Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 16:46, курсовая работа
Целью курсовой работы является комплексное теоретическое исследование проблем, связанных с определением правового статуса налогоплательщика. Достижение цели исследования связано с решением следующих задач:
- определение статуса налогоплательщика;
- рассмотрение и анализ прав, обязанностей и ответственности налогоплательщиков;
Введение……………………………………………………………………...3-4
Глава 1.Гражданско-правовой статус налогоплательщика………………...5
1.1 Характеристика налогоплательщика, как субъекта налоговых правоотношений…………………………………………………………5-12
1.2 Права и обязанности налогоплательщиков………………………..…13-20
1.3 Ответственность налогоплательщика за нарушение налогового законодательства……………………………....…………………….....21-30
Глава 2. Правовой статус налогоплательщика в Швейцарии и РФ…….…31
2.1. Сравнительная характеристика правового статуса юридического лица в Швейцарии и РФ: сходства и различия ………………………………….31-38
2.2. Сравнительная характеристика правового статуса физического лица в Швейцарии и РФ: сходства и различия....……………………………......39-43
Заключение……………………………………………………………...…44-45
Список используемых источников……………………………………….46-47
Таблица 2.Распределение налогов по уровням РФ
Уровень | Виды налогов |
Федеральные налоги | налог на добавленную стоимость; акцизы на отдельные группы и виды товаров; налог на доходы банков; налог на доходы от страховой деятельности; налог с биржевой деятельности (биржевой налог); налог на операции с ценными бумагами; таможенная пошлина; |
Региональные налоги | налог на имущество организаций; налог на недвижимость; дорожный налог; транспортный налог; налог с продаж; налог на игорный бизнес; региональные лицензионные сборы. |
Местные налоги | земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на рекламу, налог на наследование или дарение, местные лицензионные сборы |
Рассмотрим ставки некоторых одинаковых налогов в РФ и Швейцарии
Таблица 3. Налоговые ставки России и Швейцарии.
Вид налога | Ставка налога | |
Россия | Швейцария | |
1) Налог на прибыль | 20 % | 4,2-8,5 % |
2) НДС | 18 % | 2,3-7,5 % |
3) Подоходный налог | 13 % | 0,25-17,95 % |
4) Отчисления в социальные фонды |
26 % |
0,15-4,2 % |
Нельзя не отметить, что процентный размер ставок в Швейцарии намного ниже, чем в Российской Федерации, а так же сильно варьирует, это связано с тем ,что каждый катон сам устанавливает размер ставки налога. Кантонам, в принципе, разрешено взимать любые виды налогов, кроме тех, сбор которых является эксклюзивной юрисдикцией конфедерации. Они имеют право создавать свое собственное налоговое законодательство. Уровень налогов, как уже было сказано ранее, в Швейцарии определяют сами граждане и налогоплательщики, путем прямой демократической процедуры, принимая решение большинством голосов. Конкурирующие налоговые системы и разделение прямых налогов по трем сферам конфедерации, кантона и муниципальной единицы породили в Швейцарии экспериментальное поле, соединяющее относительно низкие налоги с хорошей социальной инфраструктурой. Конкуренция в налоговой сфере имеет двоякие последствия. Во-первых, в Швейцарии налогоплательщики «голосуют ногами», то есть наиболее состоятельные из них перемещаются по стране, во-вторых, страна обладает «притягательной силой» для капитала из других государств, где налоговое бремя очень тяжело. Это к сожалению относится и к России.
Что касается статуса юридического лица, источником права в этой области служит Швейцарский Кодекс обязательств. Рассмотрим процедуру закрепления статуса юридического лица (фирмы) в России и Швейцарии.(Таблица 4)
Таблица 4. Процедура учреждения фирмы.
Процедура
| Россия | Швейцария |
Регистрация | Регистрируются в ФНС | Компания вносится в коммерческий регистр
|
Учредители |
Резиденты |
Большинство резидентов |
Учредительный документ | Учредительный договор, устав. | Устав. |
Финансовая отчетность
|
Годовая,обязательна для публикации | Годовая, корпорации не обязаны публиковать финансовую отчетность
|
То, что некоторые фирмы не обязаны публиковать финансовую отчетность является еще одним отличительным признаком, так же банки в Швейцарии не обязаны предоставлять информацию относительно вкладов.[16]
В целях стимулирования деловой активности законодательство Швейцарии предусматривает возможность предоставления специальных налоговых льгот на федеральном уровне в некоторых ключевых отраслях экономики, имеющих важное значение для федерального правительства. Так, от налога на добавленную стоимость без права на вычет предварительного налога, освобождаются:
услуги почты в пределах установленного перечня услуг, за исключением пассажирских перевозок;
услуги в области здравоохранения;
услуги в области социального обеспечения и страхования;
услуги в области воспитания и обучения детей и молодежи;
услуги в области культуры;
обороты страховых компаний;
передача, сдача в наем и аренда земельных участков;
пари, лотереи и другие азартные игры;
услуги, которые некоммерческие организации оказывают своим членам, уплачивающим взносы в соответствии с уставом;
От налога на добавленную стоимость, с правом на вычет предварительного налога, освобождаются:
экспорт товаров и услуги оказанные за границей, а также услуги, связанные с экспортом или транзитом товаров.
