Правовой статус личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2011 в 12:46, контрольная работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть тему конституционно-правового статуса личности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
I. Понятие и элементы конституционно-правового статуса личности…….4
II. Концепция прав человека и её отражение в Конституции РФ………….7
III. Понятие гражданства и конституционно-правовое регулирование….11
IV. Система конституционных прав, свобод и обязанностей………….….15
Заключение…………………………………………………………………...20
Список использованной литературы…………………………………..……21

Работа содержит 1 файл

КП РФ.docx

— 45.58 Кб (Скачать)

     Конституция РФ содержит новое для конституционного законодательства положение об отношениях государства к человеку и гражданину. Согласно ст. 2 Конституции: «Человек, его  права и свободы являются высшей ценностью. Признание соблюдение и  защита прав и свобод человека и  гражданина обязанность государства». Это исходное базовое положение  определяет содержание и структуру  специальной главы 2, посвященной  правам и свободам человека и гражданина. Содержащиеся в ней принципы и  нормы значительно расширяют  круг прав и свобод с учетом конституционного опыта цивилизованных государств и  содержания международно-правовых актов  о правах человека.

     Важной  чертой действующей Конституции  РФ является признание субъектом  прав и свобод индивидуально каждого  конкретного человека, а не только коллективного субъекта как прежде в виде трудящихся и эксплуатируемого народа или просто народа впоследствии. Естественно, что коллективный субъект  как таковой отрицаться не должен и не отрицается, если его признание  не ведет к игнорированию индивидуальных прав и свобод каждого человека, признания его самоценности.

     Следующей чертой Конституции РФ 1993 г. является отказ от характерного для социалистической теории принципа приоритета государственных  интересов над интересами личности.

     Целостность системы прав человека и гражданина определяется системой принципов закрепления  и реализации их правового статуса. Продолжая рассмотрение особенностей Конституции РФ, остановимся еще на одной ее характеристике. Конституционное выражение в ней по аналогии с конституциями США, Японии, Германии, Италии и других получили следующие принципы правового статуса личности: 1) равноправие; 2) неотчуждаемость прав и свобод; 3) непосредственное действие прав и свобод; 4) гарантированность прав, свобод и обязанностей; 5) признание общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации составной частью её правовой системы, что определило универсальный набор прав и свобод, способный обеспечить нормальную жизнедеятельность личности; б) запрещение злоупотребления правами и обязанностями; 7) запрещение на незаконное ограничение конституционных прав и свобод.

     Кроме собственных граждан на территории России, как и других государств, постоянно или временно проживают  иностранные граждане и лица без  гражданства. Конституционное законодательство содержит нормы, регулирующие их взаимоотношения с государством. Действующим в части, не противоречащей Конституции РФ 1993 г., является Закон о правовом положении иностранных граждан в СССР от 24 июня 1981 г., вступивший в силу с 1 января 1982 г. Правовое положение иностранцев и лиц без гражданства регулируется также гражданским, уголовным и уголовно-процессуальным таможенным законодательством, Законом о государственной границе, Воздушным кодексом, Положением о въезде и выезде из Российской Федерации и др. Исходной является ст. 62 Конституции РФ 1993 г., предусматривающей, что «иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законодательством или международным договором Российской Федерации».

     Определенные  ограничения в правах, свободах и обязанностях иностранных граждан и лиц без гражданства установлены в самой Конституции РФ 1993 г., которая, как уже отмечалось, использует разные категории субъектов правового статуса: в одном случае употребляется термин «каждый», включающий иностранцев, лиц без гражданства и лиц с несколькими гражданствами, в другом — «граждане РФ», что означает, что конкретные права и свободы, а также обязанности имеют только граждане РФ. Соответственно иностранные граждане не пользуются избирательными правами, не могут служить в государственном аппарате, не исполняют обязанности воинской службы и т. д.

     III. Понятие гражданства  и конституционно-правовое  регулирование 

     Условием, предпосылкой или элементом правового  статуса личности, а скорее всего  и тем, и другим, является, как  отмечалось выше, гражданство. Под гражданством в науке государственного права  принято понимать устойчивую политико-правовую связь человека с государством, в  соответствии с которой на него распространяется суверенная государственная власть, как в пределах государства, так  и вне его границ. Правовая принадлежность человека к тому или иному государству  создает юридическое состояние  человека, в силу которого он обладает определенной совокупностью прав и  обязанностей, установленных законодательством  данного государства, и может  пользоваться его защитой и покровительством. Иными словами, гражданство создает  взаимные права и обязанности  для человека и государства, т. е. именно с гражданством связаны самые  существенные последствия для обеих  сторон: объем прав, обязанностей и  ответственности государства и гражданина [4].

