Практика обжалования налогоплательщиком действий (бездействия) налоговых органов, их должностных лиц

Автор: 1***********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 12:29, курсовая работа

Описание работы

Не везде и не в полной мере разработчикам Налогового Кодекса удалось это сделать. Однако надо указать на то, что многие положения Кодекса сами по себе являются революционными. Например, такие принципы как толкование неразрешимых противоречий законодательства о налогах в пользу налогоплательщика (ч.7 статьи 3 НК), возложение обязанность доказывания виновности налогоплательщика в совершении правонарушения на налоговые органы (ч.6 статьи 108 НК). Многие положения налогового законодательства, ранее регулировавшихся на уровне судебной практики или подзаконных актов, также нашли закрепление в Кодексе, например дефиниция налога (статья 8 НК), определение момента, с которого обязанность по уплате налога считается исполненной (статья 45 НК).

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Права и обязанности налогоплательщиков……………………………..4
1.1 Понятие налогоплательщиков, плательщиков сборов и взаимозависимых лиц…………………………………………………4
1.2 Состав прав и обязанностей налогоплательщиков и плательщиков сборов…………………………………………………………………..5
1.3 Налоговые агенты и сборщики налогов и сборов как участники налоговых взаимоотношений…………………………………………8
1.4 Представительство в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах…………………………………………………….9
2. Ответственность налогоплательщиков за нарушение налогового законодательства………………………………………………………….10
2.1 Понятие и основополагающие принципы налоговой ответственности……………………………………………………….10
2.2 Действия, за которые налогоплательщик не несёт ответственности……………………………………………………….12
2.3 Виды налоговых правонарушений и система налоговых санкций..13
2.4 Ответственность коммерческих банков……………………………..16
3. Порядок обжалования неправомерных действий налоговых органов..17
3.1 Теоретическая база для обжалования неправомерных действий налоговых органов…………………………………………………….17
3.2 Судебная практика по делам о возмещении вреда, причиненного в результате действий (бездействия) налоговых органов……………19
Заключение……………………………………………………………………….22
Список использованной литературы…………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовик.docx

— 87.71 Кб (Скачать)

Пример 1: 000 «К» обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с МНС России убытков, причиненных истцу в результате несвоевременного возмещения НДС налоговым органом.

Решением арбитражного суда в удовлетворении исковых требований было отказано.

При этом арбитражный  суд указал, что сумма, заявленная истцом в качестве убытков, была уплачена им контрагенту в связи с несвоевременным возвратом денежных средств по договору займа и не является убытками, то есть расходами, которые лицо произвело для восстановления своего нарушенного права.

Истец представляет собой лицо, осуществляющее предпринимательскую  деятельность, которая согласно ст. 2 ГКРФ является самостоятельной, осуществляемой на свой риск, направленной на систематическое  получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Таким образом, истец должен заключать хозяйственные договоры с учетом своего финансового положения и возможности его исполнить.

Обязанность возврата из бюджета уплаченного НДС, установленная  п.3 ст.7 Закона РФ от 06.12.1991 № 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость», не является договорным условием, в результате неисполнения которой возникли убытки.  

С учетом изложенного, арбитражный суд пришел к выводу, что между затратами истца  о договору займа, которые были произведены истцом, и бездействием налогового органа по возврату НДС причинно-следственной связи не имеется и заявленная истцом сумма не является убытками истца, возникшими по вине налогового органа.

Необходимо также  обратить внимание на достаточно распространенную ситуацию, когда юридическими лицами и предпринимателями без образования юридического лица в числе требований о возмещении убытков, причиненных неправомерным взысканием сумм налогов и налоговых санкций в бюджет в результате действий налоговых органов, органов налоговой полиции, а также должностных лиц указанных органов, предъявляются требования о начислении процентов за пользование чужими денежными средствами на суммы, взысканные налоговыми органами и органами налоговой полиции (ст. 395 ГК РФ).

Незаконность  удовлетворения подобных требований разъяснена в п.2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума ВАС РФ ОТ01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», где указано, что поскольку гражданское законодательство может быть применено к указанным правонарушениям, если только это предусмотрено законодательством (ст. 2 ГК РФ), а ни гражданским, ни налоговым, ни иным административным законодательством не предусмотрено начисление процентов за пользование чужими денежными средствами на суммы, необоснованно взысканные с юридических и физических лиц в виде экономических (финансовых) санкций налоговыми органами, то при удовлетворении требований названных лиц о возврате из соответствующего бюджета этих сумм не подлежат применению нормы (ст. 395 ГК РФ), регулирующие ответственность за неисполнение денежного обязательства.

