К. п.2 Ст.346,14 НК РФ установлен запрет на изменение упрощенной системы налогообложения, организация, выбравшая неудачный режим налогообложения, не может его заменить. Это подтверждает важность проведения исследования эффективности  применения различных налоговых  режимов до начала применения какого-либо из них.

     Налоговая система характеризует налоговый  правопорядок в целом. В условиях рыночной экономики у государства  остается меньше возможностей влиять на развитие тех или иных процессов  в обществе путем прямых предписаний  и запретов. Через налоги государство  влияет на социальную структуру общества в целом. Налоги, особенно прямые, все  больше приобретают значение контрольного института и побуждают каждого  налогоплательщика контролировать расходование правительством сумм, уплаченных в виде налогов. В связи с этим необходимость налоговой реформы  диктуется не только происходящими  экономическими преобразованиями, но и ломкой политических отношений, становлением демократического общества.

 
 

Список  использованной литературы.

     1. Гражданский кодекс РФ. Части первая и вторая (с алфавитно-предметным указателем).-М.: ИНФРА-М-НОРМА,2005г.

     2. Налоговый кодекс РФ. Части первая  и вторая, по состоянию на 16.05.2005г.-М.:Элит,2005г.

     3. Приказ МНС России № БГ-3-22/647 от 12.11.02г. «Об утверждении формы  налоговой декларации по единому  налогу, уплачиваемому в связи  с применением упрощенной системы  налогообложения, и порядка ее  заполнения».

     4. Приказ от 19.09.2002г.№ВГ-3-22/495 МНС России  по налогам и сборам «Об  утверждении форм документов  для применения упрощенной системы  налогообложения».

     5. Приказ от 31.08.2005 г. №САЭ-3-22/417 «Об  утверждении форм документов, необходимых  для применения упрощенной системы  налогообложения на основе патента».

     6. Федеральный закон от 24.07.2002.№104 - ФЗ «О внесении изменений и  дополнений в часть вторую  Налогового Кодекса Российской  Федерации и некоторые другие  акты законодательства, а также  о признании утративших силу  отдельных актов законодательства  Российской Федерации о налогах  и сборах».

     7. Федеральный закон «222-ФЗ «Об  упрощенной системе налогообложения  субъектов малого бизнеса» от 29.12.03.

     8. Федеральный закон от 11.11.2003г.№148-ФЗ  «О внесении изменений в часть  вторую Налогового Кодекса РФ  и некоторые другие законодательные  акты РФ».

     9. Александров И.М. Налоги и налогообложение:  уч.,5-е изд. /         

И.М. Александров. - М: Дашков и Ко, 2006 год. - 317 стр.

     10. Гусев В.В. Налогообложение доходов  малых предприятий /         В.В. Гусев, Ю.В. Подпорин. - М: Бухгалтерский учет, 2005 год. - 157 стр.

     11. Денисова И.Б. Понятие налога. Принципы и функции налогообложения.  Налоговая система России. Финансовое  право: уч./       И.Б. Денисова, О.В. Горбунова. - М.: Юрист,2003 год. - 159 стр.

     12. Евстигнеев Е.Н. Основы налогообложения  и налогового права / Е.Н. Евстигнеев. - М: ИНФРА - М, 2005 год. - 120 стр.

     13. Истратова М.В. Упрощенная система  налогообложения и ЕНВД в 2006 году: уч./ М.В. Истратова. - М., 2006 год. - 391 стр.

     14. Климова М.А. Упрощенная система  налогообложения: уч.пос./ М.А. Климова. - М., 2006 год. - 294 стр.

     15. Косолапов А.И. Налоги и налогообложение:  уч.пос./                    А.И. Косолапов. - М: Дашков и Ко, 2005 год. - 872 стр.

     16. Ламинцев А.И. Индивидуальный  предприниматель: практ.пос./   А.И. Ламинцев. - М., 2006 год. - 548 стр.

     17. Пархачева М.А. Упрощенная система  налогообложения: просто ли быть  упрощенным: уч.пос./ М.А. Пархачева. - М., 2007 год. - 669 стр.

     18. Перов А.В. Налоги и налогообложение  / А.В. Перов,                     А.В. Толкушкин. - М: Юрайт - М., 2005 год. - 684 стр.

     19. Пономарев А.И. Налоги и налогообложение  в РФ. Для экономических специальностей  вузов и колледжей / А.И. Пономарев,  П.И. Ковалев, Д.В. Николаев. - Ростов  н/д.: ООО «Мини Тайп», 2005 год. - 324 стр.

Информация о работе Преимущества и особенности применения упрощенной системы налогообложения