Практика обжалования налогоплательщиком действий (бездействия) налоговых органов, их должностных лиц

Автор: 1***********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 12:29, курсовая работа

Описание работы

Не везде и не в полной мере разработчикам Налогового Кодекса удалось это сделать. Однако надо указать на то, что многие положения Кодекса сами по себе являются революционными. Например, такие принципы как толкование неразрешимых противоречий законодательства о налогах в пользу налогоплательщика (ч.7 статьи 3 НК), возложение обязанность доказывания виновности налогоплательщика в совершении правонарушения на налоговые органы (ч.6 статьи 108 НК). Многие положения налогового законодательства, ранее регулировавшихся на уровне судебной практики или подзаконных актов, также нашли закрепление в Кодексе, например дефиниция налога (статья 8 НК), определение момента, с которого обязанность по уплате налога считается исполненной (статья 45 НК).

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Права и обязанности налогоплательщиков……………………………..4
1.1 Понятие налогоплательщиков, плательщиков сборов и взаимозависимых лиц…………………………………………………4
1.2 Состав прав и обязанностей налогоплательщиков и плательщиков сборов…………………………………………………………………..5
1.3 Налоговые агенты и сборщики налогов и сборов как участники налоговых взаимоотношений…………………………………………8
1.4 Представительство в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах…………………………………………………….9
2. Ответственность налогоплательщиков за нарушение налогового законодательства………………………………………………………….10
2.1 Понятие и основополагающие принципы налоговой ответственности……………………………………………………….10
2.2 Действия, за которые налогоплательщик не несёт ответственности……………………………………………………….12
2.3 Виды налоговых правонарушений и система налоговых санкций..13
2.4 Ответственность коммерческих банков……………………………..16
3. Порядок обжалования неправомерных действий налоговых органов..17
3.1 Теоретическая база для обжалования неправомерных действий налоговых органов…………………………………………………….17
3.2 Судебная практика по делам о возмещении вреда, причиненного в результате действий (бездействия) налоговых органов……………19
Заключение……………………………………………………………………….22
Список использованной литературы…………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовик.docx

— 87.71 Кб (Скачать)

5) представлять  налоговым органам и их должностным  лицам в случаях, предусмотренных  НК РФ, документы, необходимые  для исчисления и уплаты налогов;

6) выполнять  законные требования налогового  органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

7) предоставлять  налоговому органу необходимую  информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренных НК РФ;

8) в течение  четырех лет обеспечивать сохранность  данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций — также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги;

9) нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Налогоплательщики — организации и индивидуальные предприниматели — помимо вышеперечисленных обязанностей обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту учета:

- об открытии или закрытии счетов  в 10-дневный срок;

- обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях  в срок не позднее месяца со дня начала такого участия;

- обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ,  в срок не позднее месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации;

- об объявлении несостоятельности (банкротстве), о ликвидации или реорганизации  в срок не позднее 3 дней со дня принятия такого решения;

- об изменении своего места нахождения или места жительства  в срок не позднее 10 дней с момента такого изменения.

Плательщики сборов обязаны уплачивать законно установленные сборы, а также нести иные обязанности, установленные законодательством о налогах и сборах.

За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных  на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Налогоплательщики (плательщики сборов), уплачивающие налоги и сборы в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, также несут обязанности, предусмотренные таможенным законодательством РФ. 
 
 
 
 

1.3            Налоговые агенты и сборщики налогов и (или) сборов как участники процесса налогообложения.

Налоговыми  агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.

Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено НК РФ.

Налоговые агенты обязаны:

1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги;

2) в течение  одного месяца письменно сообщать  в налоговый орган по месту  своего учета о невозможности  удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика;

3) вести учет  выплаченных налогоплательщикам  доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;

4) представлять  в налоговый орган по месту  своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в  порядке, предусмотренном НК РФ для  уплаты налога налогоплательщиком.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных  на него обязанностей налоговый агент  несет ответственность в соответствии с законодательством РФ.

В случаях, предусмотренных  НК РФ, прием от налогоплательщиков и (или) плательщиков сборов средств в уплату налогов и (или) сборов и перечисление их в бюджет может осуществляться государственными органами, органами местного самоуправления, другими уполномоченными органами и должностными лицами — сборщиками налогов и (или) сборов.

Права, обязанности  и ответственность сборщиков  налогов и (или) сборов определяются НК РФ, федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и (или) сборах. 
 
 

1.4            Представительство в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Налогоплательщики, плательщики сборов и налоговые  агенты могут участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законных или уполномоченных представителей, если иное не предусмотрено НК РФ.

Личное участие  налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в указанных правоотношениях.

Полномочия представителя  должны быть документально подтверждены в соответствии с НК РФ и иными федеральными законами.

Законными представителями  налогоплательщика-организации  признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов.

Действия (бездействие) законных представителей организации, совершенные в связи с участием этой организации в отношениях, регулируемых законодательством о налогах  и сборах, признаются действиями (бездействием) этой организации.