Пример 2: ТОО «О» обратилось в арбитражный суд с иском к Инспекции МНС России и МНС России о взыскании убытков.В обоснование своего требования истец указал, что неправомерное списание с его расчетного счета денежных средств повлекло возникновение у него убытков. Основанием для списания в бесспорном порядке денежных средств послужил акт документальной проверки и принятое на основании его решение, которым с истца была взыскана недоимка по налогу на прибыль и НДС, специальному налогу и т.д., соответствующие пени и штрафы. Данное решение истцом не оспаривалось.Решением арбитражного суда в иске ТОО было отказано.Постановлением апелляционной инстанции  арбитражного суда решение оставлено без изменения.Арбитражный суд апелляционной инстанции указал на то, что оснований для взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами на основании с ст. 395 ГК РФ не имеется, поскольку ни налоговым, ни гражданским законодательством не предусмотрено начисление процентов за пользование чужими денежными средствами на суммы, взысканные налоговыми органами      
с юридических или физических лиц в виде санкций. Суд апелляционной инстанции, исследовав вышеуказанный акт и решение налогового органа, решил, что истец    не доказал вину налогового органа, наличие причинно-следственной связи между неправомерными действиями (бездействием) со стороны налогового органа и причиненными убытками, а также размер понесенных убытков.

В настоящее  время достаточно часто физические и юридические лица обращаются в  суды общей юрисдикции и арбитражные  суды с исками о возмещении произведенных  ими расходов на оплату услуг адвокатов, определяя данные расходы как  убытки, причиненные в результате действий налоговых органов (органов  налоговой полиции).     
     Сложившаяся практика рассмотрения судами данной категории дел показывает, что при принятии решений суды исходят из того, что расходы, произведенные налогоплательщиками по оплате квалифицированной юридической помощи при разрешении   споров с налоговым и органами не являются убытками, а следовательно, возмещению не подлежат.

Указанная точка  зрения нашла свое отражение в  практике рассмотрения споров ВАС РФ.

Пример 3: Арбитражным  судом было рассмотрено дело по иску индивидуального предпринимателя  Т. о возмещении убытков, вызванных  привлечением для участия в судебных заседаниях работников юридической фирмы.

Арбитражный суд, отказывая истцу в удовлетворении исковых требований, указал, что оплата оказанных юридической фирмой услуг относится к нормальной хозяйственной деятельности истца, а поэтому понесенные истцом расходы, связанные с исполнением договоров на оказание юридических услуг, в контексте ст. 15 ГК РФ  могут считаться убытками.

Таким образом, расходы, понесенные организацией (индивидуальным предпринимателем) на оплату услуг адвокатов по договорам, не относятся к общегражданским убыткам, подлежащим возмещению на основании ст. 15 ГК РФ, согласно которой под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского обо рота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Согласно абзацу первому п. 2 ст. 1 ГК РФ юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

В соответствии с абзацем третьим п. 1 ст. 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Таким образом, заключение организацией (индивидуальным предпринимателем) договоров на представительство интересов в суде является выражением его свободного волеизъявления, оплата услуг адвоката входит в нормальный хозяйственный риск предпринимательской деятельности, равно как определение стоимости данных услуг.

Кроме того, в  соответствии с абзацем шестым подпункта «и» п. 2 Положения о составе затрат организация вправе включить затраты по оплате юридических услуг, оказанных адвокатами, в себестоимость продукции (работ, услуг), если в штате данной организации отсутствовала должность юриста (юридический отдел).

Поскольку вопрос о возмещении убытков должен быть разрешен в зависимости от правовой оценки действий (бездействия) налоговых  органов и органов налоговой полиции, в результате которых налогоплательщику были причинены убытки, следующим подлежащим доказыванию при рассмотрении в суде дела о возмещении убытков обстоятельством (элементом доказывания) является неправомерность действий указанных органов.

Наравне с вышеперечисленными элементами, подлежащими доказыванию  по данной категории дел, имеется  такой элемент, как причинно-следственная связь между причиненными налогоплательщику убытками и неправомерными действиями (бездействием) налоговых органов или органов налоговой полиции, а также должностных лиц указанных органов. Так, Президиум ВАС РФ в постановлении от 30.07.1996 № 5059/94 среди иных оснований к отмене судебных актов по делу и направлению дела на новое рассмотрение указал на отсутствие исследования надлежащим образом вопроса о наличии причинной связи между действиями налоговой инспекции и возникновением убытков.В связи с изложенным, при заявлении требований о возмещении убытков, причиненных

действиями (бездействием) налоговых органов, должностных лиц указанных органов, необходимо привлекать в качестве ответчика Минфин России.

