Практика обжалования налогоплательщиком действий (бездействия) налоговых органов, их должностных лиц

Автор: 1***********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 12:29, курсовая работа

Описание работы

Не везде и не в полной мере разработчикам Налогового Кодекса удалось это сделать. Однако надо указать на то, что многие положения Кодекса сами по себе являются революционными. Например, такие принципы как толкование неразрешимых противоречий законодательства о налогах в пользу налогоплательщика (ч.7 статьи 3 НК), возложение обязанность доказывания виновности налогоплательщика в совершении правонарушения на налоговые органы (ч.6 статьи 108 НК). Многие положения налогового законодательства, ранее регулировавшихся на уровне судебной практики или подзаконных актов, также нашли закрепление в Кодексе, например дефиниция налога (статья 8 НК), определение момента, с которого обязанность по уплате налога считается исполненной (статья 45 НК).

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Права и обязанности налогоплательщиков……………………………..4
1.1 Понятие налогоплательщиков, плательщиков сборов и взаимозависимых лиц…………………………………………………4
1.2 Состав прав и обязанностей налогоплательщиков и плательщиков сборов…………………………………………………………………..5
1.3 Налоговые агенты и сборщики налогов и сборов как участники налоговых взаимоотношений…………………………………………8
1.4 Представительство в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах…………………………………………………….9
2. Ответственность налогоплательщиков за нарушение налогового законодательства………………………………………………………….10
2.1 Понятие и основополагающие принципы налоговой ответственности……………………………………………………….10
2.2 Действия, за которые налогоплательщик не несёт ответственности……………………………………………………….12
2.3 Виды налоговых правонарушений и система налоговых санкций..13
2.4 Ответственность коммерческих банков……………………………..16
3. Порядок обжалования неправомерных действий налоговых органов..17
3.1 Теоретическая база для обжалования неправомерных действий налоговых органов…………………………………………………….17
3.2 Судебная практика по делам о возмещении вреда, причиненного в результате действий (бездействия) налоговых органов……………19
Заключение……………………………………………………………………….22
Список использованной литературы…………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовик.docx

— 87.71 Кб (Скачать)

Применение того или иного размера финансовых санкций за нарушение налогового законодательства зависит от обстоятельств, смягчающих или же наоборот отягчающих предусмотренную в законе ответственность за совершение налогового правонарушения.

Обстоятельством, смягчающим ответственность за совершение налогового правонарушения, является, в частности, совершение правонарушений вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств, а также под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости.

Обстоятельством, отягчающим ответственность, является совершение налогового правонарушения лицом, ранее (т. е. в течение 12 месяцев со дня последнего применения санкций) привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение.

При наличии  у налогоплательщика хотя бы одного из указанных смягчающих ответственность обстоятельств размер финансового штрафа уменьшается не меньше, чем в два раза по сравнению с тем размером, который установлен Налоговым кодексом. Однако при наличии отягчающих обстоятельств размер штрафа увеличивается в два раза.

Если налогоплательщик совершил не менее двух налоговых правонарушений, то налоговые санкции взыскиваются с него за каждое такое правонарушение в отдельности.

Налоговый кодекс установил и период времени, в течение которого налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика налоговой санкции. Суд примет к рассмотрению заявление налогового органа только в том случае, если со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта прошло не более шести месяцев. 
 

2.3            Виды налоговых правонарушений и система налоговых санкций.

Основные виды нарушений налогового законодательства и ответственность налогоплательщиков за их совершение приведены в табл. 1.

Таблица 1

Ответственность налогоплательщика  за нарушение налогового законодательства

№ п/п Виды налоговых  правонарушений Налоговая санкция
1 2 3
1

 

2 

3 

4

 
 

5 

6

 
 
 
 
 
 
 
 

7

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

8

 
 

9

 
 
 
 
 

10

 
 

11 

12

Нарушение срока  подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе при отсутствии признаков налогового правонарушения

Нарушение срока  подачи заявления о постановке на учет в налоговый орган на срок более 90 дней

Осуществление предпринимательской деятельности без постановки на учет в налоговом  органе

Осуществление предпринимательской деятельности без постановки на налоговый учет в течении трёх месяцев после установленного срок ( уклонение от постановки на налоговый учет)

Нарушение срока  представления в налоговый орган  информации об открытии или закрытии счета в банке

Непредставление в установленный срок налоговому органу по месту учёта налоговой  декларации:

- при нарушении  срока представления декларации  до 180 дней 

- при нарушении  срока представления декларации  более 180 дней 

Грубое нарушение  учета доходов, расходов и объектов налогообложения (отсутствие первичных  документов, регистров бухучёта; систематическое  несвоевременное или неправильное отражение в учёте и отчётности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений):

