Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 16:46, курсовая работа
Целью курсовой работы является комплексное теоретическое исследование проблем, связанных с определением правового статуса налогоплательщика. Достижение цели исследования связано с решением следующих задач:
- определение статуса налогоплательщика;
- рассмотрение и анализ прав, обязанностей и ответственности налогоплательщиков;
Введение……………………………………………………………………...3-4
Глава 1.Гражданско-правовой статус налогоплательщика………………...5
1.1 Характеристика налогоплательщика, как субъекта налоговых правоотношений…………………………………………………………5-12
1.2 Права и обязанности налогоплательщиков………………………..…13-20
1.3 Ответственность налогоплательщика за нарушение налогового законодательства……………………………....…………………….....21-30
Глава 2. Правовой статус налогоплательщика в Швейцарии и РФ…….…31
2.1. Сравнительная характеристика правового статуса юридического лица в Швейцарии и РФ: сходства и различия ………………………………….31-38
2.2. Сравнительная характеристика правового статуса физического лица в Швейцарии и РФ: сходства и различия....……………………………......39-43
Заключение……………………………………………………………...…44-45
Список используемых источников……………………………………….46-47
1.2 Права и обязанности налогоплательщиков.
Наличие у субъектов прав и обязанностей, возможность иметь другие права и обязанности обусловлены их участием в общественных отношениях, которые являются сферой правового регулирования. Здесь уместно отметить, что согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей конституционно-правовой ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод гражданина - обязанность государства. Эти положения Конституции РФ получают свое развитие в ст. 18 Конституции РФ, где предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Обязательными элементами правового статуса налогоплательщика выступают общие, одинаковые для физических лиц и организаций права и обязанности, зафиксированные нормами налогового права, а также ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах.
Перечень прав и обязанностей российских налогоплательщиков и плательщиков сборов содержится в ст. 21—25 НК РФ, что отражает позицию физического лица или организации относительно государства. Практическая реализация правового статуса налогоплательщика происходит в процессе вступления организации или физического лица в различные правоотношения.[9]
Среди прав налогоплательщиков, установленных НК РФ, в соответствии со ст. 21 НК РФ следует отметить, что налогоплательщик имеет право:
1) получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;
2) получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований - по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах;
3) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;
4) получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом
5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;
5.1) на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;
6) представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично либо через своего представителя;
7) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;
8) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
9) получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;
10) требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;
11) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Кодексу или иным федеральным законам;
12) обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;
13) на соблюдение и сохранение налоговой тайны;
14) на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц;
15) на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Перечень прав налогоплательщиков, указанных в НК РФ, не является закрытым, т. е. он не «ограничен Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах. Например, налоговым законом субъекта РФ налогоплательщикам могут быть предоставлены другие права.
В соответствии со ст.22 НК РФ налогоплательщикам гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов. Права налогоплательщиков (плательщиков сборов) обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению прав налогоплательщиков (плательщиков сборов) влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.
Обязанности налогоплательщика
Субъективное налоговое право представляет собой вид и меру возможного поведения субъектов налогового права. Поскольку субъективному праву всегда противостоит субъективная обязанность — требуемые законом вид и мера должного поведения, то и субъекты налогового права несут определенные обязанности.[10]
Перечень обязанностей налогоплательщиков (плательщиков сборов) установлен ст. 23 НК РФ.
Видовое многообразие обязанностей налогоплательщиков предполагает их классификацию по различным основаниям.
I. В зависимости от юридических фактов, лежащих в основе возникновения обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов), выделяются:
а) обязанности, вытекающие из факта наличия объекта налогообложения;
б) обязанности, не зависящие от факта наличия объекта налогообложения. Обязанности первой группы:
уплачивать законно установленные налоги, обязанность по уплате налога закреплена в Конституции РФ как одна из основных обязанностей личности (ст. 57 Конституции РФ). Сущность этой обязанности раскрывается в ее содержании, в особенностях налога как публичного платежа. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г. N 20-П отмечается, что налог - это безусловное, атрибутивное условие государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в ст. 57 Конституции РФ, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. В публичной налоговой обязанности налогоплательщиков "воплощен публичный интерес всех членов общества;
вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения;
представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать;
представлять налоговым органам и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах;
не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;
в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы и уплаченные (удержанные) налоги. Организации также обязаны сохранять документы, подтверждающие произведенные расходы.