 
 
Заключение        

 Анализ правовой  основы регулирования налоговых  отношений позволяет сделать  вывод, что данные отношения  регулируются большим количеством  нормативных актов  различного уровня, зачастую не согласованных между собой. Эти отношения касаются как вопросов исчисления и уплаты налогов, прав, ответственности и обязанностей субъектов налогового права, таки и не относящихся к налоговому законодательству вопросов. Кодифицированного  документа,  содержащего  воедино  все  нормы, касающиеся данных правоотношений на сегодняшний день не существует. Существуют также, так называемые, пробелы в законодательстве регулирующем вопросы налоговой ответственности, например, некоторые составы правонарушений российским законодательством не предусматриваются, что даёт возможность недобросовестным участникам налоговых правоотношений уходить от налогообложения.

Привлечение налогоплательщика  к налоговой ответственности  затрагивает основные права и  свобода граждан, предпринимателей, организаций. Оно касается таких  важных институтов как право заниматься предпринимательской деятельностью, право собственности. Сам факт привлечения налогоплательщика к ответственности касается доброго имени и деловой репутации налогоплательщика. Не вызывает сомнений, что от того, как закреплена данная процедура в законе напрямую зависит и соблюдение этих прав. А налоговое законодательство ещё не так совершенно как хотелось бы.

Но не всё  так мрачно, следует помнить, что  налоговое право ещё сравнительно молодо и сейчас оно находится  в процессе активного развития, многие проблемы, горячо обсуждаемые в настоящий  момент через какое-то время будут  разрешены, некоторые пробелы в  законодательстве будут восполнены, на смену большого количества разрозненных правовых актов, регулирующих отдельные  отношения в сфере налогов, придёт окончательный вариант Налогового кодекса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

1.       Перов А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. – М.: Юрайт-М, 2002.

2.       Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в РФ: Учебник для вузов. – М.: Международный центр финансово-экономического развития, 2001.

3.       Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая. Официальный текст по состоянию на 15 августа 1999 г.- М.: Издательский Дом ИНФРА-М, 1999.

4.       Короткова Л.А., Ковалевская Д.Е. Обжалование актов, действий (бездействия) налоговых органов и их должностных лиц. Налоговый вестник, №6 2001г. – с.188.

5.       Короткова Л.А., Ковалевская Д.Е. Судебная практика: некоторые аспекты возмещения вреда, причиненного в результате действий (бездействия) налоговых органов и органов налоговой полиции. Налоговый вестник, №8 – с.189, №9 – с.176.

6.       Дмитриева Н.Г. Налоги и налогообложение. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.

 
 

Перов А.В., Толкушкин  А.В. Налоги и налогообложение: Учебное  пособие. – М.: Юрайт-М, 2002.с157

Перов А.В., Толкушкин  А.В. Налоги и налогообложение: Учебное  пособие. – М.: Юрайт-М, 2002 с.157

Перов А.В., Толкушкин  А.В. Налоги и налогообложение: Учебное  пособие. – М.: Юрайт-М, 2002 с.161

Перов А.В., Толкушкин  А.В. Налоги и налогообложение: Учебное  пособие. – М.: Юрайт-М, 2002 с.162 
 
 
 
 
 
 
 
 

Расчетная часть 

Расчет налога на доходы Сидорова С.П.

Показатели Расчеты  
Примечания

  • 1. Трудовые доходы:
  •   ст.208
      • заработная плата
    90000  
    • премия
    8000  
    • итого трудовых доходов
    98000  
    2. Доход  от реализации имущества 5000000  
    3. Совокупный  доход 5098000  
    4. Количество  детей  1  
    5. Количество  месяцев, в течение которых  производится вычет на работника 5  
    6. Количество  месяцев, в течение которых  производятся вычеты на детей 12  
    7. Налоговые  вычеты:    
    1) стандартные   ст.218.
    • на Сидорова С.П.
    400*5=2000 ст.218.вычет 400р. на работающего,доход кот. нарастающим итогом не превысил 40 т.р.
    • на детей
    1000*12=

    12000

    ст.218 ежемесячно вычет 1000р. на 1 ребенка
    • итого вычетов
    12000+2000=

    14000

     
    2) Имущественные  вычеты в случае продажи квартиры  1000000 ст.220При продаже  квартир, нах-ся в собственности не менее 3-х ле, вычет в сумме дохода от продажи, но не более 1 млн.
    8. Сумма  налоговых вычетов 1014000  
    9. Облагаемый  трудовой доход  98000-14000

    =84000

    ст.210..Налоговая  база – все доходы «минус» вычеты.Определяется по каждому виду доходов отдельно.
    10. Размер  налога с трудового дохода 84000*0,13=

    10920

    ст.224 ставка налога  13%
    11. Облагаемый  доход, полученный от реализации  имущества 5000000-1000000=4000000 ст.210
    12. Размер  налога с дохода, полученного  от реализации имущества 4000000*0,13=

    520000

    ст.224 ставка налога 13%
    13. Общая  сумма налога с доходов Сидорова  С.П. 530920  

    Информация о работе Практика обжалования налогоплательщиком действий (бездействия) налоговых органов, их должностных лиц