Законными представителями  налогоплательщика физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством РФ.

Уполномоченным  представителем налогоплательщика  признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами, органами государственных 
внебюджетных фондов), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Не могут быть уполномоченными представителями  налогоплательщика должностные лица налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, органов налоговой полиции, судьи, следователи и прокуроры.

Уполномоченный  представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством РФ. Уполномоченный представитель налогоплательщика — физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством РФ. 
 
 
 

2. Ответственность  налогоплательщиков  за нарушение налогового  законодательства.

2.1            Понятие налоговой ответственности и основополагающие принципы привлечения к ответственности.

Налоговым кодексом России существенно изменены действовавшие до его принятия чрезмерно жесткие нормы ответственности за налоговые нарушения. Эти нормы применялись в условиях отсутствия ясного и четкого налогового законодательства, предупредительных процедур, нечеткости и расплывчатости формулирования составов налоговых нарушений. Поэтому при подготовке и принятии Налогового кодекса было принято решение о существенном снижении размеров штрафов и пеней, а также о дифференциации ответственности за налоговые нарушения. В результате в Кодексе установлено около 30 видов составов налоговых правонарушений, в то время как до принятия Кодекса их было фактически только два. При этом меры ответственности в одних случаях устанавливаются в процентном соотношении к сумме налоговых нарушений, а в других — в четко фиксированной сумме.

Принципиально новым в Налоговом кодексе  является и то, что впервые в  российской налоговой практике дано достаточно четкое определение понятия налогового правонарушения. Согласно Кодексу налоговым правонарушением является виновно совершенное противоправное, т. е. в нарушение законодательства о налогах и сборах, действие или бездействие налогоплательщика „за которое Налоговым кодексом установлены соответствующие меры ответственности (ст. 106 НК РФ).

Налоговая ответственность – это применение финансовых санкций за совершение налогового правонарушения уполномоченными на то государственными органами к налогоплательщикам и лицам, содействующим уплате налога.

Основополагающими принципами привлечения к ответственности  за нарушение налогового законодательства, определенными в основном налоговом законе страны, являются следующие:

— ни один налогоплательщик, будь то юридическое лицо, предприниматель  или налогоплательщик — физическое лицо, не может быть привлечен к  ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Налоговым кодексом России;

— к налогоплательщику  не могут быть повторно применены  меры налоговой ответственности  за совершение одного и того же нарушения  налогового законодательства;

— ответственность  за действия, предусмотренные Налоговым  кодексом, совершенные физическим лицом, наступает только в том случае, если они не содержат признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации;

— привлечение  налогоплательщика — юридического лица к ответственности за совершение налогового нарушения не может освобождать  его должностных лиц (при наличии  соответствующих оснований) от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации;

—  в случае привлечения налогоплательщика к ответственности за нарушение налогового законодательства, он не освобождается от обязанности уплаты причитающихся сумм налогов;

— налогоплательщик не может считаться виновным в  нарушении налогового законодательства, если эта виновность не доказана и не установлена решением суда, вступившим в законную силу;

— на налогоплательщика  не может быть возложена обязанность доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Эта обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности налогоплательщика в его совершении, возложена на налоговые органы;

—  все сомнения в виновности налогоплательщика в совершении налогового правонарушения согласно Налоговому кодексу России всегда должны толковаться в пользу налогоплательщика.

Принципиально новым моментом при определении  меры ответственности налогоплательщика  за нарушение налогового законодательства является установление Налоговым кодексом двух форм вины налогоплательщика, совершившего противоправное действие или бездействие: умышленное правонарушение и совершенное по неосторожности.

Умышленным считается такое правонарушение, когда совершившее его лицо осознавало противоправный характер своих действий или бездействия, желало или сознательно допускало наступление их вредных последствий.

В то же время  признается совершенным по неосторожности такое правонарушение, когда лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий или бездействия либо вредный характер возникших вследствие их последствий, хотя должно было и могло это осознавать.

В зависимости  от вины должностных лиц налогоплательщика, действия которых привели к нарушению налогового законодательства, определяется и вина организации-налогоплательщика. 
 
 
 
 
 
 
 

2.2            Действия, за которые налогоплательщик не несет ответственности.

НК РФ установлены  определенные обстоятельства, при наличии которых налогоплательщик не подлежит ответственности за нарушение налогового законодательства. Суть этих обстоятельств состоит в следующем:

Во-первых, вину налогоплательщика исключают действия, совершенные должностным лицом вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств.

Во-вторых, не подлежат ответственности те действия налогоплательщика, приведшие к нарушению налогового законодательства, которые являются следствием»выполнения письменных разъяснений по вопросам применения налогового законодательства, данных налоговым органом, или другими уполномоченным государственным органом, или их должностными лицами в пределах их компетенции.

И, наконец, в-третьих, действия, содержащие признаки налогового правонарушения, совершенного налогоплательщиком — физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния, также исключают его вину.

Информация о работе Практика обжалования налогоплательщиком действий (бездействия) налоговых органов, их должностных лиц