     К основным характеристикам гражданства  относятся: 1) гражданство - правовое состояние, выражающееся, с одной стороны, в  его общем правовом нормировании, с другой - в индивидуальном документальном юридическом оформлении гражданства  каждого человека (паспорт гражданина, свидетельство о рождении, иной документ, содержащий указание на гражданство); 2) устойчивый характер отношений гражданства, существующих постоянно, как правило, от рождения до смерти гражданина, имеющих общий порядок прекращения, не допускающий одностороннего расторжения гражданства; 3) двусторонняя связь человека с государством, выражающаяся в совокупности взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека; 4) распространение на гражданина суверенной власти государства как внутри страны, так за ее пределами.

     В настоящее время все отношения  по поводу гражданства регулируются конституциями государств и законами о гражданстве. Конституция Российской Федерации 1993 г. [1] и Закон  «О гражданстве Российской Федерации» от 28 ноября 1991 г. [4] с изменениями, внесенными Законом от 17 июня 1993г.

     Основные  принципы гражданства, как правило, устанавливаются в конституциях, а их реализация подробно регулируется обычными законами.

     Типичным  представляется законодательство Российской Федерации об основных принципах  отношений гражданства:

     1. Гражданство Российской Федерации  является единым, т.е. гражданин  Российской Федерации, постоянно проживающий на территории республики в составе России, является гражданином этой республики и одновременно гражданином России.

     2. Гражданство Российской Федерации  является равным независимо от  оснований и времени приобретения.

     3. Доступность и свободный характер гражданства Российской Федерации, что выражается, во-первых, в том, что каждый человек в Российской Федерации, включая граждан иностранных государств и лиц без гражданства, имеет право на гражданство, независимо от каких бы то ни было условий; во-вторых, наличие достаточно простого и легкого пути приобретения гражданства; в-третьих, в запрете на лишение гражданства и наличие права его изменять; в-четвертых, в допустимости двойного гражданства; в-пятых, в сокращении количества лиц без гражданства; в-шестых, в праве российских граждан изменить гражданство; в-седьмых, в запрете на лишение гражданства, т.е. на расторжение связей по инициативе государства в одностороннем порядке, без согласия гражданина.

     4. Принцип приоритета норм международного  права и международных договоров  по вопросам гражданства над  национальным законодательством.

     5. Неотъемлемость гражданства, что  выражается, во-первых, в не связанности гражданства с мерами наказания гражданина за совершенные правонарушения; во-вторых, в сохранении за гражданами РФ, проживающими за ее пределами, гражданства Российской Федерации; в-третьих, в недопустимости высылки гражданина РФ за преде1ы Российской Федерации.

     6. Защита и покровительство граждан  РФ, находящихся за пределами  Российской Федерации. Это значит, что государственные органы РФ, ее дипломатические и консульские учреждения, их должностные лица обязаны содействовать тому, чтобы гражданам РФ была создана возможность в полном объеме использовать все права и свободы, установленные законодательством государства, международными договорами РФ и международными обычаями, а при необходимости принимать меры по восстановлению нарушенных прав граждан РФ. Гражданин РФ не может быть выслан за пределы российского государства или выдан другому государству. За преступления, совершенные за границей, гражданин РФ подлежит уголовной ответственности по законам Российской Федерации.

     7. Почетное гражданство, которое может быть предоставлено лицу, не имеющему российского гражданства, но имеющему заслуги перед Россией или мировым сообществом, с его согласия. Почетное гражданство предоставляется Президентом РФ.

     Нормы законодательства о гражданстве  по предмету регулирования можно  объединить в три группы:

     а) регулирующие порядок приобретения гражданства;

     б) регулирующие порядок прекращения  гражданства;

     в) регулирующие порядок разрешения дел о гражданстве.

     Ст. 12 Закона о гражданстве определяет основания и порядок приобретения гражданства РФ. Оно приобретается: в результате его признания; по рождению в порядке регистрации; в результате приема в гражданство (натурализация); в результате восстановления гражданства; путем выбора гражданства (оптация) при изменении территории РФ; по иным основаниям предусмотренным законом. К иным основаниям приобретения гражданства законодательство относит: усыновление, опекунство соглашение родителей о российском гражданстве ребенка, предоставление почетного гражданства и др.