предприятия с годовым подлежащим налогообложению совокупным оборотом в размере не более 75 тыс.шв.франков;
предприятия с годовым подлежащим налогообложению совокупным оборотом не более 250 тыс.шв..франков, если налоговая сумма, после вычета предварительного налога, регулярно не превышает 4 тыс.шв.франков в год;
фермеры, лесоводы и владельцы оранжерей, которые поставляют продукцию из своего хозяйства, а также торговцы скотом;
Художники и скульпторы за созданные ими произведения искусства.
Налоговые льготы в РФ предусмотрены статьей 149 НКРФ, они так же являются одним из элементов налоговой политики и преследуют социальные и экономические цели .
Относительно налоговых правонарушений Швейцарское право различает преступления в налоговой сфере на уклонение от уплаты налогов (Steuerhinterziehung) и налоговые мошенничества (Steuerbetrug). Уклонение от уплаты подразумевает неуплату, либо уплату заниженных налогов, либо неполную уплату (например, посредством подачи неверно заполненной налоговой декларации, либо не предоставление декларации).Этот вид правонарушений, как правило, наказывается в Швейцарии наложением штрафа и квалифицируется как административное правонарушение, а не как преступление, предусмотренное уголовным кодексом. Рассмотрение ситуаций, связанных с уклонением от налогов находится в ведении налоговых служб, а не полиции или иных силовых ведомств.[17]
Под налоговым мошенничеством подразумевается деяние, в соответствии с которым для избежания налогообложения предприняты конкретные действия по подделке документов (баланса, финансовой отчетности, счетов и платежных ведомостей и т.д.) К данным документам, однако, не относится сама налоговая декларация.
Налоговое мошенничество может быть квалифицировано и без подделки документов, когда, для избежания налогообложения были использованы заведомо ложные сведения.
Налоговое мошенничество квалифицируется как уголовное преступление и наказывается лишением свободы либо наложением штрафа. Их рассмотрение, как правило, находится не в ведении налоговых органов, а постоянно действующих кантональных органов уголовного преследования.
Различие между уклонением от уплаты налогов и налоговым мошенничеством играет важную роль при правовом взаимодействии Швейцарии с судебными органами других стран. Швейцария оказывает правовую поддержку компетентным органам других стран лишь в случае, когда речь идет о доказанном мошенничестве.Наличие дифференцирования между уклонением от уплаты налогов и налоговым мошенничеством связано с тем, что в Швейцарии значительная часть налоговой системы базируется на принципе доверия и самостоятельного декларирования. Налогоплательщик обязан своевременно и правдиво задекларировать для налогового ведомства размер своего облагаемого налогами капитала с приложением необходимых документов. Исходя из этого, законодатель не стремится уголовно преследовать все случаи, связанные с незаполненными, или неверно заполненными декларациями.
Только в тех случаях, когда содеянное квалифицируется, как изощренные махинации, подрывающие базис доверия, по мнению законодателя меры уголовного наказания являются оправданными. Простое уклонение от уплаты налога, напротив, преследуется в административном порядке. Эти деяния предусматривают не лишения свободы, а уплату штрафов в размерах кратных сумме, укрываемой от обложения налогом.
Повторное совершение налогового правонарушения одним и тем же лицом приводит к значительному увеличению размера штрафных санкций (повторный штраф). Так, в Законе Швейцарии "О прямом федеральном налоге" за непредставление в срок декларации и иной информации, необходимой налоговой администрации, штраф, предусмотренный в размере от 1000 франков, в случае повторного нарушения увеличивается в десять раз (от 10 000 франков).
Срок давности в отношении уклонения от уплаты налогов составляет в Швейцарии 4 года. В отношении иных налоговых преступлений – 10 лет.
Что касается РФ, то срок давности в отношении уклонения от уплаты налогов составляет 3 года. Закон предоставляет налоговым органам право в рамках налогового контроля требовать у налогоплательщиков и налоговых агентов документы ,подтверждающие правильность исчисления (удержания) налогов и своевременность их уплаты (перечисления) в бюджет (подп. 1 п. 1 ст. 31 НКРФ).[18]