- совершённое  в течение одного налогового  периода

- совершённое  в течение более одного года

- повлекшее занижение  дохода 

Нарушение правил составления налоговой декларации (несвоевремен-

ное и неправильное отражение доходов и расходов, источников доходов, исчисленной суммы налога)

Неуплата или  не полная уплата сумм налогов в  результате занижения налоговой  базы или неправильного исчисления налогов:

- выявленные налоговым органом при выездной проверке

- совершённые  умышленно 

незаконное воспрепятствование досту-

пу должностного лица налогового органа, проводящего налоговую проверку, на территорию или в помещение налогоплательщика

Несоблюдение  порядка владения, пользования или  распоряжения имуществом, на которое  наложен арест

Непредоставление в срок налогопла-

тельщиком документов или иных сведений, предусмотренных налоговым законодательством

5 тыс. рублей

 

10 тыс. рублей 

10% полученных  за этот период доходов, но  не менее 20 тыс. рублей 

20% доходов, полученных  в период деятельности без  постановки на учет более 90 дней 

5 тыс. рублей

 
 
 

5% суммы налога, подлежащего уплате по этой  декларации, за каждый месяц, но  не более 30% указанной суммы  и не менее 100 рублей

30% суммы налога, подлежащего уплате, и 10% суммы  налога за каждый полный и  неполный месяц, начиная со 181 дня

 
 
 
 
 
 
 
 

5 тыс. рублей 

15 тыс. рублей 

10% суммы неуплаченного  налога, но не менее 15 тыс. рублей

5 тыс. рублей

 
 
 
 
 
 

штраф в размере 20% неуплаченной суммы налога

штраф в размере 40% неуплаченной суммы налога

5 тыс. рублей

 
 

10 тыс. рублей 

50 рублей за  каждый непредставленный документ

Источник: В.Г. Пансков Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебник для вузов. – М.2001. –с.154.

Как видно из приведенных в табл. 1 данных, с  принятием Налогового кодекса не произошло резкого увеличения числа  видов правонарушений, за совершение которых на налогоплательщика налагаются штрафные санкции. Все эти виды нарушений присутствовали в налоговом законодательстве, действовавшем до принятия Налогового кодекса. Другое дело, что за эти правонарушения, причем независимо от того, совершены ли они предумышленно или неумышленно и имелись ли при этом смягчающие обстоятельства, существовало практически два вида наказаний, причем весьма существенных. И любое правонарушение могло привести к банкротству налогоплательщика. Действующая в настоящее время система налоговых санкций, применяемых к налогоплательщику, существенно дифференцирована и в значительной степени смягчена.

Наибольшая ставка штрафа, которая сегодня применяется, — это 40 % суммы неуплаченного  налога за умышленное занижение налогооблагаемой базы или неправильное исчисление налога. До принятия Налогового кодекса за неправомерное( уменьшение налогов взималась сумма, равная 100 % суммы сокрытой или заниженной прибыли (100 % суммы налога за сокрытый или неучтенный объект налогообложения). Плюс к этому налогоплательщик должен был заплатить штраф с этой суммы. При повторном же подобном нарушении сумма штрафа увеличивалась вдвое. Таким образом в настоящее время размер налоговой санкции снизился более чем в 15 раз.

Налоговым кодексом кроме ответственности непосредственно налогоплательщиков установлены также налоговые санкции за нарушение законодательства и для других участников налоговых отношений.

В частности, за невыполнение налоговым агентом  возложенных на него обязанностей налагается штраф в размере 20% суммы, подлежащей перечислению.

В случае, если эксперт, переводчик или специалист отказываются от участия в проведении налоговой проверки, они могут быть наказаны штрафом в размере 500 рублей. При этом за дачу экспертом заведомо ложного заключения штраф составляет одну тысячу рублей. 
 
 
 
 
 
 
 

2.4            Ответственность коммерческих банков.

Особое место  в налоговом законодательстве отведено ответственности коммерческих банков за нарушение ими возложенных на них налоговыми законами обязанностей.

В частности, за открытие банком счета налогоплательщику  без предъявления последним свидетельства  о постановке на учет в налоговом  органе или при наличии у банка  решения налогового органа о приостановлении  операций по счетам этого лица на коммерческий банк налагается штраф в размере 10 тыс. рублей.

Кроме того, в  случае несообщения банком налоговому органу сведений об открытии или закрытии счета организацией или индивидуальным предпринимателем с этого банка взыскивается штраф в размере 20 тыс. рублей.

При нарушении  банком установленного срока исполнения поручения налогоплательщика о  перечислении налога или сбора с банка взыскивается пеня в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, но не более 0,2 % за каждый день просрочки.

Если же банк совершил действия, создавшие ситуацию отсутствия денежных средств на счете налогоплательщика, в отношении которого в банке находится инкассовое поручение налогового органа, то на банк налагается штраф в размере 30 %  непоступившей в результате таких действий суммы налогов.

