Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 16:46, курсовая работа
Целью курсовой работы является комплексное теоретическое исследование проблем, связанных с определением правового статуса налогоплательщика. Достижение цели исследования связано с решением следующих задач:
- определение статуса налогоплательщика;
- рассмотрение и анализ прав, обязанностей и ответственности налогоплательщиков;
Введение……………………………………………………………………...3-4
Глава 1.Гражданско-правовой статус налогоплательщика………………...5
1.1 Характеристика налогоплательщика, как субъекта налоговых правоотношений…………………………………………………………5-12
1.2 Права и обязанности налогоплательщиков………………………..…13-20
1.3 Ответственность налогоплательщика за нарушение налогового законодательства……………………………....…………………….....21-30
Глава 2. Правовой статус налогоплательщика в Швейцарии и РФ…….…31
2.1. Сравнительная характеристика правового статуса юридического лица в Швейцарии и РФ: сходства и различия ………………………………….31-38
2.2. Сравнительная характеристика правового статуса физического лица в Швейцарии и РФ: сходства и различия....……………………………......39-43
Заключение……………………………………………………………...…44-45
Список используемых источников……………………………………….46-47
деяние, содержащее признаки налогового правонарушения, совершено вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств;
деяние, содержащее признаки налогового правонарушения, совершено налогоплательщиком в состоянии, при котором он не мог отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния;
деяние, содержащее признаки налогового правонарушения, совершено в результате выполнения письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных налоговым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции.
Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных соответствующими статьями главы 16 НК РФ.
Следует иметь в виду, что при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафов подлежит уменьшению не меньше чем в 2 раза. При наличии обстоятельства, отягчающего ответственность, размер штрафа увеличивается на 100%.
Обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются:
совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения, либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
иные обстоятельства, которые судом могут быть признаны смягчающими ответственность.
Обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение.
Лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в силу решения суда или налогового органа о применении налоговой санкции.
Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли 3 года (срок давности). При совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой.
Сумма штрафа, присужденного налогоплательщику за нарушение законодательства о налогах и сборах, повлекшее задолженность по налогу или сбору, подлежит перечислению со счетов налогоплательщика, плательщика сборов или налогового агента только после перечисления в полном объеме этой суммы задолженности и соответствующих пеней, в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.
Налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщиков только в судебном порядке. Налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции). В случае отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела, но при наличии налогового правонарушения срок подачи искового заявления исчисляется со дня получения налоговым органом постановления об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела.
Каждый налогоплательщик имеют право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если по мнению налогоплательщика или налогового агента такие акты, действия или бездействие нарушают их права. Нормативные правовые акты налоговых органов могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Рассмотрим следующие виды правонарушений и соответствующую ответственность за них.
1. Административная ответственность
Налоговым кодексом Российской Федерации и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) установлены следующие виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение[13]:
I. Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (статья 116 НК) | |
Нарушение налогоплательщиком срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе | штраф в размере 10000 рублей |
Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе | взыскание штрафа в размере 10 процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тысяч рублей.
|
II. Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке (статья 118 НК)
| |
Нарушение налогоплательщиком установленного настоящим Кодексом срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии им счета в каком-либо банке | влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей
|
III. Непредставление налоговой декларации (статья 119 НК) | |
Непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета | взыскание штрафа в размере 5%неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 % указанной суммы и не менее 1 000 рублей. |
Несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронном виде
| штрафа в размере 200 рублей |
IV. Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (статья 120 НК) | |
Грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения | взыскание штрафа в размере 10000 рублей |
Те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода | влекут взыскание штрафа в размере 30000 рублей |
Те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы | взыскание штрафа в размере 20 % от суммы неуплаченного налога, но не менее 40000 рублей |
V. Неуплата или неполная уплата сумм налога (статья 122 НК) | |
Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) | влечет взыскание штрафа в размере 20 % от неуплаченной суммы налога (сбора) |
Деяния, предусмотренные пунктом 1 ст. 122 НК, совершенные умышленно | штраф в размере 40% от неуплаченных сумм налога |
VI. Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест (статья 125 НК) | |
Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест или в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога | влечет взыскание штрафа в размере 30000 рублей. |
VII. Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (статья 126 НК) | |
Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК и иными актами законодательства о налогах и сборах | штраф в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ |
Непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации предоставить имеющиеся у нее документы, предусмотренные НК, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от предоставления таких документов либо предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного ст. 135_1 НК | штраф в размере 10000 рублей |
VIII. Неправомерное несообщение сведений налоговому органу (статья 129.1 НК) | |
Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с настоящим Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК | штраф в размере 5000 рублей
|
Те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года
|
штраф в размере 20 000 рублей |
2. Уголовная ответственность
Уголовным кодексом Российской Федерации (далее - УК) уклонение от уплаты налога рассматривается как преступление. Установлены следующие виды составов преступлений и ответственность за их совершение:
I. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица (статья 198 УК) | |||
Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере | штраф в размере 100-300 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арест на срок от четырех до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до одного года | ||
То же деяние, совершенное в особо крупном размере | штраф в размере 200-500 тысяч рублей или в размер заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет либо лишение свободы на срок до трех лет | ||
II. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации (статья 199 УК) | |||
Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере[ | штраф в размере 100-300 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арест на срок от четырех до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового | ||
То же деяние, совершенное:
а) группой лиц по предварительному сговору;
б) в особо крупном размере | штраф в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишение свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового
| ||
III. Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов (статья 199_2 УК) | |||
Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам, совершенное собственником или руководителем организации либо иным лицом, выполняющим управленческие функции в этой организации, или индивидуальным предпринимателем в крупном размере | штраф в размере 200-500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет либо лишение свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового |
Но существующее налоговое законодательство на данный момент далеко от совершенства. Оно все еще является довольно запутанным и противоречивым. Так, например, некоторые нормы шестнадцатой главы Налогового кодекса РФ нарушают требования соразмерности юридической ответственности.[14]
В настоящее время остается еще много споров и противоречий по применению норм Налогового кодекса РФ, которые смогут быть разрешения путем внесения изменений в некоторые статьи Налогового кодекса РФ, разъяснений МНС, постановлений ВАС и путем накопления судебной практики по налоговым спорам.