К числу обязанностей, не зависящих от факта наличия объекта налогообложения, относятся:
постановка на учет в налоговых органах;
предоставление налоговому органу необходимой информации и документов.
II. В зависимости от императивности возложения обязанности налогоплательщиков можно подразделить на:
а) прямо предусмотренные НК РФ;
б) требующие особого указания на отношение к налогоплательщику.
Большинство обязанностей прямо зафиксированы НК РФ, входят в состав общего правового статуса налогоплательщика и не требуют дополнительных механизмов введения в действие. К таковым, в частности, относится обязанность уплачивать законно установленные налоги.
Вместе с тем возложение на налогоплательщика некоторых обязанностей возможно только в силу указания на то иным нормативным правовым актом. К числу таких обязанностей относятся:
вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах',
представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;
представлять в налоговый орган по месту учета бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете».
III. В зависимости от принадлежности к общему или специальному статусу налогоплательщика налоговые обязанности подразделяются на:
а) общие для всех категорий налогоплательщиков;
б) специальные, возложенные только на определенные субъекты.
К общим относятся обязанности, перечисленные в п. 1 ст. 23 НК РФ. Наличие специальных обязанностей предусмотрено п. 2 ст. 23 НК РФ, согласно которому налогоплательщики-организации и индивидуальные предприниматели кроме выполнения общих обязанностей должны сообщать в налоговый орган по месту своего учета следующие сведения:
об открытии или закрытии счетов в коммерческих банках;
об участии в российских или иностранных организациях;
о создании, реорганизации, ликвидации обособленных подразделений, созданных на территории Российской Федерации;
о принятии решения о прекращении своей деятельности, объявлении несостоятельности (банкротстве), ликвидации или реорганизации;
об изменении своего места нахождения. Установленный ст. 23 НК РФ перечень обязанностей налогоплательщиков (плательщиков сборов) не является исчерпывающим. Налогоплательщики могут нести и иные обязанности, установленные федеральным законодательством.
Невыполнение или ненадлежащее выполнение налогоплательщиком возложенных на него обязанностей образует соответствующий состав налогового правонарушения.
Вывод: Содержание общего статуса составляют главным образом те права и обязанности, которые предоставлены и гарантированы всем и каждому Основным Законом страны. Таким образом, под правами налогоплательщиков понимают также конкретные правила их взаимоотношений с налоговыми органами, имеющие целью гарантировать соблюдение гражданских, экономических, социальных прав и интересов граждан в налоговых отношениях, а публичная обязанность по уплате налога (основная налоговая обязанность) носит в статусе налогоплательщика базовый характер. Права, относящиеся к этому статусу, имеют двойное назначение: они не только способствуют реализации конституционной обязанности уплачивать налоги (как и иные обязанности налогоплательщика) <, но и выступают в качестве гарантий соблюдения конституционных прав личности в сфере налогообложения Можно отметить, что основные права и обязанности налогоплательщиков едины и не зависят от видов налогоплательщиков.
1.3 Ответственность налогоплательщика за нарушение налогового законодательства
Налоговая ответственность - это охранительное правоотношение между государством и правонарушителем (налогоплательщиком, налоговым агентом и т.д.), где государству в лице налоговых органов и судов принадлежит право налагать налоговые санкции за совершенные налоговые правонарушения, предусмотренные НК РФ, а у нарушителя - обязанность эти санкции уплатить.[11] Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение установлены главой 16 Налогового кодекса Российской Федерации, главой 15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Об уголовной ответственности см. статьи 194, 198-199_2 Уголовного кодекса Российской Федерации. Предусмотренная НК РФ ответственность за деяние, совершенное налогоплательщиком, наступает, если это деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством РФ. [12]Налогоплательщик может быть привлечен к налоговой ответственности с 16-летнего возраста при условии, что оно виновно в совершении налогового правонарушения. Налогоплательщик признается виновным в совершении налогового правонарушения, если противоправное деяние совершено им умышленно или по неосторожности.
Налогоплательщик не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения, если: