Правовой статус налогоплательщика

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 16:46, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является комплексное теоретическое исследование проблем, связанных с определением правового статуса налогоплательщика. Достижение цели исследования связано с решением следующих задач:
- определение статуса налогоплательщика;
- рассмотрение и анализ прав, обязанностей и ответственности налогоплательщиков;

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3-4
Глава 1.Гражданско-правовой статус налогоплательщика………………...5
1.1 Характеристика налогоплательщика, как субъекта налоговых правоотношений…………………………………………………………5-12
1.2 Права и обязанности налогоплательщиков………………………..…13-20
1.3 Ответственность налогоплательщика за нарушение налогового законодательства……………………………....…………………….....21-30
Глава 2. Правовой статус налогоплательщика в Швейцарии и РФ…….…31
2.1. Сравнительная характеристика правового статуса юридического лица в Швейцарии и РФ: сходства и различия ………………………………….31-38
2.2. Сравнительная характеристика правового статуса физического лица в Швейцарии и РФ: сходства и различия....……………………………......39-43
Заключение……………………………………………………………...…44-45
Список используемых источников……………………………………….46-47

Работа содержит 1 файл

Прно.doc

— 496.50 Кб (Скачать)

      Пункт  1  ст.126   НК   РФ   предусматривает   взыскание   штрафа   за

непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым  агентом) в  налоговые   органы   документов   и   (или)   сведений,   предусмотренных законодательством о налогах  и  сборах.  Штраф  взыскивается  в  размере  200 рублей за каждый непредставленный документ.

Вывод: В Швейцарии возможность взыскания налогов (правовая и фактическая) разделена между государством, кантонами и общинами (трехуровневая система).Налоговым субъектом может являться любое (физическое или юридическое) лицо, которое выступает в налогово-правовых отношениях по отношению к государству, т.е. лицо, доходы/прибыль которого подлежат, согласно налогово-правовым отношениям, обложению налогом. Все налоги в Швейцарии устанавливаются посредством народного голосования, в каждом отдельном катоне своя ставка налога. В РФ дело обстоит совсем иначе, ставка налога фиксирована, тогда как в Швейцарии размер ставок сильно варьирует. Так же следует отметить ,что за неуплату налога в Швейцарии следует не такое жесткая ответственность как в РФ, такая налоговая политика  вряд ли была бы приемлема для России.

 

2.2 Правовой статус физического лица в Швейцарии и РФ

     Что касается физических лиц,то каждый налогоплательщик Швейцарии обязан платить следующие виды налогов.

      Из прямых налогов наибольшее значение имеет подоходный налог с физических лиц. Им облагаются доходы резидентов или временных нерезидентов, осуществляющих прибыльную деятельность в Швейцарии. Объектом обложения являются следующие виды доходов: от зависимых и независимых фирм, оказывающих бытовые услуги; компенсационные; дополнительные; от недвижимого и движимого имущества; прирост капитала и увеличение размера собственности; лотерейные призы.   Расходы, связанные с получением дохода, подвергаются вычету из валового дохода. Вычитаются также расходы на транспорт (0,60 шв.франков/км), расходы на питание, если налогоплательщик не питается дома (2 800 шв.франков в год), стоимость обучения, книги, инструменты, рабочая одежда (3% чистого заработка в пределах от 1 800 шв.франков до 3 600 шв.франков в год).

           Подоходный налог с физических лиц платят все лица,осуществляющие прибыльную деятельность в Швейцарии. Максимальная ставка составляет 11,5%. Для физических лиц-резидентов РФ не облагаются подоходным налогом купоны, полученные по государственным и муниципальным облигациям, а также курсовая разница по ГКО.

        Для сравнения дивиденды по акциям для физических лиц-резидентов РФ облагаются по ставке 9% и удерживаются эмитентом при перечислении («у источника»). Соответственно, на торговый счет физического лица эти доходы попадают уже «очищенными» от налогов. Прочие доходы резидентов-физических лиц облагаются налогом по ставке 13%. Налоговым периодом для расчета подоходного налога с физического лица-резидента РФ по доходам, полученным на рынке ценных бумаг, является финансовый год – с 1 января по 31 декабря. Соответственно, до 31 января года, следующего за отчетным, брокер обязан осуществить полный расчет подоходного налога по всем своим клиентам-физическим лицам и уплате его в бюджет.

Налоги на социальную защиту платят рабочие, работодатели и частные предприниматели. Работники уплачивают взносы в фонды социального страхования, правила аналогичны правилам корпораций. Граждане страны, а также иностранные лица, которые имеют прибыльные активы в Швейцарии, должны делать взносы в пенсионный и страховой фонды, а также в фонд безработицы. Сумма, которая вносится за данный налог, составляет примерно 10,1% в год. Половину платит работник, а вторую половину - работодатель. Сумма в фонд безработицы составляет 3% от годовой заработной платы. В большинстве случаев, взносы за медицинскую страховку являются обязательным правилом во всех кантонах. Расходы на медицинскую страховку покрываются гражданами страны за их собственный счет, однако, многие компании добровольно вносят сумму за страхование их работников. В целом, взносы за социальное страхование составляют 13,1% заработной платы рабочего.