В том случае, если у банка имеется решение  налогового органа о приостановлении  операций по счетам налогоплательщика, а банк исполнил его поручение на перечисление средств с этого счета, с банка взыскивается штраф в размере 20 % суммы, перечисленной в соответствии с поручением налогоплательщика, но не более суммы задолженности налогоплательщика в бюджет.

Неисполнение  банком в установленный срок инкассового поручения налогового органа о перечислении со счета налогоплательщика при наличии на нем достаточных денежных средств суммы налога или сбора, а также пени влечет взыскание пени в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, но не более 0,2 % за каждый день просрочки.

В случае непредставления  коммерческим банком по мотивированному запросу налогового органа справки по операциям и счетам организаций или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в установленный Кодексом срок с банка взыскается штраф в размере 20 тыс. рублей.

Так же, как и  с налогоплательщика, взыскание  налоговых санкций с банков осуществляется только по решению суда. 
 
 
 

3. Порядок обжалования  неправомерных действий  налоговых органов.

3.1           Теоретическая база для обжалования неправомерных действий налоговых органов.

Каждый налогоплательщик или налоговый агент имеет  право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика или налогового агента, такие акты, действия или бездействие нарушают их права.

Акты ненормативного характера — это акты, имеющие  индивидуальный характер (относящиеся к конкретным налогоплательщикам, налоговым агентам, а не к неопределенному кругу лиц), и содержащие обязательные предписания для налогоплательщиков, налоговых агентов, влекущие определенные юридические последствия. К таким актам относятся: постановления о взыскании налога, акт налоговой проверки, требование об уплате налога и др.

Нормативные правовые акты налоговых органов могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Акты налоговых  органов, действия или бездействие  их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд. Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд.

Судебное  обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц организациями и индивидуальными предпринимателями производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством. Судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, производится путем подачи искового заявления в суд общей юрисдикции в соответствии с законодательством об обжаловании в суд неправомерных действий государственных органов и их должностных лиц.

Жалоба на акт  налогового органа, действия или бездействие  его должностного лица подается соответственно в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу этого органа.

Жалоба в вышестоящий  налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) подается в течение 3 месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. К жалобе могут быть приложены обосновывающие ее документы. В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен соответственно вышестоящим должностным лицом налогового органа или вышестоящим налоговым органом.

Жалоба подается в письменной форме соответствующему налоговому органу или должностному лицу.

Лицо, подавшее жалобу в вышестоящий налоговый  орган или вышестоящему должностному лицу, до принятия решения по этой жалобе может ее отозвать на основании письменного  заявления. Отзыв жалобы лишает подавшее ее лицо права на подачу повторной жалобы по тем же основаниям в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу. Повторная подача жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу производится в те же сроки.

Жалоба налогоплательщика  рассматривается вышестоящим налоговым органом (вышестоящим должностным лицом) в срок не позднее месяца со дня ее получения.

По  итогам рассмотрения жалобы на акт налогового органа вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе:

1) оставить жалобу  без удовлетворения;

2) отменить акт  налогового органа и назначить  дополнительную проверку;

3) отменить решение  и прекратить производство по  делу о налоговом правонарушении;

4) изменить решение  или вынести новое решение.  По итогам рассмотрения жалобы  на действия или бездействие  должностных  лиц  налоговых  органов  вышестоящий  налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе вынести решение по существу.

Решение налогового органа (должностного лица) по жалобе принимается  в течение месяца. О принятом решении  в течение 3 дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.

Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или действия, за исключением случаев, предусмотренных НК РФ.

Если налоговый  орган (должностное лицо), рассматривающий  жалобу, имеет достаточные основания  полагать, что обжалуемые акт или  действие не соответствуют законодательству РФ, указанный налоговый орган  вправе полностью или частично приостановить  исполнение обжалуемых акта или действия. Решение о приостановлении исполнения акта (действия) принимается руководителем налогового органа, принявшим такой акт, либо вышестоящим налоговым органом.

Жалобы (исковые  заявления) на акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц, поданные в суд, рассматриваются и разрешаются в порядке, установленном гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным законодательством и иными федеральными законами. 
 
 
 

3.2           Судебная практика по делам о возмещении вреда, причиненного в результате действий (бездействия) налоговых органов.

Арбитражными  судами был рассмотрен ряд дел, заявляя  по которым истцы, заявляя требования о возмещении убытков, в обоснование указанных требований ссылались на то, что убытки возникли у них из-за несвоевременного возмещения НДС из бюджета.

По данной категории  дел арбитражные суды указывали на отсутствие доказательств наличия у истцов убытков в связи с несвоевременным возмещением НДС из бюджета и причинно-следственной связи между заявленными истцами суммами убытков и бездействием налоговых органов по возврату из бюджета сумм НДС.

Информация о работе Практика обжалования налогоплательщиком действий (бездействия) налоговых органов, их должностных лиц