     В качестве оснований для прекращения  гражданства в Законе о гражданстве  РФ закреплены: выход из гражданства; отмена решений о приеме в гражданство; выбор гражданства (оптация) при территориальных изменениях; по другим основаниям, предусмотренным международным договорами Российской Федерации; по иным основаниям, предусмотренным Законом о гражданстве РФ. К ним относится общее положение согласно которому, если оба родителя прекращают гражданство России, их дети в возрасте до 14 лет следуют гражданству родителей, т.е. тоже прекращают гражданство России. Имеет место стремление обеспечить одинаковое гражданство всех членов семьи.

     Следует обратить внимание на то, что впервые в отечественной практике в ч. 3 ст. 6 Конституции РФ установлен запрет на лишение гражданина России его гражданства. Никакой государственный орган, никакое должностное лицо не могут сделать это ни при каких обстоятельствах.

     Действующее законодательство Российской Федерации  знает различные формы восстановления в гражданстве: 1) в порядке регистрации; 2) путем признания компетентными  органами факта восстановления и 3) по ходатайству лица.

     В системе органов государства, решающих вопросы гражданства, основными  полномочиями обладает Президент (п. «а»  ст. 89 Конституции РФ). По вопросам гражданства  Президент издает указы. Все другие органы, связанные с решением этих вопросов, в том числе органы внутренних дел, выполняют вспомогательную  работу.

     Гражданство Российской Федерации считается  приобретенным или прекращенным со дня принятия решения полномочным  органом или издания Указа  Президента РФ. Срок рассмотрения ходатайств в ведомстве Президента — не более 9 месяцев. Решения обжалованию не подлежат, но через один год Возможно повторное ходатайство. Решения  исполняются органами внутренних дел  или иностранных дел рубежом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     IV. Система конституционных  прав, свобод и  обязанностей 

     Одна  из сущностных характеристик правового  статуса личности, его ядро и системообразующий  элемент — права, свободы и  обязанности личности. «Современное понимание прогресса государственности  выдвигает на первый план «человеческое  измерение», т.е. то качество жизни, которое  обеспечивает государство. Свобода  личности, благоприятные материальные условия, возможность творческого  самоутверждения, наличие прав —  эти и другие составляющие «человеческого измерения» превращают его в основной критерий оценок прогресса государства».

     Правовой  статус личности включает в себя всю  совокупность прав, свобод, законных интересов  и обязанностей человека и гражданина, предусмотренных в принципах  и нормах всего текущего законодательства. В то же время конституционное  законодательство содержит основные права, свободы и обязанности, образующие конституционный статус личности.

     Считается, что существует набор причин, по которым одни права и свободы  закрепляются конституционно, другие — в текущем законодательстве. К причинам закрепления их в Конституции принято относить: 1) значимость этих прав и свобод для человека и общества; 2) изначальный, прирожденный и неотчуждаемый характер принадлежащих человеку прав и свобод; 3) верховенство конституционных (основных) прав и свобод, делающее все иные права и свободы в той или иной сфере жизни (трудовые, социальные и т.д.) производными; 4) принадлежность основных прав и свобод каждому человеку и гражданину, либо каждому гражданину; 5) всеобщность основных прав, свобод и обязанностей, т.е. они равны и едины для всех без исключения, соответственно для каждого человека или для каждого гражданина; 6) основные права, свободы и обязанности не приобретаются и не отчуждаются по воле гражданина; 7) они действуют на всей территории государства.

     Конституционные права, свободы и обязанности  всегда представляют собой систему. Все они, закрепленные в 48 статьях 2-й  главы Конституции РФ [1] в количестве 109 норм, выступают как некое единое целое, что обусловлено единством  исходных принципов, прежде всего, равноправия  и социальной справедливости вытекающих из теории естественного права. Имеется  в виду формальное юридическое равенство, содержание которого составляют: равенство прав, равенство обязанностей, равенство перед законом и судом. Оно формально потому, что не совпадает с фактическим равенством в сфере материальных, социальных и духовных благ. Равенство прав и обязанности как содержание права, являющего равной мерой, равным масштабом поведения для неравных людей и выражается в принципе справедливости, под которым понимается любая соразмерность (труда и вознаграждения за него, деяния и воздаяния, преступления и наказания и т. п.).

Информация о работе Правовой статус личности