Существуют дополнительные вычеты: скидки для родителей-одиночек, иждивенцев и т.д., страховые сборы и проценты по сберегательным депозитам. Максимальная конфедеративная ставка составляет 11,5% (установлено 16 шкал налогообложения). Ставки кантонов и муниципалитетов применяют коэффициенты, зависящие от места получения дохода. Коэффициенты устанавливаются ежегодно в соответствии с финансовыми потребностями политических органов (в кантоне Женева установлен коэффициент – 1,485, а муниципальный коэффициент – 0,455). Кантоны устанавливают свои вычеты. В кантоне Женева, например, ставки подоходного налога с физических лиц установлены в пределах от 0,25 до 17,95%.

Страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные ,фонды обязательного медицинского страхования удерживаются из зарплаты работников и составляют 26 %.

Физические лица платят налог с лотерей. Кантонами взимается также и налог на транспортные средства. В РФ так же участники лотереи самостоятельно несут обязанность по полной и своевременной уплате всех применяемых налогов и иных существующих обязательных платежей, возникающих в связи с участием в лотерее.

Налоги с наследства и дарений взимаются только кантонами. Базовой оценкой для налогообложения является рыночная стоимость. В кантоне Женева установлены ставки по принципу двойной регрессии (степень родства и стоимость подарков). Ставки изменяются от 0 до 26%. Таможенные пошлины, которые также относятся к косвенным налогам. Кантоны могут установить налоговые каникулы на 10 лет корпорациям, созданным на территории кантона и представляющим экономический интерес для кантона. Данный налог в РФ отменен с 2006 г..

Пропорциональный налог на собственность колеблется между 0,3 и 0,5% и им облагается чистый доход физических лиц в каждом из кантонов Швейцарии. Им облагается вся стоимость активов (например, дохода от недвижимости, или паевых долей), после вычета всех неявных задолженностей.[19]

Уплата налога на имущество физических лиц регулируется Законом РФ от 09.12.1991 N 2003-1. Федеральным законом от 28.11.2009 N 283-ФЗ, ставки устанавливаются органами местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости имущества в предусмотренных законом пределах.

       Налоги в Швейцарии, как с частных граждан, так и с юридических лиц, гораздо ниже, чем в соседних странах. Так, по сравнению с большинством стран Евросоюза и Соединенными Штатами, где налоги составляют от 30 до 55 процентов, в Швейцарии суммарное налогообложение не превышает 25 процентов от доходов. Швейцария – один из важнейших финансовых центров мира. Ее банковская система значительно превышает объем, необходимый для внутренних сделок. На 1,5 тыс. жителей приходится один банк. В стране функционирует 140 филиалов (отделений) крупных иностранных банков. Имеются две взаимосвязанные банковские системы: государственная система, включающая Швейцарский национальный банк и банки кантонов, и система частных банков.

         Вывод:  Таким образом следует сделать вывод о том что ,что  Швейцария остается достаточно стабильной страной с устойчивой финансовой системой, даже несмотря на мировой кризис . Основными условиями, характеризующими устойчивость и надежность финансовой системы Швейцарии являются::

• Долговременная история социальной, политической и экономической стабильности.

• Хорошо известная швейцарская банковская система с международными деловыми отношениями.

• Освобождение от валютного контроля.

• Прекрасно развитая высокотехнологичная экономическая и коммерческая инфраструктура.

    Между Российской Федерацией и Швейцарской Конфедерацией 15.11.95 было заключено соглашение «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал». В соответствии с этим документом, налог у источника на выплачиваемые дивиденды, не должен превышать 5 процентов, если получателю прямо принадлежит, по крайней мере, 20 процентов капитала компании, выплачивающей дивиденды, и инвестированный в нее капитал превышает 200 тыс. швейцарских франков. Во всех остальных случаях ставка налога составляет 15 процентов. [20]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

      Участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются организации и физические лица, признаваемые налогоплательщиками. Одним из основных критериев отнесения физического лица или организации к числу субъектов налогового права является потенциально возможная обязанность уплачивать причитающиеся налоги. Физические лица и организации приобретают налогово-правовой статус по причине предполагаемой возможности вступления в налоговые правоотношения с государством (муниципальным образованием) относительно уплаты установленных налогов или сборов.               Налогоплательщиков в качестве субъектов налогового права характеризует потенциальная возможность быть участником определенного правоотношения по поводу установления, введения или взимания налогов, осуществления налогового контроля или  привлечения к налоговой ответственности. Права налогоплательщиков (плательщиков сборов) обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению прав налогоплательщиков (плательщиков сборов) влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами (ст. 22 НК РФ).