Также остается спорным вопрос и о самой сущности налоговой ответственности, так как это понятие еще законодательно не закреплено. Соответственно, сейчас не существует единого мнения о том, является ли она самостоятельным видом юридической ответственности.
Налоговая ответственность, наступающая в результате совершения налогового правонарушения, обладает рядом признаков, характерных для любого из видов юридической ответственности: она является средством охраны правопорядка; состоит в применении мер государственного принуждения; наступает за нарушение правовых норм; наступление ее регулируется нормами права; является следствием виновного деяния; заключается в применении санкций и связана с отрицательными последствиями материального или морального характера, которые нарушитель должен претерпеть; реализуется в соответствующих процессуальных формах. грачеваТаким образом можно сказать, что принципы налоговой ответственности - это общие условия привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений. Анализ налогового законодательства, научной литературы и судебной практики позволяет выделить следующие принципы: законности; 2) однократности; 3) ответственности за вину; 4) презумпции невиновности; 5) справедливости наказания.
Вывод: В данной главе были рассмотрены основные аспекты определения правового статуса налогоплательщика, права, обязанности и ответственность за нарушение налогового законодательства. Можно сделать вывод о том, что налогоплательщик — физическое лицо или организация, на которое законом возложена обязанность уплачивать налоги. Налогоплательщик так же имеет ряд прав, которые охраняются законодательством РФ, так же имеет обязанности, которые он должен исполнять, в случае неисполнения своих обязанностей, а так же нарушение законодательства влечет за собой ответственность. Необходимы долгие годы кропотливого воспитания добросовестного налогоплательщика, собственника, гражданина, понимающего свою ответственность перед обществом и тот факт, что общественно полезные функции государства немыслимы без пропорционального соучастия каждого в формировании публичных финансовых ресурсов.
Человека с детства требуется приучать к мысли, что часть собственности, являющаяся налогом, уже как бы изначально ему не принадлежит, что он "не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства". Непонимание этого факта не позволяет эффективно бороться с налоговыми правонарушениями, принимающими в настоящее время повсеместный характер.
1
Глава 2 Правовой статус налогоплательщика в Швейцарии и РФ
2.1. Правовой статус юридического лица в Швейцарии и РФ
Налоговая система Швейцарии имеет давнюю историю развития, при которой каждый из 26 кантонов имеет свои законы налогообложения. Кантоны по-своему регулируют налогообложение доходов, имущества, наследства, капитала, земли и других объектов.
В свою очередь, каждая из 2800 общин страны имеет право устанавливать коммунальные налоги по собственному усмотрению или воспользоваться рамками, установленными на кантональном уровне. В отличие от Российской Федерации особенностью является то, что все налоги в Швейцарии устанавливаются посредством народного голосования. Это значит, что принадлежащие к клятвенному союзу и кантональные правительства не владеют такой же безмерной властью в налоговых вопросах, которую присвоили себе другие страны. Швейцарцы полагают, что налогоплательщик сам должен нести ответственность: система основывается на принципе установления налогов налогоплательщиками.[15]
Налоги, собираемые в Швейцарии, подразделяются на две большие группы: налоги с доходов и собственности и налоги на потребление и владение. (Таблица 1).
Таблица 1. Распределение налогов в Швейцарии
Налоги с дохода и собственности | Налогообложение потребления и владения |
Конфедерация | |
Подоходный налог Налог на прибыль и капитал Налог, взимаемый у источника Гербовые сборы | Налог на добавленную стоимость Налог на табак Налог на пиво Таможенные пошлины |
Кантоны | |
Подоходный налог Подушный налог Налоги на прибыль и капитал Налог с наследства Налог на недвижимость | Налог на транспортные средства Налог на собак Налог на зрелища Гербовые сборы
|
Муниципалитеты | |
Повторение налогов кантонов | Повторение налогов кантонов |