         При рассмотрении в сравнении двух стран Швейцарии и России, можно сказать, что обе налоговые системы имеют ряд недостатков и преимуществ. Швейцария имеет гибкую налоговую систему. Фактически любой человек может обратиться в налоговый департамент и договориться о размере выплачиваемых им или его компанией налогов. Любая компания, планирующая работать в Швейцарии, может заранее запросить полный расчет подлежащих уплате налогов. На кантональном и муниципальном уровнях гарантируются умеренное налогообложение и доброжелательное отношение со стороны налоговых органов. Это во многом определяет довольно благоприятный статус налогоплательщиков Швейцарии. Что касается статуса налогоплательщика в РФ, то  основные направления налоговой политики на 2010-2012 годы, подготовленные Минфином РФ, не предполагают существенных изменений налоговой системы, а будут создавать условия для восстановления экономического роста в России, заявил журналистам директор департамента налоговой и таможенно-тарифной политики министерства Илья Трунин, а это означает что и не измениться положение налогоплательщиков-субъектов налоговых правоотношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемых источников:

1.                  Конституция Российской Федерации от 12.12.1993// «Российская газета» -1993- 25 декабря № 237

2.                  Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ// «Российская газета» -2002- 27 июля №137

3.                  Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 №138-ФЗ// «Российская газета»- 2002-20 ноября №220

4.                  Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31.07.1998 №146- ФЗ// «Российская газета»- 1998-6 августа № 148-149

5.                  Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ//"Российская газета"-2001-1 декабря № 256

6.                  Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ// «Собрание законодательства Российской Федерации»- 1996-17 июня

№25

7.                  Болотина Е.В Налоговое право - альбом схем //ГУАП 2007 -44 

8.                  Грачева  Налоговое право// ЮРИСТЪ 2005 -223с

9.                  Демин А.В Налоговое право России // РУМЦ ЮО, 2006. – 329 с.

10.             Еналеева И.Д Налоговое право России //ЮСТИЦИНФОРМ 2006 -314с

11.             Землин А.И Налоговое право//ФОРУМ - ИНФРА-М 2005 -304с

12.             Костикова Е.Г. Правовой статус налогоплательщиков-организаций: Дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2001. - 296-c.

13.             Крохина Ю.А. Налоговое право: учебник для вузов/ Ю.А. Крохина. – 3-е изд. перераб. и доп.− М.6 Юрайт-Издат, 2008. – 665 с.

14.             Кучерявенко Н.П. Курс налогового права: В 6 т. Т. II. Харьков: Легас, 2002-334c.

15.             Пепеляев С.Г. Налоговое право / М.: Юристъ, 2003-365c.

16.             URL: http://www.honoraryconsul.ru/?an=tax_sys_swis

17.             URL: http://www.runiga.ru/nalogovaya-sistema-schveicarii.html

18.             URL: http://www.russian-switzerland.com/swiss-tax-system.htm

19.             URL: http://www.switzerland-4you.com/ru/swiss-tax-system.htm

 

1

 



[1] Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31.07.1998 №146- ФЗ// «Российская газета»- 1998-6 августа № 148-149

 

[2] Костикова Е.Г. Правовой статус налогоплательщиков-организаций: Дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2001. С. 43 - 44

[3] Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31.07.1998 №146- ФЗ

[4] Кучерявенко Н.П. Курс налогового права: В 6 т. Т. II. Харьков: Легас, 2002. С. 320 - 334

[5] Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31.07.1998 №146- ФЗ

[6] Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ//"Российская газета"-2001-1 декабря № 256

[7] Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 №138-ФЗ// «Российская газета»- 2002-20 ноября №220

 

[8] Пепеляев С.Г. Налоговое право / М.: Юристъ, 2003. С. 97

[9] Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31.07.1998 №146- ФЗ// «Российская газета»- 1998-6 августа № 148-149

 

[10] Крохина Ю.А. Налоговое право: учебник для вузов/ Ю.А. Крохина. – 3-е изд. перераб. и доп.− М.6 Юрайт-Издат, 2008. – 236-240с

[11] Демин А.В Налоговое право России // РУМЦ ЮО, 2006. – 332 с.

[12] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ// «Собрание законодательства Российской Федерации»- 1996-17 июня №25 ст 2954

 

[13] Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ// «Российская газета» -2002- 27 июля №137

 

[14] Еналеева И.Д Налоговое право России //ЮСТИЦИНФОРМ 2006 -232с

 

[15] URL: http://www.honoraryconsul.ru/?an=tax_sys_swis

 

[16] URL: http://www.switzerland-4you.com/ru/swiss-tax-system.htm

 

[17] URL: http://www.runiga.ru/nalogovaya-sistema-schveicarii.html

[18] Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31.07.1998 №146- ФЗ// «Российская газета»- 1998-6 августа № 148-149

 

[19] URL: http://www.switzerland-4you.com/ru/swiss-tax-system.htm

 

[20] URL: http://www.russian-switzerland.com/swiss-tax-system.htm

 


Информация о работе Правовой статус налогоплательщика